Материалы и рекомендации по отдельным темам или видам занятий (в том числе материалы по организации самостоятельной работы и самоконтролю знаний и умений студентов) и другие
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (МАТЕРИАЛЫ)
ДЛЯ СТУДЕНТОВ
дисциплины
«Культурология»
Форма обучения: очная, заочная
Квалификация: бакалавр
Направление: 38.02.01 «Экономика»
Курс: 1, 2
Улан-Удэ
2015 г.
Методические рекомендации (материалы) для студентов
Материалы и рекомендации по отдельным темам или видам занятий (в том числе материалы по организации самостоятельной работы и самоконтролю знаний и умений студентов) и другие
Рабочей программой дисциплины «Культурология» предусмотрена самостоятельная работа студентов в объеме 10 часов.
Самостоятельная работа студентов необходима для лучшего усвоения программы курса.
Целью самостоятельной работы является закрепление и углубление знаний,
полученных студентами на теоретических занятиях, а также подготовка к семинарам, промежуточным формам контроля знаний и к итоговой контрольной работе.
Самостоятельная работа способствует формированию у студентов навыков работы с исторической литературой, развитию культуры умственного труда и поискам в приобретении новых знаний. Самостоятельная работа включает те разделы курса культурологии, которые не получили достаточного освещения на теоретических занятиях по причине ограниченности аудиторного времени.
Методическое обеспечение самостоятельной работы по культурологии состоит из:
Определения учебных вопросов, которые студенты должны изучить самостоятельно;
Подбора необходимой учебной литературы, обязательной для проработки и изучения;
Поиска дополнительной научной литературы;
Определения контрольных вопросов, позволяющих студентам самостоятельно проверить качество полученных знаний;
Организации консультаций преподавателя со студентами для разъяснения вопросов, вызвавших у студентов затруднения при самостоятельном освоении учебного материала.
3.2.Самостоятельная работа (вариант 1)
Название тем | Содержание СРС | |
. | Тема 1. Типология культур. Формы и разновидности культуры. | Прочитать темы: Типология культуры. Формы культуры по носителю: мировая, национальная, элитарная, народная – их ценности. Культура Запада и Востока. Понятие о доминирующей культуре, субкультуре и контркультуре – разновидностях национальной культуры. Крайние проявления национальных культур: национализм, экстремизм, терроризм. Массовая и элитарная культура. Возникновение, становление и ценности массовой культуры. «Массовая культура как специфический феномен ХХ – начала ХХI века. Массовое сознание и «массовая культура». |
. | Тема 2. История культурологической мысли. Тема3 Культурологические школы ХХ века. | Подобрать материал и провести анализ между культурологическими школами: Основные культурологические школы. Общественно-историческая школа (О. Шпенглер, А. Тойнби, Н.Данилевский). Натуралистическая школа (З.Фрейд, К.Юнг, Б. Малиновский). Социологическая школа (В. Парето, П. Сорокин, А.Вебер, Т. Парсонс). Связь общесоциальных процессов с развитием культуры. Символическая школа (Э. Кассирер, К. Леви-Строс). Язык, наука, искусство, религия, мифы – суть символического круга, в котором живет и страдает человек. Цивилизованные человек живет условностями, отделяющими его от реальной жизни. |
Тема 4. Русская культурологическая мысль. | Законспектировать: отличительные особенности становления отечественной культурологии, ее этапы. Влияние творчества великих русских писателей поэтов на духовную культуру России. Культурологическая мысль современной России. . | |
Тема 5. Искусство – важнейший вид духовной культуры. | Выписать понятия - Импрессионизм. Постимпрессионизм. Модернизм. Футуризм. Сюрреализм. Дадаизм. Абстракционизм. Подготовить материал по новейшим течениям – концептуальное искусство, минимальное искусство, гиперреализм, поп-арт, боди-арт и др. | |
Тема 6. Наука как компонент культуры | Подготовить реферат . | |
Тема 7. Культура и религия. | Прочитать и законспектировать темы: Религия как феномен человеческой культуры. Культ, церковь, вера. Эволюция религии: фетишизм, анимизм, политеизм, монотеизм. Филосовско-религиозные учения: теизм, деизм, пантеизм. Атеизм. Национально-государственные религии: синтоизм, индуизм, иудаизм. Конфуцианство как религия. Мировые религии, их возникновение. Буддизм (VI – V вв. до н.э.), христианство (I в.), ислам (VII в.) Религия и искусство. Основные направления религиозного искусства. Эстетические чувства и религиозные переживания. Шедевры религиозного искусства. | |
Тема 8. Закономерности развития мировой культуры на стыке веков и тысячелетий | Прочитать темы: Культура и семья. Роль семьи в формировании общечеловеческий ценностей, в воспитании духовного, творческого человека ХХI века. Культура и мораль современного человека. Профессиональная мораль. | |
Тема 9. Культура в природном и социальном пространстве | Культура и личность. Вопросы саморазвития, самовоспитания, самореализации. | |
Тема 10. Человек в современной культуре. | Изучение литературы, конспект. Культура и глобальные проблемы современности. Интеллигенция в модернизирующемся обществе. Постмодерн как феномен культуры ХХ века | |
ВСЕГО |
3.3. Содержание СРС (вариант 2)
№ | Наименование темы | Содержание СРС | Форма контроля | Объем |
Культурология как наука | Конспект: Связь культурологии с другими дисциплинами | Опрос | ||
Понятие культуры. | Конспект на тему «Истоки представлений о культуре». Сочинение «Понятие культуры». | Опрос | ||
Культура как система. | Изучение, анализ понятий «смыслы», «значения», «знаки», «символы». | Опрос | ||
Социальная дифференциация культуры. | Просмотр, изучение периодических изданий по теме, составление списка названий статей по теме. Конспект статьи на выбор. | Опрос | ||
Основные этапы развития мировой культуры. | Конспект на тему «Основные черты культуры первобытных, аграрных, индустриальных и постиндустриальных обществ». | Опрос | ||
Концептуальные модели исторического развития мировой культуры | Конспект на выбор: «Эволюционизм», «Диффузионизм», «Структурализм». | |||
История культуры России. | Доклад на выбор: «Достижения естественных наук, географические открытия, техника 20-го в.», «Новые направления в литературе», «Кинематография в России», «Религиозно-философская мысль России», «Русский космизм», «Сущность революции 1917 г.», «Советская наука и культура в годы ВОВ». | Опрос | ||
Традиционные подходы к оценке исторического пути и перспективам культурного развития России. | Славянофилы А.С. Хомяков, братья Киреевские, братья Аксаковы, Ю.Ф. Самарин. | |||
Актуальная российская культура | Сочинение «Постсоветская культура: реформы или революция». Изучение: «Массовое» искусство как феномен культуры. | Письменная самостоятельная работа | ||
Культура 21-го века | Изучение: Деятельность Римского клуба. | |||
Итого |