Материалы для самостоятельной работы
2.1. Посмотрите документальный фильм режиссера А.Серпова «Код Кирилла. Рождение цивилизации», снятый на телеканале «Россия» в 2013 году, и ответьте на вопросы:
-- Кто был автором кириллической азбуки?
- Что включает понятие «кириллическая цивилизация»?
- Каковы принципы кириллической цивилизации?
- Какова миссия России в современном мире?
Кто, когда, почему и при каких обстоятельствах изобрел славянскую азбуку?
- Что такое «код Кирилла» и каковы принципы кириллической цивилизации?
- Каково значение письменности для развития народа?
- Почему выбор языка и системы письма является политической проблемой?
- Какова роль России в сохранении кириллической цивилизации?
2.2. Выберите и, пользуясь ресурсами интернета, подготовьте сообщение на одну из тем по истории русской орфографии и пунктуации (будьте готовы рассказать его своим коллегам):
- Какую азбуку изобрели Кирилл и Мефодий: история вопроса и современные точки зрения.
- Тайна кириллической азбуки. Кириллическая азбука как философское послание потомкам.
- Фонетическое письмо в Древней Руси: достоинства и недостатки.
- Борьба кириллицы и латиницы (к вопросу об иконичности письма).
- Петровская реформа орфографии: замысел, произошедшие изменения, значение этих перемен.
- Орфографическая реформа 1918 года, или «весь мир насилья мы разрушим…».
- Реформа орфографии 1956 года: что изменилось и каково значение этих перемен.
- Неудавшиеся реформы русского правописания второй половины ХХ века: предпосылки, роль государства, мнение ученых.
- История некоторых букв русского алфавита («ер», «ерь» и «ять», «э», «ё» и др.).
- Из истории знаков препинания.
Тест по орфографии и пунктуации
Буква Е пишется в слове
1) заж_ гательный танец
3) в_ стибюль
5) пост_ лить
2) разув_ рять соседа
4) в ун _сон
Ь знак пишется в слове
1) кинос_ёмка
3) сдает_ся
5) настеж_
2) вес _ма
4) уничтож_
Буква О пишется в слове
1) истощ_нный
3) малыш_вая группа
2) нож_нка
4) прож_вывать
Согласная буква пропущена в слове
1) драм_а
3) двухкас_етный
5) кал_ория
2) беследный
4) лесный отзыв
Буква Ё пишется в слове
1)выкорч_вать пни 2) пугов_чка
3) пр_успевающий 4) пр_нижение
5) пр_амбула
Буква Е пишется во всех словах ряда
1)плохо учиться во втором семестр; в пчелином уль_
2) нуждаться в контроле вылечиться от мигрен_
3) в испод_м белье; кошачьи повадк_
4) средство от плесен_; составить мнение об абитуриент_
5) услышшь шум; придерж_м
А(Я) пишется в слове
1)выгляд_щий 2) пол_щий
3) услыш_нный 4) трепещ_щий
5) почу_в
НН- пишется в слове
1)перевязаый 2) безветре_о
3) кова_ый 4) правле_ая рукопись
5) пусты_ик
НН- пишется в предложении
1) Сидевшая перед ним девушка читала, и лицо ее было
Сосредоточе_о.
2) Она никогда ни с кем не говорила открове_о, но все невольно чувствовали в ней присутствие глубокого внутре_его мира.
3) Зимой бабушка возила продавать в Красноярск морож_еые кружки молока с лучинкой в накипелой сливками середке.
4) Узнав, какое дело довер_о ему, Алешка обвел нас взглядом.
Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду
1)(не)задачливый; (не)крупные, но сладкие
2) (не)ряшливый; (не)достает искренности
3) (не)обязан соглашаться; (не)досмотрел фильм
4) (не)смущаясь; (не)вымыты мною
5) далеко (не)легкое дело; (не)по-дружески
Ll. НИ пишется в предложении
1)Я не мог н_ прийти к заключению, что зачатки кокетства и придирчивости свойственны всему женскому полу.
2) Он закутан в серый плащ, на ногах у него бесшумные войлочные туфли, а прятаться он умеет так быстро, что сколько н_ оглядывайся, никого сзади не заметишь
3) Чего только н_ испробовал градоначальник для поддержания своих преобразований!
4) Я тебе скажу, морозы там были н_ то что здесь.
Пишется НЕ
1) Н_ одна из компьютерных игр, уверен, не сможет вытеснить старые строгие шахматы.
2) Книга н_ что иное, как верный и бескорыстный друг, самый терпеливый и строгий учитель.
3) Все твои рассуждения не имеют оснований, н_ в какие ворота не лезут.
4) Студенческая жизнь тогда н_ как не мыслилась без подработки.
Дефис ставится
1) подобру(поздорову) 2) (во)вторых
3) (пол)луковицы 4) (желто)ротый
5) кое(в)чем
Тире на месте пропуска ставится в предложении
1) Погода испортится _ спуск нельзя будет разглядеть.
2) Лед, снег и камень _ суровый пейзаж, своей обнаженной рельефностью напоминающий макет.
3) Истина подкрепляется зрением и временем, а ложь _
поспешностью и неопределенностью.
4) Разве Природа сама по себе _ не есть вечный двигатель?
Запятая на месте пропуска ставится в предложении
1)Как надоело выслушивать его упрёки_ и как хочется высказать ему всё, что накопилось в душе!
2) По рассказам крестьян, добычей немцев были лишь тела трёх убитых партизан_ и в их числе был Саша Творогов.
3) У него сжалось и похолодело сердце_ и он поспешно отпрянул за выступ стены.
Пунктуационная ошибка допущена в предложении
1)В тот июльский вечер он нажал на железную певучую дверь парадного крыльца и вышел в синеву сумерек.
2) Ходил он всегда веселой и легкой походкой, и любил одеваться опрятно и по моде.
3) Успех фильмов Спилберга объясняется знанием законов, не только искусства, но и социальной психологии.
4) Вор был ни жив ни мертв и держался за притолоку, чтобы не упасть.