Очного и заочного отделений
1. Понятие культуры. Обыденное и научное понимание культуры.
2. Культура и природа, культура и проблема ценностей.
3. Типология культуры. Формационный и цивилизационный подходы к культуре.
4. Искусство, общая характеристика и формы.
5. Культурные традиции Востока. Общая характеристика.
6. Своеобразие древнеегипетской культуры. Мифология Египта.
7. Влияние культуры Древнего Египта на культуру народов мира.
8. Истоки индийской культуры. Протоиндийский период: Хараппа, Мохенджо-Даро.
9. Ведийский период в древнеиндийской культуре. Веды.
10. Распад древнеиндийского общества на варны и касты.
11. Индуизм. Культ Тримурти – троицы богов в культуре Древней Индии.
12. Роль буддизма в формировании культуры Индии.
13. Общая характеристика и периодизация культуры Древнего Китая.
14. Даосизм в культуре Древнего Китая.
15. Конфуцианство в культуре Древнего Китая.
16. Общая характеристика культур народов Центральной и Южной Америки.
17. Культура древней американской цивилизации майя.
18. Культура древней американской цивилизации инков.
19. Культурные традиции древней американской цивилизации ацтеков.
20. Крито-Микенская цивилизация как начало древнегреческой цивилизации.
21. Древнегреческая культура как культура полиса.
22. Особенности мифологической картины мира Древней Греции.
23. Классическая эпоха в развитии греческой культуры. Проблема демократии.
24. Искусство древнегреческой культуры.
25. Пафос римской культуры – мощь и сила государства.
26. Государство и частная жизнь римлян.
27. Мифология и религия древних римлян.
28. Искусство древнеримской культуры.
29. Христианство и его роль в становлении культуры западноевропейского средневековья.
30. Народная культура в западноевропейском средневековье.
31. Рыцарский идеал и его роль в жизни второго сословия в европейском средневековье.
32. Искусство средневековья Западной Европы.
33. Хронология этапов развития эпохи Возрождения Западной Европы.
34. Основные черты культуры Возрождения Западной Европы. Гуманизм.
35. Искусство Высокого Возрождения Западной Европы.
36. Основные достижения культуры эпохи Возрождения Западной Европы.
37. Социально-культурные последствия Реформации в Западной Европе.
38. Культурные достижения Южного Возрождения Западной Европы.
39. Культурные достижения Северного Возрождения Западной Европы.
40. Характерные черты европейской культуры Нового времени.
41. XVII век – «век разума» в Западной Европе. Рационалистическая картина мира.
42. Барокко и рококо в культуре Нового времени Западной Европы.
43. XVIII столетие в Европе – век Просвещения. Классицизм.
44. Западноевропейская культура XIX века. Критический реализм. Импрессионизм.
45. Основные факторы становления культуры ХХ века Запада.
46. Типология культуры ХХ века: массовая, элитарная, контр-культура.
47. Модернизм. Основные направления модернизма: фовизм, абстракционизм, футуризм, экспрессионизм, сюрреализм на Западе.
48. Постмодернизм в культуре ХХ века Запада.
49. Традиции современной американской культуры и европейская культура.
50. Языческие корни древнеславянской культуры.
51. Мифология древних славян.
52. Особенности древнерусского искусства.
53. Особенности русского православия как самостоятельной конфессии в христианстве.
54. Особенности развития культуры на Руси в XV-XVI вв.
55. Русские художники XV века. A Грека, А. Рублева, Д. Черного, Дионисия. Гуманистический идеал их искусства.
- Факторы, определившие развитие русской культуры XVII века.
- Основные произведения русской культуры XVII века.
- Особенности русского Барокко, Просвещения. Классицизм в русской литературе, архитектуре.
- «Золотой век» русской культуры.
- Представители «Золотого века» в русской художественной литературе.
- Русская живопись XIX века. Русские художники- передвижники.
- Разнообразие стилей в русской архитектуре XIX века.
- Русские композиторы XIX века. «Могучая кучка».
- Русская культура «Серебряного века».
- Русский абстракционизм, импрессионизм, авангард в живописи.
- Советская цивилизация. Культура тоталитарного общества. Оппозиция тоталитарной культуры.
- Позитивные и негативные черты современной отечественной культуры.
- Международные и российские организации охраны культурного наследия.
- Эко-культура.
- Литература как одна из основных форм творчества имиджа социокультурных объектов.
70. Имидж культурных и туристских центров.
Информация для студентов заочного обучения
По дисциплине «Мировая культура и искусство» согласно учебному плану сдается зачет. Для подготовки к зачету следует использовать представленную в методическом комплексе программу дисциплины, а также список учебной, научной и справочной литературы.
Обязательной формой аттестации является контрольная работа, выполняемая самостоятельно студентом-заочником. Тема контрольной работы выбирается из списка вопросов к экзамену по последней цифре зачетной книжки. Например, номер зачетной книжки №347892– последняя цифра2.Из списка вопросов Вы выбираете все вопросы, оканчивающиеся на цифру 2: 2, 12, 22, 32, 42, 52, 62. Далее из этих вопросов Вы можете выбрать один любой вопрос. По теме данного вопроса готовится контрольная работа. Объем контрольной работы: 6 листов рукописного текста, либо печатного текста формата А 4 .
В контрольной работе необходимо должны быть освещены следующие разделы:
- Тема контрольной работы (должна соответствовать номеру варианта).
- План работы (1 страница).
- Введение, где выписывается постановка проблемы.
- Раздел 1. Общая характеристика вопроса.
- Раздел 2. Частные положения темы.
- Вывод.
- Список используемой литературы (1 страница).
Второй обязательной частою контрольной работы является творческое задание: выражение культуры в живописи, музыке, поэзии, прикладном искусстве, афоризмы и т.п. Задание выполняется на свободную тему и является выражением Ваших творческих способностей, фантазии, которые могут быть представлены как рисунки, стихи, оригинально оформленные философские афоризмы, размышления на философские темы, портреты с комментариями и т.п.
Контрольная работа сдается на кафедру «Социально-гуманитарные дисциплины» не позднее, чем за две недели до начала сессии. По контрольной работе согласно учебному плану необходимо пройти собеседование, результатом которого является зачет. Для успешной подготовки контрольной работы и сдачи зачета преподавателем проводятся консультации. (С графиком консультаций можно ознакомиться на кафедре «Социально-гуманитарные дисциплины»).