Трудоемкость дисциплины и ее общая структура
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа
Очное обучение | Заочное обучение | ||
Курс | |||
Семестр | |||
Лекции | |||
Практические (сем., лаб.) занятия | - | ||
Самостоятельная работа | |||
Всего часов | |||
Курсовая работа | - | - | |
Зачет (семестр) | |||
Экзамен (семестр) | - | - |
Содержание разделов дисциплины, структурированное по видам учебной работы и формам обучения
Форма обучения очная
№ п/п | Раздел и тема дисциплины | Семестр | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | ||
Лекции | Семинар Лаборат. Практич. | Самост. раб. | |||
Культура как наука о культуре. | |||||
1.1 | Тема 1. Цель, предмет и основные задачи культурологии как науки. | ||||
1.2 | Тема 2. Структура культуры. | ||||
Субъект и внутреннее содержание культуры. | |||||
2.1 | Тема 3. Сущность феномена культуры и ее происхождение. | ||||
2.2 | Тема 4. Специфика культурологического знания? | ||||
Типология культуры как метод научного познания социокультурных систем и объектов. | |||||
3.1 | Тема 5. Типология культуры как научный метод. | ||||
3.2 | Тема 6. Концепция единой мировой истории и концепции локальных культур. | ||||
3.3 | Тема 7. Цивилизационный подход к анализу общественной жизни. | ||||
ИТОГО |
Форма обучения заочная
№ п/п | Раздел и тема дисциплины | Семестр | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | ||
Лекции | Семинар Лаборат. Практич. | Самост. раб. | |||
Культура как наука о культуре. | - | ||||
1.1 | Тема 1. Цель, предмет и основные задачи культурологии как науки. | - | |||
1.2 | Тема 2. Структура культуры. | - | - | ||
Субъект и внутреннее содержание культуры. | - | ||||
2.1 | Тема 3. Сущность феномена культуры и ее происхождение. | - | |||
2.2 | Тема 4. Специфика культурологического знания. | - | - | ||
Типология культуры как метод научного познания социокультурных систем и объектов. | - | ||||
3.1 | Тема 5. Типология культуры как научный метод. | - | |||
3.2 | Тема 6. Концепция единой мировой истории и концепции локальных культур. | - | - | ||
3.3 | Тема 7. Цивилизационный подход к анализу общественной жизни. | - | - | ||
ИТОГО | - |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Содержание разделов и тем и методические указания по их изучению
Раздел 1. Культурология как наука о культуре.
Тема 1.1. Цель, предмет и основные задачи культурологии как науки.
Культурология как система знаний и её связь с философскими традициями. Три основных периода в представлениях о культурологии: культурология как комплекс дисциплин, изучающих культуру, как раздел дисциплины, изучающей культуру, как самостоятельная научная дисциплина. Основные модели современных культурологических исследований. Основные направления и школы в культурологии.
Тема 1.2. Этапы становления понятия «культура». Культура и природа. Культура как природный феномен. Человек, природа, культура, Культура как система ценностей. Материальная и духовная культура. Культурные ориентации. Рациональное и эмоциональное в культуре. Традиция как важнейшее понятие культурологии. Социальные институты как способ организации культуры.
Содержание лекционных занятий по теме
№ лекционного занятия | Содержание |
Лекция 1. Цель, предмет и основные задачи культурологии как науки. | Культурология как система знаний и ее связь с философскими традициями. Культурология как самостоятельная дисциплина. Основные задачи культурологии как науки. Специфика социальной и гуманитарной культурологии. Культурология и профессионализм. Основные направления и школы в культурологии. |
Лекция 2. Развитие представлений о культуре. | Этапы становления понятия «культура». Культура и природа. Культура как природный и внеприродный феномен. Человек, природа, культура. Особенности перехода от природного к надприродному. |
Лекция 3. Структура культуры. | Социокультурная деятельность человека и ее основные виды. Материальная и духовная культура. Культура как система ценностей. Культурные ориентации. Социальные институты как способ организации культуры Иерархия ценностей культуры. Основные функции культуры. |
Содержание семинарских (практических, лабораторных) занятий
№ занятия | Содержание и формы проведения |
Занятие 1. Цель, предмет и основные задачи культурологии. | Проводится в форме семинара – защиты реферата по одному из указанных вопросов. Культурология как система знаний о культуре. Связь культурологии с философией, историей, археологией, социологией и другими гуманитарными науками. Понятие культуры и этапы становления представлений о культуре. |
Занятие 2. Структура культуры. | Проводится в форме диктанта для закрепления наиболее важных, опорных понятий темы. Социокультурная деятельность человека и ее основные виды. Материальная и духовная культура. Техника как социокультурная деятельность. Духовная культура и духовное производство. Структура духовной культуры. Основные функции культуры. |
Методические указания по изучению темы и организации самостоятельной работы