Исторические модели культурного человека
Когда мы используем выражение “культурный человек”, мы вносим прежде всего оценочный аспект и выявляем меру культурности человека, его соответствия существующим в обществе идеалам и стандартам.
В разные эпохи существовали различные модели “культурного человека”: человек мусический (Античность), человек-богослов (Средневековье), человек универсальный (Возрождение), человек-специалист (Новое время), человек-носитель планетарного мышления (формируется в современную эпоху).
Существует 4 типа (модели) культурного человека:
1. Античная или платоновская модель: способность к длительному и целенаправленному образованию (образованность); внутренняя организованность, собранность (умение владеть собой); высокая нравственность.
2. Гуманистическая модель (Эпоха Возрождения): активная политическая и общественная деятельность; разнообразная творческая деятельность.
3. Модель культурного человека Нового времени (XVII в.): специализация в какой-либо отрасли знаний.
4. Модель культурного человека современной эпохи: владение планетарным мышлением (человек не замыкается на себе, а живет глобальными проблемами мира); широкое образование; культурный плюрализм.
Главный признак культурного человека – способность понимать и оценивать интеллектуальное и художественное достояние своей собственной и других стран, а также способность воспринимать, усваивать эти духовные богатства.
Важные черты: знание, образование, умение общаться, нравственность, терпимость к инакомыслию.
Культура помогает формировать целостное понимание мира. Освоение мира: познание и осмысление. Культура помогает функциональности человеческой жизни.
Интеллигенция – специфический русский феномен, за рубежом – интеллектуалы, т.е. люди занимающиеся умственным трудом.
Русский интеллигент – имеет «больную» совесть, чувство вины, чрезвычайно морален и ответственен.
Интеллигент для народа «свой – чужой», слишком умный («а еще в шляпе»).
Недоверие к нему вызывает чувство вины за все. Видит свою задачу в том, чтобы привести «глупый простой народ» к счастью.
Современный человек находится в дезинтегрированной системе координат, существует между культурой и цивилизацией, поэтому черты “культурного человека” сегодня отражают эту двойственность: толерантность (терпимость), профессионализм, способность к духовному саморазвитию и самосовершенствованию. Американский культуролог Дж. Пассмор считает главным признаком культурного человека - способность понимать и оценивать интеллектуальное и художественное достояние разных культур.
19) Понятие современного культурного человека.
Не нашел!
Культурные ценности.
Аксиология – это теория ценностей.
С позиций аксиологического подхода культура – это система базовых ценностей общества, находящегося на определенной стадии своего исторического развития.
Культура – это система ценностей общества, потому что:
- она определяет специфику той или иной культуры, ее отличие от других культур
- в ней концентрируются все результаты духовной деятельности человека
- система ценностей представляет собой наиболее устойчивую структуру человеческого сознания
- она определяет отношение людей ко вновь созданным произведениям духа, ценностям прошлых эпох или ценностям других культур.
Культурные ценности и их функции.
Существует два подхода к изучению окружающего мира:
1) Онтологический – изучение сущности предмета
2) Аксиологический – связан с выражением отношения человека к предмету. Выразить это отношение позволяют ценности.
Существует более 100 определений ценностей, но самое распространенное из них следующее:
Ценности – это материальные или идеальные предметы, которые нужны и полезны человеку с точки зрения удовлетворения его потребностей.
Также многочисленны и типологии ценностей, осуществляемые по разным основаниям:
- по предметному содержанию (материальные, духовные, этические, политические)
- по роли в жизни человека (терминальные – цели, инструментальные – средства)
- по функциональной направленности (интегрирующие, дифференцирующие)
- по актуальным потребностям индивида.
Главная функция ценностей – регулятивная. Для того, чтобы чувствовать себя полноценным членом общества, человек должен постоянно оценивать себя, свое поведение, образ жизни, уровень развития. Осознание своего соответствия этим требованиям вызывает у него чувство удовлетворенности, душевного комфорта. И наоборот, осознание несоответствия вызывает чувство дискомфорта.
Внешний контроль осуществляется обществом, правовыми органами.
Внутренний контроль осуществляется благодаря ценностям, усвоенным человеком в процессе социализации.
Поскольку осознание несоответствия вызывает у человека стремление изменить себя в лучшую сторону, то ценности являются механизмом развития личности.
Психологи считают, что ценности – «ядро» человеческой личности, так как они определяют отношение человека к миру, к природе, к власти и т.д.
В конечном счете, ценности определяют всю стратегию нашей жизни.
Наличие устойчивых ценностных ориентаций характеризует зрелого человека и определяет такие качества, как активная жизненная позиция, целеустремленность, верность принципам.
Другая функция ценностей – прогностическая. Ценности определяют тот образ будущего, к которому стремиться личность.
Культурные нормы
Нормы – это правила поведения и жизнедеятельности людей и их принципы. Типология норм:
- Нормы-запреты (табу). Есть в каждом обществе, но особенно много их в архаичном обществе. По мере развития общества количество табу сокращается.
- Нормы-рамки. Определяют границы допустимого поведения.
- Нормы-идеалы. Представление о совершенстве в разных сферах жизни, в том числе, о совершенном человеке.
Нормы различаются по степени обязательности выполнения и степени свободы выбора. Наиболее жесткий, принудительный характер имеют правовые нормы, технические, нарушение которых карается санкцией.
Другие нормы носят менее жесткий характер, допуская свободу выбора.
Нормы исторически конкретны, они могут изменяться, разрушаться, заменяться новыми. Нормы очень тесно связаны с ценностями, так как они вытекают из ценностей, являясь их продолжением на практике. Например, жизнь или здоровье порождают такие нормы, как не убий, не навреди больному.
Виды норм:
1. Документированные
2. Моральные
Слои культурных норм:
1. Общекультурные – распространяются на всех членов общества, регламентируют правила поведения в общественных местах.
2. Групповые – регламентируют правила поведения представителей какой либо группы людей.
3. Ролевые – регламентируют, как должен вести себя человек в соответствии с исполняемой им социальной ролью.