Материал по теме занятия

КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧИТЕЛЯ.

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ .

Практикум

Домашнее задание:

1. Подобрать высказывания и афоризмы классиков литературы и выдающихся мыслителей прошлого о культуре речи, силе слова.

2. Подготовить мини выступление для общего обсуждения «Чем отличается речь педагога в общении с детьми, родителями и педагогами», опираясь на материалы к занятию (см. ниже)

3. Продолжить список правил речевой культуры педагога:

Правила речевой культуры педагога:

1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услы­шать, чтобы процесс слушания не вызывал у воспитанников значительного напря­жения.

2. Педагог должен говорить внятно.

3. Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту.

4. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами - логическими и психологическими. Без логических пауз речь безгра­мотна, без психологических - бесцветна.

5. Педагог должен говорить с интонацией, т. е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного.

6. Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может су­щественно влиять на эмоциональное самочувствие воспитанников: воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки.

7. ……………………………………………….

4.Выучить стихотворение:

Семь компонентов нашей речи

Запомнить просто и легко!

Лишь вспомни радугу на небе,

И станет на душе светло!

Ведь радуга, как речь, игрива,

Спонтанна, звучна и проста,

И удивительна красива

Во все былые времена!

В ней правильность, логичность, точность,

Богатство красок, чистота,

А выразительность какая?

Ведь от неё поёт душа!

Мой стих приобретёт известность,

И в этом есть свой толк, уместность!

Спасибо всем за нашу встречу,

За семинар «Культура речи!»

5.Перевести текст на литературный язык:

«…В кадре обыкновенный лифт. Лифт поднимается вверх. В кабине - пожилой обитатель дома и юный гражданин. Старший задает вопрос младшему:

- Как дела?

- У, дела моща. Ща один фитиль такое сморозил. Подкатывает к Шкету. Дай, говорит, велик погонять! Сел и почесал. А тут училка. А он давай выпендриваться. Варежку разинул, да как дерябнется. Сам с фингалом. Училка чуть не с катушек, а велик гикнулся. Во, ржачка! Клево, да?

6. Тренировка интонации и выразительности речи.Педагогу важно владеть собой, регулировать свое эмоциональное состояние. И все это ярко выражается через слово и мимику.

Произнесите фразу «Иди сюда»

громко,

возмущенно,

радостно

таинственно.

Скажите «Умница»

тихо,

громко, ласково,

удивленно,

радостно.

Материал по теме занятия

Теоретическая часть.

1.Понятие культуры речи и ее элементы.

2.Этикетные нормы общения. Речевой этикет.

3. Нарушения этики ведения диалога с учащимися.

4.Речевая этика в профессиональной деятельности учителя. Пути совершенствования речевого мастерства учителя.

5.Формирование культуры речевого общения в классном коллективе.

1.Понятие культуры речи и ее элементы.

Умеем ли мы говорить? Один педагог говорит всегда тихо, другой,как правило, кричит; третий говорит медленно и нудно; четвертый каждую фразу начинает с «Ну вот, значит, это…», пятый без конца крутит прядь волос на затылке или позванивает ключами в кармане… Все это мешает понять детям «нашу душу и наши мысли », и они обсуждают, смеясь и удивляясь такому поведению учителя. Наша речь- это отражение индивидуального рисунка нашего профессионального поведения:

« - Я вообще не понимаю, зачем вы тут нужны на моем уроке, - кричит учи-

тельница обзевавшемуся шестому классу» (вопрос, конечно, интересный, действительно - зачем?),

«- Им же ничего не надо! Я так интересно рассказывала, а они не слушают..» (И как только учитель догадался, что рассказывал интересно, а?),

« –Я тебя спрашиваю, где твое воспитание?- Вопит на всю столовую гренадерского вида учительница, подняв за шиворот на метр от пола юркого второклассника». (У нее-то с воспитанием все в порядке!),

« –Идиоты! Я же вас культуре учу! – Заявляет на уроке математики учительница, ковыряя в ухе дужкой очков». (А как у самого учителя с культурой?).

К числу часто употребляемых учителями несоответствующих этическим нормам выражений, относятся: уроды, дебилы, дауны, дубье, бестолочи, твари, коровы, кобылицы, извращенцы, Чего рожи помазали?, Девочки, взяли тряпочки и пошли на панель (это призыв помыть стены в родной школе), Что смотрите, козлиные глаза!, Лапти стоптанные!, Сидят: болото, трясина!, Имбецилы ходячие!, Вы – стопроцентная тупость! Простите, только 99-процентная, я тут один умный (учитель ОБЖ), Пеньки с глазами!, Уличные женщины!, Здравствуйте, пискухи!, Курицы, клуши! (Комсомольская правда. 2003.)

Культура речи - часть общей культуры человека. Культура речи учителя - предмет гуманитарного общения культурного плана, который включает в себя ряд взаимосвязанных понятий: культура, культурный человек, культура речи, культура профессионального (педагогического) общения.

Выдающиеся педагоги прошлого – Я.Корчак, А.С.Макаренко, И.Г.Песталоцци и другие, а также педагоги-практики современной школы в своих работах утверждают, что важнейшей предпосылкой педагогического успеха является культура речевого общения, отточенное искусство человеческих контактов самого учителя. Культура речевого поведения может рассматриваться с этической, речевой и этико – речевой позиций.

«От культуры слова к эмоциональной культуре, от эмоциональной культуры к культуре моральных чувств и моральных отношений – таков путь к гармонии знаний и нравственности». В. А. Сухомлинский  

Культура речи:

§ это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач (Е.Н.Ширяев);

§ это те навыки и умения, которые обеспечивают правильность речевой деятельности, то есть соответствие ее общепринятым нормам, а также способность строить свои высказывания сообразно с их целями, с коммуникативной целесообразностью, с условиями общения (М.Р.Львов).

Понятие «культура речи» многозначно и состоит из двух ступеней освоения литературного языка:

· правильность речи - владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления….),

Оценивая речь с позиции «правильности» мы чаще всего прибегаем к характеристикам «верно - неверно», «норма – нарушение нормы».

· речевое мастерство – не только четкое использование норм литературного языка, но и умение выбирать из имеющихся вариантов наиболее точные в смысловом отношении, ситуативно и стилистически уместные словесные конструкции (Педагогическое речеведенье). Этот уровень предполагает способность отбирать речевые средства с учетом обстановки и речи, умение учитывать восприятие адресата и избегать тавтологии, многозначности, тяжеловесных, с трудом воспринимаемых конструкций и т.п.

Культура речевого поведения учителя - это проявление его общей культуры. Подлинная высота культуры речи – умение мотивированно использовать средства языка для целей общения и передачи информации в конкретных условиях. Овладение знаниями в области паралингвистики (вокализация речи, ее тональность, тембр), и экстралингвистики (громкость речи, ее темп, паузы) непосредственно сказывается на плодотворности словесных контактов. Грамотное, воодушевляющее, доброе слово способно творить чудеса.

В устной речи педагог должен использовать весь арсенал выразительных средств:

· выбирать соответственно личностно - ориентированной модели обучения тон – спокойный, доброжелательный, заинтересованный,

· использовать, зависящий от возраста обучаемых, этапа обучения, сложности изучаемого материала темп речи,

· подбирать, в зависимости от ситуации общения, силу голоса,

· использовать уместную в данный момент интонацию, соблюдать паузы, логическое ударение,

· следить за соответствующей задаче урока мимикой, жестами.

Речевая (коммуникативная) культура также предполагает:

ü - умение выслушивать ученика, не перебивая воспитанника,

ü - проявлять внимательно - доброжелательное отношение к высказываниям воспитанника,

ü - тактичное руководство дискуссией, возникшей на уроке,

ü - оперативно - деликатную реакцию на ошибки учащихся в устной речи,

ü - правильность (соответствие нормам русского литературного языка) речи учителя, точное словоупотребление, в том числе и терминов.

Наши рекомендации