Экономическое развитие края.
Присоединение Самарского Поволжья в середине XVI в. в состав России потребовало постепенного включения жителей его территории в систему традиционных социально-политических и экономических отношений, господствовавших в средневековом российском обществе.
С присоединением к России производительные силы и культура в Поволжье стали развиваться значительно быстрее. Развиваются земледелие, животноводство, промыслы, торговля. Идет интенсивное заселение земель. Началось регулярное движение по Волге и Каме.
В крае росло землевладение светских и церковных феодалов. Одним из первых значительные владения получил Троицко-Свияжский монастырь. Еще в 1594 г. крупные участки были отведены Богородицкому "Преображенскому монастырям". Казанскому митрополиту. В 1606 г. московскому Чудову монастырю было представлено левобережье Волги от устья Самары до устья Иргиза. Рыбная ловля по Иргизу отошла Новоспасскому монастырю.
Монастыри переселяли на полученные от царя угодья крестьян из внутренних районов России. Параллельно шла боярская и дворянская колонизация края. Переселялись на новые земли и государственные крестьяне.
Местное нерусское население было превращено в государственных (ясашных) крестьян, подвергалось христианизации. Многие крестьяне, бежавшие от своих господ в заволжские пустующие земли, жили под угрозой возвращения прежним владельцам. Мирные поселенцы жилы под постоянной угрозой разбойных нападений кочевников.
Около Усольского острожка (построен в 1614 г.) продолжали работать соляные варницы. В 1632 г. они перешли к купцу Надею Светешникову, который увеличил число рабочих и расширил варницы. Росли доходы от продажи соли. В 1680 г. царь Алексей Михайлович за 6500 р. приказал выкупить у Н.Светешникова Усолье с варницами, крестьянами, бобылями, рыбными ловлями и угодьями. Все это было отдано во владение Савво-Сторожевского монастыря. Монастырь увеличил добычу соли и рыбные промыслы, переводил сюда крестьян из других владений, охотно принимал беглых крестьян, присоединял земли с селами Архангельское (Новинки), Торновское, Старый Теплый Стан, Новый Теплый Стан, Жигулевка, Усолье.
Переселенцы сначала устраивали починки, которые потом вырастали в деревни и села. Пришлому населению трудно было обзаводиться хозяйством, поэтому новички подселялись к уже имевшим свое хозяйство "захребетниками", "подсоседниками", "соседями". Построив дом и заведя усадьбу, "захребетник" переходил в категорию бобыля, а получив участок земли, переходил в категорию тяглого населения. Савво-Старожевский монастырь освобождал поселенцев на несколько лет от повинностей и давал средства на обзаведение. Так поступали и другие владельцы. Переселенцы в XVII в. шли из уездов Верхнего, Нижегородского и Казанского Поволжья. Но были посадские, выходцы из дворцовых волостей, монастырские, помещичьи крестьяне, казаки, отставные стрельцы и т.п. "Вольные люди" самовольно основывали села и деревни на "ничейной" земле.
Первые основные сельские поселения возникли на Самарской Луке. Ею в основном и ограничивалась первоначально сельская округа Самары.
Самарские дети боярские и дворяне вслед за монастырскими старцами с 1640-х гг. также приступили к освоению Самарской Луки. Но все ближние к городу, лучшие земли были разобраны и им пришлось довольствоваться выходящими к Волге межгорными долинами. Там и возникли небольшие деревушки Ширяев Буерак (Ширяево), Моркваши, Ермаково, Кольцово, Осиновый Буерак (Осиновка) и другие.
Пришедшие позднее мордва и чуваши облюбовали центральную часть Самарской Луки, и "за лесом" появились Аскулы, Сосновый и Березовый Солонцы, Кармалы, Севрюкаево.
Широкое развитие получило промысловое рыболовство. Этим промыслом занималось значительное количество горожан – посадских людей и стрельцов.
Среди занятий жителей Самары известны также плотничество, изготовление кирпича, кузнечное дело, гончарство, огородничество.
Существенную роль для жителей Самары и окрестностей в их занятиях играл волжский торговый путь и отходившие от него дороги на Яик, в Среднюю Азию, сухопутный путь к Москве. Самарцы и работные люди, пришедшие с верховьев, работали на судах, нанимались бурлаками, более состоятельные занимались извозом.
Сельское население занималось прежде всего земледелием. Переселенцы сталкивались на новом месте с совершенно необычными для себя условиями. Вместо привычного дождливого короткого лета они испытывали действие засух и суховеев, вместо серых малоплодородных почв сеяли зерно в самарские черноземы. Однако урожаи озимых – ржи и яровых, прежде всего овса, были в среднем такими же, как на местах их былого жительства. Местные земледельцы вкладывали меньше времени и труда в сельскохозяйственное производство, предпочитали подрабатывать на промыслах. Местная сельскохозяйственная округа не могла полностью прокормить свой уездный центр и часть хлеба для питания горожан приходилось завозить с верховьев Волги.
Самарский уезд являлся уникальным явлением в русской средневековой истории. Он находился далеко за пределами границ расселения русского оседлого населения. Край был оторван от основного ареала, окружен степными и лесостепными кочевьями. Поселиться здесь в относительной безопасности от нападения кочевников первые земледельцы и промысловики смогли только благодаря уникальным природным условиям прежде всего Самарской Луки, надежно защищавших местных жителей.
В 1616-1648 гг. проводилась перепись, подворно переписывалось все податное население мужского пола. Чтобы окончательно прикрепить крестьян к земле и к помещику, было издано Соборное Уложежие 1649 г. Крестьяне принудительно работали на барина, обязаны были приносить ему хлеб, муку, баранов, кур, яйца...
Документы XVII в сообщают: "Бояре и дальние и ближние, и всяких чинов люди помещики и вотчинники ведают и судят своих крестьян во всяких крестьянских делах, кроме разбойных и иных воровских дел, ... пользуются правом сажать в тюрьму, в колоду, в железа, бить батагами, и кнутом, подвергать пыткам".