Картина мира древних китайцев – основа традиционной культуры стран АТР
В современной культурологии различают несколько цивилизаций, выделяемых по принципу религиозно-культурной общности. Таким образом, говорят об иудео-христианской, мусульманской, индо-буддийской и др. цивилизациях.
Китайская культура послужила генетическим ядром для возникновения и развития буддо-конфуцианской (дальневосточной) цивилизации, в которую входит большинство стран АТР. Китайская культура является автохтонной (существует именно в том месте, где возникла), автономной, (т.е. возникшей независимо от других древних цивилизаций) и оригинальной (обладает уникальными культурными идеями, этическими и эстетическими ценностями, смыслами).
Китай является единственной из мировых цивилизаций, которая, зародившись еще в неолитическую эпоху (V – II тыс. до н.э.), продолжает существовать и по сей день. При этом важна не столько сама по себе длительность ее существования, сколько устойчивость и преемственность ее культурных традиций, которые никогда не прерывались, даже в периоды чужеземных завоеваний.
Основой китайского взгляда на жизнь является картина мира, возникшая в глубокой древности, но сохраняющая свое значение и в наши дни. Китайская картина мира обладает удивительной связностью и упорядоченностью своих элементов, объединяя в единую систему представления о времени и пространстве, основных природных стихиях, о системе власти и управления, поведении человека.
Пространство, время и материальный мир. В китайской картине мира мировое пространство делится на 5 частей – четыре стороны света (север, юг, запад, восток) и центр мира – Чжун (рис. 28). Китай считался Центральным (срединным) государством – Чжун го. Считалось, что небо имеет форму круга, а земля – квадрата. Та часть земного квадрата, куда падает проекция неба, и есть Срединное государство, которое называлось также Поднебесная (Тянься). Находящиеся вне Китая земли лишены небесного покровительства и поэтому в них невозможна цивилизация, их населяют «ближние» и «дальние варвары».
Кроме Центра особо почиталась южная пространственная зона. Китайские правители во время исполнения любых официальных церемоний всегда поворачивались лицом к югу, также размещались храмы, дворцы и жилые постройки.
Восток у китайцев, как и у других народов мира, ассоциировался с рождением новой жизни. Запад считался местом, где царит хаос, гибнет все живое, был связан со смертью и силой оружия (у).
Север воспринимался двойствено – как зона зимней смерти природы, но также как место, обладающее таинственными силами и тайными знаниями.
Пять пространственных зон соответствовали четырем временам года, с добавлением пятого – середины лета, соответствующего Центру.
Пространственно-временным зонам соответствовала цветовая, числовая и др. виды символики. Центр обозначался желтым цветом (цвет императора), восток – сине-зеленым, юг – красным (цвет наряда невесты), запад – белым (цвет траура), а север – черным цветом (цвет одежды ученых). Каждая зона связывалась с природной стихией: земля (Центр), дерево (восток), огонь (юг), металл (запад), вода (север).
Северо-восточная и северо-западная пространственные зоны в картине мира древних китайцев были связаны с женским началом – Инь, которое было связано с зимой, водой, хаосом, луной, темнотой, холодом, агрессией. Мужское начало – Ян связывалось с юго-западной и юго-восточной частями мира, летом, деревом, огнем и солнцем, рациональностью. Инь и Ян, хотя и противоположны друг другу, неразрывно связаны и образуют динамическое равновесие мирового порядка – Дао.
Число 1 и все нечетные числа обозначали мужское начало, число 2 и четные числа – женское. «3» – триада: Небо, Земля, Человек – все мироздание по вертикали. «5» – пространственные зоны, мир по горизонтали. «12» – число лунных месяцев и знаков зодиака.
Каждой части света и времени года соответствовали символическое животное и легендарный правитель. Ценр – это Желтый (императорский) дракон; восток – Бюрюзовый дракон; юг – Красный феникс (рис. 29); запад – Белый тигр; север – Таинственный воин (фантастическое существо, симбиоз черепахи и змеи). Рисунки этих животных помещались на стенах захоронений, на талисманах, на свитках, украшающих дома. Особенно популярный сюжет – играющие дракон и феникс, что означает взаимодействие мужского и женского начал, идею зарождения новой жизни и увеличение плодородия.
Каждой части света покровительствовал «божественный правитель» и соответствовала своя планета: Центру – Желтый император (Хуан-ди) - Сатурн, востоку – Синий (зеленый) император (Цин-ди) - Юпитер, Югу – Огненный импер атор (Янь-ди) - Марс, западу – Белый император (Бай-ди) - Венера, северу – Черный император (Хэй-ди) - Меркурий. Про каждого небесного императора и их помощников – духов существовало множество мифов и легенд.
Модель мира, состоящая из пяти элементов, обладает рядом определенных свойств. В этой модели мир видится человеку как предельно упорядоченное действо, состоящее из строго последовательных, обязательных природных и социальных процессов. «Космический церемониал» (Ли) предопределяет и смену времен года, и трудовой цикл земледельческих работ, и смену возрастов человеческой жизни, и зарождение, расцвет и гибель государств.
Человек, общество, власть. Человеческое общество, по представлениям древних китайцев, находилось в неразрывном единстве с природным космическим порядком. Все события, происходящие в обществе, должны были подчиняться природным ритмам. Единственным существом, способным поддерживать, нарушать или восстанавливать должный мировой и социальный порядок, считался сам человек. Человек – самое ценное между Небом и Землей, из всех вещей и созданий. Только человек обладает разумом и нравственным чувством, поэтому только он может внести порядок в хаос, превратить беспорядок в гармонию.
Связь общественной жизни с мировыми природными закономерностями осуществлялась через ритуал –ли. Термин «ли» обозначал и религиозные обряды, и придворные церемонии, и семейные правила поведения, и законы природы. В конфуцианском каноническом тексте «Ли-цзин» говорится: «…Благодаря ли ограничивается хорошее и плохое, проявляются в нужный момент радость и гнев. Благодаря ли повинуются низы и проявляют мудрость верхи. Благодаря ли удается избежать беспорядка в этом бескрайнем меняющемся мире».
В Китае не было ничего случайного, все было взаимосвязано в рамках ценностно-символической системы. Так, в Китайской империи было 5 центральных ведомств (министерств), строго соотносимых с пространственно-временными зонами: Центральное (Желтооблачное) ведомство – предположительно министерство двора; Весеннее (Зеленооблачное) ведомство – министерство церемоний; Летнее (Краснооблачное) ведомство – министерство военных дел; Осеннее (Белооблачное) ведомство – министерство юстиции, и зимнее (Чернооблачное) ведомство – министерство общественных работ. Китайская аристократия могла носить пять титулов, чиновники делились на девять рангов, военные силы включали четыре армии (по частям света, для борьбы с северными, южными, западными и восточными «варварами») и т.д.
Особенно жестко регламентировались жизненный уклад и поведение правителя. В каждый конкретный сезон и месяц года государю полагалось проживать в строго определенных апартаментах, носить одежду нужного цвета, есть специальную пищу и т.д.
Пища носила ритуально-календарный характер: просо/корова (Центр), пшеница/овца (восток), бобы/курица (юг), конопля/собака (запад), пшено/свинья (север). Типов живых существ было также пять: «безволосые» – люди, Центр; «чешуйчатые» – насекомые – восток; «пернатые» – птицы – юг; «волосатые» – звери – запад; «панцирные» – черепахи (рис. 30) и пресмыкающиеся – север. Насчитывалось пять внутренних органов: сердце – центр, селезенка – восток, легкие – юг, печень – запад, почки – север. Существовала типология запахов и вкусов : благовонный запах/сладкий вкус – Центр; козлиный запах/кислый вкус – восток; горелый запах/горький вкус – юг; запах металла/острый вкус – запад; запах гнили/соленый вкус – север.
Все эти типологии лежат в основании традиционных китайских научных дисциплин, теорий хозяйствования, экономических концепций и медицины.
Китайцы относились к приведенным выше воззрениям предельно серьезно: весной с преступников снимали кандалы, а выносить и совершать смертные приговоры можно было только осенью и зимой.
Картина мира, состоящая из пяти элементов, реализовывалась в Китае также в музыке и письменности.
Интонациональный строй китайской музыки состоит из пяти нот (пентотоника). Одновременно использовался 12-ступенный звукоряд, состоящий из шести четных (женских) и шести нечетных (мужских) ступеней. Музыке придавалось огромное значение не только эстетическое, но, главным образом, как средству гармонизации природных и социальных процессов. «…тот, кто разбирается в музыке, тем самым познает способы управления государством». Музыка являлась идеальной моделью процесса перехода от природного хаоса к гармонии, осуществляемого самим человеком и посредством сделанных человеческими руками музыкальных инструментов. В условиях природных катастроф и социальных бедствий правителю страны, губернаторам провинций и чиновникам предписывалось чаще устраивать церемонии и празднества с исполнением музыкальных произведений.
Священным значением обладала в китайской картине мира иероглифическая письменность – вэнь. Иероглиф вэнь обозначает в принципе любые узоры: роспись, тканые узоры, родинки или пигментные пятна на теле человека, татуировку, узоры на шкуре животных, сплетение трав, цветов, вереницы облаков, созвездия. Так, астрономия и астрология в Китае называются вэнь тянь – «небесный узор». Таким образом, письменность – язык и людей, и Неба, священный язык, отражающий гармонию неба и земли. Древнекитайская письменность использовалась в магических ритуалах (гадания, жертвоприношения и др.) и письменный знак навсегда сохранил свое сакральное значение. До сих пор сохраняют свое значение талисманы, обереги, благожелательные надписи, которые рисуют на одежде, вывесках, помещают на дверях домов, в автомашинах и т.п.
Вэнь – не только письменный язык, это понятие включает образованность, просвещенность, цивилизованность, интеллектуальный труд. Категория вэнь как мирное, жизнеутверждающее начало противопоставлялось военной силе у. Предпочтение мирной жизни в Китае доказывает тот факт, что гражданская служба там была более престижной, чем военная.
Космологические воззрения китайцев реализовались также в материальной культуре, прежде всего в архитектуре и строительстве.
Все китайские города, дворцы, храмы строились по одним принципам. Усадьба представляла собой квадрат или прямоугольник (форма земли), обнесенный стеной квадратной формы, строго ориентированных по оси север – юг, в стенах было 4 ворот, по сторонам света. Усадьбы объединялись в кварталы также квадратной формы, тоже со стенами и воротами. Наконец, кварталы, сохраняя прямоугольную планировку, окружали «закрытый город» - дворец правителя (Центр). Город обносился стеной. За пределами города обычно строили храм Неба – круглой формы (форма неба) (рис. 31). Юг считался более благоприятным направлением, поэтому главное здание всегда располагалось в южной части; Южные ворота обозначались дополнительными украшениями – башней и др. Древнекитайская столица Лоян была обнесена стеной с 12 воротами, по числу месяцев года.
Строительство находилось в неразрывной связи с государственностью, они даже обозначались одним словом (иероглифом). Каждый правитель, особенно основатель новой династии, должен был построить новую великолепную столицу, возводить храмы, дворцы, строить дороги, каналы, дамбы и плотины, только так государь мог доказать свое «величие и сияние». Характерно, что хотя в Китае с древности не хватало земли из-за многочисленности населения, господствующая там горизонтальная модель мира помешала перейти к многоэтажной застройке. Самыми высокими зданиями в Китае были трехэтажные башни – лоу. Самый могущественный и жестокий император древности – Цинь-Ши-хуан-ди построил Великую китайскую стену (единственное земное сооружение, видное с Луны) и Великий канал не только для военных и экономических нужд, но и для демонстрации своего богоподобного могущества (рис. 32).
Представления китайцев о власти соответствуют «культу священного царя», который в древности был распространен у многих народов. Главная особенность «культа священного царя» - вера, что царь обладает магической силой, благодаря чему способен устанавливать контакт с высшими силами и поддерживать мировой порядок. В Китае считалось, что правитель обладает магической силой дэ, что он является сыном не только своего земного отца, но и Неба. Известно было два типа правителя: «цари-воители» (у-ди), которые завоевали себе трон и основали новую правящую династию; «просвещенные правители» (вэнь-ди) – обычно это были преемники грозных царей-воинов, которые правили в мирных условиях. Династии в Китае менялись достаточно часто – в результате чужеземного завоевания или народных восстаний. Была даже выработана специальная концепция, которая должна была оправдывать захват власти. Считалось, что правитель имеет «мандат Неба» на правление и может его утратить. Признаками того, что Небо отвернулось от правителя, считались стихийные бедствия, эпидемии, голод и народные восстания. Если вождь народного восстания или придворного заговора был побежден правительственными войсками, его казнили как злодея и государственного преступника. Если же ему удавалось победить и захватить столицу – он считался носителем «мандата Неба», независимо от социального происхождения и даже этнической принадлежности.
Таким образом, оригинальная китайская картина мира обладает следующими основными чертами: наличием пространственно-временной модели мира, состоящей из пяти элементов (горизонтальная модель мира); тесной связи этой модели с естественно-научными, художественными, экономическими и политическими представлениями; осознанием человека как посредника между обществом и природным миром, способным облагораживать и «окультуривать» мир; верой в сакральный характер власти, письменного языка и музыки.