Упражнение 4. Найдите в предложениях тавтологию и плеоназм. Исправьте речевые ошибки
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ЗАДАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
Контрольная работа выполняется студентом на листах формата А4, титульный лист оформляется в соответствии с принятыми в учебном заведении требованиями. В конце работы необходимо привести список литературы (не менее трех источников), которая была использована при выполнении работы.
Контрольная работа представляется в деканат не позднее, чем за 7 дней до начала экзаменационной сессии. После получения положительной оценки за выполненную работу студент допускается к сдаче зачета.
Контрольная работа включает в себя две части:
I.Ответ на теоретический вопрос;
II. Практическая работа.
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ВОПРОС.
Вопрос выбирается студентом из перечисленных ниже следующим способом
Последняя цифра номера зачетной книжки | Номер вопроса (совпадает с номером варианта) |
1 0 |
Вопросы:
1 Происхождение русского языка.
2 Структурные и коммуникативные свойства языка.
3. Функциональные стили русского языка.
4. Научный стиль.
5. Публицистический стиль.
6. Официально-деловой стиль
7. Культура делового письма.
8. Понятие об ораторском искусстве.
9. Секреты успешного выступления.
10.Оратор и его аудитория.
Рекомендуемая литература:
1.Введенская Л.А., Павлова Л.Г.Русский язык и культура речи.— Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 539 с.
2. Введенская Л.А. Риторика и культура речи. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2005. – 544 с
3.Водина А.Ю. Культура устной и письменной речи делового человека. – М.: Флинта, 2009. – 320 с.
4.Гойхман О.Я. Речевая коммуникация. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 272 с.
5. Головин Б.Н.Основы культуры речи. — М.: Высшая школа, 2001. – 287 с.
6. Данцев А.А. Русский язык и культура речи. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 320 с.
7.Мучник Б.С.Культура письменной речи. — М.: Аспект-Пресс, 2006. – 320 с.
8.Штрекер Н.Ю. Русский язык и культура речи. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 383 с.
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Акцентологические и орфоэпические нормы
Упражнение 1. Определите место ударения в словах.
1. Августовский, генезис, деспот, заговор, значимость, иконопись, импульс, исподволь,
квашение, камбала, клала, кухонный, маркетинг, мельком, менеджмент, мытарь, наискось, ненависть, пасквиль, переданный, плесневеть, поручни, похороны, свекла, силос, случай, сметка, согнутый, средство, средства, статуя, торты, хаос, центнер, черпать, экскурс.
2. Агент, анатом, арест, безудержный, блокировать, боязнь, втридорога, гладильный, давнишний, двоюродный, дефис, добыча, донельзя, досуг, дремота, завидно, заем, звонит, закупорит, заржаветь, звонишь, исчерпать, квартал, коклюш, крапива, красивее, кремень,
ломота, ломоть, лубочный, маневры, мизерный, мытарство, намерение, наотмашь, опека, оптовый, откупорить, осведомить, подбодрить, пуловер, приданое, принудить, прирост, простынь (род. падеж, мн.ч.), процент, ракушка, рефлексия, сироты (мн. ч.), созыв, столяр, танцовщица, толика, умерший, факсимиле, феерия, феномен, ходатайствовать, хозяева, цемент, цепочка, швея, шофер, щавель, эксперт.
3. Алфавит, алкоголь, апостроф, баловать, бюрократия, гастрономия, демократия, департамент, деспотия, диалог, диспансер, договор, духовник, еретик, жалюзи, завсегдатай, избалованный, истерия, каталог, каучук, кладовая, кулинария, мастерски, монолог, некролог, обеспечение, обесценить, облегчить, ободрить, обострить, пиццерия, поутру, предвосхитить, приговор, простыней, сантиметр, сирота, соболезнование, спиртовой, тирания, углубить, украинский,
4. Аристократия, асимметрия, буржуазия, бомбардировать, вероисповедание, ветеринария, воспроизведенный, гренки, исповедание, медикамент, многоотраслевой, новорожденный, нормировать, петля, пломбировать, премирование, премировать, присовокупить, путепровод, санитария, сосредоточение, творог, тефтели, усугубить, формировать, христианин.
Лексико-фразеологические нормы
Упражнение 2. Прочитайте словосочетания и подберите антонимы к употребленным в них прилагательным и существительным.
Добрый друг, теплая ночь, постоянное движение, утренний уход, хорошее начало, полезный труд.
Упражнение 3. Прочитайте стихотворения, найдите в них омонимы и выясните их значения.
Мы сражаться стали,
В ход пустили шашки,
Шашки не из стали.
Мы играем в шашки.
(Я. Козловский)
Когда на мартовских полях
Лежала толща белая,
Сидел я с книгой, на полях
Свои пометки делая,
И в миг, когда мое перо
Казалось граф тетрадочных, вдруг журавлиное перо
С небес упало радужных.
А в облаках летел журавль,
И не один, а стаями,
Крича скрипуче, как журавль,
В колодец опускаемый.
На север мчался птичий клин
И ставил птички в графике,
Обыкновенный город Клин
Предпочитая Африке.
Журавль был южный, но зато
Он в гости к нам пожаловал!
Благодарю его за то,
Что мне перо пожаловал.
(С. Кирсанов)
Упражнение 4. Найдите в предложениях тавтологию и плеоназм. Исправьте речевые ошибки.
1.Выехать нам не удалось, потому что начался проливной ливень.
2.У него сразу вспотели ладони рук.
3.Прейскурант цен вывешен на витрине.
4.Гость попытался собрать осколки сломанной вазы.
5.В заключение рассказчик рассказал еще одну забавную историю.
6.Впереди лидирует гонщик под номером 5.
7.Между природой и человеком уже не существует существенной разницы.
8. Работа была выполнена небрежно и неряшливо.
9.Как только прочитаете книгу, сразу же верните ее обратно в библиотеку.
10.Рано или поздно всем станет известна истинная подоплека
распускаемых слухов.
11.На выполнение этого задания понадобилось более двух часов времени.
12.В киосках нашего города можно купить памятные сувениры, подарки.
13.Мы его видели и сбоку, и в профиль.
14.Лес, окутанный темным мраком, наводил на нас ужас.