Упражнение 4. Найдите в предложениях тавтологию и плеоназм. Исправьте речевые ошибки

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ЗАДАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Контрольная работа выполняется студентом на листах формата А4, титульный лист оформляется в соответствии с принятыми в учебном заведении требованиями. В конце работы необходимо привести список литературы (не менее трех источников), которая была использована при выполнении работы.

Контрольная работа представляется в деканат не позднее, чем за 7 дней до начала экзаменационной сессии. После получения положительной оценки за выполненную работу студент допускается к сдаче зачета.

Контрольная работа включает в себя две части:

I.Ответ на теоретический вопрос;

II. Практическая работа.

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ВОПРОС.

Вопрос выбирается студентом из перечисленных ниже следующим способом

Последняя цифра номера зачетной книжки Номер вопроса (совпадает с номером варианта)
1 0

Вопросы:

1 Происхождение русского языка.

2 Структурные и коммуникативные свойства языка.
3. Функциональные стили русского языка.

4. Научный стиль.

5. Публицистический стиль.

6. Официально-деловой стиль

7. Культура делового письма.

8. Понятие об ораторском искусстве.

9. Секреты успешного выступления.

10.Оратор и его аудитория.

Рекомендуемая литература:

1.Введенская Л.А., Павлова Л.Г.Русский язык и культура речи.— Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 539 с.

2. Введенская Л.А. Риторика и культура речи. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2005. – 544 с

3.Водина А.Ю. Культура устной и письменной речи делового человека. – М.: Флинта, 2009. – 320 с.

4.Гойхман О.Я. Речевая коммуникация. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 272 с.

5. Головин Б.Н.Основы культуры речи. — М.: Высшая школа, 2001. – 287 с.

6. Данцев А.А. Русский язык и культура речи. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 320 с.

7.Мучник Б.С.Культура письменной речи. — М.: Аспект-Пресс, 2006. – 320 с.

8.Штрекер Н.Ю. Русский язык и культура речи. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 383 с.

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Акцентологические и орфоэпические нормы

Упражнение 1. Определите место ударения в словах.

1. Августовский, генезис, деспот, заговор, значимость, иконопись, импульс, исподволь,

квашение, камбала, клала, кухонный, маркетинг, мельком, менеджмент, мытарь, наискось, ненависть, пасквиль, переданный, плесневеть, поручни, похороны, свекла, си­лос, случай, сметка, согнутый, средство, средства, статуя, торты, хаос, центнер, черпать, экскурс.

2. Агент, анатом, арест, безудержный, блокировать, боязнь, втридорога, гладильный, давнишний, двоюродный, дефис, добыча, донельзя, досуг, дремота, завидно, заем, звонит, закупорит, заржаветь, звонишь, исчерпать, квартал, коклюш, крапива, красивее, кремень,
ломота, ломоть, лубочный, маневры, мизерный, мытарство, намерение, наотмашь, опека, оптовый, откупорить, осведомить, подбодрить, пуловер, приданое, принудить, прирост, простынь (род. падеж, мн.ч.), процент, ракушка, рефлексия, сироты (мн. ч.), созыв, столяр, тан­цовщица, толика, умерший, факсимиле, феерия, феномен, ходатайст­вовать, хозяева, цемент, цепочка, швея, шофер, щавель, эксперт.

3. Алфавит, алкоголь, апостроф, баловать, бюрократия, гас­трономия, демократия, департамент, деспотия, диалог, диспансер, договор, духовник, еретик, жалюзи, завсегдатай, избалованный, истерия, каталог, каучук, кладовая, кулинария, мастерски, монолог, некролог, обеспечение, обесценить, облегчить, ободрить, обост­рить, пиццерия, поутру, предвосхитить, приговор, простыней, сан­тиметр, сирота, соболезнование, спиртовой, тирания, углубить, ук­раинский,

4. Аристократия, асимметрия, буржуазия, бомбардировать, ве­роисповедание, ветеринария, воспроизведенный, гренки, исповеда­ние, медикамент, многоотраслевой, новорожденный, нормировать, петля, пломбировать, премирование, премировать, присовокупить, путепровод, санитария, сосредоточение, творог, тефтели, усугубить, формировать, христианин.

Лексико-фразеологические нормы

Упражнение 2. Прочитайте словосочетания и подберите антонимы к употребленным в них прилагательным и сущест­вительным.

Добрый друг, теплая ночь, постоянное движение, утренний уход, хорошее начало, полезный труд.

Упражнение 3. Прочитайте стихотворения, найдите в них омонимы и выясните их значения.

Мы сражаться стали,

В ход пустили шашки,

Шашки не из стали.

Мы играем в шашки.

(Я. Козловский)

Когда на мартовских полях

Лежала толща белая,

Сидел я с книгой, на полях

Свои пометки делая,

И в миг, когда мое перо

Казалось граф тетрадочных, вдруг журавлиное перо

С небес упало радужных.

А в облаках летел журавль,

И не один, а стаями,

Крича скрипуче, как журавль,

В колодец опускаемый.

На север мчался птичий клин

И ставил птички в графике,

Обыкновенный город Клин

Предпочитая Африке.

Журавль был южный, но зато

Он в гости к нам пожаловал!

Благодарю его за то,

Что мне перо пожаловал.

(С. Кирсанов)

Упражнение 4. Найдите в предложениях тавтологию и плеоназм. Исправьте речевые ошибки.

1.Выехать нам не удалось, потому что начался проливной ли­вень.

2.У него сразу вспотели ладони рук.

3.Прейскурант цен вывешен на витрине.

4.Гость попытался собрать осколки сломанной вазы.

5.В заключение рассказчик рассказал еще одну забавную ис­торию.

6.Впереди лидирует гонщик под номером 5.

7.Между природой и человеком уже не существует сущест­венной разницы.

8. Работа была выполнена небрежно и неряшливо.

9.Как только прочитаете книгу, сразу же верните ее обратно в библиотеку.

10.Рано или поздно всем станет известна истинная подоплека
распускаемых слухов.

11.На выполнение этого задания понадобилось более двух часов времени.

12.В киосках нашего города можно купить памятные сувени­ры, подарки.

13.Мы его видели и сбоку, и в профиль.

14.Лес, окутанный темным мраком, наводил на нас ужас.

Наши рекомендации