Типология – выделение совокупности признаков по определенному критерию.
Сегодня в культурологии можно говорить о множестве концепций, которые объединяли неравномерность культурно-исторического развития народов и типологизировали их культуры по разным основаниям – все зависит от избираемой автором позиции. Остановимся на некоторых из них.
1. В первую очередь – линейно-стадиальный подход. Его сторонники – Э. Тоффлер, У. Ростоу – высказывают идею о выделении определенных стадий в мировом культурно-историческом процессе.
Э. Тоффлер говорит о том, что историю цивилизации можно разделить на три периода, которые он определяет как волны.
«Первая волна» – аграрная или «сельскохозяйственная цивилизация», которая возникла 10 тыс. лет тому назад в результате перехода к оседлому земледелию. Цивилизации Китая, Индии, Бенина, Мексики, Греции и Рима, несмотря на внешние различия, имели общие фундаментальные черты. Повсюду земля – основа экономики, жизни, культуры, семейной и общественной организации, авторитарная власть, экономика децентрализованная. Везде социальное происхождение человека определяло его место в системе.
«Вторая волна» – индустриальная, продолжалась около 300-х лет. В этот период произошел взрыв – промышленная революция - в результате которого ударные волны обошли всю землю, разрушив древние общества, породили новую цивилизацию.
К середине XX в. силы первой «волны» были разбиты, на земле основные позиции заняла «индустриальная цивилизация». Но вслед за победой второй волны начала накатываться новая – третья «волна». Формируется новое общество.
Общество «третьей волны» возникает в итоге более глубокой и значительной трансформации, чем индустриальная революция. Э. Тоффлер определяет его как второй великий поворот в истории человечества, который можно сравнить с переходом от варварства к цивилизации. Пересматривается код цивилизации, шесть параметров индустриального общества меняются на противоположные:
Индустриальные параметры | Постиндустриальные параметры |
Стандартизация Синхронизация Специализация | Многообразие, децентрализация Скользящий график работы, отказ от концентрации производства Полиорганизация |
Три исторических источника власти: принуждения, богатства и знания. | Знания - определяющий фактор функционирования власти. |
2. Линейно-цивилизационный подход (его сторонники О. Шпенглер, Н.Данилевский, А. Тойнби). Культурно-исторический процесс в данном случае рассматривается в контексте плюралистической исторической модели (по аналогии с органической жизнью).
Сторонники этого подхода отказываются от линейности в трактовке культурно-иторического процесса и полагают, что культуры подобно живым организмам, проходят цикл развития от рождения до смерти, при условии, что их развитие насильственно не прерывается. Они абсолютно уникальны, замкнуты, их глубинные смыслы не доступны друг другу. Отказавшись от линейности, они приходят к идее культурной морфологии, и «картина мира» как истории предстает в качестве вечного обновления, становления и угасания культурных форм.
3. Особенности современной культурно-исторической ситуации помогают понять еще две концепции: М. Маклюэна и М. Мид.
М. Маклюэн, вслед за Г. Иннисом, полагает, что решающую роль в культуре играют коммуникационные технологии. Тип культуры определяет господство того или иного средства связи, в зависимости от способа кодификации реальности актуализируются свойства того или иного чувства человека.
Переход от одного типа культуры к другому осуществляется за счет открытия нового средства коммуникации. Между старыми и новыми средствами возникает конфликт, в ходе которого освобождается большое число энергии, происходит коммуникационный взрыв: нарушается баланс человеческих органов чувств, в итоге происходит смена поставщика информации.
М. Маклюэн в истории человечества выделяет четыре эпохи:
· эпоха дописьменного варварства;
· тысячелетие фонетического письма;
· «гутенбергова галактика» - 500 лет печатной техники;
· современная электронная цивилизация – «Галактика Маркони».
Концепция М. Мид демонстрирует зависимость межпоколенных отношений от темпов научно-технического и социального развития. М. Мид обращает внимание на то, межпоколенная трансмиссия культуры включает в себя не только информационный поток, исходящий от родителей к детям, но и молодежную интерпретацию современной ситуации, которая, в свою очередь, оказывает влияние на старшее поколение.
Исследователь выделяет три типа культуры:
· постфигуративные – дети учатся у своих родителей (предшествеников);
· конфигуративные – дети и родители учатся у равных, сверстников;
· префигуративные – взрослые учатся у своих детей.
4. Концепция исторической эволюции технологий материального, социального и интеллектуального производства, которая была предложена А.Я. Флиером. Ее суть заключается в том, что по мере развития различных форм жизнедеятельности обществ происходит разделение функций и ролей между людьми и вырабатывание технологий осуществления этой деятельности.
Культура первобытного общества (в его классическом, присваивающем варианте, верхний палеолит). В этом типе культуры цель жизнедеятельности человека - выживание на ландшафте. Способ организации – кровнородственный, регуляции – преимущественно в области брачных отношений. Картина мира ориентированна на тотем, на деяние «великого предка». В этот период совершается активное развитие психики человека, становление языка, абстрактного и образного мышления, навыков изобразительного творчества, формирование мифопоэтического сознания и т. п.
Варварская культура. Здесь происходят серьезные изменения в социальной организации, она становится территориально-соседской, предполагают, что именно на этой стадии началось сложение этносов и появилась патриархальная семья. Способ регуляции – соседский (общинный) обычай. В картине мира происходят значительные изменения - тотем и деяние «великого предка» уступает место «земле-производительнице» и годовому сельскохозяйственному циклу; религиозные представления становятся более систематическими. Начинается разделение социальных функций: появляются вожди, шаманы, воины. Претерпевает изменение и цель жизнедеятельности – борьба за «место под солнцем». В этот период племена вступают в активные взаимодействия с соседями (торговые, военные, грабительские). Со временем на основе культуры этого типа со временем развилось то, что позднее получило название «народной» крестьянской культурой.
Доиндустриальный тип культуры (имеется в виду период от древнего Египта до европейских буржуазных революций). Меняется организационная структура общества: оно становится сословным. В жизни появляется еще одна важнейшая составляющая – государство, а с ним – войны, законы, искусство управления и пр. Начинается процесс специализации и т. п. Формируется новая форма культурного воспроизводства – появляется письменность. Появляются зачаточные формы образования, хотя в жизни решающую роль по-прежнему играет традиция. Способ регуляции – политические законы и религиозные установления (но только в городах). Основные средства регуляции – тотальное насилие. Формируются систематические религии, философия, начинает развиваться рациональная наука, но искусство остается частью религиозной обрядности.
Цель жизнедеятельности таких обществ – адаптация к социальному окружению, соседним народам, воспроизводство основных традиций.
Индустриальный тип культуры. К наступлению Нового времени привели Ренессанс, Реформация, Просвещение и буржуазные революции. Организационная структура общества вновь претерпела изменения: возникли буржуазные нации – социальные общности. Их жизненная цель - построение более совершенного общества с помощью грамотных и заинтересованных людей. В основе этого движения лежит непрерывная научно-техническая революция, изобретение и внедрение в практику все более совершенных технологий промышленного производства и научного поиска, стандартизация форм жизни человека. Цель жизнедеятельности - адаптации постепенно стал мир продуктов человеческой деятельности: искусственных вещей и информации, которые количественно стали превышать число объектов природы на Земле. Уровень специализированности в деятельности стал чрезвычайно высоким, а система сословий пришла в упадок. Эта эпоха породила буржуазную культуру, свободного производителя, конкурентоспособного индивида.
Культура постиндустриального типа. Ее характеристики – это переход на более совершенные (компьютерные) системы получения и обработки информации, принятия управленческих решений и автоматизированные системы производства. Основной социальной организацией стала либеральная демократия, которая стремится к гарантированному обеспечению каждого разнообразными социальными благами. Впервые в истории в этом типе культуры возникла проблема культурной компетентности личности, что связано с возможностью глобальной коммуникации между людьми всего мира и возможностью неограниченного накопления и обработки информации, свободным передвижением миллионов людей и их знакомством с любыми культурами. Цель жизнедеятельности - психологическая адаптация человека в избыточной информационной среде.
Таким образом, из изложенного выше материала мы видим, что культура представляет собой сочетание частей и элементов, которые образуют некое целое - систему. Но перед нами динамическая система, т.к. она обладает способностью к саморазвитию и изменениям на разных уровнях с сохранением своей сущности (внутреннего содержания).
Контрольные вопросы
1. Что понимается под морфологией культуры?
2. Раскройте понятия «субкультура» и «контркультура».
3. Дайте определение понятию «функции культуры». Какие функции культуры вы знаете?
4. Что понимается под динамикой культуры? Назовите известные вам источники динамики культуры.
5. Что понимается под типологией культуры?
6. По каким основаниям может осуществляться типология культуры? Приведите примеры известных вам типологий культуры.
Библиографический список
1. Ерасов Л.С. Социальная культурология. – М., 2000.
2. Кравченко А.И. Культурология. – М., 2003.
3. Культурология. XX век. Энциклопедия. В 2-х т. – СПб.: Университетская книга, 1998.
4. Орлова Э.А. Морфология культуры. Структура и динамика. – М., 1994.
5. Теоретическая культурология. – М., Екатеринбург: РИК, 2005.
6. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. – М., 2000.
7. Художественная жизнь современного общества 1 том: Субкультуры и этносы в художественной жизни / под.ред. К.Б. Соколова. – СПб., 1996.