Античный город-государство ольвия.
На правом берегу реки Южный Буг, появляется греческое поселение, которое называлось Ольвией, что в переводе значит «Счастливая».
Ольвия раскопана хорошо, хотя ее раскопки продолжаются поныне, принося все новые открытия. Это был сравнительно небольшой город, занимавший площадь около 50 га. Его население, даже в период расцвета, как предполагают, не превышало 15 тыс. человек. История этого города известна довольно подробно: она прослежена частично по сообщениям античных авторов, в первую очередь побывавшего там Геродота, частично — по письменным и вещественным источникам, найденным в земле.
Основана Ольвия на рубеже VII и VI вв. до н. э. выходцами из малоазийского города Милета. Это был период интенсивного развития торговли хлебом, которым оказался богат далекий для греков Север. Расцвет Ольвии относится к IV в. до н. э. В 331—330 гг. до н. э. Ольвия выдержала осаду войск Зопириона — полководца Александра Македонского. Мирные отношения, установившиеся между греческим поселением и скифами, с III в. до н. э., т. е. с усилением скифо-сарматского нажима на богатые греческие города, портятся, и Ольвия начинает испытывать упадок. В середине II в. до н. э. Ольвия подчинена скифами и тесно связана с их крымской столицей — Неаполем-на-Салгире. В середине I в. до н. э. ее разгромили фракийские племена гетов. После гетского разгрома Ольвия возродилась, но занимала лишь третью часть прежней площади. Места ранее цветущих кварталов отводятся под кладбища. Наконец в III в. н. э. городская жизнь в Ольвии обрывается, что, видимо, связано с нашествием готов.
Район Днепровско-Бугского лимана, где расположена Ольвия, был развитым земледельческим районом. Экспорт хлеба играл немалую роль в хозяйстве Ольвии. Вблизи города лежали поля, принадлежавшие грекам, но его сельскохозяйственная округа была невелика.
Условием развития хлеботорговли была максимальная эксплуатация рабов, позволившая выдерживать конкуренцию на хлебном рынке рабовладельческий способ производства составлял основу экономики всех причерноморских греческих городов, в том числе и Ольвии. О большом числе рабов известно по сообщениям античных авторов и надписям, высеченным на мраморных досках.
Важен декрет в честь Протогена, ярко рисующий тяжелое положение Ольвии в III в. до н. э. и свидетельствующий о глубоком социальном и имущественном расслоении ольвийского населения. В Ольвии было развито ремесло. Из продукции литейщиков следует отметить круглые зеркала с прямой длинной ручкой, конец которой украшен изображением зверя. Эти зеркала находят не только в греческих городах Причерноморья, они проникали в глубь Скифии, на Кавказ и в Приуралье. раскопками вскрыт квартал ремесленников-гончаров, а также пекарня, занимавшая полуподвальное помещение. Развивалось производство тканей, а также другие ремесла и промыслы. По письменным источникам известно, что жители Ольвии в устье Днепра добывали соль.
Хорошо изучены жилые дома. Они построены из камня без связующего раствора. Частную жизнь скрывали за стенами.
Боспорское царство.
Историю Боспорского царства ведут с 480 г. до н. э. Его границы простирались от устья Дона, где стоял город Танаис. В Боспорское царство входили Горгиппия (Анапа), Феодосия (сохранившая свое название поныне) и ряд более мелких городов. Столицей стал Пантикапей. Расцвет Боспорского царства относится к IV в. до и. э.
Боспорское царство имело самую большую среди греческих государств Северного Причерноморья сельскохозяйственную территорию. Здесь выращивались пшеница, ячмень, просо, чечевица и другие сельскохозяйственные культуры.
О рабовладельческом хозяйстве Маркс писал, что оно «проходит ряд ступеней — от патриархальной системы, рассчитанной преимущественно на собственное потребление, до собственно плантаторской системы, работающей на мировой рынок».
Земледелие было пашенным. На некоторых монетах Пантикапея встречается изображение пахотного орудия, оно известно и в росписи греческих ваз.
О скотоводстве в античных городах_археологи, как всегда, судят по находкам костей животных. Наиболее распространен был мелкий рогатый скот. В Греции преобладали козы, возможно, так было и в Крыму, но на этот вопрос точного ответа пока нет, так как зоологи не всегда различают кости коз и овец
О развитии металлургии в Боспорском царстве данных мало. Варка железа археологически засвидетельствована лишь на Азиатском Боспоре. Кузницы тоже не найдены. Железо в пантикапейской почве не сохраняется, поэтому железных изделий до нас дошло мало. В Пантикапее найдены остатки мастерской, где производились предметы вооружения — кольчуги, мечи и ножи. Существовали также мастерские, изготовлявшие орудия труда — сошники, топоры, пилы и др. Излюбленным объектом росписи были маленькие парадные сосуды. Наиболее распространенным из них был кратер — сосуд для смешивания вина с водой. Известны также кубки и иные сосуды.
Обычным обрядом погребения, в греческих городах, в том числе в Пантикапее, было трупоположение, но встречаются и трупосожжения. Богатство инвентаря резко различно — сказывается классовая структура общества. В отличие от скифских погребений у греков много туалетных сосудов, мало оружия и нет конских жертвоприношений.
В могильных ямах находят саркофаги, чаще всего деревянные. Знаменит каменный саркофаг, найденный близ станицы Таманской. Он прост в очертаниях. На нем изображены каменные цветы тонкой работы. Двускатная крышка делает его похожим на античный храм. Считают, что такое сходство отражает представление о героизации умерших знатных людей.
В некоторых случаях саркофаги помещались в склепы, над которыми насыпались курганы. Склепы, как и греческие дома, складывались из камня насухо. Камни так плотно подгонялись друг к другу, что они держались и без связующего раствора. Греки еще не умели сооружать купольные своды, поэтому своды у них ступенчатые, состоящие из камней, которые ступеньками сближаются друг с другом. Известен целый ряд греческих склепов, открытых вблизи Пантикапея. В самом городе замечателен Царский курган, названный так по великолепию склепа. Он представляет собой изящное сооружение в виде высокого длинного коридора с уступчатым перекрытием, который ведет к квадратному склепу с таким же сводом.
Античный Херсонес.
Херсонес возник значительно позже, чем другие города Северного Причерноморья, только в конце V в. до н.э. Его основали выходцы из Гераклеи Понтийской (южное побережье Черного моря). Сейчас город практически полностью раскопан археологами. Как и другие греческие города, он имел правильную планировку улиц. Херсонесу принадлежали обширные с/х территории в приморской полосе, где раскинулись небольшие сельские поселения. Среди них наиболее значительным было поселение Керкинитида (Евпатория). В с/х пр-ве Херсонеса преобладало выращивание хлеба (для внутреннего потребления) и винограда для изготовления вина (на экспорт). Наибольшее развитие получило гончарное пр-во, ткацкое, оружейное и ювелирное ремесла. Жители Херсонеса поклонялись своим местным божествам, верховным из которых была Дева.
Жизнь Херсонеса протекала под постоянной угрозой нападения. В конце II в. до н.э. город вошел в состав Понтийской державы. В 63 г. Херсонес перешел под власть Рима, хотя город формально оставался свободным.
Все греческие колонии развивались в тесном взаимодействии с местными племенами. Античные поселения и их жители играли передовую роль на протяжении тысячелетней истории их существования в Причерноморье.