К теме 5. Цивилизационное развитие в современном мире
1. В книге О. Шпенглера «Закат Европы» высказана мысль о появлении и развитии нового типа культуры, характерного для будущего. О каком типе культуры идет речь? а) азиатском; б)евразийском; в) южноамериканском; г) русско-сибирском.
Правильный ответ подчеркнуть.
2. Как называют бездумное заимствование англо-американского или западно-европейского образа жизни в области политики, экономики, культуры:
а) вестернизация; б) европизация; в) западничество
Правильный ответ подчеркнуть.
3. Что нанесло громадный урон русской национальной культуре XII – XVI в:
а) феодальная раздробленность Русского государства;
б) отрыв культуры Руси от культуры Византии;
в) татаро-монгольское иго;
г) отрыв культуры Руси от культуры Европы?
Правильный ответ подчеркнуть.
4. Как известно, К. Ясперс относил ось мировой истории к духовному процессу, который шел между 800 и 200 г. д.н.э., именно в этот отрезок времени произошел самый резкий поворот в истории. Назовите этот процесс:
а) создание благоприятных условий для эволюции жизни на земле;
б) развитие высокоорганизованных животных как этап появления человека;
в) рождение человека как разумной и одухотворенной личности;
г) появление человеческого общества с его социальными институтами.
Правильный ответ подчеркнуть
II МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Программа курса
ТЕМА 1. КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА О КУЛЬТУРЕ.
Культурология как система знаний и ее связь с философскими традициями. Культурология и археология, этнография, психология, социология. Три основных периода в представлениях о культурологии: культурология как комплекс дисциплин, изучающих культуру, как раздел дисциплин, изучающих культуру, как самостоятельная научная дисциплина. Основные модели современных культурологических исследований. Цель, предмет и основные задачи культурологии как науки. Специфика антропологического подхода к изучению культуры. Специфика социальной и гуманитарной культурологии. Основные направления и школы в культурологии. Культурология и профессионализм. Культурология и интеллигентность в профессиональной деятельности. Этапы становления содержания понятия «культура». Культура и природа. Противопоставление культуры природному естественному состоянию человека. Культура как природный феномен. Человек, природа, культура. Особенности перехода от природного к надприродному. Социокультурная деятельность человека и ее основные виды. Структура культуры. Специализированный и обыденный уровень культуры. Материальная и духовная культура. Культура как система ценностей. Культурный уровень как показатель культурности или степень освоения отдельным человеком, коллективом или обществом определенных видов деятельности или поведения, культурных ценностей предшествующих поколений. Внешняя и внутренняя культура, их взаимосвязь и взаимопревращение. Культурные ориентации. Рациональное и эмоциональное в культуре. Схема измерений и ориентации в культуре. Культурная норма, образец, обычай. Традиция - основное понятие культурологии. Обычай, обряд, ритуал как моменты традиции. Традиционное творчество. Культура и творчество. Классовое и общественное. Национальное и интернациональное в культуре. Роль потребностей в развитии культуры. Социальные институты как способ организации культуры. Иерархия ценностей культуры. Основные функции культуры: преобразующая, познавательная, информационная, коммуникативная, регулирующая деятельность и поведение человека, ценностная. Культура как форма трансляции социального опыта , как способ социализации личности и как тип социальной памяти.
ТЕМА 2. СУБЪЕКТ И ВНУТРЕННЕЕ СОДЕРЖАНИЕ КУЛЬТУРЫ
Деятельная основа культуры. Сущность феномена культуры. Культура и социальный идеал. Определяющая роль идеала в культуре. Творческая природа идеала. Смена социальных идеалов как смена культур. Образцы и образы в культуре. Образы-идеалы и образы-идолы в культуре. Социальный идеал как единство познавательного, -этического и эстетического (истины, добра и красоты). Религиозный (христианский) идеал. Конкретно-чувственный характер социального идеала. Источник идеала. Творческая природа идеала. «Неофициальная» (карнавальная) и официальная элитарная и массовая культура. Контркультура. Традиционалистские и инновационно-авангардные субкультуры. Молодежная субкультура. Разложение старого социального идеала. Смена социальных идеалов как смена культур. Исторические типы социальных идеалов и культур. Социокультурная динамика. Временные параметры социокультурных изменений. Основные идеи циклической модели социокультурных макродинамических процессов. Волновые модели социокультурной динамики. Эволюционные модели социокультурной динамики. Два истока европейской культуры. Аполлоническое и дионисийское первоначала. Сложность феномена культуры. Особенности культурного творчества. Творчество как способ инкультурации. Специфика культурологического подхода к творчеству. Творчество и профессиональная культура. Роль личностно-психологической культуры человека в его творческой деятельности. Внутренние кризисы культуры. Кризис как распад «старой» культуры и рождение новой. Культурные ориентации. Возрождение корней. Традиционализм и фундаментализм. Особенности религиозного фундаментализма. Смысл евангельского фундаментализма. Исламский и православный фундаментализм как культурные установки. Религиозный модернизм и его особенности. Светский модернизм как инициатор социальных изменений. Единство и многообразие культур. Практика культурной обособленности. Культурный синтез, или «схождение» культур. Универсализм культуры. Ментальность как тип культуры.
Искусство как феномен культуры. Гипотезы генезиса искусства Социокультурные смыслы искусства. Критерий художественности. Понимание красоты в различных культурах и культурных эпосах. Специфика двух различных способов отражения действительности в искусстве. Взаимодействие искусства с другими сферами культуры. Динамика художественной культуры.
Религия и наука в контексте культуры. Отклонения между наукой и религией с точки зрения их роли в культуре и их представлений о человеке и мире. Существует ли сходство между наукой и религией. Что и как изучает наука? Основные особенности научного и религиозного отношения к миру. Теистические и познавательные модели мира. Дилемма знания и веры в современную эпоху. Основные отличительные признаки науки и религии как феноменов культуры.
Техника как социокультурное явление. Особенности перехода от органической жизни к организованной, от растительности к конструктивности. Техника, культура и природа человека. Определение техники как социокультурного явления. Специфика культурологического изменения техники. Антропологические и социокультурные основы возникновения и развития техники. Особенности взаимодействия техники с другими социокультурными элементами. Каковы проявления взаимоотношений человек-техника?
ТЕМА 3. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
Типология культуры как метод научного познания социокультурных систем и объектов. Концепция «идеальных типов» М.Вебера. Основания для типологии культуры в этнографии. Существует ли единая мировая культура или история локальных культур. Концепция обособленных, локальных «культурно-исторических типов» Н.Я.Данилевского. Типология локальных культур О.Шпенглера. Концепция «единой истории» К.Ясперса и его классификация периодов развития мировой истории: «прометеевская» эпоха, эпоха «великих культур древности», эпоха «духовной основы человеческого бытия» («осевое время») и эпоха «развития техники». Роль мужского и женского начала в культуре. Типология культуры, основанная на анализе мировосприятия и методов познания. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация». Особенности развития западной цивилизации, ее техногенный характер, ориентация на динамичный образ жизни, волнообразность, неравномерность социокультурной динамики, быстрая смена ценностных ориентации в обществе. Восточная цивилизация или «традиционное общество». Ориентация на воспроизводство сложившихся социальных структур, стабилизацию установившегося образа жизни, религиозно-мифологические представления и канонизированные стили мышления. Место России в диалоге культур. Специфика российской цивилизации. Западники и славянофилы.
Самобытность российской культуры и истории. Евразийское представление о российской культуре (П.Карсавин, Н.Трубецкой, Т.Вернадский). Россия как особая промежуточная цивилизация, сочетающая элементы Запада и Востока.