Ашельские памятники на территории Северной Евразии.

В ашельской эпохе появляются новые орудия – ручное рубило и колун. Ручное рубило имело длину около 35 см миндалевидной или овальной формы. Колун – удлиненное, треугольное орудие с необработанным ретушью поперечным лезвием и симметрично оббитыми краями. По-прежнему широко употреблялись отщепы, чопперы, а также деревянные дубины, палки, копья.

Материалом для орудий были кварц, обсидиан, кремень, сланец.

В среднем ашеле появляется техника леваллуа, для которой характерна предварительная обивка нуклеуса перед скалыванием отщепов.

В мустье техника леваллуа доминирует. Появляются остроконечники и скребла.Остроконечник - каменное орудие, изготовленное из отщепа путем дополнительной оббивки с двух сторон одного из его концов, так что получается острие. Остроконечники служили для нанесения резьбы на кость и рог, а возможно, для прокалывания кож и других целей. Скребла - для удаления жира с кож. Появляется отжимная ретушь.

Ашельские памятники находятся в южных районах – на Кавказе, в Молдавии, Приазовье, Средней Азии, Казахстане.

Древнейшими памятниками являются пещеры Кавказа: Кударо 1, Цона, Азыхская; и Кударо 3 в Южной Асетии. В Кударо 1 люди жили тысячи лет. Занимались охотой, главным образом, на медведя. Цона находится на расстоянии нескольких км от Кударо. Это было место временных охотничьих стойбищ. Каменные орудия тщательно отобраны охотниками, бравшими их с собой. Они носят следы длительного использования. В Азыхской пещере люди жили в глубине, в нескольких десятках метров от входа.

Остальные сравнительно многочисленные ашельские памятники Кавказа представляют собой местонахождения. Например, Сатани-Дар (Армения).

Эпоха мустье.

Эпоха мустье (по названию стоянки в гроте Ле-Мустье во Франции) - позднейшая культура раннего палеолита в Европе, Юж. Азии, Африке. В это время происходит переход от архантропов к палеоантропам.

В мустье доминирует техника леваллуа. Происходит становление важнейших орудийных форм – остроконечника и скребла. Остроконечник – для резания, охотничье оружие; скребло – бытовое оружие для скобления. Появляется отжимная ретушь. Люди обнаружили, что можно получить легкие, но надежные копья и стрелы, а также серпы, если вставлять в паз на конце древка очень маленькие острые каменные пластинки - составные орудия.

Мустьерские стоянки известны как в пещерах, так и открытые – долговременные стойбища или охотничьи лагери. Жилища были разнообразны – от наскальных навесов до развитых искусственных жилищ. Например, на стоянке Киик-Коба жилая площадь была прикрыта каменной стенкой, а на стоянке Молдова 1 обнаружен жилой комплекс, состоящий из летнего и зимнего жилища.

Основой хозяйства была коллективная охота. Преобладала охота на мамонта. Она имела облавный характер. Также охотились на лошадь, дикого осла, сайгу и других животных. Здесь имела место сезонность охоты. Другой добычей был пещерный медведь. Устраивались засады, волчьи ямы.

Значительную роль играло собирательство.

В мустье появляются первые погребения человека. Прослеживаются первые зачатки культа умерших. На стоянке Киик-Коба погребение было совершено в специально выдолбленной яме. Покойный лежал в скорченном положении. В пещере Тешик-Таш (Узбекистан) было найдено погребение ребенка, оно было обложено рогами козла. Уникально погребение Шанидар, установлено, что погребенный в течение многих лет жил с одной рукой, без помощи коллектива это было бы невозможно. Его погребение было украшено цветами. Иногда находят захоронения одних человеческих черепов – начало культа предков. Зарождается культ животных. Во Франции найдены каменные ящики, в одном погребен человек, в другом – медведь.

Появились зачатки искусства. Тесно связано с зарождающимися религиозными представлениями и ритуалами. Среди небольшого количества найденных предметов этого времени, носящих следы искусственной обработки и не являющихся орудиями труда или охоты, чаще всего встречаются изготовленные из костей или зубов животных амулеты, из которых могли быть составлены целые ожерелья или браслеты. При их создании применялась полировка и гравировка.

Поздний палеолит.

Поздний палеолит (30-35 тыс. лет назад – 10 тыс. лет назад). Появляется человек современного типа. Развивается искусство. Природная обстановка способствовала расцвету охотничьего хозяйства. Человек осваивает новые просторы. Стоянки открыты на Печоре, в Приуралье, в Якутии, заселено Забайкалье.

Верхний палеолит возник произошел от местных мустьерских племен на разных территориях приблизительно в одно время.

Различают много верхнепалеолитических культур восточной Европы, Сибири.

Совершенствуется обработка камня. Появляется призматический нуклеус, скол с которого стал удлиненным, ножевидным. Развивается отжимная ретушь. Важным оружием был резец. Резцы служили для обстругивания кусков рога или кости. Появляется вкладышевые орудия. Из кости и рога делали гарпуны, мотыги, копьеметалки, иглы, шилья; часто орнаментированы.

Много найдено остатков поселений, а также жилищ – наземных и углубленных. Люди селились в местах, удобных для охоты. Местами концентрации верхнепалеолитических памятников являются течения Дона, Днепра, Днестра, Енисея, берега Ангары.

Наиболее распространенным типом жилища была круглая землянка поперечником 4-5 м. Большие жилища составлялись малыми.

Охота была загонной. Существовала пушная охота, причем не ради мяса, а ради шкурок. Существенна роль собирательства.

Обряд погребения усложняется. Замечательно погребение под на стоянке Сунгирь под Владимиром. Найдено погребение мужчины. Инвентарь составляет большое количество украшений. Недалеко от него погребение 2-х детей – девочка и мальчик были положены голова к голове. Костяки густо посыпаны охрой, украшений еще больше. Присутствует настоящее оружие, возможно, дети принимали участие в охоте.

Живопись открыта в Каповой пещере. Пещеры с росписями считают родовыми святилищами. Изображали животных, встречаются антропоморфные существа.

Палеолитическую скульптуру составляли фигурки мамонтов, редко других животных, для обрядов, с целью обеспечить успех охоты; женщин – считалась покровительницей рода.

Поздний палеолит завершается появлением Homo Sapiens.

Хозяйство эпохи палеолита.

В эпоху палеолита люди изготовляли орудия из камня, существовали также деревянные и костяные орудия. Для обработки камня человек использовал второй камень, кость или дерево.

В эпоху раннего палеолита существовали следующие орудия труда: многогранники, чопперы, чоппонги, каменные отщепы, нуклеусы, ручные рубила, калуны, остроконечники, скребла. Существовали техники – ретушь, леваллуа.

Основой хозяйства была коллективная охота. Преобладала охота на мамонта. Она имела облавный характер. Также охотились на лошадь, дикого осла, сайгу и других животных. Здесь имела место сезонность охоты. Другой добычей был пещерный медведь. Устраивались засады, волчьи ямы.

Значительную роль играло собирательство.

В позднем палеолите появляется призматический нуклеус, резец, составные орудия, копьеметалки. Значительно возрослва роль кости и рога, из них изготовляли отжимники, гарпуны, мотыги, рукоятки, иглы, шилья. Развивается отжимная ретушь.

Много найдено остатков поселений, а также жилищ – наземных и углубленных. Люди селились в местах, удобных для охоты. Местами концентрации верхнепалеолитических памятников являются течения Дона, Днепра, Днестра, Енисея, берега Ангары.

Наиболее распространенным типом жилища была круглая землянка поперечником 4-5 м. Большие жилища составлялись малыми.

Охота на крупных животных оставалась единственным способом добычи мяса. Она была загонной. Существовала пушная охота, причем ее целью было не мясо, а шкурки пушных зверей могли ловить, например, силками. Охота была, видимо, избирательной: кости молодых животных встречаются в поселениях чаще, чем старых.

Существенной оставалась роль собирательства, особенно в южных областях. Формы собирательства были разные: сбор плодов, орехов, грибов, ягод, съедобных корней и трав, сбор меда, птичьих яиц, сбор мелких животных и т.д.

Палеолитическое искусство.

Палеолитическое искусство зарождается в эпоху мустье. На предметах находят намеки орнамента, найдены остатки охры.

Дальнейшее развитие искусство получило в позднем палеолите.

Замечательно погребение под на стоянке Сунгирь под Владимиром. Обнаружены вырезанные из бивня мамонта фигурки лошадей, украшенные двумя линиями орнамента, каждая из которых состоит из 20 точек, сгруппированных по 5. Вероятно уже тогда знали элементы счета.

Из бивней мамонтов, костей животных, сланца вырезали фигурки животных, реже – людей (женщин). Получил развитие орнамент, нанесенный на скульптурные изделия, украшения и бытовые предметы. Живопись открыта в Каповой пещере. Каповая пещера (Шульган-Таш) безусловно, является чрезвычайно важным памятником для изучения эпохи позднего палеолита.

Пещера является грандиозным творением. Протяженность, доступных ныне, ее ходов достигает 2 км. Она имеет трехъярусное строение, у каждого яруса множество боковых ответвлений.

Палеолитические рисунки в ней были открыты только в 1959 г. Рюминым.

Возраст пещеры 14 тысяч лет.

Каповая пещера состоит из двух этажей. Палеолитические рисунки обнаружены на обоих этажах (всего около 40). В верхнем этаже пещеры обнаружены две группы профильных, контурных или силуэтных одноцветных изображений верхнеплейстоценовых животных, выполненных охрой: мамонты, лошади, носорог.

В отличие от рисунков верхнего этажа, большинство рисунков нижнего этажа пещеры, выполненных также красной охрой, располагается не только на стенах, но и на потолке и носят ярко выраженный геометрический, стилизованный характер. Есть среди них и достаточно хорошо выраженная антропоморфная фигура.

Очевидно, естественная зональность была связана с культовой зональностью, отсюда следует, что особенности внутреннего пространства пещеры имели символическое значение.

Пещеры с росписями считают родовыми святилищами.

Палеолитическое искусство проистекало из производственной деятельности людей. Часты изображения мамонта. Зверей почитали, над их фигурками совершали какие-то обряды, чтобы обеспечить успех охоты. Почитались хищники за их охотничьи качества. В изображениях птиц, рыб, змей видят зачаток мифологии, основу представлений о стихиях.

И скульптуре, и рисункам присущ реализм.

Важное место среди палеолитических скульптур занимают фигурки людей с подчеркнутыми признаками женского пола. Женщина с пышными формами, обнаженная, стоит, опустив руки на выпуклый живот. Возможно, изображали беременных женщин. Женщина была центральным образом искусства, потому что счет родства шел по материнской линии. Каждая семья стремилась иметь изображение своей покровительницы.

Наши рекомендации