Античный мир и варварские племена Северного Причерноморья
Античный мир и варварские племена Северного Причерноморья
Северное Причерноморье было местом тесного соприкосновения античной и «варварской» культур. Здесь греки-колонисты встречались со скифами, меотами, синдами и другими местными племенами. Археологи, изучающие античные города Северного Причерноморья, много внимания уделили вопросу о взаимодействии этих двух цивилизаций. Раскопки велись в Ольвии, Херсонесе и в особенности в городах Боспорского царства, его столице Пантикапее, в Фанагории и так называемых «малых городах» — Тиритаке, Мирмекии и др. Огромный археологический материал, накопленный за полтора столетия, позволил при сравнительно малом количестве письменных источников восстановить социально-экономическую историю греческих полисов и варварских племен Северного Причерноморья.
Коллекция памятников Северного Причерноморья дает возможность воссоздать многогранную картину жизни античного общества от VI в. до н.э. до IV в. н.э. Особая научная ценность собрания, равного которому нет в мире, определяется происхождением вещей из археологических комплексов. Его основу составляют материалы раскопок греческих городов и некрополей (Ольвия, Херсонес, территория Боспорского царства, остров Березань), проводимых несколькими поколениями отечественных археологов с начала XIX века до наших дней. Памятники Северного Причерноморья представлены вещами привозными - из разных районов античного мира, а также работами, соединившими варварскую традицию с греко-римским влиянием. Особенно важны для коллекции образцы подлинной греческой скульптуры: мраморные головы Асклепия и Гигиеи (III в. до н.э.) из Ольвии, монументальная статуя правителя Боспора (IV в. до н.э.), надгробные стелы с полихромной росписью из Херсонеса (IV в. до н.э.). Существенным дополнением к собранию античных портретов являются портреты понтийского царя Митридата VI Евпатора (I в. до н.э ) и царицы Динамии (I в. н. э.), стела Феагена и Макарии (II в. н.э.).
Уникальны археологические комплексы: курган Большая Близница (IVв. до н.э.) - погребение жрицы богини Деметры, курган Куль-Оба (IV в. до н.э.), в памятниках которого соединяются скифская и греческая культурная традиции. Эрмитаж обладает редчайшей коллекцией деревянных саркофагов, украшенных резьбой, позолотой, инкрустациями (IV-III вв. до н.э.), и других изделий из дерева. Уникальным памятником работы боспорского мастера является саркофаг из известняка с росписью на его внутренних стенках, где в частности изображена мастерская художника-портретиста (I в. н.э.). Местное производство также представляют терракоты.
Гунны в южнорусских степях.
Появление в южнорусских степях гуннов, которых современники называли "гроза трех империй", открыло новую эпоху в истории Европы - эпоху Великого переселения народов. Так называется крупнейшее миграционное движение германских, иранских, тюркских, а позднее и славянских племен, которое с конца IV по VII вв. н.э. сотрясало всю Европу и привело к кардинальному изменению ее этнополитической карты. Ключевую роль в этих миграциях сыграли воинственные азиатские кочевники - гунны. Вторгшись в Северное Причерноморье, они всколыхнули весь варварский мир, спровоцировав перемещения огромных масс разноязычного населения в западном направлении - к границам Римской империи. Раздираемая внутренними противоречиями, разделенная в 395 г. на две части, некогда самая могущественная держава Средиземноморья оказалась не в силах противостоять бесчисленным варварам. В конечном счете, их натиск привел к падению в 476 г. Западной Римской империи и краху античной системы рабовладения, на смену которой пришли феодальные отношения эпохи средневековья.
Считается, что гунны - это потомки кочевого народа хунну, обитавшего в Центральной Азии у границ Китая, с которым они вели беспрестанные войны. Яркий образ этих кочевников, а также описание их быта и нравов, содержатся в сочинении Аммиана Марцеллина - историка IV в. В ходе своего движения на запад, в конце IV в. центрально-азиатские варвары обрушились на обитавших в степях Предкавказья, Подонья и Приазовья алан, которые стали первым европейским народом, пострадавшим от гуннской агрессии. Произведя страшные опустошения, частично истребив, а частично покорив алан, гунны ворвались во владения остроготской "державы Германариха" и разгромили ее. Разорив стойбища алан, гунны устремились на запад двумя путями. Основной их массив обогнул Азовское море с севера, а отдельные отряды через Боспор Киммерийский проникли в Крым. Если верить рассказу историка V в. Созомена, кочевники случайно обнаружили переправу через Керченский пролив. По описанию внешности гуннов, а также по данным антропологических исследований, гунны, в отличие от других народов, которые оказывались в Крыму в предшествующие эпохи, относились не к европеоидной, а к монголоидной расе. Язык гуннов, по мнению специалистов, принадлежал к тюркской группе алтайской языковой семьи. Связываемые с гуннами погребения, которых всего известно около десятка, равномерно распределены в степной части Крыма. Как и все кочевники, гунны не оставляли больших родовых кладбищ. Их одиночные захоронения совершены либо в насыпях курганов, либо в склепах предшествующих эпох.
Волжская Болгария.
В VII в н.э. на Средней Волге и в низовьях Камы появились тюркоязычные кочевые племена болгар, смешавшись с местным населением, создали яркую культуру и образовали раннефеодальное гос-во – Волжскую Болгарию – один из кул-ых центров средневековой Европы, кот. сыграло немалую роль в процессе этногенеза современных народов Поволжья – волжский татар и чувашей. Приазовье - первоначальное место обитания болгар, откуда они пришли.
В формировании Болгарского гос-ва участвовали многие тюркоязычные и угроязычные племена, по археологическим данным – тюркоязычные болгары, алано-сарматские и угорские племена – более 6-7 этнических групп.
Территория: по нижнему течению Камы, её правобережье, чувашское Поволжье и правобережье Волги до Самарской Луки.
Материал по этногенезу дали Большетарханский (Средняя Волга) и Танкеевский (Татария) могильники. Первые могильник VIII-IX вв. содержит около 400 захоронений кочевников, погребённых в вытянутом положении головой на запад. Нарядом находились кости лошадей и овцы, изогнутые сабли, серпы, гончарные изделия и монеты-дирхемы. Второй могильник содержит более 200 погребений: погребальный обряд говорит о разной этнической принадлежности. К более позднему времени рассвета В.Б. относятся могильники - Тархнский, Тигансикий, Бабий Бугор, последний содержит украшения, детали костюма, височные кольца с бусинами, браслеты, серебные пуговицы.
До IX в. Население В.Б. не было объединено и подчинялось хазарскому кагану. В X-XII в. город Великие Болгары (защищённый валами и рвом - город хорошо изучен) неоднократно разорялся в результате междоусобной борьбы, а в XII он уступил свою роль новой столице – Биляру.
Изучение городов В.Б. позволило проследить основные типы жилых строений доклассового общества периода образования и развития гос-ва. Наиболее ранними были круглые полуземлянки с невысокими, выложенными камнем стенами. К более позднему периоду относятся распространение каркасных глинобитных и рубленых домов. С X в. в городах начинают создаваться монументальные каменные и кирпичные постройки 2х типов: общественные помещения (бани, дворцы) и обычные жилища. Города были крупными ремесленно-торговыми центрами. Ремёсла: кузнецов, ювелиров, плотников, гончаров , камнетёсов и м.д. Но основная масса населения занималась сельским хозяйством и жила в небольших сельский поселениях
В.Б. первая из гос-в испытала нашествие монголотатар – в 1235г. В XII-XV В.Б. пережила новый расцвет. Культура XV-XVI в. содержит элементы традиционной культуры казанский татар и чувашей.
Древнерусское военное дело.
Оружие из «дружинных курганов» - это, в первую очередь, мечи. Меч – это длинное, до 1 м оружие, имеющее широкое лезвие. Посередине лезвия проходит дол, служивший для увеличения его жесткости. Конец лезвия немного закруглен: мечи предназначались для рубки, а не для укола. Массивная рукоять имеет прямое перекрестие, защищающее руку от поражения неприятельским ударом, и навершее, состоящее из двух частей. В оружеведческой литературе мечи получили название каролингских. Они одинаково характерны для всех стран Европы. Есть они и на Руси. На лезвии меча, найденного около Миргорода под Полтавой, обнаружено клеймо русского мастера, изготовившего его. Надпись выполнена инкрустированной в металл проволокой. Эта находка доказала, что производство мечей каролингского типасуществовало и на Руси. Всего каролингских мечей на Руси найдено немногим более 120.
Скандинавские копья ланцетовидны и массивны, в дружинных курганах крайне редки. Гораздо чаще там встречаются копья с треугольно-удлиненным лезвием, типичные для курганов Центральной и Северной Руси. Они служили, видимо, охотничьим и боевым оружием. В бою копье не метали, им ударяли противника.
Русские стрелы ромбовидны, а скандинавские ланцетовидны. В Гнёздове и аналогичных ему памятниках преобладают ромбовидные наконечники.
Древнерусские шлемы называют сфероконическими. Их верхняя часть плавно вытянута, что помогало отражению ударов, направленных сверху вниз. При таком ударе меч скользил по шлему.
На Руси в X веке распространяется кольчуга (рубашка, сплетенная из железных колечек, с короткими рукавами, достигающая колен с застежкой спереди). Найдены не только целые кольчуги, но и их обрывки (в Гнёздове, Киеве, Новгороде, ярославских курганах).
Топоры были широко распространены в русском войске. Формы лезвия: оно было оттянуто вниз, обух был удлиненным и вырезным. Этот тип топора в русском войске преобладал в XI в. и отчасти в XII в. Боевые топоры легкие, их вес 200-450г. В лезвии топора имелась дырочка, чтобы его привешивать к поясу или седлу. Небольшой вес топора компенсировался длинной рукоятью – в среднем 80 см.
Ремесло Древней Руси
Древнерусское ремесло изучают по остаткам ремесленных мастерских и по продукции ремесленников. Археологи установили что ремесло в своем развитии прошло два этапа. Вначале изделия делались на заказ, затем (с 12в) на рынок. Самым большим из русских городищ древности была старая Рязань. Она полностью обезлюдела после монгольского разгрома в 1237 году. Там было найдено два сыродутных горна, около них много шлаков, сопел. В старой Ладоге найдена мастерская по обработке железа. Изделия найденные рядом очень схожи с западноевропейскими но датируются двумя веками позже. На территории Киева кузнец пока обнаружить не удалось. Но в др части Киева раскопана полуземлянка в которой найдено мно-во кузнечных изделий. Возможно это и была кузница. В обработке цветных и благородных металлов ремесленники др Руси также проявили себя искусными мастерами. Таких ювелирных мастерских найдено особо много в Новгороде. Также много браслетов, колтов и др нашли в Киеве (большая часть зарыта в виде кладов во время набегов монголов). История русского стеклоделия хорошо изучена благодаря применению метода спектрального анализа. Сейчас удалось восстановить что с конца 11 в на Руси стали широко распространяться стеклоделательные мастерские. Видное место занимало гончарное производство. Его расцвет связан с появлением гончарного круга. Гончарные горны для обжига посуды найдены в Киеве, старой Рязани ид. Ок Брянска обнаружен такой горн ок 2 м длиной (датируется 13в). Гончары делали и яркие поливные плитки, черепицу для крыш, художественные изделия. Горожане носили в основном обувь из кожи (лапти не найдены при раскопках) В Новгороде найдена изба кожевников, к которой прикреплен ящик с остатками извести и шерсти. В культурном слое древнерусских городов изобилует щепа – след работы плотников. Обработкой дерева занимались и токари, несомненно существовали с 10в. С этого времени встречаются деревянные чаши, выточенные на токарном станке. Нередко они покрыты художественной резьбой. Ею украшали не только посуду но и мебель, лодки, дома. На двух резных колонах из Новгорода вырезан сложный узор. В отдельных районах выделялись специализированные ремесла и промыслы (речные, лесные и др).
12 век отмечен бурным ростом числа городов, что явилось результатом их экономического развития, новой ступенью, на которую поднялось ремесло. Растет кол-во мастерских, их продукция становится массовой и стандартной.
Искусство и архитектура.
Архитектура др.русских городов широко представлена каменными постройками оборонительных сооружений. Так, например, Золотые ворота Владимира 12в хорошо сохранились, хотя и пережили ряд существенных перестроек. Роль города как культового центра отмечена находками следов разрущенных языческих капиц и заменивших их церквей. Вблизи Новгорода раскопанно языческое святилище. в его центре некогда стояла деревянная статуя Перуна. Вокруг был ров, имевший снаружи восемь округлых выступов-лепестков (место для жертвенного огня). Кроме новгородского капища раскопаны и некоторые другие памятнику культа. Древнейшей каменной постройкой на Руси являлась Десятичная церковь в Киеве (989-996). Она просуществовала 250 лет и была разрушенна монголо-татарами в 1240. Древнейшее сохранившееся здание Киева - Софийский собор (1037). Это монументальное здание было расписано фресками внутри, стены и пол украшены мозаикой, шиферные парапеты - скульптурой. Почти в тоже время в Новгороде деревянный храм Софии был заменен каменным (1045-1050) . Его облик сильно выделялся на фоне деревянных домов и главенствовал над ними. Внешний вид храма почти не изменился до сих пор. Во Владимиро-Суздальском княжестве соборы 12-13вв знамениты тонкими архитектурными формами и богаты орнаментом покрывающим их стены снаружи. Часто соборы и храмы украшались совсем не религиозными изображениями. Так Дмитриевский собор (1197) во Владимире украшены вереницами животных какой-то кошачьей породы. На одной из стен даже изображен Александр Македонский, возносимый на небо двумя грифонами. Фрески домонгольских храмов донесли до нас шедевры древнерусской живописи. Существенной частью любой культуры является музыка. В др.русских городах о ее существовании и любви к ней можно судить по находкам муз.инструментов. Замечательны новгородские находки: там и свирели, и гусли, и варганы. Важной частью изобразительной культуры Др Руси являлась и иконография (ранние произведения представлены каменными иконами 13-14вв), а также художественные изделия из дерева, кости, металлов. Предки также оставили нам богатое устное творчество (сказки, песни, народные танцы, прибаутки и тп)
Эпоха мустье.
Эпоха мустье (по названию стоянки в гроте Ле-Мустье во Франции) - позднейшая культура раннего палеолита в Европе, Юж. Азии, Африке. В это время происходит переход от архантропов к палеоантропам.
В мустье доминирует техника леваллуа. Происходит становление важнейших орудийных форм – остроконечника и скребла. Остроконечник – для резания, охотничье оружие; скребло – бытовое оружие для скобления. Появляется отжимная ретушь. Люди обнаружили, что можно получить легкие, но надежные копья и стрелы, а также серпы, если вставлять в паз на конце древка очень маленькие острые каменные пластинки - составные орудия.
Мустьерские стоянки известны как в пещерах, так и открытые – долговременные стойбища или охотничьи лагери. Жилища были разнообразны – от наскальных навесов до развитых искусственных жилищ. Например, на стоянке Киик-Коба жилая площадь была прикрыта каменной стенкой, а на стоянке Молдова 1 обнаружен жилой комплекс, состоящий из летнего и зимнего жилища.
Основой хозяйства была коллективная охота. Преобладала охота на мамонта. Она имела облавный характер. Также охотились на лошадь, дикого осла, сайгу и других животных. Здесь имела место сезонность охоты. Другой добычей был пещерный медведь. Устраивались засады, волчьи ямы.
Значительную роль играло собирательство.
В мустье появляются первые погребения человека. Прослеживаются первые зачатки культа умерших. На стоянке Киик-Коба погребение было совершено в специально выдолбленной яме. Покойный лежал в скорченном положении. В пещере Тешик-Таш (Узбекистан) было найдено погребение ребенка, оно было обложено рогами козла. Уникально погребение Шанидар, установлено, что погребенный в течение многих лет жил с одной рукой, без помощи коллектива это было бы невозможно. Его погребение было украшено цветами. Иногда находят захоронения одних человеческих черепов – начало культа предков. Зарождается культ животных. Во Франции найдены каменные ящики, в одном погребен человек, в другом – медведь.
Появились зачатки искусства. Тесно связано с зарождающимися религиозными представлениями и ритуалами. Среди небольшого количества найденных предметов этого времени, носящих следы искусственной обработки и не являющихся орудиями труда или охоты, чаще всего встречаются изготовленные из костей или зубов животных амулеты, из которых могли быть составлены целые ожерелья или браслеты. При их создании применялась полировка и гравировка.
Поздний палеолит.
Поздний палеолит (30-35 тыс. лет назад – 10 тыс. лет назад). Появляется человек современного типа. Развивается искусство. Природная обстановка способствовала расцвету охотничьего хозяйства. Человек осваивает новые просторы. Стоянки открыты на Печоре, в Приуралье, в Якутии, заселено Забайкалье.
Верхний палеолит возник произошел от местных мустьерских племен на разных территориях приблизительно в одно время.
Различают много верхнепалеолитических культур восточной Европы, Сибири.
Совершенствуется обработка камня. Появляется призматический нуклеус, скол с которого стал удлиненным, ножевидным. Развивается отжимная ретушь. Важным оружием был резец. Резцы служили для обстругивания кусков рога или кости. Появляется вкладышевые орудия. Из кости и рога делали гарпуны, мотыги, копьеметалки, иглы, шилья; часто орнаментированы.
Много найдено остатков поселений, а также жилищ – наземных и углубленных. Люди селились в местах, удобных для охоты. Местами концентрации верхнепалеолитических памятников являются течения Дона, Днепра, Днестра, Енисея, берега Ангары.
Наиболее распространенным типом жилища была круглая землянка поперечником 4-5 м. Большие жилища составлялись малыми.
Охота была загонной. Существовала пушная охота, причем не ради мяса, а ради шкурок. Существенна роль собирательства.
Обряд погребения усложняется. Замечательно погребение под на стоянке Сунгирь под Владимиром. Найдено погребение мужчины. Инвентарь составляет большое количество украшений. Недалеко от него погребение 2-х детей – девочка и мальчик были положены голова к голове. Костяки густо посыпаны охрой, украшений еще больше. Присутствует настоящее оружие, возможно, дети принимали участие в охоте.
Живопись открыта в Каповой пещере. Пещеры с росписями считают родовыми святилищами. Изображали животных, встречаются антропоморфные существа.
Палеолитическую скульптуру составляли фигурки мамонтов, редко других животных, для обрядов, с целью обеспечить успех охоты; женщин – считалась покровительницей рода.
Поздний палеолит завершается появлением Homo Sapiens.
Хозяйство эпохи палеолита.
В эпоху палеолита люди изготовляли орудия из камня, существовали также деревянные и костяные орудия. Для обработки камня человек использовал второй камень, кость или дерево.
В эпоху раннего палеолита существовали следующие орудия труда: многогранники, чопперы, чоппонги, каменные отщепы, нуклеусы, ручные рубила, калуны, остроконечники, скребла. Существовали техники – ретушь, леваллуа.
Основой хозяйства была коллективная охота. Преобладала охота на мамонта. Она имела облавный характер. Также охотились на лошадь, дикого осла, сайгу и других животных. Здесь имела место сезонность охоты. Другой добычей был пещерный медведь. Устраивались засады, волчьи ямы.
Значительную роль играло собирательство.
В позднем палеолите появляется призматический нуклеус, резец, составные орудия, копьеметалки. Значительно возрослва роль кости и рога, из них изготовляли отжимники, гарпуны, мотыги, рукоятки, иглы, шилья. Развивается отжимная ретушь.
Много найдено остатков поселений, а также жилищ – наземных и углубленных. Люди селились в местах, удобных для охоты. Местами концентрации верхнепалеолитических памятников являются течения Дона, Днепра, Днестра, Енисея, берега Ангары.
Наиболее распространенным типом жилища была круглая землянка поперечником 4-5 м. Большие жилища составлялись малыми.
Охота на крупных животных оставалась единственным способом добычи мяса. Она была загонной. Существовала пушная охота, причем ее целью было не мясо, а шкурки пушных зверей могли ловить, например, силками. Охота была, видимо, избирательной: кости молодых животных встречаются в поселениях чаще, чем старых.
Существенной оставалась роль собирательства, особенно в южных областях. Формы собирательства были разные: сбор плодов, орехов, грибов, ягод, съедобных корней и трав, сбор меда, птичьих яиц, сбор мелких животных и т.д.
Палеолитическое искусство.
Палеолитическое искусство зарождается в эпоху мустье. На предметах находят намеки орнамента, найдены остатки охры.
Дальнейшее развитие искусство получило в позднем палеолите.
Замечательно погребение под на стоянке Сунгирь под Владимиром. Обнаружены вырезанные из бивня мамонта фигурки лошадей, украшенные двумя линиями орнамента, каждая из которых состоит из 20 точек, сгруппированных по 5. Вероятно уже тогда знали элементы счета.
Из бивней мамонтов, костей животных, сланца вырезали фигурки животных, реже – людей (женщин). Получил развитие орнамент, нанесенный на скульптурные изделия, украшения и бытовые предметы. Живопись открыта в Каповой пещере. Каповая пещера (Шульган-Таш) безусловно, является чрезвычайно важным памятником для изучения эпохи позднего палеолита.
Пещера является грандиозным творением. Протяженность, доступных ныне, ее ходов достигает 2 км. Она имеет трехъярусное строение, у каждого яруса множество боковых ответвлений.
Палеолитические рисунки в ней были открыты только в 1959 г. Рюминым.
Возраст пещеры 14 тысяч лет.
Каповая пещера состоит из двух этажей. Палеолитические рисунки обнаружены на обоих этажах (всего около 40). В верхнем этаже пещеры обнаружены две группы профильных, контурных или силуэтных одноцветных изображений верхнеплейстоценовых животных, выполненных охрой: мамонты, лошади, носорог.
В отличие от рисунков верхнего этажа, большинство рисунков нижнего этажа пещеры, выполненных также красной охрой, располагается не только на стенах, но и на потолке и носят ярко выраженный геометрический, стилизованный характер. Есть среди них и достаточно хорошо выраженная антропоморфная фигура.
Очевидно, естественная зональность была связана с культовой зональностью, отсюда следует, что особенности внутреннего пространства пещеры имели символическое значение.
Пещеры с росписями считают родовыми святилищами.
Палеолитическое искусство проистекало из производственной деятельности людей. Часты изображения мамонта. Зверей почитали, над их фигурками совершали какие-то обряды, чтобы обеспечить успех охоты. Почитались хищники за их охотничьи качества. В изображениях птиц, рыб, змей видят зачаток мифологии, основу представлений о стихиях.
И скульптуре, и рисункам присущ реализм.
Важное место среди палеолитических скульптур занимают фигурки людей с подчеркнутыми признаками женского пола. Женщина с пышными формами, обнаженная, стоит, опустив руки на выпуклый живот. Возможно, изображали беременных женщин. Женщина была центральным образом искусства, потому что счет родства шел по материнской линии. Каждая семья стремилась иметь изображение своей покровительницы.
Неолит Средней Азии.
Джейтунская культура (VI тыс. до н.э.) охватывала районы Северного Ирана. Поселки располагались на небольших возвышенностях, не заливавшихся рекой. Около жилищ находились хозяйственные постройки и небольшие дворики, во дворах открыты ямы, вероятно, для хранения зерна. В Джейтуне преобладают микролиты, более трети всех орудий составляют вкладыши. Обнаружены зернотерки, но нет ни лопаты, ни мотыги, ни других почвообрабатывающих орудий, вероятно землю обрабатывали палкой–копалкой. Индустрия Джейтуна разнообразна по ассортименту орудий: ножи, серпы, скребки. Глиняная посуда плоскодонна и сделана ленточным способом. Часть посуды расписана красной краской, узор напоминает фигурные скобки. Джейтунская культура была пришлой. Исчезли джейтунцы неожиданно. Культура продолжала развиваться в следующую эпоху. В Восточном Прикаспии племена культуры Джебел стали заниматься скотоводством. Для индустрии прикаспийских стоянок характерна высокая техника обработки камня: часты правильные призматические нуклеусы и микролиты. Появилась остродоннная керамика, находят зернотерки. Вблизи пещеры Кайлю исследован могильник, погребения одинаково ориентированы, костяки сохранили следы охры.
Неолитическое искусство.
Следствием неравномерности развития хозяйства явилось возникновение резких различий в идеологии, искусстве. В лесной полосе Евразии отмечают несколько очагов неолитического искусства. Первый из них охватывает север Восточно-Европейской равнины. На береговых гранитных скалах Онежского озера Выбиты силуэтные изображения людей, лосей, лодок. Часто встречаются сцены охоты, имеются картины сражений. Наряду монументальным искусством следует отметить мелкую пластику, к которой относятся некоторые находки из Оленеостровского могильника. Таковы резная, в виде головы лося, рукоять кинжала, фигурки людей. Второй очаг искусства расположен на Урале. Здесь тоже есть наскальные изображения, но они нанесены краской. Изображены лоси, птицы, люди, солярные знаки. Рисунки чаще контурные, чем силуэтные, кремневые фигурки здесь редки. Третий очаг неолитического искусства находится в Сибири – на Среднем Енисее, Ангаре, Верхней Лене. Наиболее позднему этапу развития неолитического искусства принадлежат, видимо, сюжеты с солярными и лунарными знаками, а также с фантастическими животными, пожирающими солнце, которые встречаются в Сибири.
Металлургия бронзы.
Бронзовый век соответствует четвертому этапу развития металлургии – появлению сплавов на медной основе. При изготовлении сплавов полученную медь сплавляли с оловом или другими компонентами. Первоначально бронза использовалась для производства орудий старых, привычных форм, и на этом этапе металлические орудия часто делали в подражание каменным. Позднее люди освоили особенности нового материала. Появление бронзы способствовало увеличению ассортимента изделий. Делали также украшения. На стрелы же, хотя они и были важным видом оружия, шло слишком много металла. Так как их количество должно было быть большим, их стали делать из бронзы, тогда когда этот металл уступил первенство железу. Усиление межродовых столкновений способствовало развитию оружия. Еще в энеолите появляется такой важный вид оружия как меч. Бронзовые мечи были сильным средством нападения и защиты. Совершенствуются формы копий, кинжалов, боевых топоров и другого бронзового оружия. В бронзовом веке между племенами различных территорий возникло экономическое неравенство, обусловленное неодинаковыми запасами рудных месторождений цветных металлов: у одних племен была медь, у других – олово, У третьих не было ни того, ни другого.
19. Ранний бронзовый век Северного Кавказа (майкопская культура).
Майкопская культура (вторая половина 3 тысячелетия) занимает предгорную зону Северного Кавказа.
К раннему этапу относится курган, раскопанный в Майкопе, давшем название всей культуре. Под огромной насыпью находилась глубокая яма. Разделенная деревянной перегородкой пополам, а потом еще пополам. Найдено погребение мужчины, покрытое золотыми бляшками в виде львов, быков, розеток. Рядом с костяком лежали 6 серебряных трубок с изображениями быков, возможно, трубки поддерживали балдахин. У стенки ямы стояли золотые и серебряные сосуды. Имелись кинжал, топоры, долота, стрелы.
На позднем этапе культуры, в дольменах (сооружениях из каменных глыб), встречаются медные и сверленые топоры, вкладыши серпов, наконечники стрел, чернолощеная керамика, мотыги, долота, ножи, кинжалы, вилы, черешковые копья.
Хозяйство основывалось на сочетании скотоводства и земледелия. Имущественное неравенство.
У города Долинска раскопано поселение, состоявшее из групп жилищ-мазанок. Известны погреба в виде ям.
В поселении Мешоко на реке Белой прослежены остатки каменной стены, окружавшей поселение. Жилища были наземными. Занимались земледелием и скотоводством. Керамика тонкостенная. Бронза – мышьяковистая.
Карасукская культура.
В результате процесса ассимиляции андроновцев и афанасьевцев на Верхнем Енисее, в верховьях Оби и на Саяно-Алтайском нагорье сложилась новая культура. По реке Карасук под Абаканом эту культуру назвали карасукской (конец II — начало I тысячелетия ДО Н. Э.). Карасукские могильники отмечены на поверхности круглыми или прямоугольными оградками из каменных плит. В могильных ямах стенки обложены каменными плитами, а скорченные костяки лежат на боку.! В головах погребенных стояли глиняные сосуды. Они круглодонны, с невысокой шейкой и нарядно украшены нарезным или штампованным орнаментом. Вероятно, их делали не жгутовым способом, а выдавливали из куска глины. Карасукские могильники насчитывают нередко более ста погребений. Число самих могильников намного больше, чем в андроновское время, что свидетельствует о значительной плотности населения и укреплении родовых групп.
Карасукские поселения располагались в степи, их тонкий культурный слой раздут ветрами, и поэтому они мало изучены. Не исключено, что летом жилищами служили повозки, подобные той, что нарисована на одной из могильных плит в Хакасии.
Бронзовых орудий много, чаще других встречаются, ножи, которые иногда изогнуты под углом — специфически карасукская форма. Часты бронзовые кинжалы, кельты, топоры.
Для этой культуры характерны лапчатые подвески, украшавшие одежду, а также бусы, бляхи, пуговицы, типы которых отсутствовали в андроновское время, но известны юго-восточнее расселения карасукцев. Есть бронзовые зеркала.
Главным занятием карасукских племен было скотоводство, о котором говорят кости животных, найденные в погребениях. Разводили овец. Как известно, овцеводство, требует больших пастбищ. Поэтому оседлость была непрочной. Этим и, объясняется незначительность культурного слоя на поселениях, а также круглодонность керамики. Карасукцы летом откочевывали в более удобные для овцеводства районы, даже в горы, а зимой жили в долинах рек у пашен. Много бронзовых серпов и кос развитых форм. В Минусинских степях найдены тысячи бронзовых орудий, среди которых значительная часть карасукских.
Карасукские изделия проникали в Южную Европу, Забайкалье, на Алтай, на Обь и доходили до Караганды, где встречается типичная карасукская керамика.
Открытие железа. Железный век в Восточной Европе и процессы общественного развития.
Крупнейшим достижением человечества стало освоение железа, что привело к бурному росту производительных сил. Первые изделия из железа, видимо, были выкованы из метеоритного железа, но почти одновременно с ними появляются железные изделия из металла земного происхождения. Предполагается, что способ получения железа из руд был открыт в Малой Азии. Первоначально железо было очень дорогим металлом. Между появлением первых железных изделий и началом массового его производства прошло довольно много времени. Этот переход не был равномерным. Если у одних народов (на Кавказе) железо вошло в изобретение в Х в. до н. э., то у других народов (в Ю-Сибири) – лишь в III-II вв. до н.э. Народы степей Ю-России, Украины, Средней Азии, Дальнего Востока освоили новый металл к VI-V вв. до н.э. Причиной повсеместного перехода к плавке железа стало то, что железные руды в природе встречаются чаще, чем медные (обычно в виде окиси железа). Другой важной предпосылкой перехода от бронзы к железу стало изобретение печей с искусственным дутьем и овладение навыками пластической обработки металла. Технология железных изделий отличается сложностью и трудоемкостью. Для получения железа использовались, как правило, сыродутные печи, или горны, в которые с помощью мехов искусственно нагнетался воздух. С появлением железных орудий труда произошла техническая революция в материальном производстве, и принципиально расширились производительные возможности людей. Более производительные – железный лемех плуга, большой серп, коса, железный топор – позволили в широких масштабах развивать земледелие, в том числе и в лесной зоне.
Эта эпоха в целом характеризуется разнообразием и неравномерностью процессов исторического развития. Окончательно оформились 2 основных типа цивилизации: оседлые земледельческо-скотоводческий и степной скотоводческий. Их взаимоотношения носили характер разнообразный и исторически устойчивый. В этот же период сложился такой трансконтинентальный феномен, как Великий шелковый путь. Другим важным фактором в железном веке стало Великое переселение народов, сложение мигрирующих этносов. По археологическим материалам на большей части Евразии выделяются 2 крупных хронологических периода: скифская эпоха (VII-II вв. до н.э.) и гунно-сарматская эпоха (II до н.э. – IV в. н.э.). Особо нужно отметить, что развитие производящих форм хоз-ва на Севере в раннем железном веке привело к хозяйственному освоению практически всех пригодных для этих целей территорий. На значительной территории, лежавшей к северу от древнейших г-в, выделяются 2 большие историко-географические зоны: степи Восточной Европы и Северной Азии (Казахстан, Сибирь) и не менее крупная лесная зона. Эти 2 территории настолько серьезно отличались условиями природы, экономическим и культурным развитием, что в них сложились различные культурно-исторические массивы. Расширившиеся в железном веке контакты приобрели качественно иной хар-р, они способствовали бурному распространению новаций и становлению устойчивых связей.
30. Государство Урарту.
История Урарту известна по ассирийским клиновидным надписям, которые сообщают о походах урартийцев. Эта история прошла в столкновениях с Ассирией.
Правящим классом государства Урарту были рабовладельцы.
Середина VIII в. до н. э. была временем наибольшего подъема государства Урарту, которое объединило большие территории и собирало обильную дань с побежденных племен. Но власть Урарту на периферии была непрочной, потому что на окраины поселяли захваченных пленников, а местные племена всегда были готовы сбросить урартийское иго. В конце VIII в. до н. э. Урарту испытывает упадок, вызванный неравной борьбой с Ассирией, усложненной натиском киммерийцев с севера. Потеряв влияние на юге, Урарту обратило свою захватническую политику на север. Здесь в Армении еще в начале VIII в. до н. э. царь Аргишти построил город Эребуни.
Раскопки в Ереване на холме Арин-берд обнаружили каменные блоки с надписью о постройке города Эребуни. Культурные слои урартийского времени на Арин-берде прослеживаются плохо. Из находок наиболее многочисленны черепки, встречаются и целые сосуды, изготовленные на гончарном круге. Урартийцы делали лощеные чаши и кувшины. В кладовых находились крупные сосуды для вина — карасы — с обозначением емкости каждого. Найдено несколько урартийских печатей, сделанных по ассирийским образцам, одна — цилиндрическая, другая— с изображением льва, напоминающая гирю, третья — костяная плоская, на <