Культурология как наука. Исследования культуры (или, по крайней мере, отдельных ее сторон и
Исследования культуры (или, по крайней мере, отдельных ее сторон и
аспектов) начались еще в античности (см. вопрос 1.1). Однако культура как целостная
система превращается в предмет научного интереса только в ХУП-ХУШ вв. в рамках
философии.
Выделение культурологии как специальной научной дисциплины из
философии и отделение ее от этнографии, «доистории» (изучение древней истории, в
том числе и археологическое), антропологии происходит, начиная со второй
половины Х1Х в.
Само название «культурология» появилось сравнительно недавно: в конце
Х1Х-начале ХХ вв. Его стали использовать многие исследователи. Так, английский
этнограф и антрополог Э.Тайлор назвал одну из глав в книге «Первобытная культура»
(1871 г.) «Наука о культуре». Выдающийся немецкий химик В.Оствальд в начале ХХ
в. рекомендовал называть науку о цивилизациях, или о специфически человеческих
способах деятельности, культурологией.
Однако самая значительная роль в обосновании данной науки и закреплении
ее названия как культурологии принадлежит американскому антропологу Л.Уайту. В
1939 г. в статье «Проблема терминологии родства» он использовал понятие
культурологии для обозначения науки о классе явлений, имеющих наряду с
функциональным еще и ценностное, символическое значение. Обоснованию
культурологии Л.Уайт посвятил свой труд «Наука о культуре» (1949 г.). Он считал,
что культурология изучает предметы, имеющие символическое значение
(«символаты»), с экстрасоматической точки зрения, т.е. с точки зрения, выходящей за
пределы отдельного человеческого тела, организма (soma – тело). Л.Уайт считал, что
«открытие» культуры когда-нибудь встанет в истории науки в один ряд с
гелиоцентрической теорией Коперника.
Термин «культурология» закрепился в отечественной гуманитарной традиции.
В зарубежной литературе для аналогичного комплекса знаний используются термины социальная или культурная «антропология», «культурная история» (в том числе и
«новая культурная история» - синтез истории быта с этнопсихологией), «этнология».
Культурология прошла разные этапы развития. В нашей стране она наиболее
активно развивается с 60-х гг. ХХ в. Однако это лишь подчеркивает ее перспективы,
ибо открывает возможность творческого поиска.
На сегодняшний день культурология – интегративная социогуманитарная
дисциплина, результат междисциплинарного синтеза знаний о культуре как
специфической функции человеческого бытия.
Существуют два основных подхода к пониманию культурологии как науки:
1) культурология как комплекс дисциплин, изучающих культуру. На Западе
этот комплекс наук называют «cultural studies» (изучение культуры),
«multicultural studies» (изучение культурного многообразия),
«cross-cultural studies» (изучение межкультурного взаимодействия). У нас в
России этот комплекс наук иногда называют культуроведением.
2) культурология как самостоятельная научная дисциплина.
Вот об объекте и предмете культурологии с точки зрения второго подхода мы
и будем говорить.
Объект науки – это совокупность качественно определенных явлений и
процессов реальности, существенно отличных по своей внутренней природе,
основным чертам и законам функционирования и развития от других объектов этой
реальности. Предмет науки выражает целенаправленную заинтересованность ученых в
освоении конкретной области реальности (объекта исследования).
Очевидно, что культура может являться как объектом, так и предметом
исследования. Объект исследования – это культура «в широком смысле слова», т.е.
совокупность всех способов и результатов человеческой деятельности, передаваемых
от поколения к поколению и от эпохи к эпохе внебиологически (методами обучения и
воспитания). Этот объект – общий для культурологии и для других
социогуманитарных наук.
По вопросу о предмете культурологии как науки в отечественной литературе
существуют две точки зрения.
Первая точка зрения состоит в том, что предмет культурологии – культура «в
узком смысле слова». В этом случае особый исследовательский интерес оказывается
направлен на такие общие аспекты человеческой деятельности, как:
а) средства взаимопонимания и взаимосогласования в коллективной
деятельности, или социальные нормы (А.Я.Флиер);
б) семиотическая, знаковая система (Ю.М.Лотман, Б.А.Успенский);
в) совокупность ценностей и смыслов (Н.Чавчавадзе, А.А.Радугин).
Вторая точка зрения принадлежит ленинградской (санкт-петербургской)
культурологической школе (М.С.Каган, С.Н.Иконникова, В.П.Большаков). Она
состоит в том, что для исследования культуры в рамках культурологии важен не
столько учет многогранности этого явления, сколько, наоборот, осознание ее
целостности.
Нужно отметить, что трудности выделения как объекта, так и предмета
исследования в изучении культуры определяются спецификой самой культуры. Она
является связующим звеном между человеком и окружающим его миром, особой
формой бытия, характерной для человека и общества. Культуру, таким образом,
можно изучать различными методами (см. вопрос 3.5).
Структуру культурологии можно выделять разными способами:
1) по роли общего и единичного в исследовании – социальная культурология(исследует общее, объективные причинно-следственные связи) и гуманитарная
культурология (анализирует смысл уникальных культурных феноменов) (см. вопрос
3.5);
2) по цели исследования – теоретическая культурология (изучает культурные
процессы и явления, возникающие и функционирующие по преимуществу стихийно,
на основании общих закономерностей социокультурной жизни людей) и прикладная
культурология (изучает, планирует и разрабатывает методику целенаправленного
прогнозирования и управления социокультурными процессами) (см. вопрос 3.4);
3) по разделам – а) история мировой и отечественной культуры, б) история
культурологических учений, в) социология культуры, г)культурная антропология,
д) прикладная культурология.
В настоящее время интенсивно, хотя и несколько хаотично, идет процесс
дифференциации культурологического знания, что свидетельствует о развитии науки.
Появляются новые дисциплины: теория межкультурной коммуникации, теория
культуры повседневности, конфликтология, геономика (культурологическая
география), компаративистика (сравнительное изучение культур) и др. Немалую роль
в этом играют потребности современной эпохи, интересы исследователей,
накопленный материал, запросы практики.
Задачами современной культурологии являются: с одной стороны,
способствовать диалогу культур, в ходе которого мы приобщаемся к иным
культурам, иным смысловым мирам (см. вопрос 4.5.); а с другой стороны,
формировать «культурную компетентность личности», т.е. комплексное обучение
человека самой тривиальной и одновременно самой экзотической из всех
специальностей – профессии полноценного члена общества (см.: Флиер А.Я.
Культурология для культурологов).
Таким образом, культурология выполняет следующие основные функции:
1) объяснительная (сведение непонятного к понятному, включение данного
культурного феномена в общий социокультурный контекст);
2) понимающая (обретение целостной интуитивно-смысловой причастности
субъекта к постигаемому явлению);
3) прогностическая (прогнозирование дальнейшего развития
социокультурного процесса, возможное управление им);
4) воспитательная (участие в социализации и инкультурации субъекта,
осознание им своей социокультурной позиции, формирование культурной
компетентности).
Основными принципами современной культурологии являются:
- единство естественнонаучной и гуманитарной культуры, понимания и
объяснения;
- принципы ненасилия: понимание мира как многогранного и многозначного,
отсутствие монополии на истину, поиск консенсуса в диалоге;
- принципы плюрализма и дополнительности: рассмотрение различных
вариантов и школ при сохранении индивидуальных научных предпочтений,
невозможность «окончательных», единственно верных определений;
- принципы компаративистики: диалог культур. При этом анализ других
культур должен сочетаться с углубленным изучением российской культуры (идея
патриотического воспитания);
- междисциплинарные подходы: использование данных и методов смежных
социогуманитарных наук (истории, психологии, социологии, философии,
антропологии, этнографии, лингвистики и др.) (см. вопрос 3.2).