ТЕМА 3. Культура и человек. Занятие 3 (2 часа)
1. Проблема культурогенеза.
2. Культура как фактор социализации и инкультурации личности.
3. Язык и символы культуры, межкультурные коммуникации.
Основная цель темы – показать как, когда и почему возникает культура, какие факторы способствуют вхождению человека в культуру, формируют его как личность.
Основные понятия темы: культурогенез, инкультурация, социализация, межкультурные коммуникации.
Персоналии: А. Тоффлер, Ф. Ницше, Э.Фромм, К. Юнг
ЛИТЕРАТУРА:
1. Гуревич П.С. Человек и культура. – М., 2008.
2. Гуревич П.С. Неповторимые грани культуры. Человек и социокультурная среда. – М., 2002.
3. Комарова Г.Н. Формирование человека культуры в современном социокультурном пространстве // Человек в мире культуры. – М., 2007.
4. Мамфорд А. Техника и природа человека // Новая технократическая волна на Западе. – М., 2006.
5. О человеческом в человеке. – М.. 2006.
6. Тейлор Э.Б. Первобытная культура. – М., 2009.
7. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. – М., 2003.
Выводы: Необходимо понять, что культура является единственным способом социализации и инкультурации человека, но она не была бы возможна без разнообразных межкультурных коммуникаций.
Контрольные вопросы для самопроверки:
1. Какую роль играет культура в становлении и развитии личности?
2. Каковы механизмы социализации личности?
3. В чем смысл орудийно-трудовой теории происхождения культуры?
4. Какова роль символов в процессе зарождения культуры?
5. Что общего и в чем различие социальных феноменов «социализация» и «инкультурация»?
6. Что такое культурогенез, каковы его источники и причины?
7. Для чего необходима межкультурная коммуникация?
Темы рефератов
1. Проблемы происхождения языка.
2. Экзогамия и начало человеческой истории.
3. Культура как развертывание смысла.
4. Культура как природный и социальный феномен.
5. Человечество в культурологической перспективе.
Задания и упражнения
1. Прокомментируйте следующее высказывание: «…Большую долю вины за наши несчастья несет так называемая культура: мы были бы гораздо счастливее, если бы мы от нее отказались и восстановили первобытные условия»?
2. Кто из названных ниже мыслителей одним из первых раскрыл и обосновал связь культуры со всеми сферами социальной жизни, ее способности связывать историю человечества в единый целостный процесс:
а) Ф. Гегель; б) И. Кант; в) К. Маркс; г) Г. Гердер
Правильный ответ подчеркнуть.
3. Как называется термин, обозначающий образец, к которому должен стремиться человек: а) идеал; б) счастье; в) альтруизм.
Правильный ответ подчеркнуть.
4. Как в мировой культуре называют людей-разрушителей культурных ценностей?
а) варвары; б) вампиры; в) варяги; г)вандалы.
Правильный ответ подчеркнуть
ТЕМА 4. Типология культуры как метод научного познания социокультурных систем и объектов. Занятие 4 (2 часа)
1. Концепция обособленных локальных культур (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби).
2. Концепция «единой истории» К. Ясперса.
3. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.
Основная цель темы – Показать значимость метода типологии культуры, широко применяемого в культурологи, а также разные подходы к истории, культуре и ее периодизации.
Основные понятия темы: типология, универсализация, «локальные культуры, культурно-исторические типы.
Персоналии: Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, К. Ясперс, Ф. Ницше
ЛИТЕРАТУРА:
1. Артановский С.Н. На перекрестке идей и цивилизаций. – Спб., 2004.
2. Бестужев-Лада И.В. Мир нашего завтра. – М., 2006.
3. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. – М., 2003.
4. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 2001.
5. Тойнби А. Постижение истории. – М., 2007.
6. Шпенглер О. Закат Европы. – М., 2004.
7. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 2003.
Выводы: Необходимо понять, что в культурологи существуют разные точки зрения на критерии исторического развития и разные подходы в понимании истории и ее периодизации.
Контрольные вопросы для самопроверки:
1. Что такое «типология культуры» и для чего она предназначена?
2. Какие критерии общественного прогресса лежат в основе периодизации истории в теориях XX века?
3. В чем смысл циклического подхода к пониманию истории?
4. Какие критерии исторического развития лежат в основе циклической периодизации истории?
5. Что общего между теориями Н. Данилевского и О. Шпенглера?
6. В чем, на ваш взгляд, заключается рациональное зерно в циклической периодизации истории?
7. Какие аргументы приводит К. Ясперс в защиту свой концепции «единой истории»?
8. Что такое «культурная универсализация» и в чем она проявляется?
Темы рефератов
1. Основные концепции и модели общественного развития.
2. Проблема единства исторического процесса.
3. Концепция «осевого времени»
4. Культурно-исторические типы.
5. Универсальность истории.
Задания и упражнения
1. Составьте таблицу достоинств и недостатков линейной и циклической периодизации истории.
2. Законы природы нельзя отменить. А можно ли отменить законы истории? О. Шпенглер, например, считал, что в обществе действует не закон, а судь
3. О. Шпенглер в своей книге «Закат Европы» пришел к выводу, что цивилизация это: а) синоним культуры; б) деградация, упадок культуры; в) высший уровень, достигаемый развитием культуры.
Правильный ответ подчеркнуть.
4. Как известно, К. Ясперс относил ось мировой истории к духовному процессу, который шел между 800 и 200 г. д.н.э., именно в этот отрезок времени произошел самый резкий поворот в истории. Назовите этот процесс:
а) создание благоприятных условий для эволюции жизни на земле;
б) развитие высокоорганизованных животных как этап появления человека;
в) рождение человека как разумной и одухотворенной личности;
г) появление человеческого общества с его социальными институтами.
Правильный ответ подчеркнуть