X. Дипломатическая речь относится к __ красноречию
1. социально-политическому.
2. академическому.
3. судебному.
4. социально-бытовому.
Проверочный тест № 4. «Публичная речь»
I. Тезис–это…
1. главное положение, которое подлежит обоснованию.
2. намеренный обрыв высказывания, придающий эмоциональность.
3. приемы изложения материала от общего к частному.
4. способ воздействия на слушателей с целью привлечения внимания к тому или иному предмету, явлению.
II.Логическая форма связи совокупности умозаключений, которые применяются при выведении тезиса из аргументов – это…
1. доказательство.
2. манипулирование.
3. убеждение.
4. демонстрация.
III. Логико-коммуникативный процесс, направленный на обоснование позиции выступающего с целью последующего понимания этой позиции и принятия её другим человеком – это…
1. аргументация.
2. нормативность.
3. речевая деятельность.
4. дедукция.
IV. Индуктивные доказательства…
1. строятся на переходе от общего суждения к частному.
2. построены на переходе от частных суждений к общим.
3. должны быть подкреплены ссылкой на достоверные источники.
4. наслаиваются на те, которые уже есть.
V. Структура аргументации включает…
1. спор, дискуссию, полемику.
2. тактики, уловки, софизмы.
3. тезис, аргументы, демонстрацию.
4. выводы, доводы.
VI. Нарушение требований, предъявляемых логикой к различным элементам доказательного рассуждения – это…
1. логический барьер.
2. пуризм.
3. императивные нормы.
4. логические ошибки.
VII. К логическим аргументам не относится…
1. аксиомы и постулаты.
2. статистические данные.
3. теоретические и эмпирические обобщения и выводы.
4. доводы от сочувствия.
VIII. Закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей речи выступления и целесообразное их соотношение, организация материала, расположение его в определенной системе называется __________ речи.
1. выразительностью.
2. композицией.
3. инвенцией.
4. аргументацией.
IX. Аргументация односторонняя – это аргументация, в которой используются…
1. только аргументы «за» или только аргументы «против».
2. аргументы и «за», и «против».
3. вначале наиболее сильные аргументы, затем менее сильные.
4. вначале менее сильные аргументы, затем наиболее сильные.
X. Если в Вашем рассуждении каждая мысль обосновывается, доказывается, Вы мыслите в соответствии с…
1. законом исключенного третьего.
2. законом достаточного основания.
3. законом тождества.
4. законом непротиворечия.
Проверочный тест № 5. «Способы связи предложений в тексте»
I. Определите способ связи предложений в тексте:Неожиданно лодка на что-то натолкнулась. Это «что-то» оказалось погрузившимся в воду и, по-видимому, дремавшим бегемотом. Разбуженный и рассерженный зверь тотчас же вынырнул и, открыв свою громадную пасть, начал громко реветь.
1. Последовательная связь.
2. Параллельная связь.
II. Определите способ связи предложений в тексте:
На каждом человеке лежит отблеск истории. Одних он опаляет жарким, грозным светом, на других едва заметен, чуть теплится, но он существует на всех. История полыхает, как громадный костер, и каждый из нас бросает в него свой хворост.
1. Последовательная связь.
2. Параллельная связь.
III. Определите способ связи предложений в тексте:В крымских горах и на Кавказе когда-то во множестве водились орхидеи. Красота и незащищенность чудесных цветов сослужила им роковую службу. Неумеренная охота «любителей» природы ведет к их массовому истреблению.
1. Последовательная связь.
2. Параллельная связь.
IV. Определите способ связи предложений в тексте:Небо все темнело. Казалось, весь мир поглотила эта бесформенная тьма, охватившая одинаково и тучи, и воздух, и море. Лишь по временам среди шума, грохота, плеска с пугающей внезапностью обозначались белые гребни, и волна кидалась на остров, далеко отбрасывая брызги через низкие стены.
1. Последовательная связь.
2. Параллельная связь.
V. Определите способ связи предложений в тексте:Я посмотрел на часы. Теперь каждая минута приближала меня к Ленинграду на три-четыре километра. Мне хотелось перевести стрелки часов сразу на полтора часа. Через полтора часа я должен приземлиться в Ленинграде.
1. Последовательная связь.
2. Параллельная связь.
VI. Определите способ связи предложений в тексте:И вот конец великому испытанию. Враг сложил оружие. Отгремели победные громы. Мир на земле!
1. Последовательная связь.
2. Параллельная связь.
VII. Определите способ связи предложений в тексте:Как тиха и пустынна Москва! Ни души на улицах. Нигде ни огонька. Нет ни одного прохожего. Гулко раздается стук моих каблуков по мостовой.
1. Последовательная связь.
2. Параллельная связь.
VIII. Определите способ связи предложений в тексте:Волга – самая большая река Восточно-Европейской равнины. Начинается Волга-красавица на Валдайской возвышенности еле заметным ручейком. Дальше она принимает ряд притоков и становится сплавной рекой. От устья Тверцы Волга – судоходная река.
1. Последовательная связь.
2. Параллельная связь.
IX. Определите способ связи предложений в тексте:Россия не только государство… Она – сверхгосударство, океан, стихия, которая еще не оформилась, не влегла в свои, предназначенные ей берега. Россия – это океан земель, распахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток. Россия – это семь синих морей; горы, увенчанные белыми льдами.
1. Последовательная связь.
2. Параллельная связь.
X. Определите способ связи предложений в тексте: Мальчика звали Коля Андрианов. Он спустился с бойцами в лог и повел их прямо по грудь в снегу к малорослому хвойному леску. Порой Коля увязал по самые уши, и тогда начальник разведки вытаскивал его за воротник отцовского ватника. У мальчика были какие-то свои таинственные зарубки на молодых сосенках. Коля долго петлял по задворкам, но зато он вывел батальон как раз в тыл фашистам.
1. Последовательная связь.
2. Параллельная связь.
Проверочный тест № 6. «Способы изложения материала в тексте»
I. Определите способ изложения материала в тексте:Многие природные процессы, происходящие в Мировом океане – движение, температурный режим вод, − являются неистощимыми энергетическими ресурсами. Например, суммарная мощность приливной энергии Мирового океана оценивается от 1 до 6 млрд. кВт.ч. Главное богатство Мирового океана – его биологические ресурсы (рыба, зоо- и фитопланктон и др.). Биомасса океана насчитывает 150 тыс. животных и 10 тыс. водорослей, а ее общий объем оценивается в 35 млрд. т., чего вполне может хватить, чтобы прокормить 30 млрд. (!) человек. Живой мир океана – это огромные пищевые ресурсы, которые могут быть неистощимы при правильном и бережном их использовании.
1. Индуктивный.
2. Концентрический.
3. Дедуктивный.
4. Ступенчатый.
II. Определите способ изложения материала в тексте:Самая ранняя из дошедших до нас отечественных риторик относится к началу 17 века. Предполагается, что ее автор – митрополит Новгородский и Великолуцкий Макарий (умер 12 сентября 1626 г.). В 1699 г. Появляется новая «Риторика». Предполагают, что ее автором был Михаил Иванович Усачев. В начале 18 века было создано риторическое сочинение Феофаном Прокоповичем (1681 – 1736), крупнейшим общественным и церковным деятелем эпохи Петра 1, поддерживающим его реформы. Первый учебник риторики был написан Михаилом Васильевичем Ломоносовым (1711 – 1765). Он был напечатан в 1748 г. под названием «Краткое руководство к красноречию».
1. Дедуктивный.
2. Концентрический.
3. Индуктивный.
4. Исторический.
III. Определите способ изложения материала в тексте:Достоевский был художником – лириком. Все его повести и романы – одна огненная река его собственных переживаний. Это – сплошное признание сокровенного своей души. Это – страстное стремление признаться в своей внутренней правде. Это – первый и основной момент в его творчестве. Второй – постоянное стремление заразить, убедить, потрясти читателя, исповедуя перед ним свою веру. Вот эти оба свойства творчества Достоевского присущи ему так, как ни одному другому лирику, если под лирикой разуметь призыв потрясенной души.
1. Индуктивный.
2. Дедуктивный.
3. Аналогический.
4. Концентрический.
IV. Определите способ изложения материала в тексте:Радиоактивность воздушной среды обусловлена наличием в ней радиоактивных веществ естественного и искусственного происхождения. Естественный радиоактивный фон создается за счет космического излучения и излучений от естественных радиоактивных веществ, находящихся в почве, воде и атмосфере. Кроме естественных радиоактивных элементов в природе, в том числе в атмосферном воздухе, находятся радиоактивные элементы искусственного происхождения. Естественная радиоактивность атмосферы зависит от наличия в ней радиоактивных газов и аэрозолей. Радиоактивные газы: радон, актинон, торон – являются продуктами распада естественных радиоактивных элементов радия, актиния и тория, содержащихся в земных породах. От содержания этих радиоактивных примесей в почве зависит образование того или иного количества радиоактивных газов.
1. Исторический.
2. Стадиальный.
3. Индуктивный.
4. Дедуктивный.
V. Определите способ изложения материала в тексте:...отбросив все то, относительно чего мы можем каким-либо образом сомневаться и, более того, воображая все эти вещи ложными, мы с легкостью предполагаем, что никакого Бога нет и нет ни неба, ни каких-либо тел, что сами мы не имеем ни рук, ни ног, ни какого бы то ни было тела; однако не может быть, чтобы в силу этого мы, думающие таким образом, были ничем: ведь полагать, что мыслящая вещь в то самое время, как она мыслит, не существует, будет явным противоречием. А посему положение «Я мыслю, следовательно, я существую», − первичное и достовернейшее из всех, какие могут представиться кому-либо в ходе философствования (Р. Декарт).
1. Концентрический.
2. Аналогический.
3. Стадиальный.
4. Исторический.
VI. Определите способ изложения материала в тексте:Зачем нужен язык? Для чего нужна человеку членораздельная речь? С помощью языка люди обмениваются мыслями при всякого рода совместной деятельности. Язык нужен, чтобы сохранять и закреплять коллективный опыт людей, достижения общественной практики. Язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, эмоции. Без языка не было бы самого человека, потому что все то, что есть в нем человеческого, связано с языком, выражается и закрепляется в языке (По А. Леонтьеву).
1. Стадиальный.
2. Исторический.
3. Аналогический.
4. Концентрический.
VII. Определите способ изложения материала в тексте:«Странствующий рыцарь без дамы – это все равно что дерево без листвы, здание без фундамента или же тень без тела, которое ее отбрасывает». Поскольку дерево, лишенное листвы, здание без фундамента или тень без тела внушают подозрения и не могут оцениваться положительно, такую же реакцию вызывает и странствующий рыцарь без дамы.
1. Стадиальный.
2. Исторический.
3. Аналогический.
4. Концентрический.
VIII. Определите способ изложения материала в тексте:В декабре 1564 года Иван Грозный выехал из Москвы в Александровскую слободу. В начале 1564 года он направил в Москву две грамоты, в которых обвинил бояр и духовенство в «изменных делах» и объяснил причины отречения. В стране была учреждена опричнина. Действия опричников и массовые казни вызвали недовольство большинства населения Руси. В 1566 году на Земском соборе царю была подана челобитная об отмене опричнины. Челобитники были казнены. Главный удар опричнина нанесла тем силам, которые могли нести угрозу самодержавной власти царя. Так в 1569 году царь расправился со своим двоюродным братом Владимиром Старицким, якобы замышляющим отравить Ивана IV. А в декабре 1569 года, получив донос о боярском заговоре, Иван Грозный выступил против Новгорода. «Победоносно» закончив Новгородский поход, опричное войско в 1571 году пропустило в Москве крымского хана Девлет-Гирея, который сжег столицу. Лишь в 1572 году превосходившими силами войска Воротынского были разгромлены крымские татары. В период опричнины Иван Грозный добился резкого усиления своей власти. Только осенью 1572 года опричнина была отменена.
1. Ступенчатый.
2. Исторический.
3. Аналогический.
4. Концентрический.
IX. Определите способ изложения материала в тексте:Основным методом археологии являются раскопки. Но археология не всегда позволяет понять думы и чаяния людей далекого прошлого. И тогда на помощь приходят лингвистика – наука о языке, фольклористика – наука, изучающая народное творчество, произведения, создаваемые народом (былины, сказки, пословицы, песни, танцы). Эти и множества других наук являются своеобразными помощницами истории. Они помогают историкам воссоздать картину жизни людей далекого прошлого.
1. Индуктивный.
2. Дедуктивный.
3. Стадиальный.
4. Исторический.
X. Определите способ изложения материала в тексте:
Как твердо установлено, люди едят всюду. Они едят на фабриках и заводах, едят в бригадных станах и совхозных усадьбах, едят в учебных заведениях как средних, так и высших, и даже в научно-исследовательских институтах. Люди едят в буфетах, столовых, кафе, они принимают пищу в ресторанах, – нет такого места на планете, где человек не ухитрился бы что-нибудь скушать (Л. Лиходеев).
1. Индуктивный.
2. Дедуктивный.
3. Стадиальный.
4. Исторический.
Проверочный тест № 7. «Выразительные средства языка»
I. Текст «Пенсионный фонд – это дойная корова, на молоко которой рассчитывают сейчас и правительство, и регионы» построен на использовании…
1. олицетворения.
2. метафоры.
3. метонимии.
4. слов в прямом значении.
II.Во фрагменте текста «При мне Толька тоже приезжал. На мотоцикле» используется такое средство выразительности, как…
1. метонимия.
2. синтаксический параллелизм.
3. перифраз.
4. парцелляция.
III. Текст «Я царь, я раб, я червь, я Бог» построен на использовании…
1. градации.
2. антитезы.
3. инверсии.
4. умолчания.
IV. Текст «Я обратился к Егору Тимуровичу: мы закупали хлеб. Дай денег. Дай денег, отец родной! Дай хоть копеечку!» построен на использовании…
1. иронии.
2. литоты.
3. метафоры.
4. олицетворения.
V. Текст «Люблю я пышное природы увяданье»построен на использовании…
1. метафоры.
2. оксюморона.
3. гиперболы.
4. иронии.
VI. Назовите средство выразительности, используемое во фрагменте текста:
О, милый мой! Не утаю,
Что я тебя люблю,
Люблю, как вольную струю,
Люблю, как жизнь мою.
1. эпитет.
2. сравнение.
3. олицетворение.
4. метонимия.
VII. Определите средство выразительности во фрагменте текста:
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно.
1. Эпитет.
2. Олицетворение.
3. Метафора.
4. Сравнение.
VIII. Назовите средство выразительности, используемое во фрагменте текста:
Но не хочу я верить в то,
Что смерть придёт ко мне.
Что не увижу никогда
Я снега в январе.
1. Эпифора.
2. Градация.
3. Анафора.
4. Эллипсис.
IX. Назовите средство выразительности, используемое во фрагменте текста:
Но мне ли, мне, любимцу государя...
Но смерть... но власть... но бедствия народа.
1. Умолчание.
2. Параллелизм.
3. Анафора.
4. Эпифора.