Руководство процессом выполнения стратегии

ГЛАВА 8. ЛИДЕРСТВО (РУКОВОДСТВО) – ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ

ВЫПОЛНЕНИЯ СТРАТЕГИИ ФИРМЫ

Лидерство (руководство) – это способность руководителя оказывать влияние на работников организации с целью обеспечения внедрения стратегии. Руководство включает в себя убеждение, мотивацию и изменение организационной культуры.

Руководство процессом выполнения стратегии

Выполнение намеченных действий является самой сложной стадией в любом процессе. Ключевая роль здесь принадлежит руководству организации, которое должно ясно видеть в каком направлении будет развиваться организация. При этом важнейшая задача руководства не только знать, что и как менять, но и постараться провести необходимые изменения так, чтобы количество конфликтов, возникающих в связи с сопротивлением внедрению стратегии, было минимальным.

Но обычно эта ситуация в организации такова, что менеджеры участвующие в реализации стратегии осуществляют руководство разными способами. Например, они могут играть активную или не ключевую роль, делегировать полномочия в разной степени, интересоваться всеми деталями выполнения стратегии или инструктировать подчиненных, брать на себя ту или иную долю риска и т. п. Практика же многих фирм, добившихся успеха в реализации своих стратегий, показывает, что эти фирмы имели динамичное и эффективное руководство. Менеджер по стратегии брал на себя лидерство, выполняя большое количество задач от администрирования и распределения ресурсов и до обучения других работников и получения желаемого результата. Между менеджером и лидером есть определенные отличия. Если менеджер направляет работу подчиненных и строит свое взаимодействие с ними на основе определенных нормативных документов, фактах и в рамках сформулированных целей, то лидер воодушевляет и вселяет энтузиазм в работников и строит свои отношения с ними на доверии и партнерстве. Эффективный менеджер далеко не всегда является эффективным лидером. К основным чертам эффективного лидера относят: видение, гибкость, доверие, коммуникабельность.

В контексте обсуждаемого вопроса лидерство заключается в грамотном и своевременном диагностировании ситуаций, возникающих на различных этапах выполнения стратегии и выборе правильных путей их решения. Остановимся на характеристике ряда ситуаций и действий лидера.

1. Основой принятия управленческих решений является информация. Поэтому менеджеру по стратегии необходимо своевременное получение надежной информации. Источниками получения точной информации являются: беседы с подчиненными; анализ текущих результатов деятельности; чтение отчетов; контакты с клиентами; наблюдение за действиями конкурентов. Самым надежным источником являются беседы с работниками, занимающими различные должности в организации. Этот подход, получивший название управления на основе максимальных контактов с персоналом, позволяет менеджеру по стратегии иметь наиболее точную информацию, отслеживать и руководить развитием возникающих ситуаций.

2. Организационная культура должна поддерживать и соответствовать внедряемой стратегии. Здесь роль лидера сводится к уделению максимального внимания стратегическим преобразованиям, связанным с изменениями в культуре фирмы. Среди основных действий высшего руководства в этом направлении можно назвать: учет интересов всех групп, участвующих в деятельности организации (сотрудников, акционеров, клиентов, поставщиков и др.); открытое обсуждение и реализация новых предложений; объяснение происходящих перемен, убеждение сомневающихся в необходимости этих перемен и побуждение работников организации следовать новым принципам деятельности; мотивация и вознаграждение тех работников кто поддерживает и проводит необходимые изменения в организации.

Следует отметить, что стратегия, культура, методы хозяйствования, философия и ценности фирмы сильно взаимосвязаны между собой. Изменения такого фактора как культура повлечет за собой изменение других факторов. Поэтому осуществление радикальных изменений в организационной культуре под силу только высшему руководству, которое имеет необходимую власть. При этом важное значение имеют как устные обращения, которые могут поднять энтузиазм в коллективе, донести принципы новой культуры до каждого работника, убедить в необходимости перемен, так и конкретные действия показывающие приверженность руководства новым идеям организационной культуры.

Как видим, только сильное руководство и хорошо скоординированные совместные действия на всех направлениях деятельности фирмы могут привести к желаемым изменениям организационной культуры (см. п.8.2).

3. Но как бы не было сильно руководство и, конкретно, менеджер по стратегии многие задачи на этапе реализации стратегии решаются посредством вовлечения в этот процесс рядовых работников. Одно из определений гласит, что менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивацию подчиненных. Итак, задачи генерирования новых идей, определения новых возможностей и адаптации к изменяющимся условиям относят к тем, которые решаются всеми работниками организации. поэтому назначение эффективного лидера не просто доносить до людей информацию о грядущих переменах и уговаривать их быть инициативными, а обеспечивать генерирование свежих идей всеми сотрудниками организации. В подобных ситуациях со стороны лидера возможны такие действия: поддержка чувства собственной значимости, воспитание и поощрение работников отстаивающих новые идеи и подходы.

4. Еще одной важной ситуацией, которую менеджер по стратегии обязан хорошо отслеживать, является соответствие действий по реализации стратегии политике фирмы. Политика влияет на ранжирование стратегических задач, на распределение ресурсов, на объем полномочий менеджеров, на организационную структуру, на кадровые решения и др. Менеджер по стратегии должен четко понимать, кто из руководителей обладает влиянием, какие группы или отдельные лица в организации поддерживают перемены, а какие являются сторонниками устоявшегося положения. Другими словами, менеджер по стратегии кроме высокой профессиональной подготовки должен обладать политическими способностями необходимыми для эффективного управления процессом реализации стратегии. Он должен обеспечить поддержку первых лиц фирмы, знать и уметь использовать потенциал групп и отдельных руководителей поддерживающих стратегию, упредить или нейтрализовать действия сил сопротивления и обеспечить максимальное одобрение основных действий по реализации стратегии.

5. Одной из важных составляющих организационной культуры являются нормы. Нормы – это набор предположений и ожиданий в отношении определенного типа поведения, т. е. что люди ценят в своей организационной жизни (свое положение, титулы или саму работу) и как эти ценности сохраняются. Чтобы убедить работников организации в необходимости определенных изменений менеджер по стратегии, в первую очередь, и высшее руководство должны открыто следовать этическим нормам культивируемым в организации. Обычно ситуация в организации является продуктивной если не только высшее руководство, но и менеджеры других уровней несут ответственность за воспитательный процесс, вовлекая работников в процесс одобрения и соблюдения этических норм. Менеджеры должны постоянно сверять свои действия и действия своих подчиненных с этическими стандартами и занимать твердую позицию по проблемам этики.

6. Постоянно присутствующая ситуация при выполнении стратегии – необходимость внесения в нее дополнений и корректировок. Действия менеджера по стратегии в подобных ситуациях могут быть сведены к следующим: собрать информацию о причинах, предопределяющих необходимость корректировки стратегии; пытаться сформулировать наиболее четкое представление о создавшейся ситуации; участвовать во всех дискуссиях по предлагаемых мерам выхода из кризисной ситуации; поиск наиболее рациональных и новых решений, выходящих за рамки создавшейся ситуации; принятие коллегиальных решений; личное управление политикой корректировок и изменений.

Описание некоторых важных ситуаций, с которыми приходится сталкиваться менеджерам на этапе выполнения стратегии показывает, что стратегическое управление является созидательным и интерактивным процессом, зависящим от способностей менеджеров осуществлять необходимые перемены в организации, управлять персоналом, использовать самые новые и эффективные подходы для достижения намеченных целей.

Наши рекомендации