Проблема культурогенеза в современной гуманитарной мысли
Культурогенез – один из видов динамики культуры, означающий
возникновение (происхождение) культуры.
Различают два понимания значения термина «происхождение культуры».
1. Уникальный феномен – процесс возникновения первобытной (архаической)
культуры. В таком случае культурогенез во многом совпадает с антропосоциогенезом
рода Homo sapiens.
2. Постоянное самообновление культуры путем порождения новых культурных
форм, возникновение новых культурных систем.
Рассмотрим последовательно оба этих значения.
1. В современной гуманитарной мысли выделяют четыре основных концепции происхождения первобытной культуры:
Орудийно-трудовая. Наиболее полно и последовательно представлена в
марксизме, в частности в статье Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения
обезьяны в человека» (1876 г.), которая стала одной из глав его труда «Диалектика
природы». Энгельсу принадлежит классическая формула: «Труд создал человека», где
под трудом понимается процесс целесообразной деятельности, включающий
использование орудий труда и материально-предметное преобразование окружающей
среды. В процессе труда формируются сознание, общение и речь, что превращает
обезьяну в «общественное животное», агента культуры.
Психоаналитическая концепция. Основоположником её выступил
австрийский психолог, автор психоанализа З. Фрейд (1856-1939). В своей книге
«Тотем и табу» (1913 г.) он связывает феномен первобытной культуры с событиями,
происшедшими в первобытном стаде. Сексуальное соперничество молодых самцов с
«отцом» (вожаком) привело к убийству «отца». Но это преступление не прошло
бесследно: у молодых самцов возникает раскаяние, чувство вины (начинает
действовать совесть), что приводит к табу (запрету) на убийство. С этого и
начинается собственно человеческая культура.
Игровая концепция. Её представителями являются Х.-Г. Гадамер, Е.Финк,
Й.Хейзинга. Наиболее известной работой этого направления является книга
голландского культуролога Й. Хейзинги (1872-1945) «Homo Ludens» («человек
играющий»), вышедшая в свет в 1938 г. Хейзинга считает, что игра старше культуры
(животные тоже играют); культура рождается из человеческой игры, которая
характеризуется бескорыстием, подчинением особым условиям, творческой
продуктивностью. Хейзинга анализирует разные формы человеческой деятельности –
от спортивных состязаний до юридического процесса – как проявления игрового
начала.
Символическая концепция. Основным автором этой концепции является
немецкий философ Э. Кассирер (1874-1945). В своём трехтомном труде «Философия
символических форм» (1923-1929 гг.) Кассирер рассматривает человека как
«незавершенное животное», которое выходит за рамки своей видовой программы,
подражая другим животным. Для объяснения культуры важна не человеческая
природа, а формы его бытия. В отличие от сигналов животных человек оперирует
символами, которые обладают только функциональной ценностью (различение между
возможностью и действительностью) и лежат в основе формообразующего принципа
человеческой деятельности.
2. Автором этого подхода к культурогенезу является современный московский
культуролог А.Я. Флиер. Он выделяет три стадии в развитии культуры:
а) эколого-генетические культуры (первобытного или доклассового типа),
объективной доминантой которых является адаптация к природным условиям
существования, а субъективной – абсолютизация генетического аспекта
универсума и собственного бытия;
б) историко-идеологические культуры (традиционного типа –
раннеклассово-рабовладельческого, феодального, смешанного
рабовладельческо-феодального), объективно сконцентрированные на адаптации к
историческим условиям существования, а субъективно – на абсолютизации
идеологического аспекта общественного бытия;
в) экономико-социальные культуры (индустриального и постиндустриального
типов – капиталистического, социалистического, посткапиталистического,
постсоциалистического) объективно адаптируют общество к условиям,
создаваемым инерцией их собственного экономического развития, а субъективно
– абсолютизируют идеи социального блага и его расширенного воспроизводства
Процесс культурогенеза включает, во-первых, процесс морфогенеза, то есть
возникновения основных форм культуры на трёх вышеперечисленных стадиях;
во-вторых, процесс этногенеза, то есть формирование локальных культур
конкретно-исторических обществ, складывающихся по территориальному признаку
(собственно этнических, суперэтнических – цивилизационных, этнополитических,
этноконфессиональных и пр.); в-третьих, процесс социогенеза, то есть формирование
норм и стандартов видов деятельности различных социально-профессиональных
групп; в-четвертых, формогенеза, то есть постоянное порождение новых форм (норми стандартов деятельности), рефлексируемых обществом как образы его
идентичности. Вся история культуры представляет собой процесс
постоянного самовозобновления, то есть генезиса.