Проблема культурогенеза в современной гуманитарной мысли

Культурогенез – один из видов динамики культуры, означающий

возникновение (происхождение) культуры.

Различают два понимания значения термина «происхождение культуры».

1. Уникальный феномен – процесс возникновения первобытной (архаической)

культуры. В таком случае культурогенез во многом совпадает с антропосоциогенезом

рода Homo sapiens.

2. Постоянное самообновление культуры путем порождения новых культурных

форм, возникновение новых культурных систем.

Рассмотрим последовательно оба этих значения.

1. В современной гуманитарной мысли выделяют четыре основных концепции происхождения первобытной культуры:

Орудийно-трудовая. Наиболее полно и последовательно представлена в

марксизме, в частности в статье Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения

обезьяны в человека» (1876 г.), которая стала одной из глав его труда «Диалектика

природы». Энгельсу принадлежит классическая формула: «Труд создал человека», где

под трудом понимается процесс целесообразной деятельности, включающий

использование орудий труда и материально-предметное преобразование окружающей

среды. В процессе труда формируются сознание, общение и речь, что превращает

обезьяну в «общественное животное», агента культуры.

Психоаналитическая концепция. Основоположником её выступил

австрийский психолог, автор психоанализа З. Фрейд (1856-1939). В своей книге

«Тотем и табу» (1913 г.) он связывает феномен первобытной культуры с событиями,

происшедшими в первобытном стаде. Сексуальное соперничество молодых самцов с

«отцом» (вожаком) привело к убийству «отца». Но это преступление не прошло

бесследно: у молодых самцов возникает раскаяние, чувство вины (начинает

действовать совесть), что приводит к табу (запрету) на убийство. С этого и

начинается собственно человеческая культура.

Игровая концепция. Её представителями являются Х.-Г. Гадамер, Е.Финк,

Й.Хейзинга. Наиболее известной работой этого направления является книга

голландского культуролога Й. Хейзинги (1872-1945) «Homo Ludens» («человек

играющий»), вышедшая в свет в 1938 г. Хейзинга считает, что игра старше культуры

(животные тоже играют); культура рождается из человеческой игры, которая

характеризуется бескорыстием, подчинением особым условиям, творческой

продуктивностью. Хейзинга анализирует разные формы человеческой деятельности –

от спортивных состязаний до юридического процесса – как проявления игрового

начала.

Символическая концепция. Основным автором этой концепции является

немецкий философ Э. Кассирер (1874-1945). В своём трехтомном труде «Философия

символических форм» (1923-1929 гг.) Кассирер рассматривает человека как

«незавершенное животное», которое выходит за рамки своей видовой программы,

подражая другим животным. Для объяснения культуры важна не человеческая

природа, а формы его бытия. В отличие от сигналов животных человек оперирует

символами, которые обладают только функциональной ценностью (различение между

возможностью и действительностью) и лежат в основе формообразующего принципа

человеческой деятельности.

2. Автором этого подхода к культурогенезу является современный московский

культуролог А.Я. Флиер. Он выделяет три стадии в развитии культуры:

а) эколого-генетические культуры (первобытного или доклассового типа),

объективной доминантой которых является адаптация к природным условиям

существования, а субъективной – абсолютизация генетического аспекта

универсума и собственного бытия;

б) историко-идеологические культуры (традиционного типа –

раннеклассово-рабовладельческого, феодального, смешанного

рабовладельческо-феодального), объективно сконцентрированные на адаптации к

историческим условиям существования, а субъективно – на абсолютизации

идеологического аспекта общественного бытия;

в) экономико-социальные культуры (индустриального и постиндустриального

типов – капиталистического, социалистического, посткапиталистического,

постсоциалистического) объективно адаптируют общество к условиям,

создаваемым инерцией их собственного экономического развития, а субъективно

– абсолютизируют идеи социального блага и его расширенного воспроизводства

Процесс культурогенеза включает, во-первых, процесс морфогенеза, то есть

возникновения основных форм культуры на трёх вышеперечисленных стадиях;

во-вторых, процесс этногенеза, то есть формирование локальных культур

конкретно-исторических обществ, складывающихся по территориальному признаку

(собственно этнических, суперэтнических – цивилизационных, этнополитических,

этноконфессиональных и пр.); в-третьих, процесс социогенеза, то есть формирование

норм и стандартов видов деятельности различных социально-профессиональных

групп; в-четвертых, формогенеза, то есть постоянное порождение новых форм (норми стандартов деятельности), рефлексируемых обществом как образы его

идентичности. Вся история культуры представляет собой процесс

постоянного самовозобновления, то есть генезиса.

Наши рекомендации