Основные средства развития ловкости

1. Упражнения повышенной координационной сложности и содержавшие элемент новизны. Сложность упражнений можно увеличить за счет изменения пространственных , временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий, изменяя порядок расположения снарядов , их вес, высоту и т.д., комбинируя двигательные навыки, сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов, выполняя упражнения по сигналу или за ограниченный промежуток времени.

2. Подготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это упражнения без предметов и с предметами (мячами, гимнастическими палками, скакалками и т.д.), относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях, при различных положениях тела или его частей, в разные стороны, элементы акробатики (кувырки, различные перекаты идр.), упражнения в равновесии.

3. Упражнения по выработке чувства пространства, времени, степени развиваемых мышечных усилий (подвижные и спортивные игры, единоборства, кроссовый бег, передвижения на лыжах по пересеченной местности.)

Наиболее распространенными средствами воспитания общей ловкости являются:

1. элементы акробатики,

2. подвижные и спортивные игры,

3. упражнения на гимнастических снарядах,

4. прыжки в воду.

Средствами для развития специальной ловкости служат упражнения избранного вида легкой атлетики. Подбор средств должен быть подчинен принципу:

а) обязательного включения элементов новизны;

б) предъявления повышенных требований к точности выполнения движений и сохранению равновесия.

Контроль за развитием ловкости. При оценке ловкости пользуются различными критериями, однако ни один из которых не является пока общепринятым. В практике оп­ределения качества ловкости в какой-то мере судят по показателям времени, затраченного на освоение новых норм двигательных действий или точности движений, применяемых для оценки степени совершенства спортивной техники или затрат времени в тесте.

Наиболее удачный тест для определения ловкости, является челночный бег.

Уровень развития ловкости в определенной мере является одним из показателей физического состояния организма. Условия жизни человека характеризуется постоянной изменчивостью, появлением неожиданных ситуаций, которые предъявляют высокие требования к способности адаптироваться к изменениям внешней и внутренней среды. Особенно ярко эти требования проявляются в экстремальных и чрезвычайных ситуациях: при наводнениях, паводках, землетрясениях, пожарах, автокатастрофах и др.

Развитие и совершенствование ловкости достигается систематическими занятиями, различными упражнениями, постоянной сменой условий их выполнения, использованием ситуационных заданий, основанных на необходимости поиска нестандартных решений поставленной двигательной задачи.

Б Ы С Т Р О Т А

Скорость (быстрота)-способность выполнять двигательные действия в минимальный отрезок времени - является важной характеристикой двигательной деятельности.

Быстрота определяется рядом факторов, ведущее место среди которых принадлежит подвижности нервных процессов, т.е. смене процессов возбуждения и торможения. Скорость имеет большое значение. В частности, велика роль быстроты двигательной реакции, когда возникает необходимость ответить на какой-либо сигнал за короткий период времени. Простые двигательные реакции постоянно проявляются в повседневной жизни; человек, быстро реагирующий на какой-либо сигнал в одной ситуации, как правило, также быстро реагирует и в другой. Так, научившись быстро менять положение тела при выполнении различных двигательных действий (в игровой ситуации), человек и в бытовой ситуации, например подскользнувшись на обледеневшем участке тротуара, быстро меняет положение тела и удерживается от падения. Повышения показателей быстроты можно добиваться регулярным выполнением различных упражнений, требующих проявления данного качества.

В подростковом и юношеском возрасте это ускорения различного характера: стартовый разгон.

В старшем возрасте - быстрая ходьба, оздоровительный бег с ускорениями на отрезках различной длины.

При выполнении приседаний в медленном темпе будет развиваться сила, а высоком - быстрота. В зависимости от конкретной двигательной задачи можно добиваться преимущественного развития того или иного качества. Прирост показателей быстроты может быть обеспечен непрерывностью занятий, с постепенным увеличением скорости двигательных действий (с учетом возможностей занимающихся), а также при условии необходимого уровня развития других двигательно-координационных качеств.

Быстроту подразделяют на общуюи специальную.

Общая- это способность выполнять любое движение и действие с достаточной быстротой.

Специальная - это способность выполнять с очень большой скоростью соревновательное упражнение, его элементы и части.

Основные задачи скоростной подготовки: 1) обеспечить направленное развитие двигательных способностей легкоатлетов, от которых непосредственно зависит предельная скорость движения;

2) для эффективного воздействия упражнений, направленных на увеличение скорости, постепенно ус­ложняя двигательные задачи с учетом возраста и квалификации спортсменов;

3) концентрировать воспитание скоростных способностей с учетом специфических требований избранного вида легкой атлетики.

Качество быстроты является ведущим во всех видах легкой атлетики. Необходимо учитывать, что бы­строта зависит от природных данных (наследственных и биологических способностей нервной си­стемы).

Основные методы развития быстроты:

1. Повторный.

2. Переменный.

3. Соревновательный.

4. Игровой.

Основные средства развития быстроты. Для развития быстроты легкоатлетов используют три группы средств: неспецифические, специфические, специальные.

К неспецифическим средствам относятся:

1) упражнения, связанные с развитием быстроты дви­гательной реакции;

2) упражнения для развития динамической и взрывной силы мышц (различные прыжки, неспецифические для специальной подготовки легкоатлетов и других видов спорта);

3) упражнения для улучшения амплитуды движений и способности мышц к расслаблению;

4) подвижные и спортивные игры.

К специфическим средствам относятся специальные упражнения избранного вида легкой ат­летики (например, беговые, прыжковые упражнения и т. д.). Структура движений в этих упражне­ниях приближена к виду легкой атлетики.

К специальным средствам относятся различные упражнения, направленные на совершенствование всех тех способностей и умений легкоатлета, от которых зависит скорость выполнения соревно­вательного упражнения. Положительный «перенос» качества быстроты с одного движения на другое возможен лишь при сходстве их структуры (кинематической и динамической) и ха­рактера нервно-мышечных усилий спортсмена.

Контроль за развитием быстроты.

Комплексное проявление быстроты оценивается педагогическими тестами. Измеряется бег на отрезках (регистрируется максимальная скорость бега), прыжки и метания (регистрируется время выполнения и количество движений в единицу времени).

Поскольку быстрота движений и реакции необходима во всех видах спорта и во многих ситуациях, то и упражнения для ее развития одинаковы:

  • Бег на коротких отрезках с максимальной скоростью;
  • Семенящий бег, бег с опорой, бег с высоким подниманием бедра;
  • Упражнения с применением большой силы (кратковременно), прыжков;
  • Упражнения в быстроте ответных действий на внезапный сигнал и пр.

Совершенствование техники любого движения увеличивает возможность быстрых рациональных движений, что в конечном итоге повышает скорость выполнения движения.

Список литературы

1. Бальсевич В. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: Физкультура и спорт. 2008.

2. Богатырев Е. Легенды и были о «королеве». - М.: Физкультура и спорт, 2005.

3. Выдрин В.М., Зыков Б.К., Лотоненко А.В. Физическая культура вузов.

М.: 1993.

4. Гойхман П., Трофимов О. Легкая атлетика в школе. — М.: Физкультура и спорт, 1998.

5. Готовцев П.И., Дубровский В.Л. Самоконтроль при занятиях физической культурой М.: Физкультура и спорт, 2011.

6. Егер К, Оельшлегель Г. Юным спортсменам о тренировке. — М.: Физкультура и спорт, 1995.

8. Кузнецов В. Бег, прыжки, метания. — М.: Физкультура и спорт, 1964.

9. Легкая атлетика для юношей: Сборник статей под ред. П. Лимаря. - М.: Физкультура и спорт, 1994.

10. « Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. Москва 1998

11. Лях В.И. Двигательные способности школьников. Москва 2000

12. Холодов Ж. Кузнецов В. Теория и методика физического воспитания и спорта. Москва 2000

Наши рекомендации