Основные средства развития ловкости
1. Упражнения повышенной координационной сложности и содержавшие элемент новизны. Сложность упражнений можно увеличить за счет изменения пространственных , временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий, изменяя порядок расположения снарядов , их вес, высоту и т.д., комбинируя двигательные навыки, сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов, выполняя упражнения по сигналу или за ограниченный промежуток времени.
2. Подготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это упражнения без предметов и с предметами (мячами, гимнастическими палками, скакалками и т.д.), относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях, при различных положениях тела или его частей, в разные стороны, элементы акробатики (кувырки, различные перекаты идр.), упражнения в равновесии.
3. Упражнения по выработке чувства пространства, времени, степени развиваемых мышечных усилий (подвижные и спортивные игры, единоборства, кроссовый бег, передвижения на лыжах по пересеченной местности.)
Наиболее распространенными средствами воспитания общей ловкости являются:
1. элементы акробатики,
2. подвижные и спортивные игры,
3. упражнения на гимнастических снарядах,
4. прыжки в воду.
Средствами для развития специальной ловкости служат упражнения избранного вида легкой атлетики. Подбор средств должен быть подчинен принципу:
а) обязательного включения элементов новизны;
б) предъявления повышенных требований к точности выполнения движений и сохранению равновесия.
Контроль за развитием ловкости. При оценке ловкости пользуются различными критериями, однако ни один из которых не является пока общепринятым. В практике определения качества ловкости в какой-то мере судят по показателям времени, затраченного на освоение новых норм двигательных действий или точности движений, применяемых для оценки степени совершенства спортивной техники или затрат времени в тесте.
Наиболее удачный тест для определения ловкости, является челночный бег.
Уровень развития ловкости в определенной мере является одним из показателей физического состояния организма. Условия жизни человека характеризуется постоянной изменчивостью, появлением неожиданных ситуаций, которые предъявляют высокие требования к способности адаптироваться к изменениям внешней и внутренней среды. Особенно ярко эти требования проявляются в экстремальных и чрезвычайных ситуациях: при наводнениях, паводках, землетрясениях, пожарах, автокатастрофах и др.
Развитие и совершенствование ловкости достигается систематическими занятиями, различными упражнениями, постоянной сменой условий их выполнения, использованием ситуационных заданий, основанных на необходимости поиска нестандартных решений поставленной двигательной задачи.
Б Ы С Т Р О Т А
Скорость (быстрота)-способность выполнять двигательные действия в минимальный отрезок времени - является важной характеристикой двигательной деятельности.
Быстрота определяется рядом факторов, ведущее место среди которых принадлежит подвижности нервных процессов, т.е. смене процессов возбуждения и торможения. Скорость имеет большое значение. В частности, велика роль быстроты двигательной реакции, когда возникает необходимость ответить на какой-либо сигнал за короткий период времени. Простые двигательные реакции постоянно проявляются в повседневной жизни; человек, быстро реагирующий на какой-либо сигнал в одной ситуации, как правило, также быстро реагирует и в другой. Так, научившись быстро менять положение тела при выполнении различных двигательных действий (в игровой ситуации), человек и в бытовой ситуации, например подскользнувшись на обледеневшем участке тротуара, быстро меняет положение тела и удерживается от падения. Повышения показателей быстроты можно добиваться регулярным выполнением различных упражнений, требующих проявления данного качества.
В подростковом и юношеском возрасте это ускорения различного характера: стартовый разгон.
В старшем возрасте - быстрая ходьба, оздоровительный бег с ускорениями на отрезках различной длины.
При выполнении приседаний в медленном темпе будет развиваться сила, а высоком - быстрота. В зависимости от конкретной двигательной задачи можно добиваться преимущественного развития того или иного качества. Прирост показателей быстроты может быть обеспечен непрерывностью занятий, с постепенным увеличением скорости двигательных действий (с учетом возможностей занимающихся), а также при условии необходимого уровня развития других двигательно-координационных качеств.
Быстроту подразделяют на общуюи специальную.
Общая- это способность выполнять любое движение и действие с достаточной быстротой.
Специальная - это способность выполнять с очень большой скоростью соревновательное упражнение, его элементы и части.
Основные задачи скоростной подготовки: 1) обеспечить направленное развитие двигательных способностей легкоатлетов, от которых непосредственно зависит предельная скорость движения;
2) для эффективного воздействия упражнений, направленных на увеличение скорости, постепенно усложняя двигательные задачи с учетом возраста и квалификации спортсменов;
3) концентрировать воспитание скоростных способностей с учетом специфических требований избранного вида легкой атлетики.
Качество быстроты является ведущим во всех видах легкой атлетики. Необходимо учитывать, что быстрота зависит от природных данных (наследственных и биологических способностей нервной системы).
Основные методы развития быстроты:
1. Повторный.
2. Переменный.
3. Соревновательный.
4. Игровой.
Основные средства развития быстроты. Для развития быстроты легкоатлетов используют три группы средств: неспецифические, специфические, специальные.
К неспецифическим средствам относятся:
1) упражнения, связанные с развитием быстроты двигательной реакции;
2) упражнения для развития динамической и взрывной силы мышц (различные прыжки, неспецифические для специальной подготовки легкоатлетов и других видов спорта);
3) упражнения для улучшения амплитуды движений и способности мышц к расслаблению;
4) подвижные и спортивные игры.
К специфическим средствам относятся специальные упражнения избранного вида легкой атлетики (например, беговые, прыжковые упражнения и т. д.). Структура движений в этих упражнениях приближена к виду легкой атлетики.
К специальным средствам относятся различные упражнения, направленные на совершенствование всех тех способностей и умений легкоатлета, от которых зависит скорость выполнения соревновательного упражнения. Положительный «перенос» качества быстроты с одного движения на другое возможен лишь при сходстве их структуры (кинематической и динамической) и характера нервно-мышечных усилий спортсмена.
Контроль за развитием быстроты.
Комплексное проявление быстроты оценивается педагогическими тестами. Измеряется бег на отрезках (регистрируется максимальная скорость бега), прыжки и метания (регистрируется время выполнения и количество движений в единицу времени).
Поскольку быстрота движений и реакции необходима во всех видах спорта и во многих ситуациях, то и упражнения для ее развития одинаковы:
- Бег на коротких отрезках с максимальной скоростью;
- Семенящий бег, бег с опорой, бег с высоким подниманием бедра;
- Упражнения с применением большой силы (кратковременно), прыжков;
- Упражнения в быстроте ответных действий на внезапный сигнал и пр.
Совершенствование техники любого движения увеличивает возможность быстрых рациональных движений, что в конечном итоге повышает скорость выполнения движения.
Список литературы
1. Бальсевич В. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: Физкультура и спорт. 2008.
2. Богатырев Е. Легенды и были о «королеве». - М.: Физкультура и спорт, 2005.
3. Выдрин В.М., Зыков Б.К., Лотоненко А.В. Физическая культура вузов.
М.: 1993.
4. Гойхман П., Трофимов О. Легкая атлетика в школе. — М.: Физкультура и спорт, 1998.
5. Готовцев П.И., Дубровский В.Л. Самоконтроль при занятиях физической культурой М.: Физкультура и спорт, 2011.
6. Егер К, Оельшлегель Г. Юным спортсменам о тренировке. — М.: Физкультура и спорт, 1995.
8. Кузнецов В. Бег, прыжки, метания. — М.: Физкультура и спорт, 1964.
9. Легкая атлетика для юношей: Сборник статей под ред. П. Лимаря. - М.: Физкультура и спорт, 1994.
10. « Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. Москва 1998
11. Лях В.И. Двигательные способности школьников. Москва 2000
12. Холодов Ж. Кузнецов В. Теория и методика физического воспитания и спорта. Москва 2000