Занятие 1. Цель, предмет и основные задачи культурологии
Рекомендации по выполнению самостоятельной работы:
Подготовка реферата и его устная защита по одному из указанных вопросов.
Вопросы для подготовки к занятию:
1.Культурология как система знаний о культуре.
2.Связь культурологии с философией и другими гуманитарными науками.
3.Понятие культуры и этапы становления представлений о культуре.
4.Культура и природа. Культура и человек.
Литература для подготовки:
1. Арнольдов А.И. Культурология: наука познания человека и культуры. – М., 2009.
2. Гуревич П.С. Человек и культура. Основы культуроведения. – М., 2008.
3. Драч Г.В. Культурология в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону, 2012.
4. Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М., 2013.
5. Ильенков Э.В. Философия и культура. – М., 1991.
6. Межуев В.И. Культура и история. – М., 2012.
Образцы тестовых и контрольных заданий:
1. В чем состоит специфика социокультурного знания:
а) носит энциклопедический характер;
б) отличается прагматическим характером;
в) ему присущи ценностные установки.
(Правильный ответ подчеркнуть и проанализировать)
2. Что такое культурология?
а) теория, объясняющая взаимодействие культур в результате их общения;
б) научная дисциплина, изучающая становление, развитие и гибель цивилизаций;
в) общая теория культуры, изучающая зарождение, функционирование и закономерности развития культуры.
(Правильный ответ подчеркнуть)
3. Как в культурологии называются черты, общие для всех культур народов мира; их специфика обусловлена как природными факторами, так и историческими особенностями развития этносов.
а) культурные аспекты;
б) культурный императив;
в) культурные различия;
г) культурные универсалии.
(Правильный ответ подчеркнуть)
Используемая образовательная технология:
Устная защита рефератов по одному из вопросов темы. Время на устное сообщение по реферату 5 – 7 минут, время обсуждения – до 5 минут.
Занятие 2. Структура культуры
Рекомендации по выполнению самостоятельной работы:
Диктант на закрепление основных понятий темы. Повторение лекционного материала.
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Социокультурная деятельность человека и ее основные виды.
2. Материальная деятельность и ее структура.
3. Духовная культура и ее структура. Особенности духовного производства.
4. Основные функции культуры.
Литература для подготовки:
1. Бердяев Н.А. Человек и машина. Проблемы социологии и метафизики техники. – М., 2008.
2. Искусство в системе культуры. – СПБ, 2010.
3. Карпушина И.В. Искусство и религия. – М., 2011.
4. Философия, религия, культура. – М., 2012.
5. Шпенглер О. Человек и техника. – М., 2010.
Образцы тестовых и контрольных заданий:
1. Назовите форму материальной культуры, представляющую собой опыт, накопленный человечеством в процессе материального производства, в отдельных её сферах:
а) технологическая культура;
б) технократизм;
в) техницизм;
г) культура труда и производство.
(Правильный ответ подчеркнуть)
2. Выделите один из элементов культуры, который выполняет функцию описания, объяснения и прогнозирования процессов и явлений действительности на основе объективных законов:
а) искусство;
б) религия;
в) наука;
г) политика.
(Правильный ответ подчеркнуть)
3. Как называется теория и практика господствующей роли церкви в политической и духовной жизни общества.
а) фундаментализм;
б) плюрализм;
в) сектантство;
г) протестантизм.
(Правильный ответ подчеркнуть)
Используемые образовательные технологии:
Диктант для закрепления наиболее важных, опорных понятий данного занятия, с помощью которого можно проверить усвоение и понимание учебного материала.
Раздел 2. Субъект и внутреннее содержание культуры.
Тема 2.1. Сущность феномена культуры и её происхождение. Деятельная природа культуры. Теории происхождения культуры: психологическая, антропологическая, социокультурная. Генезис культуры и орудийно-трудовая теория. Магия и символы как пролог культуры. Традиции и новаторство как устойчивость и изменчивость в культуре. Творчество как необходимое изменение культуры.
Тема 2.2.Специфика культурологического знания. Культура и социальный идеал. Смена социальных идеалов как смена культур. Социальный идеал как единство познавательного - этического и эстетического (истины, добра, красоты). Особенности культурного творчества. Творчество как способ инкультурации. Понятие субкультуры. Культура и контркультура. Молодежные субкультуры. Массовая и элитарная культура.
Содержание лекционных занятий по теме
№ лекционного занятия | Содержание |
Лекция 4. Сущность феномена культуры и ее происхождение. | Теории происхождения культуры: психологическая, антропологическая, социокультурная. Генезис культуры. Магия и символы как пролог культуры. Традиции и новаторство как устойчивость и изменчивость в культуре. |
Лекция 5. Специфика культурологического знания. | Культура и социальный идеал. Смена социальных идеалов как смена культур. Понятие субкультуры. Молодежные субкультуры. массовая и элитарная культура. |
Содержание семинарских (практических, лабораторных) занятий