Вопрос №1.Многообразие определений культуры
1)Культура(лат. cultura) – это основное понятие культурологии, обозначающее, во-первых, все то, что создано самим человеком в отличие от созданного природой. Этим определением фиксируются внешние границы культуры и ее источник – целесообразная деятельность. Во-вторых, в социально-историческом смысле – господствующий способ накопления и передачи от поколения к поколению созидательного опыта (наследия) – первобытная культура, феодальная, буржуазная и др.
2)Культура – непрерывный процесс самовоспроизводства человека, осуществляемый в его материальной и духовной деятельности. Таким образом, человек выступает и главным субъектом и главным объектом культуры.
Исходя из этого, субъектами и соответственно объектами культуры могут быть:
· личность(культура личности);
· социальная группа (молодежная культура и т. п.);
· социальные организации(культура предприятия, профессиональная трудовая культура);
· социальные институты (культура воспитания, экономическая, правовая, научная, светская, религиозная, нравственная культура и т. п.);
· классы (пролетарская культура, буржуазная культура);
· этносы(национальная культура, русская культура и т. п.);
· региональные сообщества (культура Запада и Востока);
· человечество в целом (общечеловеческая культура).
Определение данного понятия может также меняться в зависимости от подходов, реализуемых тем или иным исследователем.
Основные подходы к определению культуры:
1. Этнографический: культура – это совокупность знаний, искусства, морали, права, обычаев, верований, привычек, присущих человеку как члену общества (Э.Б. Тайлор).
2. Деятельностный:культура – это специфически человеческий способ деятельности (Э. Маркарян).
3. Аксиологический (ценностный): культура – система материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством за всю свою историю, а также «система ценностей, с помощью которых общество интегрируется, поддерживает функционирование и взаимосвязь своих институтов» (П.А. Сорокин).
4. Социологический: культура – это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях. Культура – это «итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу» (А. Швейцер).
5. Психоаналитический: культура – это узаконенная система норм, запретов, табу, окружающих человека в обществе, определяющих его жизнь и отделяющих его от собственной животной природы (З. Фрейд).
6. Идеалистический: культура – это высшее проявление человеческого духа, «реализация верховных ценностей путем культивирования высших человеческих достоинств» (М. Хайдеггер).
Этот ряд подходов к определению культуры можно продолжать достаточно долго, ибо каждый раз, говоря о культуре, имеются в виду совершенно разные явления.
В современной культурологии выделяются два аспекта рассмотрения культуры: личностно-деятельностный и предметный. Личностно-деятельностный аспект культуры – это передача от поколения к поколению через воспитание форм деятельности, систем ценностей, привычек сознания, идеологии и пр. Предметный – нечто материализованное, имеющее предметное воплощение.
Кроме того в рамках культурологии сегодня исследуются и такие ее структурные элементы, как мировая и национальная культура, классовая, городская и сельская, профессиональная и др. В свою очередь каждый из элементов культуры может делиться на другие, более дробные.
Компонентами культуры являются: средства и орудия труда; язык; религия; этика, нравственность; социальное устройство; нормы, законы; искусство; наука; философия; техника и предметы быта.
3)Согласно концепции Э.Тейлора культура-это совокупность различных видов деятельности,всевозможных верований и обычаев людей, всего созданного человеком(книги, картины и т.п),а также знаний о приспособлении к природному и социальному миру(язык,обычаи,этика,этикеь и т.д)
4)С исторической точки зрения культура есть не что иное,как результат исторического развития человечества.То есть сюда входит все то, что было создано человеком и передается от поколения к поколению,включая различные взгляды,виды деятельности и верования.
5)Из теории обучения следует,что культура-это то поведение людей,которому они учатся,а не то, которое они получили как биологическое наследство.
6)По идеологической теории культура- некий поток идей,эти идеи переходят от человека к человеку с помощью различных действий,средств общения(слова,повторение чужого опыта)
Понятие культурогенеза. Общее всех концепций. 2. Основные теории происхождения и развития культуры: - ненаучные (креационизм, трансцендентные концепции); - научные (эволюционизм, игровая концепция, психоаналитическая концепция, символическая концепция, трудовая концепция).