Выпускника нефтегазового производства
Несмотря на значительный технический прогресс в нефтегазовой промышленности, занятые в этой отрасли специалисты все еще подвергаются влиянию ряда неблагоприятных факторов. К ним, в первую очередь, следует отнести воздействие концентраций химических веществ и пыли, шума и вибрации, неблагоприятных метеорологических условий, радиоактивных веществ и повышенной физической и психофизиологической нагрузки при выполнении отдельных ремонтных работ и в аварийных ситуациях.
Анализ научной литературы посвящённой проблеме здоровья студенческой молодёжи показывает, что за время обучения в вузе здоровье студентов не улучшается, ряд авторов отмечают его ухудшение. Неоправданное увеличение веса отмечается у 53 % мужчин и 64 %женщин. Ко второму курсу повышается количество заболеваний на 23 %, а к четвёртому на 43 %.
Основным фактором, имеющим профессионально-гигиеническое значение на всех нефтегазовых производствах, является газовый. Например, состояние загазованности воздуха операторного помещения углеводородом составляет от 56 до 82 мг/м на кубический метр при норме 39 мг на метр, а сероводородом соответственно от 6-10 мг/м при норме 3 мг/м.
Производственный шум – второй по гигиенической значимости неблагоприятный фактор в производственных помещениях и территориях нефтегазовых предприятий. Предельно допустимые концентрации шума на постоянных рабочих местах повышены на 10-15 децибел. Длительное действие шума приводит к функциональным сдвигам в организме работающих (понижение остроты слуха).
Использование в нефтегазовом производстве высоких температур создает потенциальную возможность воздействия на работающих, помимо газового, также и метеорологического фактора. Имеет место комбинированное воздействие паров, газов, токсических веществ и высокой температуры.
Вместе с тем, неизбежны ремонтные работы в аварийных ситуациях, а загрязнение воздушной среды рабочих мест парообразными выделениями нефтехимических веществ и выполнение механических, часто ручных операций, требует значительных физических усилий.
Следовательно, условия нефтегазового производства предъявляют следующие требования к физическому и психофизиологическому развитию будущих специалистов:
- достаточный уровень профессиональных знаний, навыков и умений;
- организаторские навыки, преданность своему делу, справедливость в отношении с товарищами по работе и при решении производственных вопросов;
- добросовестность в труде, ответственность за порученную работу;
- физические качества: быстрота реакции, сила, выносливость, ловкость и координация движений;
- специальные (профессиональные) физические качества, связанные с условиями труда: выносливость и устойчивость к перепадам температуры, сквознякам, запыленности и загазованности рабочих зон, устойчивость к шуму и монотонности в работе;
- психические качества: оперативное мышление, переключение и перераспределение внимания, эмоциональная устойчивость, смелость, умение переносить трудности;
- прикладные умения и навыки, связанные с профессиональной деятельностью: лазание по наклонной и вертикальной лестнице, ходьба на повышенной и узкой опоре, ходьба и бег по различному грунту, преодоление препятствий различного характера, усидчивости.
Таким образом, можно сказать, что профессионально-прикладная физическая подготовка будущих бакалавров и специалистов нефтегазового производства должна являться тем связующим звеном, которое соединяет психофизическую подготовку студенческой молодежи в стенах университета с их будущей профессиональной деятельностью. Именно через профессионально-прикладную физическую подготовку учебный предмет «Физическая культура и спорт» реализует связь учебного процесса в университете с производством.
За время учебы в вузе, студент получает возможность привести свой уровень развития психофизических качеств в соответствие с требованиями избранной специальности. Здесь следует особо отметить роль физической культуры в формировании людей с сильной волей и твердым характером, что напрямую связано с постоянной необходимостью переносить разнообразные физические и психические напряжения в процессе регулярных занятий по физическому воспитанию.
Исследования, проведенные на студентах нашего университета, показали, что те, кто проходит курс занятий физического воспитания по программе с профессионально-прикладной физической подготовкой по своей специальности, адаптируются к производственным условиям нефтегазовой промышленности на 7-10 дней раньше.
МЕТОДИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОГО
ОСВОЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ППФП
Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов осуществляется в форме учебных, самостоятельных и самодеятельных занятий, массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий. Учебные занятия (теоретические и практические) – основная форма решения задач ППФП.
Опыт работы показывает, что учебного времени, отводимого на физическое воспитание (4часа в неделю), совершенно недостаточно для подготовки основной массы студентов к сдаче контрольных тестов и осуществлению ППФП. В связи с этим обязательные учебные занятия должны дополняться самостоятельными индивидуальными и групповыми занятиями. Это могут быть утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурные паузы, занятия профилированными видами спорта. Проводятся эти занятия главным образом по заданию и плану преподавателя физического воспитания и контролируются им. Кроме совершенствования важных для будущей профессиональной деятельности физических и психофизиологичесих качеств, двигательных навыков и умений в ходе самоподготовки студенты отрабатывают инструкторские умения и навыки. Система самостоятельных занятий оказывает значительное стимулирующее воздействие, способствует проявлению творчества, инициативы, социальной активности, создает непрерывность в занятиях, активизирует двигательную активность. Систематические самостоятельные занятия приводят к тому, что эти занятия превращаются в привычку, которая сохраняется на долгие годы.
Самостоятельные занятия физическими упражнениями должны быть регулярными в течение недели, месяца, года и всей жизни. Ими надо заниматься ежедневно, чтобы обеспечить «наслаивание» новых полезных изменений в организме или сохранения достаточного уровня физкультурно-спортивной подготовленности (таблица 9).
Таблица № 9
Примерный минимальный недельный двигательный объём занятий физическими упражнениями для студентов
МУЖЧИНЫ
Упражнения | Объем |
Оздоровительный бег, км или ходьба на лыжах, км | 15-17 22-24 |
Подтягивание на перекладине или сгибание и разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз | 70-80 120-140 |
В висе поднимание прямых ног до касания перекладины, кол-во раз | 140-160 |
В висе поднимание прямых ног до касания перекладины, кол-во раз | 40-50 |
Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях, кол-во раз | 70-80 |
ЖЕНЩИНЫ
Упражнения | Объем |
Оздоровительный бег, км или ходьба на лыжах, км | 12-14 16-18 |
Прыжки на месте со скакалкой, кол-во раз | |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, высота опоры 50 см, кол-во раз | 210-220 |
Поднимание (сед) и опускание туловища из положения лежа, ноги закреплены, руки за головой, кол-во раз | 100-120 |
Из основной стойки наклон туловища вперед с прямыми ногами, кол-во раз | 90-120 |
Приседание на одной ноге, опора о стенку, кол-во раз на каждой | 70-80 |
За 30-45 минут в зависимости от состояния здоровья нужно выполнить: приседания, наклоны туловища вправо-влево, наклоны вперед (руками достать пола), назад, сведение за спиной согнутых в локтях рук, подниманием прямых ног (лежа на спине), разведение рук (прямых) в стороны и поднимание их вверх – по 100 раз. Повороты туловища вправо-влево, втягивание живота, прыжки на месте на каждой ноге, доставание носками ног пальцев вытянутых вперед рук (стоя) – по 50 раз.
Основные гигиенические требования
при проведении самостоятельных занятий
Сон должен продолжаться не менее 8 часов в сутки; ложиться следует не позднее 23 часов, а вставать – в 7 часов. В случае необходимости в качестве снотворного можно принимать 2-3 чайных ложки меда или стакан теплого молока.
Общий объем пищи в сутки должен содержать 50% углеводов, 20% белков и 30% жиров. В процессе самоподготовки, при работе над развитием выносливости, рацион следует обогащать большим количеством углеводов и витаминами групп В и С, а при развитии силы – белками. Пищу принимать не позднее, чем за 2-3 часа до занятий физическими упражнениями.
Одежда должна быть по возможности легкой и не стеснять движения, в холодное время сохранять тепло тела, защищать от ветра; в теплое время способствовать теплоотдаче. Лучшие ткани – хлопчатобумажные и шерстяные.
Обувь формой и размером должна обеспечивать правильное положение стопы, быть легкой, эластичной и хорошо вентилируемой. В любую погоду в обувь рекомендуется вкладывать дополнительную стельку. Обувь и носки должны быть всегда чистыми и сухими.
Во избежание повреждений и травм на занятиях следует отказываться от их проведения в состоянии утомления, переутомления, болезненного недомогания. Перед выполнением упражнений необходимо разогреть мышцы, т.е. сделать разминку. Не забудьте, вернувшись с занятий, принять теплый душ, сменить белье и обувь.
Основные требования для развития физических качеств