Методы психоэмоциональной разгрузки и самоуправления

Сегодня мы постараемся помочь вам некоторыми методиками коррекции своего психического самочувствия, психологическим способом нормализации деятельности внутренних органов.

Первая методика – произвольные самовнушения. Когда-то один французский аптекарь Эмиль Куэ, который был очень наблюдательным человеком, обратил внимание на то, что лечебный эффект лекарства зависит не только от его фармакологических свойств, но еще в большей степени в желании пациента поправиться. Одно дело, когда человек принимает лекарства, верит в то, что оно поможет (завтра мне станет лучше) и совсем другое, когда он не верит в это (все равно мне ничего не поможет).

Как рассуждал Куэ. Наше подсознание управляет нашими внутренними органами. Оно, как ребенок своенравно, но легковерно. Если сознание говорит ему: «Необходимо уснуть, потому что люди ночью спят», то подсознание отвечает: «не хочу». Однако если сознание не давит, а просто, без нажима начинает готовиться ко сну, тогда подсознание ему починяется. Всем, наверное, знакома ситуация, когда утром надо рано вставать, мы ложимся пораньше, чтобы выспаться, но сна ни в одном глазу. Час, два мы мучаемся, ворочаемся, потом засыпаем, а на утро встаем измученными и разбитыми.

Как раз на этом основан метод. Вы подбираете определенное утверждение, которое как формулу вы должны будете повторять несколько раз в день. Например: «С каждым днем мне во всех отношениях становится все лучше и лучше». Подсознание принимает эту формулу за истину, приказ, который необходимо выполнить. Чем проще будет формула, тем лучше лечебный эффект. Например, «Я здоров» вместо «Я не болен». Во время самовнушения лучше занять удобную позу сидя или лежа, закрыть глаза, расслабиться и шепотом, без всякого напряжения 20 раз произнести одну и ту же формулу самовнушения. Сеанс самовнушения длится 3-4 минуты. Повторяется 2-3 раза в день в течение 6-8 недель.

Второй метод – аутогенная тренировка (метод Шульца). Предлагаем вам некоторые из упражнений, направленные именно на снятие нервно-психического напряжения.

1. Представление цвета.В спокойном расслабленном состоянии мысленно представьте образ характерного цвета: заснеженные горные вершины, зеленый луг, синий цветок и т.д. Постарайтесь удержать в сознании не столько форму предмета, сколько его цвет. Когда вы сможете легко вызвать в воображении определенный цветовой образ, переходите к следующему упражнению.

2. Ассоциация цвет – ощущение.Постарайтесь, представляя цвет почувствовать в себе определенное ощущение. Например, фиолетовый – покой, зеленый – радость(рис. 41).

Методы психоэмоциональной разгрузки и самоуправления - student2.ru

Рис. 41 Представление цвета для снятия нервно-психического напряжения

3. Представление образа, идеи. Теперь необходимо спокойно представить, с чем ассоциируется у вас свобода, надежда, радость, любовь и т.д. Важно помнить, что у каждого свои понятия об этих чувствах.

4. Представление эмоционального состояния.Постарайтесь представить себе то место, где сейчас вам хотелось бы оказаться. Внимательно изучите те ощущения, которые возникают у вас при созерцании этого ландшафта. Важно заострить свое внимание не на пейзаже или предмете воображения, а на ощущениях.

Не следует ожидать выраженного эффекта с первого занятия. Необходимо научить свое сознание ярко представлять предлагаемые ощущения.

Таким образом, мы рассмотрели с вами методы психологической разгрузки и саморегуляции, которые помогут правильно настроиться на предстоящую учебу, экзамены, преодолеть страх и волнение.

Если ваши психоэмоциональное состояние крайне не устойчивое, следует обратиться за помощью к психологу, и вы ее получите. Психолог УГНТУ принимает студентов в корпусе № 8, кабинет 403.

Контрольные вопросы

1. Что такое здоровье и его компоненты.

2. Физическая нагрузка и её объём.

3. Какие показатели определяют методом антропометрии?

4. Технические средства определения физического развития человека.

5. Типы высшей нервной деятельности.

6. Методы психоэмоциональной разгрузки и самоуправления.

Задание для самостоятельной работы студента

В домашних условиях определите частоту пульса в покое у себя и у другого члена семьи.

Определите весо-ростовой индекс для одного из членов семьи.

Провести несколько проб наиболее доступных и удобных именно вам (обязательно в разные дни) и выбрав самые подходящие пользоваться ими постоянно.

Выполнить упражнения на снятие нервно-психического напряжения.

СЕМИНАР № 6

Тема: Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) бакалавров и специалистов нефтегазового производства. Методики самостоятельного освоения отдельных элементов ППФП. Методика проведения производственной гимнастики с учетом заданных условий и характера труда (2 часа).

Цель практического занятия

Формирование у студентов способности направленного использования разнообразных средств физической культуры и спорта для подготовки к будущей профессиональной деятельности.

Задачи

1. Ознакомить студентов с проблемой понимания социальной роли физической культуры в развитии личности и подготовке к профессиональной деятельности.

2. Раскрыть общие принципы самостоятельных занятий по общей и профессионально- прикладной физической подготовке.

3. Ознакомить студентов с методикой эффективных способов овладения жизненно важными умениями и навыками.

План

1. Цели и задачи профессионально-прикладной физической подготовки бакалавра и специалиста нефтегазового производства.

2. Методика самостоятельного освоения отдельных элементов ППФП.

3. Методика проведения производственной гимнастики с учетом условий и характера труда специалистов нефтяников.

Рекомендательный библиографический список литературы

1. Валеева Г. В. Содержание самостоятельных занятий по профессионально-прикладной физической подготовке студентов-нефтяников: методическое пособие, Уфа. – 1991. – 21 с.

2. Валеева Г.В. Формирование модели специалиста нефтегазового профиля средствами физического воспитания. Электр. науч. журнал «Нефтегазовое дело», 2014 г, № 1. –С517-533.

3. Валеева Г.В. Здоровье наиболее важный аспект из аспектов профессионализма для студентов будущих специалистов нефтегазовой отрасли. Электр. науч. Журнал «Нефтегазовое дело», 2014 г, №14. – С 172-176.

4. Красулина Н.А., Маркешина О.С., Красулина Т.А.. Особенности развития гибкости у студентов, занимающихся аэробикой на занятиях физической культурой. учебно-метод. пособие по курсу "Физическая культура" / УГНТУ, 2013. – 43 с.

5. Рекомендации по комплексному планированию круговой тренировки на уроке физической культуры [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / УГНТУ, каф. ФВ ; сост. Р. Ф. Тазетдинов [и др.]. - Уфа : УГНТУ, 2012. - 824 Кб

6. Составление комплексов утренней и производственной гимнастики для студентов 1, 2 курсов [Электронный ресурс] : учебно-метод. пособие по курсу "Физическая культура" / УГНТУ, Октябр. фил., каф. ГСЭН ; сост. А. Ю. Поляков. - Октябрьский : УГНТУ, 2011. - 158 КБ

7. Физическая культура студента и жизнь: учебник / В.И. Ильинич. – М.:Гардарики, 2007. – 366 с.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ НЕФТЕГАЗОВОГО ПРОИЗВОДСТВА

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) – это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.

Современный труд требует значительного напряжения умственных, психических и физических сил, повышенной координации движений работников в любой сфере труда. Но каждая профессия диктует свой уровень развития психофизических качеств, свой перечень профессионально-прикладных умений и навыков. Поэтому если вы готовитесь к профессии инженера-нефтяника, то вам нужна профессионально-прикладная физическая подготовка одного содержания, а будущему филологу – другая. Эти отличия и отражаются в целях и задачах ППФП как раздела учебной дисциплины «Физическая культура».

Целью ППФП является психофизическая готовность к успешной профессиональной деятельности.

Задачипрофессионально-прикладной физической подготовки:

1. Формирование необходимых прикладных знаний, умений и навыков.

2. Воспитание прикладных психофизических и специальных качеств.

Прикладные знания имеют непосредственную связь с будущей профессиональной деятельностью. Их можно получить в процессе физического воспитания, на лекциях по учебной дисциплине «Физическая культура», во время кратких методических бесед, на методико-практических и учебно-тренировочных занятиях, путем самостоятельного изучения литературы. Прикладные умения и навыки обеспечивают безопасность в быту и при выполнении определенных профессиональных видов работ, способствуют быстрому и экономичному передвижению при решении производственных задач. Прикладные психофизические качества - это обширный перечень необходимых для каждой профессиональной группы прикладных физических и психических качеств, которые можно формировать при занятиях различными видами спорта. Прикладные физические качества – быстрота, сила, выносливость, гибкость и ловкость необходимы во многих видах профессиональной деятельности. Направленным подбором упражнений, выбором видов спорта, спортивных игр можно акцентировано воздействовать на человека, способствуя формированию конкретных психических качеств и свойств личности, определяющих успешность профессиональной деятельности. Например, не все представляют, что специалисту нефтегазового производства для выполнения профессиональных обязанностей необходимо подниматься на установки высотой до 40 метров. Но ведь с непривычки далеко не все могут по узким переходам и лесенкам подниматься на значительную высоту (рис. 42).

Методы психоэмоциональной разгрузки и самоуправления - student2.ru

Рис. 42. Вышки нефтеперерабатывающего завода

Где же лучше привыкать к этой непривычной высоте? Конечно заблаговременно в годы учёбы в учебном заведении. Прикладные специальные качества – это способность организма специалиста противостоять специфическим воздействиям внешней среды: холода и повышенной температуры, укачивания при передвижении автомобильным, водным, воздушным видами транспорта, недостаточного парциального давления кислорода в горах и на загазованных территориях нефтяных предприятий. Важную роль в связи с этим имеет обеспечение необходимого уровня профессиональной готовности будущих специалистов, включающие физическую подготовленность, тренированность, работоспособность, развитие профессионально важных качеств.

В настоящее время остро встал вопрос об интенсификации производства, резком повышении качества подготовки специалистов к конкретным видам трудовой деятельности и, следовательно, возникла необходимость в профилировании физического воспитания в вузах с учетом требований избранной профессии. Известно, что адаптация человека к условиям производства без специальной физической подготовки может длиться от одного года до 5-7 лет. Составная часть физического воспитания, занимающаяся вопросами, связанными с подготовкой к трудовой деятельности, получила свое название – профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП).

Под ППФП понимается подсистема физического воспитания, наилучшим образом обеспечивающая формирование и совершенствование свойств и качеств, имеющих существенное значение для конкретной профессиональной деятельности.

Однако, как показала практика, многие окончившие институт специалисты вступают в жизнь без необходимой трудовой и физической подготовки, ощущая трудность при переходе на работу в народное хозяйство. Выпускники институтов, имеющие слабую общую и специальную физическую подготовленность, медленно адаптируются к условиям производства, быстрее устают, чаще склонны к перемене профессии. Понятие «качество специалиста» включает не только знания, умения в профессиональной сфере, но и психофизическую пригодность, которая зависит от уровня физической подготовленности. Если студент до поступления в вуз не имел необходимой физической подготовленности и ему не хватает обязательных учебных занятий физической культурой, он должен повысить ее с помощью различных вне учебных форм занятий физической культурой, в том числе и дополнительной самостоятельной подготовкой.

Утвержденные кафедрой зачетные нормативы по разделу ППФП обязательны для каждого студента и входят в комплекс зачетных требований и нормативов по учебным дисциплинам «Физическая культура и спорт» и «Прикладная физическая культура и спорт» (таблицы 5 - 8).

Таблица 5

Тесты по ППФП студентов 1 курса основного и специального учебных отделений (мужчины)

Характеристика направленности тестов Учеб. отде-ление Оценка в баллах
1 Прыжок в длину с места толком двумя ногами (см) Осн.
1Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз) Спец
2 Поднимание туловища из положения лежа на спине, ноги согнуты в коленях (количество раз за 1 минуту) Осн.
Спец

Таблица 6

Тесты по ППФП студентов 2-3курсов основного и специального учебных отделений (мужчины)

Характеристика направленности тестов Учеб. отделение Оценка в баллах
1Поднимание туловища из положения лежа на спине, ноги согнуты в коленях (количество раз за 1 минуту) Осн.
Спец
2Прыжок в длину с места толком двумя ногами (см) Осн.
2Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз) Спец

Таблица 7

Тесты по ППФП студентов 1 курса основного и специального учебных отделений (женщины)

Характеристика направленности тестов Учеб. отде-ление Оценка в баллах
1 Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, кол-во раз. Спецгруппа выполняет упражнение на гимнастической скамейке. Осн.
Спец
2 Прыжок в длину с места толком двумя ногами (см) Осн.
3 Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье (ниже-выше уровня скамьи, см.) Спец

Таблица 8

Тесты по ППФП студентов 2-3 курсов основного и специального учебных отделений (женщины)

Характеристика направленности тестов Учеб. отде-ление Оценка в баллах
1 Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа (кол-во раз) Спецгруппа выполняет упражнение на гимнастической скамейке Осн.
Спец
2 Прыжок в длину с места толком двумя ногами (см) Осн.
3 Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье (ниже-выше уровня скамьи, см.) Спец

В каждом семестре выполняется 2 теста. Студенты специального отделения, а также освобождённые от практических занятий выполняют тесты и требования из тех разделов ППФП, которые доступны им по состоянию здоровья. Организации учебного процесса с использованием балльно-рейтинговой системы оценки знаний и умений студентов позволяет реализовывать деятельный подход к обучению, в ходе которого оптимально контролируется, и более объективно оценивается работа студентов на протяжении всего курса дисциплины «Физическая культура».

Таким образом, профессионально-прикладная физическая подготовка – это специальный педагогический процесс с направленным использованием форм, средств и методов физического воспитания. Все они в совокупности обеспечивают развитие и совершенствование функциональных и двигательных возможностей человека, которые необходимы в конкретных видах трудовой деятельности. Такая физическая подготовка способствует повышению эффективности профессионального обучения и обеспечивает высокую работоспособность специалиста.

Основные факторы, определяющие содержание ППФП

Наши рекомендации