Биологические ритмы и здоровье
При болезненных состояниях суточные изменения внутренних ритмов, свойственные здоровому человеку, значительно искажаются. И по характеру искажений врачи могут судить о ряде заболеваний на начальной стадии. Изучение биоритмов организма человека позволяет научно обосновать применение лекарственных препаратов при лечении больных.
Лечебные процедуры следует согласовывать с ходом биологических часов, но трудность состоит в том, что биологические ритмы больного человека пока недостаточно изучены. Известно, что при многих заболеваниях – от рака до эпилепсии – они нарушаются; яркий тому пример – непредсказуемые колебания температуры тела у больных людей. К этому стоит добавить, что в некоторых случаях десинхронизация биологических ритмов может быть не только симптомом болезни, но и одной из ее причин.
Интересные факты о человеке
4. Научное название пупка – умбиликус.
5. Человек, который выкуривает пачку сигарет в день, - выпивает полчашки смолы в год.
6. Человек – единственный представитель животного мира, способный рисовать прямые линии.
7. Длина волос на голове, отращиваемых в среднем человеком в течение жизни – 725 км.
8. У блондинов борода растёт быстрее, чем у брюнетов.
9. При улыбке у человека работают 17 мышц.
10. Поверхность лёгких – порядка 100 квадратных метров.
11. Человеческая ДНК содержит порядка 80000 генов.
12. Мужчины считаются карликами при росте ниже 130 см, женщины – ниже 120 см.
13. Лейкоциты в организме человека живут 2-4 дня, а эритроциты – 3-4 месяца.
14. Названия пальцев руки у французов: пус, индекс, мажор, анюпэр, орикюлер.
15. Каждый палец человека за время жизни сгибается примерно 25 миллионов раз.
16. Размер сердца человека примерно равен величине его кулака. Вес сердца взрослого человека составляет 220-260 г.
17. Человеческий мозг генерирует за день больше электрических импульсов, чем все телефоны мира, вместе взятые.
18. Явление, при котором от яркого солнечного света человек теряет способность видеть, называется «снежная слепота».
19. Общий вес бактерий, живущих в организме человека, составляет 2 килограмма.
20. В головном мозге человека за одну секунду происходит 100 000 химических реакций.
21. Дети рождаются без коленных чашечек. Хрящи на коленях костенеют только в возрасте 3-5 лет.
22. С момента рождения в мозгу человека уже существует 14 миллиардов клеток, и число это до самой смерти не увеличивается. Напротив, после 25 лет оно сокращается на 100 тысяч в день. За минуту, потраченную вами на чтение страницы, умирает около 70 клеток. После 40 лет деградация мозга резко ускоряется, а после 50 – нейроны (нервные клетки) усыхают и сокращается объём мозга.
23. В психиатрии синдром, сопровождающийся деперсонализацией, нарушением восприятия времени и пространства, собственного тела и окружающей обстановки, официально (!) называется «Алиса в стране чудес».
24. Тонкая кишка человека при жизни имеет длину порядка 2,5 метров. После его смерти, когда мускулатура стенки кишки расслабляется, её длина достигает 6 метров.
25. У человека примерно два миллиона потовых желез. Средний взрослый человек с каждым литром пота теряет 540 калорий. Мужчины потеют примерно на 40% больше, чем женщины.
26. Правое лёгкое человека вмещает в себя больше воздуха, чем левое.
27. Взрослый человек делает примерно 23000 вдохов (и выдохов) в день.
28. За всю жизнь женский организм воспроизводит 7 миллионов яйцеклеток.
29. Человеческий глаз способен различать 10000000 цветовых оттенков.
30. Во рту человека около 40000 бактерий.
31. Чихнуть с открытыми глазами невозможно.
32. В позвоночнике человека 33 или 34 позвонка.
33. Женщины моргают примерно в два раза чаще, чем мужчины.
34. Самые мелкие клетки в организме мужчины – клетки спермы.
35. Самая сильная мышца в человеческом организме – язык.
36. В организме человека порядка 2000 вкусовых рецепторов.
37. В Месопотамии за смерть пациента врача, лечившего его, казнили, а за ослепление – ослепляли.
38. При рождении в теле ребёнка порядка 3000 костей. Во взрослом возрасте их остаётся всего 206.
39. Человеческое тело содержит столько же жиров сколько нужно для производства семи кусков мыла.
40. Нервные импульсы в человеческом теле перемещаются со скоростью примерно 90 метров в секунду.
41. Человеческий волос толще мыльной пленки примерно в 5000 раз.
42. 36800000 – количество сердцебиений у человека за один год.
43. Мужчины примерно в 10 раз чаще женщин страдают дальтонизмом.
44. Желудочный сок человека содержит 0,4% соляной кислоты (НС1).
45. Почти половина всех костей человека находятся в запястьях и ступнях.
46. Средневековые врачи при сомнениях в диагнозе ставили диагноз «сифилис».
47. Люди с голубыми глазами более чувствительны к боли, чем все остальные.
48. Ногти на пальцах руки растут примерно в четыре раза быстрее, чем на ногах.
49. За время жизни кожа человека сменяется примерно 1000 раз.
50. Существует более 100 различных вирусов, вызывающих насморк.
51. В теле взрослого человека около 75 километров (!) нервов.
52. Булимия – это неукротимый аппетит.
Контрольные вопросы
1. Организм. Его функции. Взаимодействие с внешней средой.
2. Костная система. Влияние на неё физических нагрузок.
3. Скелетные мышцы, строение, функции.
4. Функции крови. Кровообращение.
5. Работа сердца, пульс. Кровяное давление.
6. Дыхание во время выполнения физических упражнений.
7. Жизненная ёмкость лёгких.
8. Пищеварение. Его особенности при физических нагрузках.
9. Общие представления о биоритмах.
Задание для самостоятельной работы студента
Нарисуйте два круга кровообращения.
Подсчитайте свою частоту сердечных сокращений в покое.
Почитайте литературу о биоритмах человека.
СЕМИНАР № 4
Тема: Общая физическая и спортивная подготовка в образовательном процессе дисциплины. Средства и методы физического воспитания. Система физических упражнений на примере оздоровительного бега и лыжной подготовки. Методика проведения учебных занятий с элементами бадминтона. Использование современных и традиционных оздоровительных систем на занятиях по физической культуре (2 часа).
Цель практического занятия
Понятие о физической и спортивной подготовке.
Познакомить студентов со средствами и методами физического воспитания и с основными этапами обучения движениям.
Сформировать у студентов правильное представление о методике проведения учебно-тренировочных занятий.
Задачи
1. Раскрыть общие понятия о физических качествах и средствах физического воспитания.
2. Научить студентов правильно заниматься утренней гигиенической гимнастикой.
3. Умение использовать укрепление и сохранение здоровья с помощью оздоровительного бега, лыжной подготовки.
План
1. Общая физическая и спортивная подготовка.
2. Средства и методы физического воспитания.
3. Методика проведения учебно-тренировочного занятия.
4. Этапы обучения движениям.
5. Система физических упражнений на примере оздоровительного бега и лыжной подготовки.
Рекомендательный библиографический список литературы
1. Валеев Д.З., Валеева Г.В. Оздоровительный бег. Учеб. пособ. Уфа, УГНТУ, 2009. – 25 с.
2. Общая физическая подготовка студентов, специализирующихся по лыжной подготовке на уроках физической культуры в вузе [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / УГНТУ, каф. ФВ ; сост.: М. Н. Юрьева, Э. Т. Ахмадуллина, Н. А. Красулина. - Уфа : УГНТУ, 2013. - 828 Кб
3. Физическая культура студента и жизнь: учебник / В.И. Ильинич. – М.:Гардарики, 2007. – 366 с.
4. Физическая культура: учебник / А. Б. Муллер [и др.]. - М.: Юрайт, 2013. - 424 с.
ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ И СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Систематические занятия физической культурой приводят к адаптации человеческого организма к выполняемой физической работе. В основе адаптации лежат изменения мышечных тканей и различных органов в результате тренировок. Все эти изменения определяют тренировочные эффекты. Они проявляются в улучшении разнообразных функций организма и повышения физической подготовленности.
Различают общую и специальную физическую подготовку. Общая физическая подготовка (ОФП) – это процесс совершенствования двигательных качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека. ОФП представляет собой неспециализированный (или относительно мало специализированный) процесс физического воспитания, содержание которого ориентировано на повышение функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранном виде деятельности или виде спорта.
Задачи общей физической подготовки состоят в том, чтобы обеспечить высокий уровень всесторонней физической подготовленности, поддерживать его в течение многих лет, содействовать тем самым сохранению крепкого здоровья и творческого долголетия.
Физическая подготовка достигается в процессе занятий физическими упражнениями и спортом. Физическая подготовка положительно влияет на физическое развитие, но надо помнить, что развитие обусловлено законами наследственности.
Основными методами исследования физического развития человека являются внешний осмотр (кожа, осанка, форма ног, тип телосложения) и измерения антропометрических данных (рост, масса тела, окружность груди).
Физическая подготовленность проверяется упражнениями-тестами. Например, общую выносливость можно проверить в беге на 2 км (девушки) и 3 км (юноши); скоростно-силовые качества проявляются в прыжках в длину с места; силовая выносливость проверяется подтягиванием на перекладине, сгибанием и разгибанием рук в упоре лежа у юношей (у девушек в упоре лежа на коленях); гибкость – наклонами туловища вперед с прямыми ногами до касания пальцами рук точки ниже уровня опоры.
Основными средствами общей физической подготовки являются подготовительные упражнения, применяемые в различных видах спорта, содержание которых ориентировано на создание широких предпосылок успеха в самых различных видах деятельности. ОФП строится с использованием закономерностей переноса тренировочного эффекта с подготовительных упражнений на основные, выполняемые в основной деятельности.
Методика выполнения общеразвивающих упражнений (ОРУ)Чтобы рационально разместить группу для выполнения общеразвивающих упражнений, необходимо владеть основами построений, перемещений, перестроений и размыканий из раздела курса гимнастики «Строевые упражнения».Прежде чем приступить к упражнению, стоит всегда проверить, правильно ли выработаны интервал и дистанция, так как неудобство построения затрудняет контроль за выполнением упражнения, провоцирует травмы и искажения техники движений.Для выполнения общеразвивающих упражнений дается команда «Упражнение начинай!». Подсчет ведется на 4 или 8 счетов (он должен быть четким и эмоциональным). Для окончания выполнения упражнения вместо последнего счета дается команда «Стой!» или распоряжение «Закончить упражнение». В практике широко принято пользоваться настраивающим сигналом Если исходное положение для выполнения упражнения отлично от основной стойки, то, прежде чем давать команду для начала выполнения, необходимо дать команду «Исходное положение принять!».Исправлять ошибки, возникающие по ходу выполнения можно либо прекратив выполнение упражнения, дав команду «Стой!» или «Отставить!», либо не прекращая выполнения. Указания даются в темпе выполнения, вместо какого-либо счета.Специальная физическая подготовка (СФП) – это процесс воспитания физических качеств, обеспечивающий преимущественное развитие тех двигательных способностей, которые необходимы для конкретной спортивной дисциплины (вида спорта) или вида трудовой деятельности, при этом она ориентирована на предельную степень развития данных способностей. По мере роста спортивного мастерства объем средств ОФП уменьшается, а объем средств СФП – увеличивается.
Специальная физическая подготовка весьма разнообразна по своей направленности, однако, все ее виды можно свести к двум основным группам:
- спортивная подготовка;
- профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП).
Спортивная подготовка (тренировка) – это целесообразное использование знаний, средств и методов, позволяющих направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям. Основными средствами специальной физической подготовки служат соревновательные упражнения в данном виде спорта и разрабатываемые на их основе специально - подготовительные упражнения.
Профессионально-прикладная физическая подготовка – это оформившаяся в самостоятельное направление физического воспитания и нацеленная на психофизическую подготовку человека к продуктивной трудовой деятельности. В процессе профессионально-прикладного использования физической подготовки решаются как задачи повышения работоспособности, так и задачи укрепления здоровья, профилактики профессиональных заболеваний, предупреждения травматизма, улучшения общего и эмоционального состояния человека