Знание и умение – главные компоненты

Физической культуры личности

Дисциплины «Физическая культура и спорт» и «Прикладная физическая культур» в техническом вузе – практический предмет, где большую часть учебного времени посвящают обучению технике движений, тренировке физических качеств, необходимых в будущей трудовой деятельности студентов нефтяников, культуре выполнения упражнений.

Вместе с тем не только для того, чтобы правильно выполнить движение, развить свои физические качества, но и для осознания пользы движения студентам необходимо понимать процессы, происходящие в организме при физических нагрузках, знать основы и закономерности спортивной или оздоровительной тренировки.

В процессе обучения студенты должны получить знания, умения и навыки, необходимые для оценки показателей здоровья, освоить методику замеров, расчетов, тестирования, а также научиться оценивать и анализировать полученные результаты.

Полученный обязательный минимум содержания образовательной программы дисциплины «Физическая культура и спорт» позволит студентам приобрести личный опыт использования практического материала для повышения своих функциональных и двигательных возможностей, для достижения личных жизненных и профессиональных целей.

Методико-практические занятия предусматривают освоение, самостоятельное расширенное и творческое воспроизведение студентами основных методов и способов формирования учебных, профессиональных и жизненно важных умений и навыков средствами физической культуры. При проведении методико-практических занятий рекомендуется придерживаться следующей примерной схемы:

- в соответствии с планируемой темой занятия преподаватель заблаговременно выдает студентам задание по ознакомлению с рекомендуемой литературой и необходимые указания по ее освоению;

- преподаватель кратко объясняет методы обучения, при необходимости показывает соответствующие приемы, способы выполнения физических упражнений, двигательных действий для достижения необходимых результатов по изучаемой методике;

- студенты практически при взаимоконтроле и взаимопомощи воспроизводят тематические задания под наблюдением преподавателя;

- под руководством преподавателя обсуждаются и анализируются итоги выполнения задания, студентам даются индивидуальные рекомендации по практическому совершенствованию тематических действий, приемов, способов.

Проверка умения применять знания на практике предполагает:

- выявление знаний занимающихся по вопросам теории и методики физического воспитания с учетом требований учебной программы;

- степень умения выполнять комплекс утренней гигиенической гимнастики, производственной гимнастики с учетом особенностей будущей профессии;

- умение выполнять подготовительную часть занятий (разминку) с группой;

- понимание значения врачебного контроля и самоконтроля при занятиях физическими упражнениями и спортом;

- умение выполнять отдельные физиологические пробы и вести дневник самоконтроля.

Главная их задача - способствовать освоению студентами нового материала, включающего разнообразие методических вариантов с учетом дозирования физической нагрузки в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся.

ИНСТРУКТАЖ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

ДЛЯ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПРИ ПОСЕЩЕНИИ ЗАНЯТИЙ

ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Основы знаний безопасности труда – средство подготовки к будущей профессиональной деятельности студентов. Профессиональная деятельность студентов базируется на знаниях, получаемых в период обучения в ВУЗе. В нефтегазовых вузах студенты осваивают знания связанные с безопасностью труда на производстве, знакомятся с законодательными актами по охране труда, получают информацию по безопасности труда, а также требования охраны труда на занятиях по физической культуре.

В ходе обучения студенты должны полностью выполнить требования Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования третьего поколения, а так же выполнять общие требования охраны труда.

Основы знаний безопасности труда - средство подготовки к будущей профессиональной деятельности студентов. Профессиональная деятельность студентов базируется на знаниях, которые они получают в период обучения в университете. Фундаментальные знания по основным дисциплинам студент осваивает на кафедрах согласно стандартам специальности. В нефтегазовых вузах студенты осваивают знания, связанные с безопасностью труда на производстве, знакомятся с законодательными актами по охране труда, получают информацию по безопасности труда, а также требования охраны труда на занятиях по физической культуре.

Основным направлением государственной политики в области охраны труда является обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников и обучающихся. Никакие производственные показатели не должны становиться выше, чем обеспечение безопасности человека. Защита человека – основа охраны труда.

Безопасность работника в условиях любого современного производства обеспечивается правовой, социально-экономической, санитарно-гигиенической, лечебно-профилактической защитой. Регламентирующие документы по охране труда в России носят строго обязательный характер.

Каждый специалист, в сфере своих должностных обязанностей, должен быть осведомленным об опасностях, знать их суть и возможные источники возникновения. Он должен хорошо представлять себе, что абсолютно безопасных производств не существует.

Профилактика травматизма – одна из важнейших задач современного общества, которая должна быть достигнута, в первую очередь, соблюдением техники безопасности на занятиях физической культурой.

Основной целью физического воспитания студентов Уфимского государственного нефтяного технического университета является достижение высокого уровня здоровья, который необходим для продуктивной работы по окончании университета. Вместе с тем нельзя забывать о том, что несоблюдение правил и норм при организации и проведении занятий физической культурой могут нанести существенный урон организму студента.

На сегодняшний день безопасности, в образовательных учреждениях уделяют серьезное внимание организации работы по охране труда, предупреждению травматизма студентов и преподавателей. Но все, же безопасность трудовых и учебных процессов в общеобразовательных учреждениях до сих пор оставляет желать лучшего.

Несчастные случаи со студентами, произошедшими во время учебного процесса, были и остаются трагедией. Несчастный случай влечет за собой огромные потери рабочего времени для оказания первой помощи и последующего медицинского лечения. Отвлекается от своей основной работы большое количество различных специалистов для расследования несчастного случая.

Органы здравоохранения, народного образования и других ведомств обеспокоены тем, что травматизм наносит большой ущерб здоровью. По данным экспертов ВОЗ, от различных травм и несчастных случаев на уроках физкультуры и при занятиях спортом погибает детей значительно больше, чем от детских инфекционных заболеваний.

На занятиях физической культурой студенты входят в группу риска, которая подвержена травматизму, т.к. урок физической культуры отличается от других высокой двигательной активностью занимающихся, с использованием различного спортивного оборудования, инвентаря.

Спортивные повреждения в общей структуре травматизма по тяжести и удельному весу переломов костей стоят на втором месте после дорожно-транспортных травм. Поэтому травматизм при занятиях физической культурой и спортом требует самого пристального внимания, изучения и внедрения профилактических мероприятий на всех этапах физического воспитания.

Проведение профилактических мероприятий и соблюдение техники безопасности при занятиях физической культурой способствуют не только уменьшению травматизма студентов, но и вызывают интерес к занятиям физической культурой.

Таким образом, в основе борьбы с травматизмом лежит строгое выполнение этих правил занимающимся.

Занимающийся должен:

- своевременно проходить медицинские осмотры и заниматься соответственно своему состоянию здоровья;

- иметь опрятную спортивную форму, соответствующую погодным условиям и теме проведения занятия (для занятия в зале - трусы, майка, футболка, спортивный костюм, трико, чистую обувь, кроссовки с белой подошвой без цветных вставок; для занятия на стадионе – плотно прилегающую к голове спортивную шапочку, непродуваемый спортивный костюм, непромокаемую спортивную обувь);

- должен бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию и использовать его по назначению;

- принимать пищу не позднее, чем за два часа до занятия физической культурой.

Наши рекомендации