Развитие физических способностей в адаптивной физической культуре

Физические качества - это врожденные морфофункциональные способности, благодаря которым возможна физическая активность, проявляемая в целесообразной двигательной деятельности (Л.П. Матвеев, 1991).

Физические способности - это комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность ее выполнения (Ю.Ф.Курамшин, 1999).

Физические способности - совокупность психических, морфологических и физиологических компонентов организма человека, единство которых обеспечивает готовность больного или инвалида к бытовой, производственной, спортивной и другим видам социальной деятельности (В.Г. Григоренко, Б.В.Сермеев, 1991).

Основные закономерности развития физических способностей

1. Движение — ведущий фактор развития физических способностей.

2. Единство и взаимосвязь между двигательными умениями и физическими способностями.

3. Зависимость развития физических способностей от двигательных режимов.

4. Этапность развития физических способностей.

5. Неравномерность и гетерохронность развития физических качеств.

6. Обратимость показателей развития физических способностей.

7. Перенос физических качеств.

Принципы развития физических способностей

Главная особенность всех видов адаптивной физической культуры состоит в том, что каждое упражнение и нагрузка в целом несут коррекционную направленность, а их многократное повторение — развивающую.

1. Принцип сопряженного развития координационных и кондиционных физических способностей.

2. Принцип возрастной адекватности педагогических воздействий.

3. Принцип оптимальности педагогических воздействий.

4. Принцип вариативности педагогических воздействий.

5. Принцип диагностики уровня развития физических способностей.

Силовые способности

В условиях выполнения физических упражнений усилие может проявляться однократно, многократно в циклических и ациклических движениях, против большого или небольшого сопротивления, с высокой скоростью или медленно, при различном состоянии мышц — расслабленном или напряженном. При этом могут иметь место различные режимы работы мышц: динамический (преодолевающий и уступающий), изометрический (статический) и многочисленные формы смешанного режима. В зависимости от преимущественной роли этих факторов развиваются те или иные формы силовых способностей – собственно силовые или скоростно-силовые.

Мышечная сила— это совокупность психических, морфологических и физиологических компонентов организма (инвалидов и лиц с ограниченными возможностями), единство которых в структуре двигательной функциональной системы обеспечивает способность к преодолению внешнего сопротивления или противодействия ему с помощью мышечных напряжений.

На уровень проявления силовых способностей оказывают влияние:

¾ функциональный потенциал центральной и периферической нервной системы;

¾ функциональный потенциал нервно-мышечной системы и костно-связочного аппарата;

¾ синхронность включения «быстрых» двигательных единиц;

¾ общая масса тела, структура, физиологический поперечник, длина мышц;

¾ концентрация энергетического материала, интенсивность ресинтеза АТФ;

¾ тип высшей нервной деятельности, особенности характера и поведения.

Средствамисиловой подготовки являются упражнения с повышенным сопротивлением, предполагающие сознательное и активное воздействие на организм с целью совершенствования его анатомических, физиологических и психологических свойств.

Выделяют следующие группы упражнений, направленных на развитие мышечной силы:

1) упражнения с преодолением массы собственного тела;

2) упражнения с внешним сопротивлением;

3) упражнения в изометрическом режиме.

В реальной практике физической культуры инвалидов и лиц с ограниченными возможностями методика развития мышечной силы реализуется в двух направлениях:

1) общая силовая подготовка, направленная на достаточно полное развитие всех мышечных групп, рассматривается как базовый уровень силовых способностей;

2) специальная силовая подготовка, направленная на развитие силовых способностей, формирование компенсаторных механизмов, применительно к определенному виду деятельности (профессиональной, бытовой, спортивной, рекреационной и др.).

В качестве метода развития мышечной силы для инвалидов с поражениями опорно-двигательного аппарата применяетсяэлектромиостимуляция, которая, как и силовые упражнения, приводит к увеличению физиологического поперечника и силы мышц.

Скоростные способности

Скоростные способности — это совокупность психических, морфологических и физиологических компонентов организма (инвалидов и лиц с ограниченными возможностями), единство которых в границах функциональной системы обеспечивает способность совершать двигательные действия с минимальной затратой времени.

Основными факторами, влияющими на проявление скоростных способностей, являются:

¾ функциональный потенциал центральной и периферической нервной системы;

¾ функциональный потенциал сенсорных систем;

¾ функциональный потенциал психических функций - ощущений, восприятия, внимания;

¾ функциональный потенциал нервно-мышечной системы;

¾ синхронность и быстрота включения «быстрых» двигательных единиц при мышечном сокращении;

¾ сила мышц и их способность к расслаблению;

¾ уровень координационных способностей (равновесия, ориентировки в пространстве и др.);

¾ степень освоения техники двигательного действия;

¾ тип высшей нервной деятельности, особенности характера и поведения.

У инвалидов и лиц с ограниченными возможностями как минимум один или несколько факторов имеют дефектную основу и поэтому тормозят развитие скоростных способностей. Это обстоятельство требует поиска средств и методов их развития с учетом первичного дефекта, состояния опорно-двигательного аппарата, сохранности сенсорных систем и психических функций и т.п.

Скоростные способности имеют сложную структуру, в которой выделяют:

¾ способность быстро реагировать на внешний сигнал (2 типа реакций: простая - время реагирования движением на внезапный сигнал и сложная двух видов – реакция на движущийся объект и реакция выбора);

¾ способность к быстрому выполнению одиночных двигательных действий;

¾ способность поддерживать максимальный темп движений;

¾ способность к быстрому началу действий (стартовое ускорение).

Развитие скоростных способностей необходимо проводить дифференцированно, совершенствуя отдельно независимые формы их проявления.

Выносливость

Выносливость—это совокупность психических, морфологических и физиологических компонентов организма (инвалидов и лиц с ограниченными возможностями), обеспечивающая его устойчивость к утомлению в условиях мышечной деятельности.

Развитие выносливости предъявляет повышение требования к следующим функциональным системам и зависит от их состояния:

¾ функциональный потенциал ЦНС;

¾ функциональный потенциал опорно-двигательного аппарата;

¾ функциональный потенциал вегетативных функций (сердечнососудистой и дыхательной);

¾ наличие энергетических ресурсов в организме;

¾ личностно-психологические особенности (тип высшей нервной деятельности, свойства темперамента, характер, способность к волевым усилиям);

¾ уровень освоения техники двигательного действия.

Измеряют выносливость временем, в течение которого выполняется двигательная работа:

¾ продолжительность выполнения упражнений циклического характера (бега, плавания, езды в коляске) без снижения скорости;

¾ продолжительность работы на велоэргометре при ручном или ножном педалировании (для лиц с поражениями опорно-двигательного аппарата);

¾ продолжительность сохранения координационной стабильности движений при выполнении стандартной серийной нагрузки «до отказа»;

¾ физиологические и биохимические показатели энергетических ресурсов организма (максимальное потребление кислорода, содержание молочной кислоты в крови и др.).

Выделяют общую и специальную выносливость. Общая выносливость - способность длительное время выполнять работу умеренной интенсивности, специальная - способность выполнять работу заданной интенсивности, преодолевать утомление в конкретном виде деятельности.

Развитие гибкости

Гибкость- комплекс психологических, морфологических и физиологических компонентов организма (инвалидов и лиц с ограниченными возможностями), обеспечивающий способность выполнять движения с максимальной амплитудой.

Этот комплекс включает следующие факторы:

¾ морфологическое и функциональное состояние центральной и периферической нервной системы (нервная регуляция тонуса мышц, уровень межмышечной координации);

¾ морфологическое и функциональное состояние суставов (суставной поверхности, суставных капсул, внесуставных связок, наличие выраженной или приобретенной тугоподвижности);

¾ психологическое состояние (порог болевых ощущений, способность к волевым усилиям).

Педагогическими задачами при направленном развитии гибкости являются:

1) обеспечить развитие гибкости в той мере, в какой это необходимо для выполнения движений с полной амплитудой, без ущерба для нормального функционирования опорно-двигательного аппарата;

2) предотвратить, насколько это возможно, утрату достигнутого уровня гибкости, минимизировать ее регресс;

3) обеспечить восстановление гибкости, утраченной в результате заболеваний, травм и других причин.

Выделяют активную и пассивную гибкость. Активная гибкость — способность достигать максимальной амплитуды движений за счет работы мышц, проходящих через сустав, пассивная – за счет действия посторонних сил.

При развитии гибкости необходимо учитывать некоторые общие закономерности:

1. Развитие гибкости тесно связано с развитием мышечной силы. Но гипертрофия мышц, вызываемая массированным применением силовых упражнений, может привести к ограничению размаха движений. С другой стороны, форсированное развитие гибкости без соразмерного укрепления мышечно-связочного аппарата может вызвать «разболтанность» в суставах, перерастяжения, нарушения осанки.

2. Для развития активной гибкости наряду с растягивающими упражнениями, которые выполняются за счет мышечных усилий, эффективны и силовые упражнения динамического и статического характера, а также медленные динамические упражнения с удержанием статических поз в конечной точке амплитуды.

3. Активная гибкость развивается в 1,5—2 раза медленнее, чем пассивная.

Принято различать гибкость общую и специальную. В адаптивной физической культуре общая гибкость реализуется во все возрастные периоды жизни и состоит во всестороннем поступательном ее развитии, гарантирующем достаточно полную амплитуду в различных видах движений.

Специальная гибкость реализуется в двух направлениях:

1) в адаптивном спорте, где повышение подвижности в суставах достигается подбором родственных по структуре упражнений, воздействующих на суставы и мышцы, определяющие результат в избранном виде спорта;

2) в процессе восстановления подвижности суставов средствами ЛФК.

Координационные способности

Координационные способности- это совокупность психологических, морфологических, физиологических компонентов организма (инвалидов и лиц с ограниченными возможностями), единство которых в границах функциональной системы обеспечивает продуктивную двигательную деятельность, т. е. умение целесообразно строить движение, управлять им и в случае необходимости быстро перестраивать его.

К факторам, влияющим на проявление координационных способностей инвалидов, относятся:

¾ функциональное состояние центральной и периферической нервной системы;

¾ уровень межмышечной координации, обеспечивающий технику двигательных действий;

¾ тип высшей нервной деятельности, особенности характера и поведения;

¾ состояние высших психических функций, психологическая устойчивость, способность анализировать и быстро принимать решения в условиях внезапно изменившихся условий;

¾ функциональное состояние двигательного, зрительного, слухового, тактильного и других анализаторов.

В структуру координационных способностей входят следующие составляющие:

1. Координация движений – способность к упорядоченным согласованным движениям тела и его частей.

2. Дифференцирование усилий, времени, пространства и ритма —комплексная характеристика, отражающая точность оценивания, отмеривания и воспроизведения заданных параметров движения.

3. Ориентировка в пространстве — способность к определению и изменению положения тела и отдельных его частей в пространственно-временном поле.

4. Ритмичность движений – способность усвоения заданного ритма движений.

5. Равновесие – способность к сохранению устойчивой позы в статических и динамических упражнениях, на ограниченной, подвижной опоре, при действии ускорений.

6. Быстрота реагирования — способность отвечать движением на различные внешние сигналы (зрительные, слуховые), перестраивать движение в изменяющихся условиях.

7. Точность мелкой моторики — способность воспроизводить тонкие движения кистями, пальцами рук в соответствии с поставленной задачей.

8. Расслабление — способность к произвольному и рациональному снижению напряжения мышц.


Наши рекомендации