Не страшись возрастных изменений

Только пессимист в каждом шансе видит проблему, оптимист в каждой проблеме видит шанс.

Н.Пезешкиани

Среди современных социальных стереотипов торжествует примат молодости. Человек всю жизнь должен выглядеть молодо, поддерживать спортивную форму, а вот мобильность его мышления в расчет не принимается, что, естественно, ведет к "дебилизации" критериев. Предполагается, что если вам за..., то ждать от вас нечего и места в обществе вам нет. Причем совсем упускается из виду разница между паспортным и психическим возрастом. Мы будем говорить о психическом возрасте.

Постарели ли вы психически? Если нет, то и страшиться нечего. В последние годы стали различать хронологический (паспортный) и психологический возраст. Первый — количество прожитых лет, второй — реальное постарение за эти годы, интеллектуальное и эмоциональное. Психологический возраст — нечто субъективное, существующее во внутренней системе отсчета, в которой сопоставляется значимость уже пережитых и еще ожидаемых событий. Измеряется он соотношением тех социальных ролей, которые человек еще способен выполнять, с теми, которые доступны для большинства его сверстников.

Прямой зависимости между трудоспособностью, удовлетворенностью жизнью и хронологическим возрастом не обнаружено. Не все люди одинаково подвержены влиянию возрастных стереотипов. Некоторые до глубокой старости с легкостью постигают новое. Они способны не только к выработке радикально новой точки зрения на волнующую их проблему, но и к сохранению душевной молодости. За счет чего? За счет психологического развития, усиливающего способности, связанные с пониманием ситуации (умение принимать решение, полноценность аргументации, используемый словарь), за счет компенсации возрастного снижения сенсорно-моторных возможностей (зрения, слуха, скорости реакции).

Быстрое постарение, завышенный (по сравнению с паспортным) психологический возраст связан с пессимистичной установкой и обедненной жизненной перспективой. При этом происходит снижение самооценки и возрастает потребительская ориентация. Данные, полученные в результате обследования среди людей, пострадавших во время чернобыльской аварии, показали, что в группе лиц, оказавшихся психологически старше своего паспортного возраста, индексы самочувствия, активности и фона настроения были значительно ниже, чем в остальных группах. Лица, не выявившие различия между хронологическим и психологическим возрастом, обладали низким уровнем тревожности, который даже в столь экстремальной ситуации не превышал верхней границы нормы.

Что следует предпринять, если человек ощущает повышение психического возраста, чувствует, что начал быстро стареть?

1. Брать на себя ответственность, а не уклоняться от нее. Приблизительно к пятидесяти годам взгляды и принципы начинают затвердевать и проявляются как стереотипы, — а именно стереотипы побуждают уклоняться от ответственности. В поведении это проявляется как нетерпимость и даже фанатизм. Такая роль стереотипов поддерживается их положительным влиянием на самочувствие, они служат источником самоутверждения и потому бережно сохраняются и поддерживаются. Ведь привычки делают мир пожилого человека более уютным, неукоснительное следование им внушает человеку спокойствие и чувство незыблемости бытия. Однако подобная приверженность привычному вступает в противоречие с необходимостью дальнейшего психического развития, требующего противодействия духовному застою. Когда пожилой человек цепляется за прошлое, он каменеет.

2. Находить положительные грани во взглядах молодежи. Раздраженная реакция на молодежь говорит не о мудрости, а об остывании чувств. Поэтому так важно наблюдать за своими чувствами и сохранять их "горячими", имея в виду, что ощущаемая усталость свидетельствует не об общем снижении эмоциональной мощности, а об изменении системы эмоций, потребностей и ценностей в Модели Мира. В старости, если нет актуальных интересов и целей, наблюдается снижение способности удивляться, падает острота чувств и постепенно нарастает бесчувственность. Кроме того, значительно возрастает длительность эмоциональных реакций, часто приобретающих характер затяжных состояний. Еще Аристотель в книге "Риторика" отмечал, что у стариков нет ни сильной любви, ни сильной ненависти. Они не жаждут великого и необыкновенного, но лишь того, что полезно для существования. Страсти их ослабели и подчиняются выгоде, поэтому достигшие этого возраста кажутся благоразумными. Тем более что возрастные изменения нередко проявляются в тяге к безупречности в исполнении и к нереальной точности во взаимодействии.

Несмотря на то что новые установки в этот период продолжают вырабатываться, они малоподвижны и плохо перестраиваются, что проявляется в инерционности смены подходов к проблемам. Сталкиваясь с иными принципами у молодых и необходимостью подстраивать свои собственные, человек способен проявлять агрессивность, как будто существованию его принципов что-то угрожает и их надо непрерывно отстаивать. Человека раздражает все новое, а это способствует изоляции от людей, придерживающихся других, обновленных взглядов. ("Что с ними говорить! Они невежды, дилетанты, смешно принимать их во внимание!")

3. Своевременно обновлять свои цели и идеалы. Отличие собственных подходов к проблемам от подходов молодых часто воспринимается людьми старшего поколения как непреодолимое препятствие на пути к общению ("Я такой, какой есть, и меняться не собираюсь!"). Еще Спиноза отмечал, что догматическое мышление стариков зачастую вызывает у молодых раздражение и злобу. Усиливающаяся по инициативе двух сторон изоляция, в свою очередь, дополнительно усугубляет одиночество человека преклонных лет, и возникает порочный круг. Отдавая себе отчет в том, насколько собственные возрастные стереотипы мешают его творчеству, Ч. Дарвин [58] сознательно тренировал себя в их расшатывании, чтобы не раздражаться, сталкиваясь с иной позицией.

4. Продолжать учиться и реализовывать себя в творчестве. Как известно, новые потребности манифестируют на фоне старых ценностей. Затвердевание и упрощение норм и ценностей ведет к тому, что чем старше становится человек, тем в большей мере он склонен оценивать поступки окружающих в моральных категориях (верно — неверно, порядочно — непорядочно, честно — нечестно). Отсюда берет начало воинствующая нетерпимость к полутонам и склонность к нравоучениям. Нравоучение воспринимается как проявление твердой уверенности, что поступать надо только так и никак иначе, как отсутствие сомнений. Косность суждений проявляется в излишней категоричности, в стремлении все подвести под рубрику верного или неверного. В последние годы как способ реабилитации все чаще используется творческая работа. В ряде стран открываются университеты для пожилых людей. Оказалось, что переключение на учебу и творческую работу способствует улучшению не только самочувствия, но и социальных контактов.

5. Благоразумие — возрастной стереотип. У пожилого человека перекос временных осей Модели Мира сказывается в стремлении жить в прошлом. Навязчивость мыслей о прошлом усиливает равнодушие к настоящему и недоверие к будущему. Жизнь в прошлом имеет и то преимущество, что практически не оставляет времени, чтобы повернуться лицом к настоящему и проявить к нему интерес. Концентрируясь на прошлом и отвернувшись от настоящего, можно не опасаться случайностей. Кроме того, накопленные с годами знания и достигнутый статус порождают нерешительность в использовании нового. Лучше все делать по-старому. Человек зрелый с годами все менее склонен менять свои позиции и идти на компромисс. Особенно когда, добившись успеха на каком-то пути, он боится с этого пути свернуть и уверен, что для решения любых проблем нужно продвигаться все дальше в том же направлении. Чем большим человек рискует, тем сильнее развивается у него непреклонное стремление двигаться по проторенному пути и так называемое благоразумие. Подобная непреклонность приводит его к самоизоляции, так как представители следующего поколения начинают его игнорировать. Такая ситуация провоцирует снижение самооценки и нарастание внутреннего конфликта.

Приятно отметить, что многие крупные ученые, не убоявшись "потерять лицо", до глубокой старости, преодолевая возрастную инерцию, учились новому, и делали это открыто. Так, нобелевский лауреат Э.Резерфорд вскоре после получения премии пожелал снова побывать на студенческой скамье: он пришел к известному математику Г. Лембу и попросил разрешения слушать у него курс лекций по теории вероятностей. Аналогично поступил и академик И. В. Курчатов, когда решил прослушать курс радиоэлектроники. Бородатый глава советских атомников не хотел обращаться к помощи специалистов, предпочитая сам понимать и оценивать новые подходы.

Наши рекомендации