Используй другой символ для представления травмы
Если у тебя есть только молоток, ты видишь только гвозди.
Поговорка
Как было показано в главе 2, интерпретация мира с помощью символов — одно из средств овладения им, осмысливания окружающей действительности. Если новые символы не усвоены, то в критических обстоятельствах автоматически всплывают старые символы и сужают сознание до прежней однозначной интерпретации смысла воспринятого. Только когда появляются новые символы, поле сознания расширяется. Символ — не образ, не иллюстрация и не определение, он всегда занимает место чего-то другого и предлагает это другое по ассоциации (как, например, в рекламе). Вследствие своей многозначности он может иметь ряд общих значений (зону пересечения) с новым символом и таким путем тоже расширять поле сознания.
За счет нового символа конфликт устраняется не на основе логического разрешения или трансформации (что характерно для психологической защиты по типу рационализации), а с помощью языка образов, подобно тому, как это происходит в сновидении. Формируется некий синтетический образ, временно примиряющий антагонистические установки. Воздействие символа можно сравнить с эффектом перспективы. Как перспектива средствами второго измерения выражает третье, позволяя на плоскости увидеть пространство, так и символический образ дает возможность понять нечто по-новому. Например, если человек присвоил некой ситуации символ необратимости или катастрофы, то его способность решить эту проблему резко понижается. Но если той же ситуации присвоить символ, несущий смысл стартовой площадки для новых стратегий, то вероятность появления стратегии совладания резко возрастает.
Привычные, или традиционные, символы эмоционально насыщены, и поэтому обладают мощным внушающим действием и могут влиять непосредственно на поведение. Одно дело — "борцы за свободу своего народа", и совсем другое — "бандиты". Одно дело — "ввод армейских подразделений", и совсем другое — "присутствие ограниченного контингента". "Убийца" — это страшно, а "киллер" — почти литературный персонаж.
Новые символические обозначения направлены на управляемое изменение значимости соответствующих событий. Например, отношение к чему-то серьезному (даже к жизни) как к игре сразу понижает значимость этого. Так, у многих политических лидеров сформировалось отношение к своей деятельности как к специфической игре для ограниченного круга лиц. Как и всякая игра, она может приводить к ошибкам и поражениям, но в любом случае затрагивает интересы только играющих. Поэтому так велик удельный вес обсуждения технологических аспектов поведения (правил игры) — регламента, процедур и т. п., — не имеющих отношения к интересам широкого круга людей.
Однако новые символы могут не только понижать, но и существенно повышать значение объекта или ситуации. Особенно значимы такие символы, как гимн, флаг и герб, важнейшая роль которых состоит в укреплении чувства собственного достоинства у граждан, а это, как известно, прибавляет сил для решения проблем повседневной жизни. (Отметим, что любые переломы в жизни общества приводят к тому, что базовые символы впитывают новый смысл.)
Совершенно особую роль в смене систем ценностей и обновления символов играют праздники. Праздником человек отмечает личные достижения, поскольку так он улучшает свое самочувствие, что облегчает совладание с последующими проблемами, а также позволяет прервать монотонное течение жизни и облегчает смену критериев. Личные и семейные праздники выступают как отрицание незыблемости социальных норм. Они организуют оптимальные условия для сброса накопившегося неудовлетворения собой и жизнью в связи с необходимостью соответствовать жестким социальным нормам. Периодические праздничные отмены запретов размягчают стереотипы и готовят почву для свободного и сознательного отношения к нормам, к возможности их гибкой перестройки в изменяющейся ситуации.
В заключение еще раз подчеркнем, что новый символ избавляет от разных отрицательных ассоциаций, связанных с традиционным названием.
СОВЛАДАНИЕ СО СТЕРЕОТИПАМИ: ПУТЬ ПЧЕЛЫ