Обратись к фантастике как к фонду новых подходов
Движущими силами фантазий являются неудовлетворенные желания. Каждая фантазия есть явление желания, корректура действительности, которая чем-то не удовлетворяет человека
А.Фрейд
Почему рассмотрение стратегий совладания мы начинаем с роли фантастики? Потому, что она — главный наш помощник на пути преодоления общественных представлений об устройстве мира. Она дает возможность не только увидеть иные подходы к его пониманию, но и благодаря восторгу по поводу их преимуществ совладать с давлением привычных, устоявшихся, всеми одобряемых и как бы незыблемых истин. Фантазии — могучая сила психики, знакомящая человека с наброском возможного варианта будущего. В фабуле фантастического произведения, воплощающего такой "мираж", мир может быть описан без оглядки на здравый смысл.
Нельзя забывать о пользе уединения. Установлено, что при сенсорной депривации у человека наблюдается значительное оживление воображения и фантазии, а любая активизация фантазий помогает выйти из "наезженной колеи" и научиться рассматривать ситуацию с разных позиций. Если человека тревожит, что некая фантастическая идея есть, а серьезных доказательств, подтверждающих ее правдоподобие, пока нет, — полезно изложить ее в форме фантастического сюжета, включив в него все "за" и "против".
К. Э. Циолковский писал, что фантастика для него — лишь иная форма пропаганды идей, более доступная для неподготовленного читателя. Это не уход от истины, а лишь переодевание ее в более яркую одежду.
С таким пониманием он создавал систему прогнозов выхода человечества в космос — всего шестнадцать пунктов, первые одиннадцать из которых уже осуществились. В таком же ключе написана и его фантастическая повесть "Вне Земли" [см.: 46, с. 341]. Важную помощь творческим людям оказал Г. Альтов (Г. С. Альтшуллер), создав Регистр научно-фантастических идей и гипотез мировой фантастики. В нем представлена впечатляющая картина— идеи, которые сначала были осмеяны и отвергнуты, а впоследствии изменили мир. В этом плане интересны, например, романы У. Пенфилда "Факел" и Н. Винера "Искуситель". Пока не изобрели лазер, "Гиперболоид инженера Гарина" А. Толстого казался беспочвенной фантастикой. Только последующее развитие голографии подтвердило возможность существования висящих в воздухе объемных изображений, описанных И. Ефремовым в рассказах "Тени минувшего" и "Звездные корабли".
Все эти примеры стимулирующей роли фантастики касаются знаменитых людей, однако и в жизни обычного человека она играет значимую роль. Приведу историю "первотолчка" своего обращения к проблеме психологии мышления и творчества:
Когда мне было одиннадцать лет, я прочла поразивший мое воображение роман Р. Долгушина "Генератор чудес". В нем рассказывалось о высокочастотном генераторе, с помощью которого можно было передавать мысли на расстояния. Эта идея и организовала всю мою последующую жизнь. По окончании школы я поступила в Ленинградский электротехнический институт (ЛЭТИ) на специальность "Высокочастотная техника". В процессе учебы я догадалась, что пока не известно не только как передавать мысли, но и что такое мысль. Совершенно понятно, что теперь необходимо было выяснять именно это.
В те годы специальности "психология" у нас не было, поэтому я поступила в университет на отделение "Физиология человека и животных". По окончании учебы у меня появилась надежда, что ключ к решению все еще интересовавшей меня проблемы лежит в области психологии. К этому времени она уже обрела у нас права гражданства, и я поступила в МГУ, в заочную аспирантуру по психологии. Мой учитель А. Н. Леонтьев весело смеялся, узнав направление моих интересов, но в аспирантуру взял. Но и защитив диссертацию, я все еще не приблизилась к решению задачи. Для прояснения своих мыслей я сорок лет преподавала психологию, решала задачи по бионике, писала книги по психологии, но воз и ныне там. Однако и в семьдесят семь лет жизнь моя все еще интересна и я все еще стремлюсь вперед!
Обращение к фантастике помогает преодолевать инерцию стереотипов, и человек обретает способность конструктивно прощупывать решения, пусть пока и не вполне правдоподобные. Яркой иллюстрацией успешного преодоления стереотипного взгляда на живое и мыслящее только с помощью аналогии с человеком может служить произведение С. Лема "Солярис". Фантастика развивает умение на время игнорировать и даже оправдывать очевидное противоречие разрабатываемых идей и известных фактов. Она показывает, насколько облегчает преодоление односторонности позиции (кроме альтернативной аргументации и умения доводить идеи до абсурда) рассмотрение парадоксальных, нереальных, фантастических ситуаций, связанных с развитием данной идеи.
В последние годы на фантазирование радикальное влияние оказали два фактора: во-первых, девальвация надежд на развитие науки как магистрального пути улучшения жизни людей; во-вторых, новые возможности, открытые миром компьютерных игр и Интернетом. Этот мир обнажил тот факт, что мозг человека совершенно свободен при порождении фантазий и формировании мечты. В мыслительном поле человек не ограничен. Но если для построения мечты или фантастического сюжета необходимы некоторые личные мыслительные усилия, то в компьютерной игре все сделано кем-то другим, и можно пользоваться плодами мышления разработчиков без личных усилий. Впрочем, есть возможность и активно использовать этот инструмент как трамплин для своих личных фантазий.
Однако для нас важно, что в игровом мире могут быть нарушены и законы физики, и свойства пространства и времени [79, с. 54, 55].
В физическом пространстве два материальных объекта не могут одновременно находиться в одной точке: они или объединены, или альтернативны. В виртуальном пространстве образы этих объектов могут спокойно проходить друг сквозь друга, если специально не заданы законы их столкновений.
В реальном пространстве все объекты на Земле подвержены действию силы тяготения, а в виртуальном — ничего не стоит выключить отдельный образ из действия виртуальной "силы тяжести".
В виртуальном мире можно легко обратить процессы во времени, что невозможно в реальной природе.
В виртуальном мире допустимо преобразовать объект, имитирующий какое-то биологическое существо, в другой, имитирующий любое другое биологическое существо. В реальной природе это невозможно.
В реальном мире физическое время замедляется, если скорость системы приближается к скорости света, а человеческое субъективное время то ускоряется, то замедляется, в зависимости от ситуации, и пределом замедления выступает смерть. В виртуальном мире и это ограничение снимается.
Кроме того, компьютерный пользователь может быть одновременно и дома, и где угодно, и кем угодно, меняя пол, возраст, расу и т. п.
Интернет не фиксирует право на сообщение и, следовательно, ответственность за него. Сообщение анонимно, и возмездие за ложь и некорректность отсутствует.
Одним словом, возможности фантазирования непрерывно возрастают, и их помощь в совладании увеличивается.
Немаловажно еще и следующее. В то время как развитие виртуального пространства расширило зону осознания возможных фантазий, девальвация ценностей научных достижений спровоцировала новое направление в литературе и кино — фэнтези, характеризующееся включением мистических элементов, весьма далеких от направления современных научных знаний, но позволяющих сделать еще один шаг в расширении зоны возможных достижений. В фэнтези не только допустимы, но и наглядно представлены результаты любых мистических эффектов, что позволяет лучше представить себе их отдаленные последствия.