Координационные способности и методика их направленного развития в физическом воспитании.
Под двигательно-координационными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно).
Задачи делятся па 2 группы: 1) по разностороннему и 2) специально направленному их развитию
Первая группа решается в дошкольном возрасте и базовом ФВ учащихся. Достигнутый здесь уровень развития координационных способностей создаёт широкие предпосылки для последующего совершенствования в двигательной деятельности.
Специального развития координационных способностей решается в процессе спортивной тренировки,где они имеют строго специализированный характер.
Основными средствами воспитания координационных способностей являются ФУ повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны.
Для развития координационных способностей в ФВ и С используются следующие методы: 1) стандартно повторного метода; 2) вариативного упражнения; 3) игровой4) соревновательный.
Координация движений зависит от точности движений, устойчивости вестибулярного аппарата, умения расслаблять мышцы.
Наиболее благоприятные условия для развития и воспитания ловкости создаются в младшем школьном возрасте, когда происходит наибольший прирост координационных способностей
3 Плотность урока физической культуры и методика ее определения.
Общей плотностью урока называется отношение времени, использованного педагогически оправданно, ко всей продолжительности урока.
К педагогически оправданным относятся объективно необходимые затраты времени на такие процессы или стороны деятельности в уроке, как восприятие и осмысливание занимающимися объяснений, демонстраций, указаний преподавателя; организованный анализ своих действий или действий других занимающихся; выполнение физических упражнений и связанный с ними необходимый отдых; вспомогательные действия.
К неоправданным затратам урочного времени относятся его потери, вызванные организационными или другими неполадками. Этого в принципе можно избежать при оптимальном построении учебно-воспитательного процесса.
Стремясь к оптимальной плотности урока, необходимо различными мерами сводить до минимума не только простои, но и вспомогательные действия. Для этого заранее намечают кратчайшие пути передвижения занимающихся.
Различают три основных метода
При фронтальном методе всему контингенту занимающихся преподаватель предлагает одно и то же задание, и оно выполняется сразу всеми (одновременно или с небольшими различиями во времени) под общим руководством преподавателя.
При групповом методе занимающиеся подразделяются на группы, которые получают отдельные задания. Преподаватель, не выпуская из-под своего контроля по возможности всех, работает преимущественно одной группой или поочередно переходит от одной группы к другой.
При индивидуальном методе каждый занимающийся получает свое задание и выполняет его самостоятельно. Преподаватель выборочно руководит работой отдельных занимающихся.
Для урочных форм занятий в целом, как правило, типично комплексное использование всех трех методов. В начале урока применяют обычно фронтальный метод, в основной части урока занимающихся делят на группы или работают с ними индивидуально, завершают урок чаще всего вновь фронтальным методом.
Билет №17
Принцип прикладности физического воспитания. Требования к его реализации в системе физического воспитания.
Принцип прикладности- связи физического воспитания с практикой жизни. Этот принцип выражает основную социальную закономерность ф.в. его главную служебную функцию - готовить людей к деятельности, к жизни.
Цель заключается в том, чтобы, придя на производство или в армию, человек в кратчайший срок мог овладеть техникой любого дела. Только сильный ловкий и физически развитый человек лучше осваивает новую работу, быстрее овладевает новой техникой. Современная практика боевой тренировки войск показывает, что чем сложнее военная техника, тем глубже и разностороннее должны быть требования к физической подготовленности людей.
Человек, подготовленный к жизни - это человек, обладающий высоким уровнем развития физических качеств и большим запасом разнообразных двигательных навыков. В единстве оба этих фактора гарантируют нужную для жизни физическую подготовленность.
Физическое воспитание должно обеспечивать соответствующий уровень здоровья членов общества, развития их силы и выносливости. Принципом связи физического воспитания с практикой жизни необходимо руководствоваться всех частных задач физического воспитания, в том числе и спортивной тренировки, включая в нее
Физические упражнения, имеющие непосредственно прикладное значение. В итоге можно вывести следующие требования принципа связи физического воспитания с практикой жизни:
решая конкретные задачи физической подготовки, следует при прочих равных условиях отдавать предпочтение тем средствам (физическим упражнениям), которые формируют жизненно важные двигательные умения и навыки непосредственно трудового характера;
в любых формах физической деятельности необходимо стремиться обеспечить приобретение как можно более широкого фонда разнообразных двигательных умений и навыков, а также всестороннее развитие физических способностей;
постоянно и целенаправленно связывать культурную деятельность с формированием активной жизненной позиции личности но основе воспитания трудолюбия, патриотизма и нравственных качеств.
2 Анаэробная выносливость и методика ее направленного развития в физическом воспитании.
Анаэробная выносливость — это способность организма противостоять утомлению при выполнении кратковременной нагрузки (при этом в процессе образования энергии участвуют креатин-фосфатный и гликолетический (безкислородные) механизмы)
Воздействуя на анаэробные возможности в целях увеличения их, решаются две задачи:
*повышение функциональных возможностей креатин-фосфатного механизма,
*усовершенствовать гликолитический механизм.
В качестве средств используют обычно упражнения циклического характера соответствующей интенсивности. Характеризующейся работой максимальной или субмаксимальной мощности, рекомендуется применять повторное и переменное интервальное упражнение на укороченных отрезках дистанции.
Совершенствование креатин-фосфатного механизма, отличаются при этом следующими характеристиками:
Интенсивность работы близка к предельной, но может быть несколько ниже ее. Выполнение
большого объема работы на предельной скорости приводит к образованию «скоростного барьера».
Продолжительность разовой нагрузки задается с таким расчетом, чтобы она равнялась примерно 3—8 сек. (бег 20—70 м, плавание 8—20 м и т. п.браз).
Интервалы отдыха в пределах примерно 2—3 мин.
При совершенствовании гликолитического механизма упражнения характеризуются следующими чертами:
Интенсивность работы определяется, длиной выбранной для упражнения дистанции. Скорость передвижения должна быть близкой к предельной на данной дистанции(90—95% от предельной).
Продолжительность разовой нагрузки лимитируется нередко в пределах примерно от 20сек.
до 2 мин. (дистанции от 50 до 200 м в плавании; от 200 до 600м беге и т. п.).
Интервалы отдыха должны задаваться с учетом динамики гликолитических процессов, о которой судят по содержанию молочной кислоты в крови.
Заполнять интервалы отдыха активными не следует. Нужно избегать лишь полного покоя.
Число повторений при работе со сближающимися интервалами отдыха обычно бывает невелико (не свыше 3—4) из-за быстро развивающегося утомления.
3Задачи, содержание и организация физического воспитания студентов специального учебного отделения.
В специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесённые по данным медицинского обследования в специальную группу, т.е. имеющие определенные отклонения в состоянии здоровья. Практический материал для специального учебного отделения разрабатывается преподавателями с учетом показаний и противопоказаний для каждого студента, имеет корригирующую и оздоровительно-профилактическую направленность использования средств ФВ.
Учебный процесс в специальном медицинском отделении имеет определенную специфику преимущественно направлен на:
- укрепление здоровья студентов, устранение функциональных отклонений, недостатков в физическом развитии и физической подготовленности на протяжении всего периода обучения;
- использование студентами знаний о характере и течении своего заболевания, самостоятельного составления и выполнения комплексов общеразвивающих и специальных упражнений, направленных на профилактику болезни;
- приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и организации ФВ.
Направленность учебных занятий носит ярко выраженный оздоровительно восстановительный характер.
Согласно научно обоснованным рекомендациям студенты специального отделения в зависимости от характера заболевания делятся на 4 группы: А, Б, В и лечебную.
Группа Акомплектуется из студентов с заболеванием сердечно-сосудистой, дыхательной и ЦНС. Поэтому основным содержанием занятий в этой группе являются дыхательные упражнения, строго индивидуально дозируемые упражнения (бег, плавание, передвижение па лыжах и дp.), позволяющие совершенствовать аэробные возможности занимающихся.
Группа Бформируется из студентов с заболеванием органов пищеварения. Печени, почек, половых органов, эндокринной системы, а также слабовидящие; В этой группе преимущественно используются упражнения основной гимнастики, включённые в программы лечения конкретных заболеваний.
Группа Всостоит из студентов с нарушением ОДА. В этой группе преобладают упражнения, совершенствующие осанку. ОДА, а также общеразвивающие и направленно корректирующие физические упражнения.
Лечебная группа комплектуется из студентов с ярко выраженными, существенными отклонениями в состоянии здоровья. Занятия в этой группе проводятся исключительно по индивидуальным лечебным программам и методикам.
Физическая нагрузка во всех 4 группах строго и индивидуально регламентируется, исключаются упражнения с натуживанием и жёсткими интервалами отдыха. Моторная (двигательная) плотность занятий невысока. Отдых между отдельными нагрузками должен быть достаточен для восстановления. Циклические упражнения выполняются с умеренной интенсивностью.
Билет № 18