Любых организационно-правовых форм.
Виды учебной работы практиканта
Виды учебной работы практиканта | Трудоемкость (в часах/днях) |
Установочная конференция: ознакомление с задачами и содержанием практики. Изучение структуры и содержания отчетной документации по результатам учебной практики | 6 ч |
Знакомство с образовательным учреждением: режим работы, специфика образовательной деятельности, структура управления, традиции, оформление и т.д. | 8 ч |
Наблюдение образовательной образовательной деятельности в ДОО. Анализ образовательной деятельности в ДОО. | 18 ч |
Анализ учета педагогами возрастных особенностей высшей нервной деятельности детей | 18 ч |
Проведение педагогической диагностики (мониторинга) в конкретной возрастной группе. | 18 ч |
Включение студентов в организацию и проведение режимных моментов, организации игровой и досуговой деятельности дошкольников (по плану воспитателя). | 18 ч |
Изучение организации предметно-пространственной среды дошкольного учреждения. | 10 ч |
Анализ проблем/проблемных обучающихся. Анализ учебной, методической, научной литературы по теме. Литературный аналитический подбор. | 8 ч |
Проведение подвижных, дидактических игр и упражнений с детьми в конкретной возрастной группе. | 18 ч |
Осуществление культурно-просветительской деятельности (работа педагогов с родителями воспитанников) | 10 ч |
Подготовка отчетной документации по результатам практики. | 8 ч |
Подведение итогов учебной практики. Участие в итоговой конференции. | 4 ч |
Всего: | 144 ч. |
Задания практиканта на учебную практику
в образовательной организации
Задание 1. Ознакомление с документацией дошкольной образовательной организации
Методические рекомендации.
1. Студенты, проходящие практику в одном детском саду, совместно изучают Устав ДОО, беседуют с заведующим или его заместителем по ВМР и заполняют отчетную справку в дневнике практики.
В справке отражаются следующие аспекты: адрес, тип учреждения, учредитель и ведомственная принадлежность; контингент детей в ДОУ, особенности комплектования групп; состав работников ДОУ, образовательный уровень и квалификация педагогического состава; режим работы ДОУ; функции, цели и задачи ДОУ; основные и дополнительные услуги, оказываемые учреждением; перечень основной документации ДОУ (нормативной, программной).
2. Заведующий ДОУ или его заместитель проводят инструктаж по охране жизни и здоровья детей, инструктаж по технике безопасности.
3. Студенты знакомятся с воспитателями-наставниками, фиксируют в дневнике их ФИО, образование, квалификацию. Студенты изучают списочный
состав детей, их возраст, с помощью педагогов анализируют уровень заболеваемости и посещаемости группы за последние два месяца.
Студенты знакомятся с реализуемыми в группе программами, ведущейся в группе педагогической документацией, вносят дополнения в составляемую справку.
Форма отчетности: справка «Организация работы ДОО» (может быть выполнена в форме визитной карточки учреждения).
Задание 2. Установление контакта с детьми
Методические рекомендации.
1. Учитывая собственные коммуникативные способности и возрастные особенности общения детей со взрослыми, продумайте, как Вам лучше познакомиться с детьми группы, заинтересовать их своей личностью, быстро запомнить их имена. Отметьте в дневнике Ваши предположения и проанализируйте, насколько успешно Вам удалось познакомиться с детьми
2. Проанализируйте чувства, которые Вы испытали, общаясь с детьми раннего возраста. Что Вы чувствовали, когда ребенок обратился к Вам за помощью? Когда малыш отозвался на Ваше обращение? Что Вы чувствовали, когда Вам удалось (не удалось) успокоить плачущего малыша? когда впервые потерпели неудачу в установлении контакта с ребенком?
3. Проведите с детьми развлечение, предварительно скорректировав с помощью воспитателя имеющийся у Вас конспект. Проанализируйте, в какой мере Вы следовали конспекту (и почему), какие чувства Вы испытывали при проведении развлечения, насколько понравилось оно детям.
Форма отчетности: письменная рефлексия общения с детьми конкретной возрастной группы (анализ своих чувств от первых контактов с детьми, самоанализ проведения развлечения).
Задание 3. Анализ проведения режимных моментов в конкретной возрастной группе
Методические рекомендации.
В течение первой недели наблюдайте за тем, как воспитатели и их помощники организуют следующие режимные моменты: завтрак, сбор детей на прогулку, возвращение с прогулки, обед, дневной сон, подъем, полдник, ужин. Затем проанализируйте собранную Вами информацию по следующим вопросам:
1. Соблюдается ли в организации режимных моментов принцип постепенности, принципа сведения к минимуму пассивного ожидания детьми
указаний и помощи взрослого. Приведите конкретные примеры, подтверждающие правомерность Вашего вывода.
2. Какие обучающие и воспитательные задачи решает педагог при организации одевания детей? Какая из задач, по Вашему мнению, наиболее успешно выполняется педагогом, какие приемы он использует для ее решения?
3. Создают ли воспитатели условия для формирования у детей навыков самообслуживания? Учитывают ли сотрудники различия в степени владения детьми теми или иными навыками? Приведите конкретные примеры, подтверждающие правомерность Вашего вывода.
4. Используется ли при проведении режимных моментов литературный материал, народный фольклор? Укажите, насколько часто, с какой целью и эффективно ли его использование.
Форма отчетности: отчет-анализ «Специфика проведения режимных моментов в конкретной возрастной группе». (Можно использовать таблицу см. Приложение 1.)
Задание 4. Анализ учета педагогами возрастных особенностей высшей нервной деятельности детей
Методические рекомендации.
В течение третьего–пятого дня практики наблюдайте за тем, соблюдают ли при проведении различных режимных моментов и занятий сотрудники ДОУ педагогические принципы, базирующиеся на учете особенностей ВНД в конкретной возрастной группе. Зафиксируйте результаты своих наблюдений в форме таблицы, проанализируйте их:
Фотозапись действий воспитателя и (или) другого сотрудника | Фотозапись поведения ребенка (детей) | Возрастная особенность ВНД(высшая нервная деятельность) | Анализ (правильно ли поступил взрослый, какой принцип (правило) учтен / неучтен |
Фотозапись – это письменная фиксация наблюдаемой ситуации. В таблице привести фотозаписи не менее 8 различных ситуаций, в которых отражается учет (или его отсутствие) воспитателями (или другими сотрудниками ДОУ) особенностей ВНД детей в конкретной возрастной группе.
Форма отчетности: таблица «Учет возрастных особенностей ВНД в работе с детьми в конкретной возрастной группе»
Задание 5. Изучение эмоционального благополучия детей в конкретной возрастной группе в дошкольном учреждении (утренний прием)
Методические рекомендации.
Во время работы в первую смену пронаблюдайте, в каком настроении дети приходят в детский сад, как расстаются с родителями? Как воспитатель организует утренний прием детей? Какие приемы, материалы он использует для того, чтобы поддержать положительное эмоциональное состояние детей во время их разлуки с родителями? К каким игрушкам, к каким видам деятельности привлекает воспитатель детей в утренний отрезок времени (до утренней гимнастики).
Форма отчетности: отчет-анализ «Специфика организации утреннего приема детей в конкретной возрастной группе».
Задание 6. Проведение педагогической диагностики (мониторинга)