ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ КОНЦА XV — НАЧАЛА XVI в.
В новых общественно-политических условиях русская публицистика получила значительно большее развитие. В центре ее внимания стояли прежде всего вопросы самодержавной власти, места и значения церкви в государстве, его международного положения.
Эти проблемы разрабатывались и обсуждались в публицистике конца XV—XVI в. с обычных для феодального общества позиций религиозного мировоззрения и в плане исторического обоснования выдвигаемых тезисов. Так, в начале XVI в. возникло «Сказание о князьях Владимирских», ставшее основой официальной идеологии великокняжеской власти. «Сказание о князьях Владимирских» доказывало, будто московские государи ведут свою родословную от римского императора Августа. Такое изображение происхождения московских государей имело целью подчеркнуть в духе обычных для средневековья понятий исконность самодержавного правления и обоснованное исторической традицией право на власть. С другой стороны, обращение к Древнему Риму как исходному пункту династии Рюриковичей явилось своеобразным откликом на западноевропейское Возрождение с его повышенным интересом к античному миру. Выведение родословной от римских императоров служило также обоснованием прав на выдающееся положение Российского государства в международной жизни. Эта не соответствующая действительности версия широко использовалась в XVI в. для укрепления авторитета царской власти, в том числе и самим Иваном IV Грозным.
По средневековым понятиям иностранное происхождение правящей династии не умаляло ее суверенности, а, наоборот, возвышало ее как силу, пришедшую для управления извне, не связанную с местной знатью и, следовательно, самим своим происхождением стоявшую над всеми, даже высшими, слоями общества. Характерно, что и многие представители русской феодальной знати впоследствии также сочиняли родословные, в которых старались вывести свой род откуда-нибудь из-за рубежа.
Тогда же, в начале XVI в., оформилась тесно связанная с версией о происхождении московских великих князей от римских императоров идея о Москве как о «третьем Риме». Эту идею сформулировал игумен Псковского Елеазарова монастыря Филофей в своих посланиях великому князю Василию III в 1510—1511 гг. Тезис о «Москве — третьем Риме» был разработан в духе воинствующей религиозной идеологии. Согласно взглядам Филофея, существовало три мировых центра христианства — сначала им был Древний Рим, который пал ввиду отступления от «истинного христианства», потом таким центром стала Византия. Но византийские правители тоже изменили христианству, пойдя на унию с католической церковью в 1439 г.
Следствием этого явилось скорое падение Византии, завоеванной турками в 1453 г. Москва же не признала Флорентийской унии и теперь является мировым центром христианства. Так как только православное христианство является «истинным», а все другие веры — ложны и богопротивны, то Москва «избрана богом» и является единственным законным наследником Древнего Рима. Четвертому же Риму не бывать, так как могут быть только три мировых царства, после чего наступит «конец света». Тезис о «Москве — третьем Риме» был призван служить не только обоснованию мирового значения Российского государства, но и прежде всего обоснованию исключительного значения религии и церкви. Мировоззренческая основа этого тезиса была глубоко консервативной и реакционной. В нем ярко воплотились враждебное отношение ко всему иноземному, проповедь религиозной нетерпимости, стремление к безусловной незыблемости существующих в России порядков, «освящаемых» тезисом о «богоизбранном» царстве, принципиальное непринятие чего-либо нового в идеологии и общественной жизни. Феодальный консерватизм нашел в этом тезисе одно из своих наиболее законченных проявлений.
Стремление обосновать тезис о ведущей роли церкви в общественной жизни проявилось и в других публицистических произведениях конца XV — начала XVI в. Среди них можно указать на «Повесть о белом клобуке», также развивающую мысль о «третьем Риме», но связывающую центр христианства не с Москвой, а с Новгородом[47]. Здесь нашли свое выражение интересы связанного с местной феодальной аристократией новгородского духовенства, сопротивляющегося присоединению Новгорода к единому Российскому государству.
Вопрос о положении церкви в государстве вообще приобрел особую остроту в конце XV — первой половине XVI в. В период объединения русских земель вокруг Москвы церковь была верным союзником великокняжеской власти и широко использовалась ею для достижения необходимых политических целей. Но союз великокняжеской власти и церкви таил в себе глубокое внутреннее противоречие, которое все более выявлялось по мере успехов объединительного процесса. Централизация государственной власти не могла быть полной и последовательной, пока сохранялась экономическая и политическая сила феодальной знати, а самым крупным феодальным собственником была церковь. Московская великокняжеская власть уже во второй половине XIV в. попыталась (при Дмитрии Донском) поставить церковь в прямую зависимость от себя, но эта попытка не увенчалась успехом. Отказ от принятия Флорентийской унии в середине XV в. в немалой степени ослабил самостоятельное положение церкви, так как были разорваны ее связи с такой крупной международной церковной организацией, какой была Константинопольская патриархия. Но церковь не собиралась уступать своих позиций. Опираясь на огромную материальную силу и большое идеологическое влияние, церковники настойчиво добивались сохранения и упрочения своего руководящего влияния в светских делах. Если прибавить к этому остроту земельного вопроса, растущую потребность государства в земельных фондах для испомещения своих военных слуг — дворян, борьбу внутри господствующего класса за землю в условиях, когда церковь владела колоссальными земельными богатствами, то станет ясно, что вопрос о положении церкви в государстве совершенно закономерно принял особую остроту именно с образованием единого Российского государства. Поэтому отнюдь не случайным был конфликт между Иваном III и митрополитом Геронтием — за внешними поводами разногласий (например, о направлении движения крестного хода при освящении Успенского собора) скрывались серьезные противоречия.
Споры по вопросу о положении церкви первоначально возникли в церковной среде, но они имели гораздо более широкое общественное значение и привлекли к участию в них многие светские круги.
На первый план в этих спорах вышла распря между так называемыми «нестяжателями» и «осифлянами», разгоревшаяся в конце XV в. В условиях обострения антифеодальной борьбы задача укрепления авторитета церкви сильно беспокоила ее деятелей. Среди них выдвинулся своими поучениями видный знаток церковной литературы Нил, основавший монастырь на реке Соре, на Севере, недалеко от Кирилло-Белозерского монастыря. Нил Сорский выступил с проповедью аскетизма и нравственного самоусовершенствования монахов. Нил хотел реформировать монашество, избавить его от тех пороков, которые вызывали гнев и осуждение верующих. Хотя прямо Нил не высказывался против церковного землевладения, тем не менее общее направление его проповеди приводило к выводу о недопустимости для церкви владеть земными богатствами, тем более что Нил настаивал на необходимости для монахов добывать средства к жизни своим трудом и отрешиться от всего мирского. Выступление Нила Сорского субъективно преследовало весьма консервативные цели и было проявлением воинствующей церковной идеологии, стремившейся отвлечь массы от классовой борьбы и увести их в мир аскетизма, отчуждения от жизни. Но критика Нилом Сорским существующих порядков в церкви приобрела довольно широкий общественный резонанс.
Идеи нестяжательства нашли поддержку даже в кругу великокняжеской власти и непосредственно со стороны Ивана III, так как он был прямо заинтересован в ослаблении материальной силы церкви и в получении в случае отказа церкви от своих богатств необходимых земельных фондов для обеспечения дворянства, являвшегося наиболее важной социальной опорой централизованной власти.
Однако идеи Нила Сорского встретили резко враждебное отношение со стороны представителей официальной церкви. Среди них особенно выдвинулся Иосиф Санин, игумен Волоцкого монастыря. В начале своей деятельности, в 1479 г., Иосиф покинул Пафнутьев Боровский монастырь, находившийся в дружественных отношениях с московским великим князем, и перешел к удельному волоцкому князю. Иосиф находился в оппозиции к великокняжеской власти, противясь ее укреплению. Иосиф Волоцкий развивал взгляды о безусловном превосходстве духовной власти над светской и подчеркивал обязательную необходимость сохранения и укрепления материальных богатств церкви. Вместе с тем Иосиф, как и Нил Сорский, считал необходимым произвести реформу монастырей для поднятия их авторитета. Но если Нил Сорский видел выход в аскетизме и нравственном самоусовершенствовании монахов, то у Иосифа на первый план выдвигалась необходимость строжайшей монастырской дисциплины. Характерно, что Иосиф Волоцкий в своих произведениях коснулся и крестьянского вопроса, выступив с проповедью мягкого отношения к «рабам» и «сиротам». Объяснение этому — борьба за рабочие руки, которая все более разгоралась среди феодалов. Имея в виду, с одной стороны, представить церковные земли как «убежище» для бедных и разоренных крестьян и тем самым привлечь крестьян к переходу во владения церкви, а с другой — призвать феодалов к известной осторожности в обращении с крестьянами в условиях обострения классовой борьбы, Иосиф Волоцкий и писал о «гладе и наготе» ,крестьян. Это был демагогический прием, направленный к укреплению авторитета церкви.
Взгляды Иосифа Волоцкого, активно им распространявшиеся в многочисленных сочинениях, разделялись высшими церковными иерархами. Решительное столкновение с нестяжателями произошло на соборе 1503 г. На нем великий князь Иван III поставил перед церковными властями вопрос об отобрании церковных земель в общегосударственном масштабе. Идею эту защищал Нил Сорский, но его инициатива, по всей вероятности, была согласована с великим князем, созывавшим собор. Против Нила Сорского решительно выступило большинство участников собора. Главным противником Нила явился Иосиф Волоцкий. Он горячо защищал право церкви на земные богатства, приводя многочисленные примеры из церковной истории и ссылаясь на различные тексты. Кроме того, он приводил такой довод, весьма отчетливо раскрывающий классовую сущность церкви: если у монастырей не будет права иметь земли, то не смогут постричься в монахи знатные люди, владеющие землями, а если такие люди не будут иметь возможности идти в монахи, то, во-первых, им трудно будет обеспечить себе спасение в загробной жизни, а во-вторых, не из кого будет ставить высших иерархов церкви. Идеолог воинствующей церкви и не мыслил какого-либо иного порядка, кроме того, при котором руководство церковью принадлежало феодальной знати.
С ним были вполне согласны церковные иерархи во главе митрополитом Симоном. Они отрицательно отнеслись к секуляризации церковных земель. Иван III вначале не хотел соглашаться с отказом церкви принять важное для государства решение, но церковники тоже не сдавались и всячески обосновывали тезис о неприкосновенности церковных имуществ. В сложной внутриполитической обстановке Иван III оказался вынужденным примириться с решением собора. Великокняжеская власть предпочла не идти на обострение отношений с церковью, рассчитывая использовать ее поддержку в борьбе с противниками централизованной власти, но сама проблема противоречий между светской и духовной властями этим, конечно, не разрешалась. Борьба между ними, объективно диктовавшаяся всем ходом развития единого государства, продолжалась и в дальнейшем.
Но на этом этапе противоречия были смягчены, союз великокняжеской власти с церковью укрепился. Иосиф Волоцкий после 1507 г. стал поддерживать великого князя в его борьбе против удельного сепаратизма. При этом Иосиф Волоцкий развивал идеи о божественном происхождении великокняжеской власти и об ее ответственности перед богом. Отсюда вытекало, что церковь должна иметь привилегированное положение, как учреждение, гарантирующее и освящающее светскую власть. Теория божественного происхождения власти сыграла свою роль в укреплении феодальной монархии в XVI в., но она была выдвинута Иосифом Волоцким прежде всего в интересах укрепления церкви, усиления ее влияния на всю политическую и идеологическую жизнь России того времени. Поддержка церковью великокняжеской власти была далеко не бескорыстной.
ЕРЕСИ
В условиях общего обострения социальных противоречий как между крестьянами и феодалами, так и внутри господствующего класса создалась благоприятная почва для нового подъема еретических движений. Этому способствовало также дальнейшее развитие крупных городов к концу XV в., создавшее более широкую сферу распространения еретических взглядов. Кроме того, споры, происходившие в конце XV — начале XVI в. по церковным вопросам, борьба нестяжателей и осифлян и их взаимные обличения объективно способствовали развитию критического отношения к религии и церкви. Наконец, сдвиги в накоплении знаний о природе, о которых говорилось выше, также способствовали выработке у передовых людей критического отношения к религии.
Религиозные вопросы стали в конце XV в. предметом широкого обсуждения. Иосиф Волоцкий с неудовольствием писал, что «ныне ив домах и на путях и на торжищах иноки и мирские и все сомнятся, вси в вере пытают».
В этих условиях произошла активизация еретических движений в России. Центром распространения ереси, как и столетием раньше, явился Новгород. Противники возникшей в конце XV в. новгородской ереси назвали ее участников «жидовствующими». Иосиф Волоцкий, яростно обличавший новгородских еретиков, называл основателем ереси некоего «жидовина Схарию», приехавшего в 1471 г. в Новгород из Литвы. Эти сведения и сама зависимость еретических взглядов от иудейства вызвали серьезные сомнения среди исследователей, но за недостатком источников вопрос о происхождении новгородской ереси конца XV в. остается не вполне ясным.
Новгородская ересь конца XV в. представляла собой явление, аналогичное городским еретическим выступлениям в Западной Европе. Во главе ее стояли представители низшего городского духовенства. По подсчетам Я. С. Лурье, из 27 известных по именам участников новгородской ереси не менее 22 принадлежали к попам, дьяконам, клирошанам и членам их семей[48]. Эта «плебейскаячасть духовенства состояла из сельских и городских священников. Они стояли вне феодальной иерархии церкви и не имели доли в ее богатствах. Их деятельность контролировалась сравнительно мало... они оплачивались гораздо хуже и их духовные, наделы были большей частью очень скудны. Им как выходцам из бюргерства или плебса были достаточно близки условия жизни массы, и потому, несмотря на свое духовное звание, они разделяли настроения бюргеров и плебеев. Участие в движениях того времени, являвшееся для монахов исключением, для них было общим правилом. Из их рядов выходили теоретики и идеологи движения, и многие из них, выступив в качестве представителей плебеев и крестьян, окончили из-за этого свою жизнь на эшафоте. Народная ненависть к попам обращалась против них лишь в единичных случаях»[49].
О содержании еретических взглядов можно судить на основании сведений, содержащихся в выступлениях противников и преследователей ереси. В ней было немало общего с ересью стригольников. Как и их предшественники, новгородские еретики конца XV в. не признавали основного догмата христианства о троичности бога, как содержащего внутреннее противоречие с тезисом о единобожии. В этом проявилась типичная для ересей рационалистическая критика религиозного вероучения. Еретики отказывались также признавать «священными» иконы, мощи, употреблявшееся для причастия вино, как сотворенные человеческими руками. Как и стригольники, новгородские еретики конца XV в. отрицали церковные обряды и церковную иерархию, они выступали также против церковного стяжательства и доставления священнослужителей «по мзде».
Мировоззрение новгородских еретиков охватывало широкий круг различных вопросов. Как и их предшественники стригольники, еретики конца XV в. подходили с рационалистических позиции к объяснению явлений природы и по существу ставили под сомнение всю религиозную философскую концепцию. Хорошо эрудированные в литературе, они прокладывали пути смелой, передовой научной мысли.
Таково было, например, их отношение к оживленно обсуждавшемуся церковниками в конце XV в. вопросу о «конце мира». Подходило к концу седьмое тысячелетие официального церковного счета времени от «сотворения мира» (по новому летосчислению — в 1492 г.), и среди церковников распространялось мнение о том, что теперь и должен наступить «конец света». Среди тех, кто разделял такие взгляды, был и Иосиф Волоцкий. Уверенность в неизбежности «конца мира» в это время была так велика, что даже церковные «пасхалии» — указатели дней в каждом году, когда должна праздноваться пасха, — были доведены только до 1492 г. «Пасхалия» кончалась словами: «Конец седьмыя тысящи. Доселе уставиша святые отцы наши держати паскалию до лета седьмотысящного. Нецыи же глаголить, тогда же будет второе пришествие господне. Глаголет же святый евангелист Марко: о дни том и часе никто же не весть, ни ангелы небесные, ни сын, токмо отец, отец един». В этих словах и особенно в ссылке на Марка уже содержалось несколько скептическое отношение к рассуждениям «неких» о близости «конца света». Еретики же не верили в «конец света» и были убеждены в том, что ничего в 7000 г. (1492) не случится. Церковникам пришлось после 1492 г. искать новых объяснений «конца света». Иосиф Волоцкий к началу XVI в. стал заявлять, что понятие «век» является неопределенным и что календарные расчеты не могут раскрыть «премудрость» бога. Как ни изворачивались церковники, но правда оказалась на стороне еретиков.
Занятия астрономией составляли предмет большого внимания еретиков. У них были астрономические таблицы для определения лунных фаз и затмений, так называемый «Шестокрыл» (перевод сочинения жившего в XIV в. Иммануэль-бен-Якоба). Знания в области практической астрономии воинствующие церковники объявляли «чернокнижием» и «чародейством».
Еретики были хорошо знакомы со многими произведениями не только средневековой, но и древней философии. Они тщательно изучали книги Ветхого завета, усматривая в них противоречия с Новым заветом: Еретикам были известны и произведения классической античной философии, и «Логика» философа XII в. Моисея Маймонида в компиляции с сочинениями арабского ученого Аль-Газали (конец XI — начало XII в.). Последнее произведение содержало ряд сведений об основах логики, о некоторых вопросах теоретической математики (понятие плоскости, линии, неделимых чисел и бесконечности). В противовес реакционным призывам официальной церкви отвергать все, что вышло не из ее среды, смелые поборники свободной мысли в XV в., обвиненные за это в ереси, стремились освоить те знания, которые уже были созданы человечеством к тому времени. Напротив, воинствующие церковники проповедовали отказ от всякого рационального знания и гордились своим незнакомством с научными знаниями. Тот самый Филофей, который разрабатывал тезис о «Москве — третьем Риме», писал, что он «человек сельский и невежа в премудрости, не в Афинах родился, ни у мудрых философов учился, ни с мудрыми философами в беседе не бывал. Учился есмь книгам благодатного закона, чим бо моя грешная душа спасти и избавитися вечного мучения».
Свободная мысль развивалась в конце XV — начале XVI в. не только в Новгороде, но и в Москве. Около середины 80-х гг. XV в. образовался московский кружок еретиков во главе с Федором Курицыным, приближенным Ивана III, выполнявшим сложные дипломатические поручения в Венгрии. В состав кружка входили также дьяки Истома и Сверчок, брат Федора Курицына дьяк Иван-Волк Курицын, Иван Черный, купцы Зубов и Семен Кленов и др. В Москву приехали также руководители новгородских еретиков Алексей и Денис. К еретикам были близки сноха Ивана III — Елена, дочь молдавского господаря Стефана, и сам великий князь Иван III. Даже глава русской церкви митрополит Зосима оказался в числе людей, разделявших еретические воззрения.
Выступление еретиков против официальной церкви произошло в то время, когда, как отмечено выше, особую остроту приобрел вопрос о земельных владениях церкви и когда происходило присоединение Новгорода к Москве. Московская великокняжеская власть, постоянно использовавшая в своих интересах противоречия в лагере противников, воспользовалась также и выступлением еретиков. Оно было тем более для нее полезным, что руководители новгородской церкви сопротивлялись ликвидации независимости Новгородской феодальной республики.
Понятно, что новгородцы Алексеи и Денис легко завязали дружеские отношения с московским великим князем. Но со стороны Ивана III это был не более как тактический шаг, облегчивший ему борьбу и с новгородской знатью, и с претензиями церкви в целом.
Взгляды московских еретиков в некоторых вопросах отличались от новгородской ереси, хотя имели с ней и немало общего. Московский кружок еретиков имел иной социальный состав участников. Если новгородская ересь была городской по своему характеру, то в Москве в еретическом движении участвовали преимущественно представители светских феодалов, связанных с великокняжеской властью. Среди, московских еретиков мы видим также купцов, но того значительного слоя низшего духовенства, кото-рый был среди еретиков в Новгороде, в московском еретическим кружке нет. Московские еретики связывали свои идеи с задачами государственной централизации.
Наиболее характерной чертой взглядов московских еретиков-было отрицание монашества, вытекавшее из их критического отношения к церковным авторитетам. Новгородские еретики не сосредоточивали специального внимания на вопросе о монашестве, наоборот, у московских еретиков эта сторона мировоззрения вышла на первый план, и это еще раз указывает на тесную связь московской ереси с потребностями государственной власти в ослаблении церкви и в изыскании земельных фондов. Немалое место в суждениях московских еретиков, как и новгородских, занял также вопрос об ожидавшемся «конце света». После 1492 г. авторитет церковных предсказаний сильно поколебался. Среди некоторой части рационалистически мыслящих людей возникло даже сомнение вообще в учении о «страшном суде», «воскресении мертвых» и «загробной жизни», являющемся краеугольным камнем христианского вероучения. Такие мысли, как мы видели, намечались уже у псковских еретиков XV в. Теперь, в конце XV в., очень смелое суждение высказал, если верить свидетельству его противников, сам московский митрополит Зосима: «А что то царство небесное? Что то второе пришествие? А что то воскресение мертвым? Ничего того несть! Умерл кто ин, то умер, по та места и был!» Но эта крайняя, радикальная точка зрения, по-видимому, в целом не разделялась московскими еретиками.
Московским еретикам принадлежал также ряд интересных мыслей по, различным вопросам философии и научных знаний. Исследователи отмечают, что в так называемом «Лаодикийском послании», принадлежащем Федору Курицыну, звучит мысль о свободе воли («самовластии души»), причем свобода воли непосредственно связывается с грамотностью, образованностью человека. Такой взгляд решительно противоречил ортодоксальным богословским воззрениям о полном подчинении человеческой личности божественному провидению. «Лаодикийское послание» с его таблицей литореи свидетельствует также о серьезном интересе Курицына к вопросам грамматики. Комментируя значение и употребление букв славянской азбуки, Курицын создал «своеобразную научную энциклопедию, дающую вокруг каждой буквы целый свод учености того времени»[50]. Брат Федора Курицына — дьяк Иван-Волк Курицын составил сборник «Мерило праведное», в котором были собраны различные законы (среди них — «Русская правда»), что свидетельствует о повышенном интересе участников еретического кружка к вопросам организации суда, вставшим с особой остротой в связи с централизацией государственной власти.
Участник кружка профессиональный переписчик книг Иван Черный переписал крупнейшее историческое произведение средневековья, так называемый «Еллинский летописец», посвященный событиям всемирной истории. Большой интерес представляют собой сделанные им тайнописью пометки на полях рукописи, специально исследованные А. И. Клибановым и помогающие выявить мировоззрение Ивана Черного и его единомышленников. Как отмечает А. И. Клибанов, «не имея возможности высказать правду своими словами, Иван Черный заставил говорить за себя текст своего сборника, выбирая в нем то, что могло служить выражению его взглядов, и отмечая выбранные места краткими, состоящими в подавляющем большинстве случаев из одного слова заметками, для зашифровки которых он использовал пермский алфавит. Он останавливает свое внимание (а вместе с тем и внимание своих читателей) на всем, что разоблачает церковную иерархию, культ икон, храмов, веру в чудеса — словом, на том, что составляло предмет еретической пропаганды»[51].
Таким же приемом пользовался Иван Черный и при переписке ряда других книг.
Выступление еретиков конца XV — начала XVI в. было одним из интереснейших явлений русской общественно-политической и философской мысли периода образования единого Российского государства. Было бы неправильным представлять воззрения еретиков как направленные субъективно против религии и церкви вообще. Их целью была борьба против пороков существующей церкви, за торжество «истинных» христианских идеалов. При всем этом объективное значение выступления еретиков было значительно шире. Выступление против официальной религии и церкви неизбежно приобретало характер протеста против существующего строя в целом. Новгородско-московская ересь развивала идеи, которые в своей тенденции (объективно) вели к реформации церкви. Рационалистическая критика богословских догм открывала пути научному познанию, подрывавшему самые основы религиозного мировоззрения.
Понятно, что официальная церковь встретила новое оживление еретических движений в конце XV — начале XVI в. с большой тревогой. Великокняжеская власть, занимавшая особое положение по отношению к ересям, лишь до поры до времени сопротивлялась расправе церковников над еретиками, но в конечном счете перестала поддерживать опасное для всего господствующего класса в целом еретическое движение. Отсутствие широкой социальной базы для рёформационного выступления, обусловленное неразвитостью социально-экономических отношений, предопределило поражение еретиков в борьбе с официальной церковью. Против еретиков объединились и сторонники Нила Сорского, и осифляне во главе с самим Иосифом Волоцким.
В октябре 1490 г. в Москве был созван специальный церковный собор для суда над новгородскими еретиками. Они были прокляты и отлучены от церкви, а потом отправлены для наказания в Новгород, где архиепископ Геннадий приказал посадить их на коней лицом к хвосту, одеть в шутовскую одежду и берестяные колпаки и в таком виде провезти по городу. Потом колпаки были сожжены на головах у еретиков. Публичным поруганием церковный владыка хотел унизить и опозорить смелых вольнодумцев, посягнувших на устои религии и официальной церкви. Но несмотря на это кружок новгородских еретиков, по-видимому, еще существовал некоторое время.
В 1494 г. ушел с митрополии Зосима, но еще в течение некоторого времени московские еретики пользовались покровительством великого князя. Однако идти на конфликт с церковной иерархией Иван III не мог и не хотел. Он нуждался в поддержке со стороны церкви, особенно в момент обострения отношений с Литвой, когда выступление церкви в защиту православного русского населения в Литве было особенно необходимо. Постепенно отходили от кружка некоторые его активные участники (например, Федор Курицын). Правда, Иван III не оставлял мысли о секуляризации церковных земель, но поражение его на соборе 1503 г., окончившемся победой осифлян, заставило более решительно пойти навстречу церкви и в вопросе о еретиках. Церковь оказалась более мощной силой, чем, видимо, предполагал Иван III, а социальная опора великокняжеской власти в лице дворянства и горожан была развита еще относительно слабо. Кроме того, как ^тмечено, ересь представляла собой большую опасность, будучи'объективно антифеодальной.
В конце 1504 г. в Москве вновь собрался церковный собор для суда над еретиками. Воинствующие церковники во главе с Иосифом Волоцким и митрополитом Симоном теперь имели большую силу. Иосиф написал специальное сочинение против еретиков — «Просветитель», в котором и обвинил их в «жидовстве». Собор с согласия великого князя приговорил еретиков к смертной казни. В Москве построили клетку, в нее заключили Ивана-Волка Курицына, Дмитрия Коноплева и Ивана Максимова и сожгли их вместе с клеткой. Казни были произведены также в Новгороде. Так русская церковь, не отставая от западноевропейских католических инквизиторов, с чудовищной жестокостью расправлялась со своими противниками. Не только в католических странах Запада, но и в России пылали в средние века зажженные церковниками костры, на которых гибли смелые мыслители, провозвестники будущей победы науки над религией, гуманизма над аскетизмом.
Поражение еретиков и укрепление позиций церкви в начале XVI в. сыграло печальную роль в судьбах русской культуры, оказавшейся под громадным сковывающим влиянием церковников. Но ее прогрессивное развитие все же продолжалось и в этих тяжелых условиях. Победа воинствующей церкви не была и не могла быть в то время полной и окончательной.
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ И ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ И СЕРЕДИНЫ XVI В.
Церковный вопрос продолжал оставаться одним из центральных в русской общественно-политической мысли, особенно в отношении церковного землевладения. Противоречие между интересами централизации и положением церкви неизбежно возникало вновь и вновь по мере развития Российского государства. Поэтому продолжали развиваться и идеи нестяжателей.
В первой половине XVI в. среди нестяжателей видное место принадлежало Вассиану Патрикееву. Он принадлежал к княжеско-боярской знати и вместе с отцом — князем И. Ю. Патрикеевым за сопротивление государственной централизации по приказу Ивана III в 1499 г. был насильно пострижен в монахи и отправлен в далекий Кирилло-Белозерский монастырь. Но уже в 1508 г. он был возвращен из ссылки и приближен новым великим князем Василием III. Вассиан Патрикеев в своих произведениях продолжал развивать идеи Нила Сорского, подвергая критике современное ему монашество и указывая на его несоответствие принципам христианства.
Главным несоответствием являлось, по мнению Вассиана, стяжательство монастырей. При этом он указывал на тяжелое положение монастырских крестьян под властью монахов. Но для Вассиана рассуждения о крестьянах были лишь средством в полемике с осифлянами, которых он стремился упрекнуть в нарушении моральных догм христианства. Более того, Вассиан не протестовал в целом против церковного землевладения, но лишь считал, что монастыри не должны использовать земли для собственного обогащения; землевладение должно быть обращено на спасение погибающих от «мразы и глада». «А инокам не подобает богатствовать и земель держати,— писал Вассиан,— понеже отреклись от всего». Он выражал особенное неудовольствие тем, что монастыри распоряжаются землями, пожалованными им князьями.
Нестяжательная программа Вассиана Патрикеева имела более определенное социальное содержание, нежели выступление Нила Сорского. Нила интересовало прежде всего укрепление церкви и в особенности монашества. Вассиана остро беспокоила судьба земельных владений княжеско-боярской знати, на которые посягала церковь, все более усиливавшаяся в первой половине XVI в. Идеи нестяжательства оказались на вооружении боярской знати.
Вместе с тем в полемике против осифлян Вассиан Патрикеев высказал ряд критических мыслей в отношении ортодоксальной церковной литературы, что способствовало развитию рационалистической критики богословских догм. Вассиан высказал, в частности, несогласие с политикой жестоких репрессий по отношению к заблуждающимся еретикам.
Взгляды Вассиана во многом разделял Максим Грек, прибывший в Россию в 1518 г. для исправления и перевода богослужебных книг. Широко образованный и талантливый публицист, Максим Грек близко сошелся с нестяжателями и представителями боярско-княжеских кругов. Рационалистические идеи нестяжательства были близки Максиму Греку, недовольному теми оковами, которые налагала на развитие общественной мысли официальная осифлянская церковь. Максим Грек в своих произведениях (а их было свыше 100) также решительно обличал монахов, писал о тяжелом положении монастырских крестьян. Хотя выступления Максима Грека, как и Вассиана Патрикеева, были направлены в сущности в защиту интересов боярско-княжеских кругов, его критика официальной церкви имела большое положительное значение в истории русской общественно-политической мысли.
Максим Грек писал о падении нравов в среде духовенства, причину которого он видел в погоне за богатствами, развращающими душу. Неприглядная картина русской церкви возникает на страницах его сочинений. Монахи ссорятся, ведут длительные тяжбы из-за сел и земель, пьянствуют, предаются роскошной жизни, богатства церкви тратят в собственное удовольствие. Максим Грек, между прочим, доказывал неправомочность ссылки осифлян на греческие тексты писаний «святых отцов» о праве церкви владеть землями и селами. Переводя заново «Кормчую книгу» (собрание церковных законов), Максим Грек вместо обычного в русских «Кормчих» выражения «села с крестьянами» поставил «пашни ивиноградники». «Богомерзским» пороком называл Максим Грек ростовщичество, которым занимались монастыри. Ростовщиков он ставил на одну доску с грабителями и убийцами. Максим Грек раскрывал исключительно тяжелое положение крестьян на церковных землях, беспощадно эксплуатируемых, опутанных тяжелыми долгами за взятые в рост деньги. Максим Грек разоблачал ханжество церковников, описывая их стремление пышными обрядами и службами прикрыть жестокие издевательства над людьми и свою глубоко неправедную, противоречащую христианской морали жизнь.
Критика Максима Грека не ограничивалась только церковью. В ряде произведений он обращался к оценке существующего государственного порядка и развивал идеал государственного строя. Он выражал резкое осуждение боярскому самовластию, произволу и стяжательству неправедных судей-наместников, писал о беззаконии в стране. Особенно беспокоило Максима Грека положение страны в период боярского правления, бывшего в малолетство Ивана Грозного. В посланиях Василию III и затем Ивану IV Максим Грек рисовал картину того, какой, по его мнению, должна быть государственная власть. В этой части публицистических рассуждений Максима Грека отчетливо проявляется тот компромисс между нестяжательством и осифлянством, который наметился в первой половине XVI в. Как и осифляне, Грек писал о божественном происхождении царской власти. Он настаивал на необходимости тесного союза церкви с царской властью, но при этом царь должен править вместе с мудрыми советниками. Царь должен руководствоваться нормами христианской морали, обуздывать свои страсти, быть мудрым, грозным и справедливым, установить твердые законы, назначить праведных судей, любить войско, заботиться о крестьянах. Это была довольно отвлеченная