КУЛЬТУРА РУСИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIII В.
Развитие феодальных отношений и феодальной собственности на землю в XII — первой половине XIII в. вызвало изменение формы политического устройства, нашедшего свое выражение в феодальной раздробленности, т. е. создании относительно самостоятельных государств-княжеств.
Феодальная раздробленность русских земель была закономерным историческим явлением.
Сельское хозяйство и ремесленное производство XII — первой половины XIII в. продолжало развиваться в целом в чертах, намеченных предшествующим периодом. Пашенное земледелие получает широкое развитие, распространяясь глубже на север. Деревянное рало, соха, борона были по-прежнему основными в хозяйстве смерда. Но в то же время несколько больше стал применяться плуг с железным лемехом, хотя он был преимущественно принадлежностью богатых хозяйств.
Ремесленное производство XII — первой половины XIII в., опираясь на высокие образцы ремесла предшествующего периода, получает свое дальнейшее развитие. Кузнечно-слесарное и оружейное дело, обработка меди, серебра и золота, литейное дело, ковка и чеканка, тиснение и штамповка, чернь, позолота, инкрустация, филигрань, эмаль продолжали развиваться во всех княжествах.
Мастера ищут новые образцы, новые приемы работы. Новгородские мастера оружейного дела в XII—XIII вв., применив новую технологию, стали изготовлять клинки сабель гораздо большей прочности, твердости и гибкости. С XII в. стал применяться способ двустороннего литья по двум восковым моделям — это было очень важное технологическое открытие. В XII—XIII вв. в литейном производстве стали применяться каменные литейные формы. Повсеместное распространение получают с XII в. водяные мельницы. Совершенствуется техника ювелирного производства.
Вместе с материальной культурой растет и развивается и духовная культура.
Развитие материальной и духовной культуры в период феодальной раздробленности опиралось на подъем производительных сил и общее развитие феодальной экономики различных земель и княжеств. Особенно важное значение для развития культуры имел тот значительный рост городов, который характерен для времени феодальной раздробленности. В период феодальной раздробленности оформились многие местные особенности материальной и духовной культуры, однако при всем этом культура в своей основе оставалась единой, общерусской. Сознание единства Русской земли особенно было заметно в произведениях духовной культуры.
ЛЕТОПИСАНИЕ
Развитие летописания с начала феодальной раздробленности определяют новые, местные центры. В создании своих летописей были заинтересованы князья, церковь, города. Они были им нужны как политические документы для обоснования своих прав и притязаний в борьбе с противниками. Появляются семейные и родовые княжеские летописи, городские летописные записи в Новгороде, Полоцке, Ростове, Чернигове, Переяслав-ле, в Галицко-Волынской земле и других областях. На местах зарождаются новые идейные основы и художественные приемы, которые зависят от политических взглядов князей и местных условий. Летописи, как правило, приобретают узкоместный характер.
Киевское летописание продолжается в Выдубицком монастыре, т. е. там, где в начале XII в. были составлены две редакции «Повести временных лет».
Летописный свод, составленный в Выдубицком монастыре около 1200 г., носит характер «великокняжеского» свода. В основе его лежит описание киевских событий. Эти описания, погодные записи, делались в монастыре по поручению киевских князей и, вероятно, до конца XII в. не подвергались серьезной обработке. Характерно, что по сравнению с «Повестью временных лет» рассказы этой летописи за XII в. носят более пространный характер, но интересы летописца все больше замыкаются в узкие рамки киевского княжения. Летописцы Выдубицкого монастыря по-прежнему считают Киев центром русских земель и призывают князей к единению, верности старшему князю, сопротивлению половецкому нашествию. Но эти призывы не находят практической поддержки у князей, занятых междоусобной борьбой.
Киевская летопись 1200 г. по композиции и манере изложения отличается от летописей XI — начали XII в. В ней отсутствует единый стержень, единая идея. Рассказы, собранные из разных источников, часто даются к тому же и без должной литературной обработки. Создается впечатление, что летописец был озабочен составлением сборника, а не летописи в прежнем ее понимании.
Но в то же время в своде отчетливо оформляются исторические повести, связанные с воинским сюжетом. Они положили начало воинским повестям, создающимся на Руси вплоть до XVI в. Летописец стремился нарисовать выразительную картину боев, заимствуя из прошлого военную терминологию, образность, приемы народного героического эпоса. Реалистические описания событий перемежаются у него «небесными знамениями», молитвами.
Летопись, создававшаяся в условиях ожесточенной феодальной борьбы, не могла остаться в стороне от нее. Множество деталей, сообщаемых летописью, помогают восстановить реальную обстановку борьбы Мономаховичей с Ольговичами за киевский престол.
Вторым крупным летописным центром в период феодальной раздробленности становится Галицкая земля.
Галицко-Волынская летопись, возникшая еще в XII в., сохранилась в составе Ипатьевской летописи. В ней нашла отражение сложная и запутанная борьба феодалов в XIII в. Она описывает «бещисленыя рати и великыя труды и частыя войны и многия крамолы и частая востания и многие мятежи». В глазах летописца история родной страны предстает в виде бесчисленных феодальных войн, крамол и бедствий.
Галицко-Волынская земля рано обособилась от Киева, и боярство здесь вступило в ожесточенную борьбу с княжеской властью. Отзвуки этой борьбы мы видим в летописи, где много места отведено крупнейшим политическим деятелям Галицко-Волынской земли — Роману и Даниилу. Первая часть летописи с полным основанием может быть названа «Летописцем Даниила Галицкого». Она посвящена прославлению его самого и его дел. Летописец, не ограничивая себя рамками из-ложения по годам, ведет очень живой и непрерывный рассказ, считая, что «хронографу же нужа есть писати все и вся бывшая, овргда же писати в передняя, овогда же воступати в задняя; чьтый мудрый же разумееть; число же летом зде не писахом».
Летописец внимательно следит за деятельностью Даниила, который был «дерз и храбор, от главы и до ногу его не бе на нем порока», рассказывает о его походах, о любви к нему населения.
Резко и с раздражением летопись отзывается о боярах. Они льстивы и лживы, горды и малодушны, коварны и трусливы.
Совершенно ясно, что описания такого характера могли выйти только из-под пера человека, близкого к княжескому дому.
В целом Галицко-Волынская летопись отличается активной пропагандой идеи сильной княжеской власти, которая сможет положить конец разорениям и бедам от междоусобиц, сумеет расправиться с боярством. Но в то же время эта мысль тонет в массе мелких подробностей феодальных междоусобиц.
Язык летописи характерен соединением книжной цветистой речи с элементами народной поэзии, и этим она существенно отличается от прочих областных летописей.
Раньше других феодальных центров местное летописание складывается в Новгороде. Древнейшая новгородская летопись — «Новгородская летопись по Синодальному харатейному списку» (Новгородская I летопись) — начинается с рассказа о событиях в Новгороде в 1015 г. По своему характеру новгородское летописание с первых дней своего зарождения сильно отличается от торжественных, широких исторических и политических обозрений киевского летописания XI — начала XII в. Возникшее при новгородском владычном дворе, оно прежде всего заботится о фиксации происходивших событий. Не прельщаясь высоким поэтическим стилем и широтой обобщения, летописцы точно записывали события, связанные с новгородской жизнью.
Особое значение для новгородского летописания имели события 1136 г. Восставшие горожане и крестьяне изгнали из Новгорода князя Всеволода Мстиславовича. С этого момента летописание, ранее в какой-то мере связанное с Киевом и княжеской властью, целиком переходит в руки белого духовенства и светских феодалов. По приказу архиепископа Нифонта доместик[16] новгородского Антониева монастыря Кирик составил хронологическое пособие к летописанию. В том же году был начат основательный пересмотр всего княжеского летописания Новгорода. Пересмотр летописи продолжался несколько лет, и в нем участвовал, как считают, поп новгородской церкви Якова — Герман Воята. Его записи за 40—80-е гг. можно считать почти личным дневником. Они рассказывают не только о крупных событиях, но и вводят читателя в обстановку повседневной жизни города. Здесь мы читаем сообщения об уличных происшествиях, об урожае, сене, дровах, о раннем громе и затянувшихся дождях, о пожаре и ценах на рынке. Лаконично и в то же время красочно говорится о посаднике Якуне, которого раздели «яко мать родила» и сбросили с Великого моста.
Местный характер придает летописям особый колорит. Жизнь древнего Новгорода с его характерными особенностями, с вечевым управлением, пограничным положением, ремеслом и торговлей восстанавливается по ним вполне отчетливо.
Лишь в отношении событий начала XIII в. интересы летописца выходят за пределы Новгородской земли. Это было связано с политикой новгородского князя Мстислава Удалого в северо-восточных княжествах.
Новгородские летописи почти не знают произведений вставного характера, повестей. Лишь под 1204 г. летописец вносит в текст повесть о взятии крестоносцами Константинополя (Царь-града). В конце XII — начале XIII в. Новгород был в довольно тесных сношениях с Византией по церковным делам. В Константинополь ходили многочисленные паломники. В их числе был знатный новгородец Добрыня Ядрейкович, впоследствии новгородский епископ Антоний. Он описал Царьград перед его разгромом, и, вероятно, если не сам был очевидцем захвата города крестоносцами, то составил повесть по рассказу очевидца.
Не раз новгородская летопись отмечает проявления классовой борьбы. Под 1136 г. она рассказывает о восстании против Всеволода Мстиславовича, а под 1209-м — о расправе новгородцев со сторонниками посадника Дмитра Мирошкинича.
Изобилует летопись сообщениями о событиях на западной и северо-западной границах, где часты были в XIII в. столкновения с немецкими рыцарями и шведами.
В отличие от летописей других районов новгородские летописи писались не в монастырях, а в среде белого духовенства, близкого к мирской жизни. Это и объясняет хорошее знакомство летописца со всеми сторонами жизни города.
Однако новгородские летописцы не сумели преодолеть естественной ограниченности местного патриотизма, подняться до уровня общерусских задач. Этим во многом объясняются их часто неверные оценки событий, имевших место в других частях Руси.
Близки по своему характеру к новгородским летописи Пскова. Возникли они гораздо позже, и собственно псковские известия в них начинаются только с XIII в.
Несколько позже по сравнению с югом и северо-западом оформляется летописание в Северо-Восточной Руси. Первым крупным возникшим здесь летописным сводом был Владимирский свод 1177 г.[17]. Он составлялся при главном храме Владимирского княжества — Успенском соборе по инициативе Андрея Боголюбского. Идея создания этого свода возникла не случайно. Уже в XII в. местная политическая мысль стремилась утвердить первенство Владимира в Ростово-Суздальском крае.
Во второй половине XII в. между Ростовом и Владимиром развертывается борьба за главенство в Ростово-Суздальской земле. Стремление Андрея Боголюбского перенести столицу княжества из старого боярского Ростова во Владимир было расценено ростовским боярством как открытая борьба княжеской власти с их привилегиями и стремлениями к независимости от князя. В 1174 г. Андрей Боголюбский в результате заговора был убит, и ростовское и суздальское боярство вступило с Владимиром в борьбу за княжеский престол. Борьба, продолжавшаяся в течение двух лет, закончилась победой Владимира, где с 1176 г. стал княжить Всеволод Большое Гнездо, Окончательно разбив непокорных бояр, Всеволод стал проводить твердую, властную политику укрепления княжества, усиления Владимира как центра Ростово-Суздальской земли. Подбор материалов в летописи как раз и был подчинен этой цели. Летописец использует главным образом епископский Летописец Переяславля-Южного и частично Летописец Ростова.
Летописание Переяславля-Южного хорошо знали во Владимире. Между Ростово-Суздальской землей и Переяславлем во второй половине XII в. были определенные связи. Овладев Киевом в 1169 г., Андрей Боголюбский посадил в Переяславле Владимира Глебовича, после смерти которого Всеволод Большое Гнездо начал управлять переяславльскими делами как своими. Связи с Переяславлем сохраняются и в дальнейшем.
Изложение южнорусских событий в переяславльском Летописце было вполне приемлемо для владимирского князя. В то же время киевские летописи, которыми Андрей Боголюбский мог пользоваться после 1169 г., описывали эти события с позиций, явно враждебных владимиро-суздальским князьям.
При составлении свода 1177 г. использовались материалы, отложившиеся в так называемом Летописце Ростова (Ростовском летописном сборнике), который возник на основе летописных записей в Ростово-Суздальской земле, ведшихся еще в первой половине XII в., и литературных произведений: «Житие Леонтия Ростовского» и «Завещание Георгия Симоновича». Возможно, что Летописец Ростова возник при Юрии Долгоруком. Из него владимирский летописец для свода 1177 г. брал только известия, благоприятные для Владимира, и отбрасывал все, что хоть сколько-нибудь противоречило политической направленности его труда.
Свод 1177 г., проводивший идею политического господства Владимира, в последующие годы пополнялся новым материалом. События, происходившие после 1177 г., летопись излагает довольно точно и подробно, часто в манере церковной проповеди. Видимо, летописание продолжало находиться в руках духовенства Успенского собора. Оно же в 1193 г. подвергло летопись переработке. Установить причины этой переработки не представляется возможным. Отметим только, что летопись по-прежнему выступает сторонницей сильной княжеской власти и сохраняет налет церковности. В свод 1193 г. был введен ряд новых материалов, которые поставлял все тот же Летописец Переяславля-Южного. Летописец внимательно проследил все события 1177—1193 гг. и усилил поучительный характер церковных наставлений.
В целом оба эти свода отражают усилившееся влияние владимирских князей, подчеркивают переход руководящей роли в феодальном союзе русских княжеств от Киева к Владимиру, обосновывают авторитет Владимира церковным моментом — принадлежностью Владимиру известной иконы Богоматери, перевезенной в свое время князем Андреем Боголюбским из Киева во Владимир и получившей именование — «Владимирская Богоматерь».
Летопись, обильно уснащенная библейскими цитатами, проповедями, поучениями, в то же время большое внимание уделяла мирским делам.
В событиях второй половины XII в. летописец подчеркивает пагубность феодальной междоусобной борьбы, сопровождаемой предательствами и убийствами, нарушениями клятв и восстаниями. Свои симпатии он отдает Андрею Боголюбскому и Всеволоду Большое Гнездо, не только проводившим политику укрепления княжеской власти, но и активно вмешивавшимся в общерусские события. Владимирские князья в описаниях летописца выглядят святыми. Один из лучших рассказов летописи — повесть об убиении Андрея Боголюбского — носит явно житийный характер.
Церковный характер летописания в начале XIII в. перестал удовлетворять княжескую власть. Новый Владимирский свод 1212 г. отличается светским характером. Не затрагивая схемы русской истории и идейной направленности предшествующих летописных сводов, составитель его прежде всего постарался убрать многочисленные церковные наслоения не только назидательного, поучительного, но и фактического характера. Он пропускает сообщения о смертях и назначениях некоторых епископов, об обновлении церквей и т. п. Летописец подверг пересмотру церковную лексику своих предшественников, заменив, правда не всегда удачно, устаревшие понятия и слова.
Владимирское летописание XII — начала XIII в., определив идею первенства Владимира, заложило основы не только северо-восточного летописания. Оно оказало влияние на формирование идеологии русских митрополичьих и великокняжеских летописцев XV—XVI вв.
Областные летописи XII — начала XIII в., основываясь в основном на летописных традициях Древнерусского государства и используя «Повесть временных лет» для описания событии раннего периода русской истории, сужают повествования рамками местных интересов. По-своему поэтическая и героическая, летопись Галицко-Волынской земли занята главным образом описанием княжеских усобиц. Киевская летопись скорбит о прошлом, замыкается в кругу местных церковных и княжеских интересов. Новгородский летописец уводит нас в мир «боярской республики», весьма далекой от понимания общерусских задач, и лишь Владимирская летопись, при всех присущих ей церковных аскетических мотивах, пронизана идеей единой и сильной княжеской власти.
Но все это не умаляет большой ценности областных летописей XII — начала XIII в. При утере некоторых черт, присущих летописанию Древнерусского государства, при определенной суженности взглядов местных летописцев в них в то же время стал проявляться интерес к повседневным событиям. Летописец стал больше обращать внимания на жизнь города, где он жил, людей, его окружавших, их быт и дела. Летописи этого времени отражают русскую историю и культуру во всем ее многообразии, вырабатывают местные литературные традиции и приемы, создают картину развития русских земель.
ЛИТЕРАТУРА
В XII — первой половине XIII в. развитие церковной и гражданской литературы в значительной степени связано было с узкими интересами местных феодальных центров. Церковная, учительская литература все больше уходит от политических вопросов. В проповедях, поучениях, сказаниях ведущее место занимают далекие от реальной жизни «истины веры и благочестия». Среди памятников церковной литературы XII в. выделяются сочинения Кирилла Туровского и Климента Смо-лятича.
Кирилл Туровский был видным церковным деятелем второй половины XII в. Образованный и опытный проповедник, он снискал себе широкую известность. «Русским Златоустом» называли его впоследствии источники. Из многих написанных или произнесенных Кириллом Туровским проповедей до нашего времени дошли лишь некоторые, но и они свидетельствуют о глубоком знании им церковной литературы, греческого языка, блестящей' форме его выступлений.
В своих проповедях Кирилл следовал канонам византийского красноречия, старался в библейских текстах показать «сокровенный» смысл. В вопросо-ответной форме изложения он часто прибегал к сравнениям, аллегориям, противоположениям, вводил некоторые элементы народной речи.
Почти все произведения Кирилла Туровского посвящены церковным темам; лишь одно «Поучение о слепце и хромце» было направлено против Андрея Боголюбского и ростовского епископа Федора. Оно является важным свидетельством активного участия Кирилла в междоусобной феодальной борьбе.
Климент Смолятич был вторым, после Илариона, русским митрополитом. По свидетельству летописи, он «быть книжник и философ так, яко же в Российской земле не бяшеть... и много писания написав, предаде». До нас дошло только одно его послание пресвитеру Фоме, который обвинял Климента в незаконном занятии митрополичьей кафедры. Климент, подобно Кириллу Туровскому, был образованным церковником. Он хорошо знал ораторские приемы и был знаком с философией Аристотеля и Платона, произведениями Гомера. Принимая участие в политической борьбе, Климент на первый план выдвигал личные мотивы, не поднимаясь до обобщений общерусского характера.
На рубеже XII—XIII вв. сложился большой компилятивный памятник церковной литературы — Киево-Печерский патерик (т. е. сборник поучений, рассказов, житий святых). Монахи Киево-Печерского монастыря были заинтересованы в создании истории обители, игравшей видную роль в политической жизни русских земель. Большинство памятников, вошедших в патерик, сложилось ранее. Основу патерика составляют послания суздальского епископа Симона к монаху монастыря Поликарпу и Поликарпа — к игумену Анкиндину. В этих двух посланиях содержатся рассказы о монахах Киево-Печерского монастыря, а также называются исторические события, о которых молчат другие памятники. Правда, эти события окрашиваются церковными рассуждениями и описаниями всевозможных «чудес» (например, о бесах, которые таскают бревна для монастыря, ворочают жернова и молотят пшеницу), но тем не менее они вводят нас в обстановку монастырской жизни с ее духовными и хозяйственными заботами.
Патерик проводит идею главенства Киево-Печерского монастыря над другими. Симон в послании своем писал, «что един день в дому божиа матере (в Печерском монастыре) паче тысяща лет». Богатство содержания, выразительный язык, переплетение действительности и фантазии сделали патерик распространенным на Руси.
В сложных условиях политической раздробленности русских земель, усилившегося натиска половцев, в период, когда летопись лишь очень общо и неопределенно отражает идею совместного отпора врагам Русской земли, появляется изумительный памятник гражданской литературы Древней Руси — «Слово о полку Игореве».
Судьба этого памятника печальна, как печальны и события, о которых он рассказывает. Единственный известный список «Слова» находился в составе особого сборника — Хронографа, принадлежавшего ярославскому Спасскому монастырю, а затем в 80-х гг. XVIII в. ставшего собственностью известного собирателя древностей А. И. Мусина-Пушкина[18]. При помощи историков-архивистов Н. Н. Бантыша-Каменского и А. Ф. Малиновского А. И. Мусин-Пушкин подготовил и в 1800 г. издал «Слово». Однако единственному списку «Слова» не суждено было сохраниться. В московском пожаре 1812 г. сборник, куда входило «Слово», сгорел вместе с домом Мусина-Пушкина. Осталась копия с него, сделанная для Екатерины II, черновики, связанные с работой по подготовке «Слова» к изданию, и первое печатное издание.
Уже в начале XIX в. появились скептики, ставившие под сомнение подлинность «Слова». Одни видели в нем произведение позднего времени, другие искали сходства и подражания в средневековой литературе Западной Европы. Однако неоспоримые исторические факты, тщательный анализ памятника, его языкового, литературного строя доказали, что «Слово» было создано именно во второй половине XII в.
«Слово о полку Игореве» возникло в тяжелый для Руси период. С 70-х гг. XII в. начинается сильное давление на южные и юго-восточные границы Руси. Летописец характеризует это время как «рать без перерыва». Русские князья, занятые междоусобной борьбой, долгое время не могли организовать активной обороны русских границ. Более того, часто для борьбы со своими политическими противниками князья прибегали к помощи половцев. Так, Игорь Святославич в 1180 г. вместе с Кон-чаком, своим будущим врагом, выступал против киевского князя Рюрика Ростиславича.
Но все же грозная опасность, нависшая над Русью, заставляет князей задуматься над судьбой русских земель, искать путей для организации отпора половцам и другим кочевникам. Они начинают совместные действия против натиска степи.
«Слово» рассказывает о походе чернигово-северских князей во главе с Игорем Святославичем против половцев в 1185 г. Незадолго до этого похода в 1183 г., киевский князь Святослав Всеволодович вместе с другими князьями нанес сильное поражение половцам. Игорь в это время действовал самостоятельно и победил хана Кобяка.
В 1184 г. русские князья вновь выступили в поход на половцев. Дружина Игоря Святославича не успела к месту боя и не смогла разделить с остальными русскими полками славу победителей.
Игорь решил продолжить борьбу и, «не сдержав юности», с небольшими силами пошел на половцев, «поискать» некогда принадлежавшую его деду далекую Тмутаракань. Но поход окончился тяжелым поражением. Почти вся дружина была перебита или пленена. В плен попал и Игорь с тремя другими князьями. Большим горем для Руси было это поражение. Поход свел на нет все предыдущие успехи, и русские земли вновь оказались перед серьезной опасностью.
«Слово о полку Игореве» возникло сразу же после похода. Оно было написано в 1187—1188 гг. как призыв ко всем русским князьям и русским людям объединиться во имя защиты Руси. Это не обычный летописный призыв, а пламенная агитация, обращение к воинской чести, скорбь о бедствиях Русской земли. Это голос передового человека, видевшего страшную опасность и предупреждавшего о ней. К. Маркс, оценивая значение «Слова», писал: «Суть поэмы — призыв русских князей к единению как раз перед нашествием собственно монгольских полчищ»[19].
Автор «Слова» с большой художественной силой подчиняет все содержание поэмы ее основной идее. Для него Русская земля — единая, целая; русские князья, все равно Ольго-вичи или Мономаховичи, сильные, могучие, и им любая задача по плечу. Автор не случайно прибегает к такому приему, он хочет показать возможность победы над врагами при условии единения всех князей. Поэтому он рисует поражение Игоря не просто как поражение путивльского князя, а как поражение всей Русской земли, отозвавшееся болью в сердцах русских людей.
Поэтическая манера автора «Слова» широка и эпична. Он начинает издалека, «от старого Владимира», и доводит события «до нынешнего Игоря», сопоставляет прошлое с настоящим. Воспоминания его уводят к далеким временам вещего Бояна, Ярослава, Олега, а взор охватывает необъятные русские и сопредельные с ними земли. Он прославляет Всеволода Большое Гнездо, который может «Волгу веслами расплескать, а Дон шеломами вычерпать», галицкого князя Ярослава Осмомысла, подперевшего «горы угорские своими полками железными, заступив путь королю, затворив Дунаю ворота», и других князей. Но он не может не напомнить и о губительной силе княжеских усобиц, о времени Олега Гориславича (Святославича), когда «сеялось и вырастало усобицами, погибало добро Дажьбожьего внука, в княжьих крамолах век людской сокращался», когда вместо голосов пахарей «вороны каркали, мертвечину деля меж собою». Считает он нужным помянуть полоцкого князя Всеслава, своими смелыми, но авантюрными боевыми делами приносившего беды русским землям. Это звучит как бы упреком Игорю. Сила поэтического таланта во всем своем, многообразии проявилась в описании похода.
Мрачные предзнаменования сопровождают начало похода. Солнечное затмение («солнце ему тьмою путь заступало») как бы предвещает неудачу. «Кровавые зори», «черные тучи», вся природа как бы живет ожиданием беды, и на этом фоне идут в глубь половецких степей, навстречу своей гибели полки Игоря. Не раз повторяемое восклицание: «О Русская земля! Уже за холмом скрылась ты!» — как бы усиливает мысль об обреченности похода.
Сам бой, продолжавшийся три дня, «Слово» не описывает. Подведя читателя к кануну боя, автор делает отступление в историческое прошлое, дает характеристики князей и возвращается к бою уже в конце его, когда ясно определилось поражение Игоря. Поражение Игорева войска объясняет он своевольством Игоря и Всеволода, решившихся на поход без согласия главы русских земель — киевского князя. В следующем затем описании сна Святослава и его «золотого слова» автор развивает свою главную идею о необходимости прекращения своевольства и усобиц, о единении князей для защиты Русской земли. Именно здесь он переходит к характеристике славных князей, противопоставляя им носителей феодальных раздоров. Заключительная часть «Слова», с плачем Ярославны, описанием побега Игоря из плена, заканчивается гимном Русской земле, приветствующей возвращение князя. Провозглашая славу князьям, старым и молодым, автор оптимистически завершает повесть о трудных днях. Он зовет к активной борьбе, действию и верит в силу народа, князей, дружины, «что встают за христиан на поганые полки». Само «Слово» — это в полном смысле поэма о всей Русской земле. Автор «Слова» был человеком образованным, с большим поэтическим даром, он хорошо знал прошлое и настоящее Русской земли, уклад княжеской жизни, военное дело. Все это наводит на мысль о его принадлежности к дружинной среде. Вполне возможно, что он был участником похода и писал свое «Слово» на Черниговщине.
В XII—XIII вв. появилось и другое произведение гражданской литературы — «Слово» и «Моление» («Послание») Даниила Заточника. Фактически мы имеем дело с двумя разными, хотя и связанными друг с другом памятниками. «Слово» относится к XII в., «Моление» — к XIII в. Обстоятельства, время появления, авторство этих памятников оставляют исследователям много загадок. Можно говорить о том, что в обоях произведениях авторами были Даниилы, называющие себя Заточниками. Оба из заточения обращаются к князю о милости. В «Слове» просьба адресована к новгородскому князю Ярославу Владимировичу, в «Молении» — к переяславльскому князю Ярославу Всеволодовичу, сыну Всеволода Большое Гнездо. Полагают, что в первом произведении автор был горожанин, может быть новгородец, мастер-ремесленник, во втором — служилый человек из Ростово-Суздальской земли. Это наложило отпечаток на содержание и характер произведения.
«Слово» — единственный памятник Древней Руси, вышедший из демократических кругов, с множеством социальных и бытовых описаний, изложенных в форме притч и изречений, поучений и афоризмов.
Даниил видит пропасть, лежащую между богатыми и бедными. «Богат возглаголеть — вси молчат и вознесут слова его до облак; а убогий возглаголеть — вси на нь кликнуть. Их же ризы светлы, тех речь честна», — восклицает он.
Автор «Моления», переработав произведение своего предшественника, выступает за сильную княжескую власть, всячески прославляет князя. Власть князя он образно сравнивает с властью орла над птицами, льва — над зверями, осетра — над рыбами. Наоборот, о боярах он говорит явно в недоброжелательных тонах, считает, что служба у бояр унижает человека. Резко отрицательно отзывается он о монашеской жизни: «Иде же браци и пирове, ту черньци и черницы и беззаконие: ангелский имея на себе образ, а бледной нрав, святительский имея на себе сан, а обычаем похабен». Выступая против бояр, Даниил презрительно относится и к холопам. Он старается подчеркнуть «честь и милость» службы князю, давая тем самым представление о вассальных отношениях.
«Моление», как и «Слово», привлекает внимание читателя художественной стройностью и выразительностью языка. Автор не только хорошо владеет книжным материалом, который обильно цитируется, но и связывает его с живым, бытовым языком.
Заключительные части «Слова» и «Моления» выражают тревогу за независимость Руси и в этом отношении перекликаются со «Словом о полку Игореве» и летописями.
Развитие письменной культуры XII — первой половины XIII в. свидетельствует о создании многих культурных центров, отражающих местные политические идеи, особенности языка, литературную манеру письма.
АРХИТЕКТУРА. ИСКУССТВО
В оформлявшихся новых феодальных центрах велось усиленное каменное строительство. Города как бы соперничали между собой, стараясь всеми средствами подчеркнуть силу, значение и могущество своих князей, своей земли. При этом архитектура XII—XIII вв. отличается от архитектуры предшествующего периода меньшей масштабностью зданий, поисками наиболее простых, но в то же время красивых форм, простотой внутренней отделки. Наиболее типичным становится кубический храм с позакомарным покрытием и массивной главой.
Общие черты в архитектуре сохраняются, но в разных частях Руси возникают местные особенности, которые получают устойчивый характер и определяют архитектурный облик многих городов в дальнейшем. В русских княжествах XII— XIII вв. своим особым характером выделяется архитектура Новгородской и Ростово-Суздальской земель.
Превращение Новгорода в вечевую республику и прекращение княжеского строительства вызвали в новгородской архитектуре стремление строить небольшие скромные храмы, предназначавшиеся для повседневных служб и общественных потребностей жителей прихода. Нередко церкви были складом товаров, местом хранения имущества горожан. В различных концах города на средства жителей строились кубические, как правило, четырехстолпные церкви. К ним относятся церковь Благовещения в Аркажах близ Новгорода (1179 г.), Петра и Павла на Синичьей горе (1185— 1192 гг.), Параскевы Пятницы на Ярославовом Дворище (1207 г.) и др. Последние княжеские постройки возведены в XII в. вне города, на Городище или около него, и по своему архитектурному облику приближаются к городским храмам. Среди памятников этого периода выделяется церковь Спаса-Нередицы, построенная в 1198 г.
Церковь стояла напротив Городища на холме у реки, четко выделяясь среди окружающих ее деревянных построек. Небольшой по размеру крестово-купольный храм не отличался геометрической точностью линий и форм. Толстые стены грубой каменно-кирпичной кладки были кривы, плоскости неровны. Три апсиды, из них боковые низкие, замыкали храм по фасаду плоскими лопатками. Хорошо продуманные пропорции храма создавали в то же время впечатление архитектурной законченности здания.
Внутренние стены храма не имели лопаток, четыре квадратных столба поддерживали массивный барабан с узкими прорезами окон. В северо-западном и юго-западном углах на возвышении помещались небольшие приделы. Простая внутренняя композиция создавала простор и позволяла с любого места охватывать взглядом богатейшую фресковую роспись, покрывавшую почти целиком внутреннюю поверхность стен и барабана.
Несколько иной характер носит церковь Петра и Павла на Синичьей горе. В целом напоминая другие новгородские постройки, она имеет крестчатые столбы и внутренние мощные лопатки. Кладка стен резко отличается от общепринятой. Она сделана без камня, из одного кирпича, посаженного на раствор. Толщина стен, столбов и очень массивных внутренних лопаток создает впечатление стесненности, дробит храм на отдельные разобщенные части. Впрочем, исследования последнего времени установили, что утолщение внутренних лопаток и выступов крестчатых столбов было сделано позже.
Для основного типа новгородской архитектуры надолго определяющим стала простота композиции: четырехстолпный кубический храм с одним куполом и тремя апсидами, маленькие деревянные хоры.
Множество церквей, построенных в самом городе и на его окраинах, придавали Новгороду красивый, нарядный вид.
Многие каменные церковные сооружения создавались в землях, принадлежавших Новгороду. Особенно обстраиваются Псков и Старая Ладога.
Древнейшим памятником псковской архитектуры является дошедшая до нашего времени церковь Спаса в Мирожском монастыре. Она была построена новгородским архиепископом Нифонтом в середине XII в. Ее композиция отличается от новгородских церквей отсутствием внутренних столбов. Угловые пониженные части собора с позакомарным покрытием, мощный барабан с шлемовидным куполом гармонировали с крепостными стенами монастыря. Внутренние стены собора, подобно многим другим постройкам, были покрыты живописью.
Невысокий, приземистый собор Ивановского монастыря (середина XII в.) — трехглавый. Свободная пластическая обработка напоминает Спас-Нередицу. Шесть внутренних столбов несколько скрадывают удлиненность здания. Массивный центральный барабан с широко поставленными окнами и две тонкие главы имеют шлемовидные купола. Наружные лопатки резк