Работа №6. Вирусы. Методы выявления

Цель:изучить морфологические особенности вирусов.

Самостоятельная работа: Опишите строение вирусов.Перечислите основные морфологические свойства

- простоустроенный вирус - сложноустроенный вирус

Работа №6. Вирусы. Методы выявления - student2.ru Работа №6. Вирусы. Методы выявления - student2.ru

Работа №6. Вирусы. Методы выявления - student2.ru Вывод:

     
  Работа №6. Вирусы. Методы выявления - student2.ru
 
  Работа №6. Вирусы. Методы выявления - student2.ru
 
  Работа №6. Вирусы. Методы выявления - student2.ru
 
  Работа №6. Вирусы. Методы выявления - student2.ru
 
  Работа №6. Вирусы. Методы выявления - student2.ru
 
  Работа №6. Вирусы. Методы выявления - student2.ru
 
  Работа №6. Вирусы. Методы выявления - student2.ru

Подпись преподавателя______________________________________________________

Самостоятельная работа во внеурочное время

Используя лекционный материал, учебник, атлас и теоретическую справку охарактеризовать вирусы.

1. Заполните таблицу

ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ ВИРУСОВ

Принцип классификации Описание Примеры
1. Тип нуклеиновой кислоты, ее характеристики 1. ДНК-содержащие а) б) в) 2. РНК-содержащие а) б) в)  
2.Наличие суперкапсида 1. Простоустроенные   2. Сложноустроенные  
3. Форма вириона 1. 2. 3. 4.  
4. Тип симметрии вириона 1. Спиральный   2. Кубический   3. Смешанный    
5. Круг восприимчивых хозяев 1. 2. 3. 4. 5.  
6. Тропность к тканям макроорганизма 1. 2. 3. 4.  
7. Механизм передачи вирусов 1. 2. 3. 4.  

Работа №6. Вирусы. Методы выявления - student2.ru

2. Опишите строение бактериофагов.Перечислите основные биологические свойства

Взаимодействие бактериофага с оболочкой бактерии

Работа №6. Вирусы. Методы выявления - student2.ru

Работа №6. Вирусы. Методы выявления - student2.ru Вывод:

   
  Работа №6. Вирусы. Методы выявления - student2.ru
 
  Работа №6. Вирусы. Методы выявления - student2.ru
 
  Работа №6. Вирусы. Методы выявления - student2.ru

ЗАНЯТИЕ 1.1.4

Физиология микроорганизмов. Бактериологический метод диагностики

Цель занятий:изучить условия и методы культивирования микроорганизмов. Освоить бактериологический метод диагностики.

Студент должен знать:

1. Особенности метаболизма бактерий.

2. Рост и размножение бактерий. Фазы размножения.

3. Питание бактерий.

4. Основные принципы культивирования.

5. Ферменты бактерий. Идентификация бактерий по ферментативной активности.

Студент должен уметь:

■Применять бактериологический метод диагностики для идентификации бактерий.

Студент должен иметь представление:

о современных методах лабораторной диагностики микроорганизмов.

Работа № 1. Питательные среды

Цель: изучить питательные среды, применяемые в бактериологии и вирусологии

Самостоятельная работа: классифицировать предложенные питательные среды, результаты оформить в виде таблицы (см. теоретическую справку)

Работа №6. Вирусы. Методы выявления - student2.ru среда происхождение консистенция назначение
  естест-венное искусст-венное жидкая полужидкая плотная общего ДДС элективные
Мясопептон- ныйагар (МПА)                
Мясопептон ный бульон (МПБ)                
1 % пептонная вода                
Среда Эндо                
Среды Гисса                
Кровяной агар                
Молоко                
Желточно- солевой агар (ЖСА)                
  Среда 199                

Вывод:

   
  Работа №6. Вирусы. Методы выявления - student2.ru
 
  Работа №6. Вирусы. Методы выявления - student2.ru

Теоретическая справка

Работа № 1

Для культивирования бактерий применяют питательные среды. Они могут быть естественными (молоко, морковь, картофель), искусственными (готовят специально). Питательные среды могут быть жидкие и плотные. В зависимости от свойств микробов используют разные среды. Их делят на 3 группы:

1) простые (универсальные) - на них растут только нетребовательные микробы (стафилококки, кишечная палочка). Это МПА и МПБ - мясопептонный агар и бульон.

2) элективные (избирательные) - на них растет только один вид микробов, а другие – нет. Например: 1% щелочная пептонная вода - для холерного вибриона, сахарный агар - для стрептококка, кровяно-теллуритовыйагар - для дифтерийной палочкиии т.д.

3) дифференциально-диагностические - для отличия одного вида от другого по биохимической активности (среды Эндо, Гиссаи т.д).

Требования к питательным средам:

- питательность,

- изотоничность,

- буферность, оптимальная рН - 7.2 – 7.4

- стерильность,

- влажность,

- унифицированность в отношении основных компонентов

Питательные среды (состав некоторых питательных сред)

Кровяной агар.Используют для выявления экзотоксина – гемолизина у бактерий. К расплавленному и охлажденному до 45°С МПА (2% агара) стерильно добавляют 5-10% дефибринированной стерильно взятой крови лошади, кролика или барана.

Щелочная пептонная вода.Используют для культивирования холерных вибрионов. Основной раствор пептона: пептона - 100 г, хлорида натрия -50 г, нитрата калия - 1 г, карбоната натрия - 25 г, воды дистиллированной - 1 л; рН 9,0. Стерилизуют при 120°С 20 мин. Для получения пептонной воды основной раствор разводят водой в 10 раз, доводят рН до 8,8 -8,9, стерилизуют.

Мясопептонный агар (МПА).Применяют для выращивания большинства бактерий.К готовому МПБ добавляют 2% агар и оставляют для набухания 30 мин. Кипятят до полного растворения агара. Стерилизуют 30 мин при 120°С.

Желточно - солевой агар (ЖСА).Среда позволяет дифференцировать стафилококки, продуцирующие лецитиназу, от стафилококков, не выделяющих данный фермент, по образованию зон помутнения с перламутровым оттенком вокруг колоний. Среда содержит повышенные концентрации хлорида натрия (8-10%), которые не препятствуют размножению стафилококков, что обеспечивает элективность среды. Готовят среду из питательного солевого агара. В расплавленный и остуженный до 45 0С агар добавляется куриный желток.

Среда 199.Используют для выращивания культур клеток.Синтетическая среда, содержащая аминокислоты, витамины, глюкозу, минеральные соли. Среду используют с добавлением 5-10% коровьей или лошадиной сыворотки.

Наши рекомендации