Работа №6. Вирусы. Методы выявления
Цель:изучить морфологические особенности вирусов.
Самостоятельная работа: Опишите строение вирусов.Перечислите основные морфологические свойства
- простоустроенный вирус - сложноустроенный вирус
Вывод:
Подпись преподавателя______________________________________________________
Самостоятельная работа во внеурочное время
Используя лекционный материал, учебник, атлас и теоретическую справку охарактеризовать вирусы.
1. Заполните таблицу
ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ ВИРУСОВ
Принцип классификации | Описание | Примеры |
1. Тип нуклеиновой кислоты, ее характеристики | 1. ДНК-содержащие а) б) в) 2. РНК-содержащие а) б) в) | |
2.Наличие суперкапсида | 1. Простоустроенные 2. Сложноустроенные | |
3. Форма вириона | 1. 2. 3. 4. | |
4. Тип симметрии вириона | 1. Спиральный 2. Кубический 3. Смешанный | |
5. Круг восприимчивых хозяев | 1. 2. 3. 4. 5. | |
6. Тропность к тканям макроорганизма | 1. 2. 3. 4. | |
7. Механизм передачи вирусов | 1. 2. 3. 4. |
2. Опишите строение бактериофагов.Перечислите основные биологические свойства
Взаимодействие бактериофага с оболочкой бактерии
Вывод:
ЗАНЯТИЕ 1.1.4
Физиология микроорганизмов. Бактериологический метод диагностики
Цель занятий:изучить условия и методы культивирования микроорганизмов. Освоить бактериологический метод диагностики.
Студент должен знать:
1. Особенности метаболизма бактерий.
2. Рост и размножение бактерий. Фазы размножения.
3. Питание бактерий.
4. Основные принципы культивирования.
5. Ферменты бактерий. Идентификация бактерий по ферментативной активности.
Студент должен уметь:
■Применять бактериологический метод диагностики для идентификации бактерий.
Студент должен иметь представление:
о современных методах лабораторной диагностики микроорганизмов.
Работа № 1. Питательные среды
Цель: изучить питательные среды, применяемые в бактериологии и вирусологии
Самостоятельная работа: классифицировать предложенные питательные среды, результаты оформить в виде таблицы (см. теоретическую справку)
среда | происхождение | консистенция | назначение | |||||
естест-венное | искусст-венное | жидкая | полужидкая | плотная | общего | ДДС | элективные | |
Мясопептон- ныйагар (МПА) | ||||||||
Мясопептон ный бульон (МПБ) | ||||||||
1 % пептонная вода | ||||||||
Среда Эндо | ||||||||
Среды Гисса | ||||||||
Кровяной агар | ||||||||
Молоко | ||||||||
Желточно- солевой агар (ЖСА) | ||||||||
Среда 199 |
Вывод:
Теоретическая справка
Работа № 1
Для культивирования бактерий применяют питательные среды. Они могут быть естественными (молоко, морковь, картофель), искусственными (готовят специально). Питательные среды могут быть жидкие и плотные. В зависимости от свойств микробов используют разные среды. Их делят на 3 группы:
1) простые (универсальные) - на них растут только нетребовательные микробы (стафилококки, кишечная палочка). Это МПА и МПБ - мясопептонный агар и бульон.
2) элективные (избирательные) - на них растет только один вид микробов, а другие – нет. Например: 1% щелочная пептонная вода - для холерного вибриона, сахарный агар - для стрептококка, кровяно-теллуритовыйагар - для дифтерийной палочкиии т.д.
3) дифференциально-диагностические - для отличия одного вида от другого по биохимической активности (среды Эндо, Гиссаи т.д).
Требования к питательным средам:
- питательность,
- изотоничность,
- буферность, оптимальная рН - 7.2 – 7.4
- стерильность,
- влажность,
- унифицированность в отношении основных компонентов
Питательные среды (состав некоторых питательных сред)
Кровяной агар.Используют для выявления экзотоксина – гемолизина у бактерий. К расплавленному и охлажденному до 45°С МПА (2% агара) стерильно добавляют 5-10% дефибринированной стерильно взятой крови лошади, кролика или барана.
Щелочная пептонная вода.Используют для культивирования холерных вибрионов. Основной раствор пептона: пептона - 100 г, хлорида натрия -50 г, нитрата калия - 1 г, карбоната натрия - 25 г, воды дистиллированной - 1 л; рН 9,0. Стерилизуют при 120°С 20 мин. Для получения пептонной воды основной раствор разводят водой в 10 раз, доводят рН до 8,8 -8,9, стерилизуют.
Мясопептонный агар (МПА).Применяют для выращивания большинства бактерий.К готовому МПБ добавляют 2% агар и оставляют для набухания 30 мин. Кипятят до полного растворения агара. Стерилизуют 30 мин при 120°С.
Желточно - солевой агар (ЖСА).Среда позволяет дифференцировать стафилококки, продуцирующие лецитиназу, от стафилококков, не выделяющих данный фермент, по образованию зон помутнения с перламутровым оттенком вокруг колоний. Среда содержит повышенные концентрации хлорида натрия (8-10%), которые не препятствуют размножению стафилококков, что обеспечивает элективность среды. Готовят среду из питательного солевого агара. В расплавленный и остуженный до 45 0С агар добавляется куриный желток.
Среда 199.Используют для выращивания культур клеток.Синтетическая среда, содержащая аминокислоты, витамины, глюкозу, минеральные соли. Среду используют с добавлением 5-10% коровьей или лошадиной сыворотки.