Работа № 2. Изучение строения бактериальной клетки и структуры клеточной стенки
Цель:изучить строение бактериальной клетки и структуру клеточной стенки бактерий; освоить технику приготовления фиксированных препаратов.
Самостоятельная работа:приготовить мазок из смеси культур стафилококка и кишечной палочки и окрасить по Граму (см. теоретическую справку). Оценить морфологические и тинкториальные свойства.
Результат:
Вывод:
Работа № 3.Техника приготовления препаратов для изучения живой культуры (нативные препараты). Изучение подвижности микроорганизмов.
Самостоятельная работа: по характеру движения микроорганизмов определить расположение жгутиков
Препараты
«висячая» капля «раздавленная» капля
Вывод (о необходимости изучения подвижности микроорганизмов):
Подпись преподавателя_________________________________________________________
К работе № 2 Теоретическая справка
Структурные компоненты бактериальной клетки, их функции методы выявления:
Постоянные компоненты и их природа | Функции | Метод выявления |
Клеточная стенка Гр + (пептидогликан, тейхоевые кислоты) Гр – (пептидогликан, фосфолипиды, белки, ЛПС) | 1) Скелетная 2) Защитная 3) Рецепторная 4) Антигенная 5) Адгезивная 6) Транспортная 7) Нарушение синтеза клеточной стенки ведет к образованию L-форм | Световая микроскопия, окраска по Граму |
ЦПМ (цитоплазматическая мембрана) Двойной слой фосфолипидов с внедрёнными белками | 1) Основной осмотический барьер 2) Участвует в регуляции роста и синтезе компонентов клеточной стенки 3) Транспорт питательных веществ в клетку и метаболитов из нее 4) Инвагинации участков ЦПМ - мезосомы- содержат ферменты, обеспечивающие биологическое окисление | Электронная микроскопия |
Мезосомы Производные ЦПМ | 1) Аналог митохондрий, обеспечивают синтез АТФ и процессы дыхания 2) Участвуют в делении клетки 3) Участвуют в спорообразовании | Электронная микроскопия |
Цитоплазма Сложная коллоидная система, состоит из воды, растворимых белков, РНК | Обеспечивает функционирование всех органелл | Электронная микроскопия |
Рибосомы 70S | Отвечают за биосинтез белка | Электронная микроскопия |
Нуклеоид Двунитевая молекула ДНК, замкнута в кольцо, плотно уложена в виде клубка | Расположен в центральной зоне бактерий (одна хромосома) – носитель генетической информации | Электронная микроскопия |
Непостоянные компоненты и их природа | Функции | Метод выявления |
Капсула Слизистая структура, прочно связана с клеточной стенкой (полисахариды или полипептиды) | 1) Защитная 2) Антигенная 3) Адгезивная | Световая микроскопия, окраска по Бурри, Бурри-Гинсу |
Жгутики Состоят из белка-флагеллина, являющимся Н-антигеном Пили Состоят из белка | Обеспечивают движение бактерий Пили 1-го порядка обеспечивают адгезию на поражаемой микробной клетке. Пили 2го порядка – конъюгационные, обеспечивают перенос части генетического материала от донора к реципиенту | В мазках «висячая капля», «раздавленная капля», при фазово-контрастной микроскопии Электронная микроскопия |
Плазмиды Дополнительные факторы наследственности в виде замкнутых колец ДНК с небольшой молекулярной массой | 1) Регуляторная – компенсация нарушений метаболизма ДНК клетки хозяина 2) Кодирующая – внесение в бактериальную клетку новой генетической информации | Электронная микроскопия |
Включения Гликоген, полисахариды, бета-оксимасляная кислота, полифосфаты (волютин) | Запас питательных веществ | Световая микроскопия. Волютин окрашивают по Леффлеру или Нейссеру |
Спора Образуют Гр+ бактерии, из одной клетки образуется спора. Плотная многослойная оболочка, с большим содержанием кальция и липидов, низким содержанием воды | Сохранение генетической информации, при неблагоприятных условиях. Расположена: - субтерминально - терминально - центрально | Световая микроскопия, окраска по Ожешко. |
Техника приготовления препаратов-мазков, их фиксация и окраска
Для количественного учета, изучения морфологии, выявления спор, капсул, органоидов, включений препарат-мазок необходимо зафиксировать и окрасить.
1 этап.Обезжирить стекло, протерев рабочую поверхность стекла мылом, которое затем удаляют салфеткой.
2 этап.Если микроорганизмы выращены на плотной питательной среде, то на обезжиренное стекло наносят каплю физиологического раствора и в нее вносят петлей небольшое количество материала, который распределяют тонким слоем на поверхности около 2 см2.
3 этап. Мазок высушивают на воздухе и фиксируют. В процессе фиксации микробные клетки погибают, этим достигается безопасность работы с ними. Убитые микроорганизмы лучше воспринимают красители, чем живые. В фиксированном мазке клетки прикрепляются к стеклу и не смываются при последующей обработке.
Методы фиксации
Физический метод | Химический метод |
Фиксация мазка над пламенем спиртовки в течение нескольких секунд мазком вверх | Мазок погружают в фиксатор на определенное время. В качестве фиксатора используют: этанол – 10-15 мин; ацетон – 5 мин; смесь Никифорова (этанол +эфир – 1:1) – 10-15 мин и др. |
Методы окраски
Простые методы (ориентировочные) | Сложные методы (дифференцирующие) |
1. Применяют для изучения морфологии микроорганизмов. 2. Окрашивают одним красителем анилино-вого ряда (основным или кислым): кислый фуксин, метиленовый синий, эозин, генциановый фиолетовый. | 1. Применяют для изучения структуры клеток, дифференциации микроорганизмов. 2. Используют несколько красителей. Окраска по методу: Грама, Циля-Нильсена, Ожешко, Романовского-Гимза, НейссераГинса-Бурри и др. |
Преимущественно для окраски микроорганизмов используют основные красители, в которых красящий ион - катион.
Краситель наливают на поверхность мазка на определенное время, затем мазок промывают до тех пор, пока струи воды не станут бесцветными, осторожно высушивают фильтровальной бумагой. Если мазок правильно окрашен и промыт, то поле зрения абсолютно прозрачно, а клетки микробов интенсивно окрашены.
Окраска поГраму. Сущность метода
Метод основан на способностимикроорганизмов удерживать образующийся при окраске комплекс генцианового фиолетового и йода. Это связано с особенностями строения и химического состава грамположительных и грамотрицательных бактерий. Уграмположительных бактерий на поверхности клеток есть магниевые соли рибонуклеиновой кислоты, которые прочно связывают комплекс генцианового фиолетового с йодом и препятствуют его вымыванию спиртом. Кроме того, грамположительные бактерии имеют более выраженный пептидогликановый слой, в котором после обработки спиртом сужаются поры, что также делает невозможным вымывание красителя. В результате грамположительные бактерии окрашиваются в фиолетовый цвет.
У грамотрицательных бактерий отсутствуют магниевые соли рибонуклеиновой кислоты, пептидогликановый слой значительно тоньше, а размеры пор шире. Поэтому при обработке спиртом краситель легко вымывается, бактерии обесцвечиваются и при использовании дополнительного красного красителя грамотрицательные бактерии окрашиваются в красный цвет.
Методика окраски по Граму
1. На фиксированный мазок наносят карболово-спиртовой раствор генцианового фиолетового на 1-2 минуты, затем краситель сливают.
2. Наносят раствор Люголя на 1 мин.
3. Обесцвечивают препарат этиловым спиртом в течение 30-60 секунд до прекращения отхождения фиолетовых струек красителя.
4. Препарат промывают водой.
5. Мазок докрашивают водным раствором фуксина в течение 1-2 минут, промывают водой и высушивают фильтровальной бумагой.
Этапы окраски по Граму представлены на стенде.
Окраска по Цилю-Нильсену.
Применяют для дифференциации кислотоустойчивых и некислотоустойчивых микроорганизмов. Кислотоустойчивость бактерий обусловлена повышенным содержанием в клеточной стенке и цитоплазме липидов, воска и оксикислот. Принцип основан на том, что кислотоустойчивые бактерии за счет содержания указанных веществ прочно связывают карболовый фуксин при нагревании (т.е. окрашиваются в красный цвет) и не обесцвечиваются кислотой. Некислотоустойчивые бактерии обесцвечиваются серной кислотой и при использовании дополнительного красителя - метиленового синего – окрашиваются в синий свет.
Методика окраски по Цилю-Нильсену:
1. На фиксированный препарат – мазок нанести карболовый раствор фуксина через полоску фильтровальной бумаги и подогреть до появления паров в течение 3-5 мин.
2. Снять бумагу, промыть мазок водой.
3. Нанести 5 % раствор серной кислоты на 1-2 мин до обесцвечивания.
4. Промыть водой.
5. Докрасить мазок водным раствором метиленового синего в течение 3-5 мин.
6. Промыть водой, высушить, микроскопировать.
Окраска по Ожешко
Метод основан на принципе окраски кислотоустойчивых бактерий. Отличие заключается в предварительной обработке микроорганизмов 0,5 % раствором соляной кислотой, что облегчает окраску спор карболовым фуксином. Споры кислотоустойчивы, поэтому красятся в красный цвет.
Методика окраски по Ожешко:
1. На нефиксированный мазок нанести 0,5 % раствор соляной кислотой и подогреть на пламени в течение 2-3 мин.
2. Кислоту слить, препарат промыть водой, просушить и фиксировать над пламенем. Затем окрасить по Цилю-Нильсену. Споры бактерий приобретают красный цвет, а вегетативные формы- синий.
Окраска по Романовского-Гимза.
Методика окраски по Романовскому-Гимза:
Краска Романовского-Гимза состоит из метиленового синего, эозина и азура.
1. На мазок наносят рабочий раствор красителя (2 капли красителя на 1 мл дистиллированной воды) на 10-20 мин.
2. Препарат промывают водой и высушивают на воздухе.
Трепонемы окрашиваются в бледно-розовый цвет, боррелии - в фиолетовый цвет, лептоспиры - в розовый цвет. Сапрофитные (непатогенные) формы окрашиваются в синий цвет. Морфологию спирохет изучают также в живом состоянии в фазово-контрастном или темнопольном микроскопе. Хорошим методом выявления спирохет является серебрение по Морозову.
К работе № 3 Теоретическая справка
Исследование микроорганизмов в живом состоянии для изучения форм и подвижности.
Техника приготовления препаратов «висячая» и «раздавленная» капли
1 этап. Обезжирить стекло, протерев рабочую поверхность стекла мылом, которое затем удаляют салфеткой.
2 этап.
Препарат «раздавленная» капля | Препарат «висячая» капля |
Если микроорганизмы выращены на плотной питательной среде, то на обезжиренное стекло наносят каплю физиологического раствора и в нее вносят петлей небольшое количество мате-риала для исследования. Затем на каплю накла-дывают покровное стекло таким образом, чтобы между ним и предметным стеклом не было пузырьков воздуха. Если культура выращена на жидкой питатель-ной среде, то для приготовления препарата используют пастеровскую пипетку, с помощью которой каплю культуры наносят на предметное стекло. | Препарат готовят аналогичным образом, но каплю культуры наносят на покровное стекло, которое затем накладывают на предметное стекло с лункой, края которой смазаны вазели-ном. Стекла склеиваются и получается герметически закрытая камера, в которой капля долго не высыхает. |
Самостоятельная работа во внеурочное время
1. Дайте определение:
а) морфологические свойства - __________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________б) тинкториальные свойства - ____________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Подписать постоянные и непостоянные компоненты бактериальной клетки (постоянные - синим, непостоянные - красным)
Схема строения бактериальной клетки:
3. Дать характеристику перечисленных структурных компонентов бактериальной клетки, методы их выявления, охарактеризовать участие в процессах метаболизма и значение структур для процессов репродукции, биосинтеза белка, энергетической, регуляторной, адгезивной функциях клетки.
4. Подпишите компоненты клеточной стенки Грам+ и Грам- бактерий.
Схема строения клеточной стенки:
5.Охарактеризуйте основные компоненты объекта и дайте функциональную
характеристику компонентов клеточной стенки (КС).
6. Опишите основные различия двух типов клеточной стенки.
7. Медицинское значение проведенного анализа?
8. Заполните таблицу