Работа №7: Коллоквиум по пройденным разделам.
Ответить на 20 вопросов, включающих теоретические знания и практические навыки.
Подпись преподавателя
Вопросы для самоконтроля:
1. Отличительные особенности генотипа бактерий.
2. Внехромосомные факторы наследственности.
3. Что такое плазмиды, их функции и роль. Виды плазмид.
4. За что отвечают R - , F -, Col-, Tox-, Hem- плазмиды?
5. Отличия транспозонов от IS- элементов.
6. Что такое модификационная изменчивость, виды?
7. Что лежит в основе адаптационных реакций бактерий?
8. Особенности фенотипической изменчивости бактерий?
9. Что такое мутационная изменчивость, виды?
10. Особенности генотипической изменчивости бактерий?
11. Что такое рекомбинационная изменчивость, виды?
12. Что лежит в основе трансдукции, трансформации, конъюгации?
13. Что используют для постановки опытов трансдукции,
трансформации, конъюгации?
14. Что такое репарация, механизм, виды, значение.
15. Виды фенотипической изменчивости вирусов.
16. Примеры генотипической изменчивости вирусов.
17. Что такое диссоциация, ее значение?
18. Материальная основа наследственности вирусов.
19. Основные этапы полимеразной цепной реакции (ПЦР).
20. Что представляет собой амплификация?
21. Принцип постановки и назначение рестрикционного анализа.
22. Основные задачи современной биотехнологии.
23. Основные принципы генной инженерии, применение.
24. Что лежало в основе получения противотуберкулезной вакцины?
25. Вакцины, полученные методом генной инженерии.
Дополнительная информация.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Борисов, Л.Б.Медицинская микробиология, вирусология, иммунология: учебник / Л.Б.Борисов. - М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2002. -736 с.
2. Букринская, А. Г. Вирусология /А.Г.Букринская.- М.: Медицина, 1986. -336 с.
3. Букринская, А.Г. Молекулярные основы патогенности вирусов / А.Г. Букринская,. В.М.- Жданов. - М.: Медицина, 1991. -235 с.
4. Вирусология: в 3-х т. /под ред Б. Филда, Д.Найна. – М.: Мир, 1989.
5. Медицинская микробиология / под ред. В.И.Покровского, О.К.Поздеева. - М.:ГОЭТАР МЕДИЦИНА, 1999.-1200 с.
6. Медицинская микробиология: учеб. Пособие / под. ред. А.М.Королюка и В.Б.Сбойчакова. - СПб.,1999. - 272 с.
7. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология: учебник.
/ под ред Л.Б.Борисова, А.М.Смирновой. - М.: Медицина, 1994. - 528с.
8. Микробиология: учебник./ А..А.Воробьев [и др.]; под ред. А..А.Воробьева. - М.:Медицина, 1998. - 336 с.
9. Руководство к лабораторным занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии, иммунологии / под ред. Л.Б.Борисова. - М.:Медицина,1993.-240 с.
10. Справочник по микробиологическим и вирусологическим методам исследования / под. ред. М.О.Биргера. - М.:Медицина, 1982. - 462 с.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Раздел 1. Морфология микроорганизмов. . . . . . . . . . . . . . ... .3
1.1. Лабораторное занятие №1: Микробиологическая лаборатория.
Формы бактерий. Простые методы окраски. . . . . . . . . . . . . . . 3
1.1.1. Работа №1: Правила работы в бактериологической
лаборатории. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
1.1.2. Работа №2: Устройство оптического микроскопа.
Иммерсионная система. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . 5 1.1.3. Работа №3: Правила приготовления микропрепаратов.
Приготовление микропрепаратов из чистой культуры. . . . . . . . . 6
1.1.4. Работа №4: Приготовление мазков из культур с плотной
питательной среды и окраска их простым методом. . . . . . . . . . 7
1.1.5. Вопросы для самоподготовки . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . .. . 9
1.2. Лабораторное занятие №2:Структура бактериальной клетки.
Сложные методы окраски . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
1.2.1. Работа №1: Отличия прокариот от эукариот . . . . . . . . . . . . . . . 12
1.2.2. Работа №2: Окраска культур бактерий по методу Грама . . . . . 12
1.2.3. Работа №3: Техника окраски другими сложными методами . . 14
1.2.4. Работа №4: Методы определения подвижности бактерий.
Темнопольная микроскопия . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
1.2.5. Вопросы для самоподготовки . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . 17
1.1. Лабораторное занятие №3: Особенности строения различных
групп микроорганизмов. Методы их изучения. . . . . . . . . . . . . . 19
1.3.1. Работа №1: Морфология различных групп микроорганизмов . 20
1.3.2. Работа №2: Мазок грибов рода Кандида в окраске по Граму . . 22
1.3.3. Вопросы для самоконтроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . 23
1.4. Лабораторное занятие №4: Коллоквиум по разделу
«Морфология микроорганизмов» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
Раздел 2. Физиология микроорганизмов . . . . . . . . . . . . . . . 26
2.1. Лабораторное занятие №5: Питание, дыхание рост и
размножение бактерий. Культивирование и выделение
чистой культуры аэробов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
2.1.1. Работа №1: Способы получения чистых культур бактерий . . 27
2.1.2. Работа №2: Основные требования к питательным средам . . 27
2.1.3. Работа №3: Жидкие и плотные питательные среды . . . . . . 27
2.1.4. Работа №4: Методы механического разобщения бактерий.
Техника посева бактерий бак.петлей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
2.1.5. Работа №5: Схема выделения чистой культуры аэробных бактерий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
2.1.6. Работа №6: Характер роста бактерий на жидких
питательных средах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
2.1.7. Работа №7: Описание колонии (паспорт колонии) . . . . . . . . . 30
2.1.8. Работа №8: Микроскопия колонии в окраске по Граму . . . . . . 30
2.1.9. Вопросы для самоподготовки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
2.2. Лабораторное занятие № 6: Биохимические свойства
бактерий. Методы культивирования и схема выделения
чистой культуры анаэробов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . .33
2.2.1. Работа №1: Среды для определения сахаролитических
свойств бактерий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
2.2.2. Работа №2: «Пестрый ряд» кишечной палочки . . . . . . . . . . . 35
2.2.3. Работа №3: Факторы патогенности стафилококка . . . . . . . . . 36
2.2.4. Работа №4: Способы создания анаэробных условий . . . . . . .37
2.2.5. Работа №5: Среды для выращивания анаэробов . . . . . . . . . . 37
2.2.6. Работа №6: Рост анаэробов при посеве на молоко . . . . . . . . 38
2.2.7. Работа №7: Схема выделения чистой культуры
анаэробов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . 39
2.2.8. Работа №8: Изучение чистой культуры, выделенной
при проведении УИРС . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
2.2.9. Вопросы для самоподготовки . . . . . . .. .. . . . . . . . . . . . . . . . . 41
2.3. Лабораторное занятие №7: Культивирование и индикация
вирусов. Бактериофаги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
2.3.1. Работа №1: Техника овоскопии, заражения и вскрытия
куриного эмбриона . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .43
2.3.2. Работа №2: Культуры клеток для культивирования
вирусов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
2.3.3. Работа № 3: Питательные среды для культур клеток. . . . . . .. 44
2.3.4. Работа №4: Методы индикации вирусов . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
2.3.5. Работа№5: Строение бактериофага . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
2.3.6. Работа №6:Получение бактериофагов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
2.3.7. Работа №7: Методы титрования фагов . . . . . . . . . . . . . . . . . . .48
2.3.8. Работа №8: Методы фагодиагностики . . . . . . . . . . . . . . . . .. . .49
2.3.9. Работа №9: Диагностические и лечебно-профилактические бактериофаги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .50
2.3.10. Вопросы для самоподготовки . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
2.4.1. Лабораторное занятие №8: «Коллоквиум по разделу
«Физиология микроорганизмов».
Учебно-исследовательская работа студентов . . . . . . . . . . . . . 52
Раздел 3: Экология микроорганизмов . . . . . . . . . . . . . . . . . .53
3.1. Лабораторное занятие №9: Микрофлора тела человека.
Санитарная микробиология. УИРС II этап . . . . . . . . . . . . . . . . 53
3.1.1. Работа №1: Мазок из зубного налета в окраске по Граму . . . . 54
3.1.2. Работа №2: Методика исследования фекалий на дисбиоз . . . 54
3.1.3. Работа №3: Пробиотики . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .55
3.1.4. Работа №4: Методы изучения санитарного состояния
воздуха (определение ОМЧ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
3.1.5. Работа №5: Определение БГКП воды при исследовании
методом мембранных фильтров . .. . . .. . . .. .. . .. . . . . . . . . . . 56
3.1.6. Работа №6:Результаты посева воды на висмут-
сульфитный агар . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. .. . . .. . . . . . . .57
3.1.7. Работа №7: УИРС II этап . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..57
3.1.8. Вопросы для самоподготовки . . . . . .. . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . 58
3.2. Лабораторное занятие № 10: Влияние на микроорганизмы физических и химических факторов. Антибиотики и химиопрепараты . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . .. . . . . . . . . . . . . 60
3.2.1. Работа №1:Правила подготовки посуды к стерилизации.
Устройство и режим работы автоклава и сухожарового
шкафа. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .61
3.2.2. Работа №2: Принцип работы и применение
Бактериальных фильтров. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..62
3.2.3. Работа №3: Действие фитонцидов чеснока на рост
бактерий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
3.2.4. Работа №4: УИРС III этап – результат определения
чувствительности патогенного стафилококка к
антибиотикам методом стандартных дисков . . . . . . . . . . . . . . 63
3.2.5. Работа №5: Определение чувствительности бактерий
к антибиотикам методом серийных разведений . . . . . . .. .. .. .63
3.2.6. Вопросы для самоподготовки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . .. . . 64
Раздел 4. Генетика микроорганизмов. . . . . . . . . . . . . . . ..66
4.1. Лабораторное занятие №11: Генетика бактерий и вирусов.
Молекулярно-биологические методы диагностики
инфекционных заболеваний. Коллоквиум по разделам
«Экология и генетика микроорганизмов» . . . . . . . . . . . . . . . . .66
4.1.1. Работа №1: Влияние фенола на фенотип протея . . . . . . . . . 67
4.1.2. Работа №2: Свойства S и R- форм колоний . . . . . . . . . . . . . . 67
4.1.3. Работа №3: Генетические рекомбинации . . . . . . . . . . . . . . . . 68
4.1.4. Работа №4: Действие акридинового оранжевого на
резистентность культуры к антибиотикам . . . . . . . . . . . . . . . 71
4.1.5. Работа №5: Генетические основы получения вакцин . . . . . . 71
4.1.6. Работа №6: Полимеразно-цепная реакция и
рестрикционный анализ . . . .. . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . .72
4.1.7. Коллоквиум по разделам: «Экология и генетика
микроорганизмов» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .72
4.1.8. Вопросы для самоподготовки . . . . . . . . . .. . . .. . . . . . . . . . . . .. 73
5. Рекомендуемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . .75
Учебное издание