Тема: МИКРОФЛОРА ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА. САНИТАРНАЯ
МИКРОБИОЛОГИЯ. УИРС II ЭТАП.
Цель: усвоить основные принципы исследования микрофлоры тела
человека и внешней среды. Провести II этап УИРС.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ:
1. Нормальная микрофлора тела человека, значение. Микробиоценоз различных биотопов тела.
2. Дисбиозы, характеристика, причины возникновения. Препараты для восстановления нормальной микрофлоры: пробиотики.
3. Учение о санитарно-показательных микроорганизмах. Микрофлора воздуха и методы ее исследования и оценки. Инфекции, передающиеся через воздух.
4. Методы санитарно-бактериологического исследования воды, показатели ее качества. Заболевания, передающиеся через воду.
5. Вирусы, циркулирующие в сточной воде, методы индикации.
6. Санитарно-микробиологическое исследование почвы. Почва, как фактор передачи инфекционных заболеваний.
7. Санитарно-микробиологическое исследование предметов окружающей среды (рук, инвентаря, оборудования). Контроль хирургического и перевязочного материала на стерильность.
8. Санитарно-микробиологическое исследование пищевых продуктов (мясо, молоко, консервы).
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
1. Приготовить мазок из зубного налета, окрасить по Граму, промикроскопировать, зарисовать и подписать представителей резидентной и транзиторной микрофлоры ротовой полости.
2. Изучить методику исследования испражнений на дисбиоз. Записать основных представителей нормальной микрофлоры кишечника.
3. Описать состав и применение пробиотиков.
4. Описать методы изучения воздушной микрофлоры. Вычислить ОМЧ воздуха в готовых посевах. Записать и оценить результат.
5. Подсчитать БГКП воды при исследовании методом мембранных фильтров. Зарисовать, дать заключение.
6. Учесть и оценить результат посева водопроводной воды на висмут-сульфитный агар.
7. УИРС: II этап работы
8. Уборка рабочего места.
9. Защита протокола.
Работа № 1: Мазок из зубного налета в окраске по Граму.
В ротовой полости выделяют более 100 видов бактерий: бактероиды, бифидобактерии, эубактерии, фузобактерии, лактобактерии, актиномицеты, гемофильные палочки, лептотрихии, нейссерии, спирохеты, стрептококки, стафилококки, вейлонеллы и др. Обнаруживаются также грибы рода Candida и простейшие. Микрооранизмы нормальной микрофлоры и продукты их жизнедеятельности образуют зубной налет.
Резидентная флора: Транзиторная флора:
1.__________________ 1._____________________
2.__________________ 2._____________________
3._________________ 3._____________________
4.__________________ 4._____________________
5._________________ 5._____________________
6.__________________ _ 6._____________________
7.___________________ 7._____________________
Работа №2: Методика исследования фекалий на дисбиоз.
Для анализа на дисбиоз 1 гр. испражнений разводят стерильным физ.раствором 10-кратно до 10-12 степени. Из разных разведений проводят высев на элективные и дифференциально-диагностические среды: из разведения 10-1 по 0,1 мл высевают на селенитовый бульон для _____________, среду Плоскирева – для______________________. Из 10-3– по 0,1 мл на среду Эндо для____________________ ЖСА –
для_________________, кровяной агар – для ____________________
_______, агар Сабуро – для_____________________, 10-1 и 10-3 – посев по Щукевичу для____________________, на МРС (молочно-растительная среда) для___________________________. 10-7 – 10-11 на жидкую тиогликолевую среду для ___________________________.
Учет результатов в зависимости от скорости роста различных бактерий: большинство микробов дают рост через сутки, стафилококки, грибы родаCandida –через ____суток, лактобактрии – до ______ суток, бифидобактерии – до ______ суток.
На плотных средах подсчитывают количество колоний одного вида, делают перерасчет на 1 г, на жидких средах - степень разведения, при котором еще растут бактерии. Полученные результаты сравнивают с существующими нормами.
Бланк анализа при исследовании фекалий на дисбиоз
Бактерии | Норма | Количество в 1г |
бифидобактерии | ||
лактобактерии | ||
эшерихии Lac+ | ||
эшерихии Lac ± и Lac - | ||
эшерихии Hem + | ||
протеи | ||
клебсиеллы | ||
прочие энтерорбактерии | ||
стафилококк золотистый | ||
другие виды стафилококков | ||
энтерококки | ||
грибы Candida | ||
грибы плесневые |
Работа №3: Пробиотики, пребиотики, синбиотики
1.
2.
3.
4.
6.
7.
8.
9.
10.
Механизм действия
Область применения
Работа №4: Методы изучения санитарного состояния воздуха: