Морфология, физиология, генетика и экология микроорганизмов
МОРФОЛОГИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ, ГЕНЕТИКА И ЭКОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ
Малый практикум для самостоятельной работы студентов
Методическое руководство
Рекомендовано центральным координационным методическим советом
ГОУ ВПО «Ижевская государственная медицинская академия»
Ижевск
УДК 576.8.094.095(076.5)
ББК 28.4я 73
М 79
Составители: канд. биол.наук, ст. преп. Т.Г. Чабашвили, д-р биол. наук, проф. В.Н.Марков.
Рецензенты: зав. кафедрой биологии с экологией ГОУ ВПО ИГМА д-р мед. наук, проф. Н.Н.Чучкова;зав. кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии ГОУ ВПО ИГМА канд. мед. наук, доцент О.В. Малинин
Одобрено центральным координационным методическим советом
ГОУ ВПО « Ижевская государственная медицинская академия»
М 79 Морфология, физиология, генетика и экология микро-организмов. Малый практикум для самостоятельной работы студентов: Методическое руководство / Сост. Т.Г.Чабашвили; В.Н.Марков. - Ижевск, 2005 - с.
Методическое руководство составлено в соответствии с программой по микробиологии, вирусологии и иммунологии для студентов лечебных медико-профилактических и педиатрических факультетов высших медицинских учебных заведений (Москва, 2000 г.) и программой по микробиологии, вирусологии и иммунологии с курсом микробиологии полости рта для студентов стоматологических факультетов высших медицинских учебных заведений (Москва, 2001г.). Представляет собой протоколы лабораторных занятий по общей микробиологии по разделам, изучаемым студентами в 4-м семестре (морфология, физиология, генетика, экология, асептика, антибактериальные химиопрепараты и антибиотики).
Рекомендуется для лабораторных занятий и самостоятельной работы студентам лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов.
УДК 576.8.094.095(076.5) ББК 28.4я 73
© Т.Г. Чабашвили; В.Н. Марков, составление, 2005
© ГОУ ВПО «Ижевская государственная
медицинская академия», 2005
РАЗДЕЛ 1: МОРФОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ.
Лабораторное занятие №1.
Тема: МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ. ФОРМЫ
БАКТЕРИЙ. ПРОСТЫЕ МЕТОДЫ ОКРАСКИ.
Цель:Усвоить правила работы в бактериологической лаборатории.
Отработать технику приготовления мазков, окраски их простыми методами и микроскопии. Научиться определять микроорганизм по морфологическим признакам.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ:
1. Правила работы в бактериологической лаборатории.
Организация рабочего места. Техника безопасности.
2. Место микробиологии в современной медицине.
Предмет и задачи микробиологии.
3. Исторические этапы развития микробиологии. Работы Л.Пастера,
Р.Коха и их значение для развития науки.
4. Роль отечественных ученых в развитии микробиологии
(И.И. Мечников, Д.И.Ивановский, Г.Н. Габричевский, Ф. Гамалея,
З.В.Ермольева, Л.И.Зильбер, А.А.Смородинцев, М.П.Чумаков, В.М.Жданов и др.).
5. Основные принципы классификации микроорганизмов.
6. Морфологические и тинкториальные свойства бактерий.
Простые методы окраски бактерий.
7. . Методы микроскопии (световая, темнопольная, фазовоконтрастная,
люминесцентная, электронная), их особенности и возможности.
8. Техника приготовления микропрепаратов.
Методы фиксации, значение.
9. Основные формы бактерий.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
1. Изучить и записать правила работы в бактериологической
лаборатории и технику безопасности.
2. Изучить устройство оптического микроскопа, освоить работу
с иммерсионной системой.
3. Научиться готовить микропрепараты из крови, гноя, мокроты,
чистой культуры, фиксировать и красить их.
4. Приготовить два мазка из различных культур микроорганизмов, окрасить простым методом, изучить под микроскопом и зарисовать.
5. Изучить готовые микропрепараты, определить по морфологическим признакам: стафилококка, гонококка, кишечную
палочку, бациллы антракоида. Зарисовать и подписать.
6. Изучить готовые демонстрации: лабораторную посуду, красители.
7. Уборка рабочего места.
8. Отчитаться преподавателю по протоколу.
Задание на дом:записать в протокол
Особенности и возможности различных видов микроскопов.
Работа №2: Устройство оптического микроскопа.
Иммерсионная система.
В микроскопе различают механическую и оптическую части.
Механическая:–1/_____________,2/______________, 3/______________,
4/________________, 5/_________________, 6/_____________________
Оптическая – 1/_______, 2/_______, 3/осветительная система, которая состоит из: а)_____________, б) ____________, в)__________________.
В зависимости от среды, которая находится между объективом и препаратом, различают «сухие» объективы малого и среднего увеличения и иммерсионные (увеличение х90- х100). Между фронтальной линзой такого объектива помещают иммерсионное масло (кедровое или синтетическое). Иммерсионное масло имеет показатель преломления как у стекла, что обеспечивает увеличение разрешающей способности объектива.
Большинство микроорганизмов изучают в световом микроскопе с окулярами х7 или х10 и объективом х90.
Техника иммерсионной микроскопии:
1. Зеркало ____________________.
2. Конденсор __________________.
3. Диафрагма конденсора ________________________
4. На предметный столик помещают микропрепарат, иммерсионное масло (да, нет).
5. Под контролем зрения сбоку опускают объектив почти до упора.
6. Глядя в окуляр, медленно поворачивают ______________на себя до появления изображения.
7 Четкость изображения устанавливают __________________.
Staphylococcus aureus
(фуксин).
Кишечная палочка
Escherichia coli.
(фуксин)
Гонококк в гное
(метиленовая синь)
лейкоцит
Подпись преподавателя:_____________________
Вопросы для самоконтроля:
1. С трудами каких ученых связан эвристический период развития
микробиологии?
2. С трудами каких авторов связан морфологический период развития
микробиологии?
3. Какие ученые представляют физиологический период развития
микробиологии?
4. С работами каких ученых связан иммунологический период развития
микробиологии.
5. Кто считается основоположником микробиологии?
6. Кто и когда открыл вирусы?
7. Что такое таксон?
8. Дать понятие «вида».
9. Что такое штамм?
10. Что является основной таксономической единицей бактерий?
11. Что такое чистая культура?
12. Что такое клон?
13. Что такое хемовар бактерий?
14. Какие открытия связаны с именем Л.Пастера?
15. Какие открытия связаны с именем Р.Коха?
16. Что впервые предложил Р.Кох?
17. Заслуги И.Мечникова.
18. Заслуги А.Смородинцева.
19. Заслуги Г.Габричевского.
20. Что используют в световом микроскопе для изучения бактерий?
21. Особенности микроскопии мазков в световом микроскопе.
22. Отличия в устройстве фазово-контрастного микроскопа.
23. Что используют при темнопольной микроскопии?
24. Что лежит в основе темнопольной микроскопии?
25. Устройство и принцип работы люминесцентного микроскопа.
26. Устройство и принцип работы электронного микроскопа.
27. Простые методы окраски бактерий.
28. Отличия простых методов окраски бактерий.
29. Палочковидные формы микробов.
30. Представители кокковидных форм бактерий.
Дополнительная информация.
Лабораторное занятие №2.
Коринебактерии дифтерии
Зерна волютина
2) Метод Циля-Нильсена позволяет определить
кислотоустойчивые бактерии.
1. Карболовый фуксин Циля - _____ мин.
2. Промывание водой.
3. 5% серная кислота – _____ мин.
4. Промывание водой
5. Метиленовая синь - ______ мин.
6. Промывание водой.
Кислотоустойчивые бактерии ________________________________, поэтому окрашиваются в ______________________цвет.
Кислотонеустойчивые бактерии и структуры ______________________, поэтому красятся в ___________________________цвет.
Клебсиеллы пневмонии
капсула.
Капсулу можно выявить и при простом методе окраски, если исследовать мазки-отпечатки из органов. При этом клетки органов создают окрашенный фон, что позволяет увидеть капсулу вокруг прокрашенных бактерий.
Дополнительная информация.
Лабораторное занятие №3.
Риккетсии
В) Актиномицеты в окраске по Граму
Чистая культура
Грам (+)
Г) Плесневые грибы при малом увеличении. Различаются характером
мицелия и расположением спор.
Мукор Аспергилл Пеницилл
Д) Дрожжевые грибы в окраске простым методом.
Е) Морфология микоплазм и хламидий
Ж) Токсоплазмы в окраске по Романовскому-Гимзе
Токсоплазмы
эритроциты
лейкоциты
З) Структура вируса гриппа (электронная микроскопия)
Нуклеиновая кислота (РНК)
суперкапсид
капсид
шипы суперкапсида
По Граму.
Candida albicansГрам (+)
псевдомицелий
Подпись преподавателя:_____________________
Вопросы для самоконтроля:
1. Особенности строения спирохет.
2. Методы окраски спирохет?
3. Методы изучения спирохет в нативном состоянии.
4. В чем сходство спирохет с простейшими?
5. Применение метода окраски по Романовскому-Гимзе.
6. Бактерии, не имеющие клеточной стенки?
7. Таксономия и морфология микоплазм.
8. Отличительные признаки микоплазм.
9. Чем представлена оболочка у микоплазм?
10. Таксономия риккетсий.
11. Морфология риккетсий.
12. С кем имеют сходство риккетсии?
13. Каким методом окрашивают риккетсии?
14. Признаки, сходные у риккетсий и вирусов.
15. Таксономия хламидий.
16. Особенности морфологии хламидий.
17. Внутриклеточные формы хламидий.
18. В каком виде хламидии находятся вне клетки?
19. Отличия хламидий от риккетсий.
20. Таксономия актиномицет.
21. Особенности строения актиномицетов.
22. С кем имеют сходство актиномицеты?
23. Каким методом окрашивают актиномицеты?
24. Какие микроорганизмы образуют споры?
25. Таксономическое положение грибов.
26. Характерные признаки грибов.
27. Морфологические отличия грибов.
28. Кто относится к низшим грибам?
29. Какие грибы имеют септированный мицелий?
30. Какие грибы образуют псевдомицелий?
31. Нитчатые грибы.
32. Особенности морфологии грибов рода Кандида.
33. Таксономическое положение простейших?
34. Кто относится к простейшим?
35. Отличия в строении простейших.
36. Характеристика вирусов.
37. Геном вирусов.
38. Отличия вирусов от про- и эукариотов.
39. Структурные элементы вирусов.
40. Методы определения размеров вирусов.
Дополнительная информация.
Лабораторное занятие № 4.
МИКРООРГАНИЗМОВ».
Цель: оценить степень усвоения практических навыков по методам
исследования морфологических свойств микроорганизмов
и теоретических знаний по пройденной теме.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ:
Теоретические вопросы и вопросы для самоподготовки к занятиям 1-3.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
1. Ответить на 20 вопросов тест-контроля.
2. Каждый студент готовит мазок с неизвестной чистой культуры,
красит по Граму, микроскопирует и определяет культуру по ее
морфологическим и тинкториальным свойствам.
3. Каждый студент готовит микропрепарат и определяет неизвестный микроорганизм и метод его окраски (стафилококки, гонококки, кишечная палочка, бациллы антракоида, туберкулезная палочка, грибы рода Кандида, споровые и капсульные бактерии, смесь бактерий в окраске простыми и сложными методами).
4. Уборка рабочего места.
РАЗДЕЛ 2. ФИЗИОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ.
Лабораторное занятие № 5
КУЛЬТУРЫ АЭРОБНЫХ БАКТЕРИЙ.
Цель: отработать методику посева микроорганизмов на жидкие
и плотные питательные среды, усвоить принцип выделения
чистой культуры аэробов.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ:
1. Л. Пастер. Способы получения энергии бактериями.
2. Типы и механизмы питания бактерий.
3. Р. Кох. Основные принципы культивирования бактерий.
4. Рост и размножение бактерий. Фазы размножения
5. Искусственные питательные среды, их классификация,
требования к ним.
6. Принципы и методы выделения чистых культур аэробов.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
1. Описать способы получения чистых культур.
2. Записать основные требования к питательным средам.
3. Познакомиться с жидкими и плотными питательными средами (МПБ, МПА, Ру и др.).
4. Изучить методы разобщения бактерий. Научиться делать посевы петлей на плотные и жидкие среды.
5. Разобрать и записать в протоколе этапы выделения чистой культуры аэробных бактерий
6. Изучить и зарисовать характер роста на жидких средах кишечной палочки, стафилококка, стрептококка, холерного вибриона, сибиреязвенной палочки.
7. Описать культуральные свойства отдельной колонии на чашке Петри с агаром (паспорт колонии).
8. С одной части колонии сделать мазок, окрасить по Граму, изучить и зарисовать; другую часть колонии отсеять на скошенный МПА, подписать и убрать в термостат.
9. Уборка рабочего места
10. Отчет по протоколу.
Среда Ру Среда Левенштейна
Йенсена
Средах
_____________________ ________________
большинство бактерий холерный вибрион
(стафилококк, кишечная
палочка и др.)
_____________________ _________________
палочка чумы патогенные грибы
___________________ _____________________
стрептококк пиогенный Бациллы сибирской язвы
Дополнительная информация.
Лабораторное занятие № 6.
ЧИСТОЙ КУЛЬТУРЫ АНАЭРОБОВ.
Цель: научиться учитывать результаты и оценивать биохимические
свойства бактерий. Усвоить методы выращивания и схему
выделения чистой культуры анаэробов.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ:
1. Ферменты бактерий, их виды. Идентификация бактерий
по ферментативной активности.
2. Ферменты патогенности, их определение.
3. Методы культивирования анаэробов. Питательные среды.
4. Схема выделения чистой культуры анаэробов.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
1. Описать состав и принцип работы сред: Гисса, Раппопорта, Эндо, Левина, Плоскирева, Олькеницкогои др. Зарисовать их.
2. Записать состав и принцип работы сред, входящих в «пестрый ряд». Зарисовать готовый «пестрый ряд» кишечной палочки, сделать заключение.
3. Изучить и зарисовать определение факторов патогенности стафилококка при посеве на кровяной агар (КА), желточно-солевой агар (ЖСА), плазму.
4. Изучить и зарисовать способы создания анаэробных условий: Фортнера, Горовец-Власовой, Перетца, Вейон-Виньяля, выращивание в микроанаэростате, эксикаторе.
5. Записать состав и принцип работы сред для выращивания анаэробов: Цейсслера, Китта-Тароцци, Вильсона-Блера. Зарисовать исходные среды и с ростом анаэробных бактерий.
6. Разобрать и записать этапы выделения чистой культуры анаэробов по схеме .
7. Изучить посев почвенной болтушки на молоко, приготовить мазок, окрасить по Граму, промикроскопировать, зарисовать споровые палочки
8. III Этап изучения чистой культуры. Приготовить мазок с выделенной чистой культуры, окрасить по Граму, определить микроб и зарисовать
9. Защита протокола. Уборка рабочего места.
Работа №1: Среды для определения сахаролитических свойств
Бактерий.
Жидкие среды.
1)Среда Гисса (___________________________________________)
исходная до К до КГ
2) Среда Раппопорта (_______________________________________). Элективная для сальмонелл. Разливается в бутылки или колбы.
Среда Раппопорта
Исходная до К до КГ
Плотные среды
1)Эндо, Левина, Плоскирева – среды на выявление энтеробактерий (МПА + ____________+ щелочной индикатор: в Эндо –___________, в Левина–___________________________, в Плоскирева –______________________, последняя еще имеет соли желчных кислот и бриллиантовую зелень, которые подавляют рост кишечной палочки).
Эндо Левина Плоскирева
Лак (+) Лак (+) Лак(+)
Лак (-) Лак (-) Лак (-)
Бактерии, расщепляющие лактозу -lac(+), дают окрашенные колонии, потому, что___________________________________________________. Бактерии, не расщепляющие лактозу – lac(-) дают бесцветные колонии.
Среда Олькеницкого (__________________________________________
____________________________________). Среда разливается в виде скоса, используется для выделения чистой культуры энтеробактерий.
Лактоза до КГ
Глюкоза до КГ
исходная с посевом
Среды для определения протеолитических свойств бактерий
1. МПБс индикаторными бумажками:
а) на индол
б) на сероводород
в) на аммиак
Желатин
Молоко
ЖСА
lec (+)
lec (-)
2. Плазмокоагулаза – сворачивает плазму.
Посев проводят в 0,5 мл плазмы крови кролика.
исходная сгусток
3. Гемолизин – токсин, расщепляющий эритроциты.
Определяется на кровяном агаре (КА)
КА
гем (+)
гем (-)
4. Фибринолизин – токсин, расплавляющий фибрин.
Определяется посевом в свернутую кровь.
сгусток крови лизис сгустка
Физические
Химические
Биологические
Метод Перетца Принцип:
______________________
______________________
Метод ФортнераПринцип:
_____________________
_____________________
аэроб анаэроб
Трубки Вейон-Виньяля Принцип:
_____________________
_____________________
Лабораторное занятие № 7
БАКТЕРИОФАГИ.
Цель: усвоить методы культивирования и индикации вирусов,
методы получения и титрования бактериофагов и их
практическое использование.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ:
1. Значение открытия Д.И. Ивановского. Этапы развития вирусологии, роль отечественных ученых в развитии вирусологии.
2. Структура и химический состав вирусов и бактериофагов.
3. Типы взаимодействия вируса с клеткой, стадии репродукции, исходы.
4. Методы культивирования вирусов. Индикация вирусов.
5. Бактериофаги. Взаимодействие фага с клеткой. Умеренные и вирулентные фаги. Лизогения.
6. Получение и титрование фагов. Применение фагов в медицине, микробиологии и биотехнологии.
7. Внутривидовая идентификация бактерий (биовары, серовары, фаговары и т.д.). Эпидемическое маркирование.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
1. Провести овоскопию куриного эмбриона, заразить его
вируссодержащим материалом. Провести вскрытие ранее зараженного эмбриона, визуально оценить состояние оболочек.
2. Описать типы культур клеток, их отличия.
3. Изучить питательные среды для культур клеток: Хенкса, Игла, 199.
4. Изучить и зарисовать методы индикации вирусов:
а) цитопатическое действие - промикроскопировать и зарисовать культуры фибробластов в норме и с ЦПД;
б) реакция гемагглютинации – поставить РГА для индикации вируса в исследуемом материале, оценить и зарисовать;
в) реакция гемадсорбции – зарисовать с таблицы;
г) включения в пораженных клетках – зарисовать с таблиц тельца Бабеша-Негри при бешенстве, тельца Гварниери при натуральной оспе, внутриядерные включения при аденовирусной инфекции;
д) реакция бляшкообразования – с таблицы;
е) «цветная проба» - зарисовать и оценить готовую реакцию.
5. Разобрать особенности строения и зарисовать структуру
бактериофага.
6. Описать способ получения бактериофага.
7. Учесть и зарисовать результаты титрования фага по Аппельману
и по Грациа.
8. Учесть и зарисовать готовые результаты фагодиагностики: реакции
фаголизиса и фаготипирования.
9. Описать препараты фагов, используемые для диагностики, лечения
и профилактики заболеваний.
10. Уборка рабочего места.
11. Защита протокола.
Эмбриона.
Овоскопия: поместить эмбрион на овоскоп и карандашом отметить границу воздушной полости.
Строение 12-дневного куриного эмбриона
воздушная хорион - аллантоисная
полость оболочка (ХАО)
эмбрион аллантоисная полость
амниотическая желточный мешок
полость
белок
Заражение: скорлупу над воздушной полостью протирают спиртом, обжигают на огне, смазывают 2% настойкой йода, снова протирают спиртом и обжигают. Для заражения на ХАО изогнутыми ножницами срезают скорлупу над воздушной полостью, пинцетом снимают часть подскорлупной оболочки, исследуемый материал в объеме ________ наносят на ХАО (конец иглы не должен быть ниже границы воздушной полости). Отверстие в скорлупе закрывают покровным стеклом и заливают воском или парафином.
Для заражения в аллантоисную полость через прокол в скорлупе вводят иглу шприца так, чтобы конец иглы был ниже уровня воздушной полости на ______. Отверстие в скорлупе заливают воском.
Вскрытие куриных эмбрионов проводят с соблюдением правил асептики. Скорлупу над воздушной полостью обрабатывают так же, как при заражении, и срезают ножницами чуть выше границы прикрепления хорион-аллантоисной оболочки. Визуально оценивают состояние ХАО (помутнение, наличие бляшин и т.д.). Аллантоисную жидкость насасывают пипеткой после прокола ХАО в месте, лишенном крупных кровеносных сосудов. Затем ХАО разрезают ножницами и через отверстие выливают все содержимое в чашку Петри. Амниотический мешок так же разрезают, освобождают от эмбриона, просматривают на наличие поражений.
Тельца Бабеша-Негри
при бешенстве
Тельца Гварниери
при натуральной оспе
внутриядерные -
при аденовирусной
инфекции
д) реакция бляшкообразования
На монослое культуры клеток во флаконах Кареля под агаровым покрытием образуются ограниченные участки разрушенных вирусом клеток - бляшки или негативные колонии, которые отличаются по форме и размерам.
е) «цветная проба» - учесть результат готовой реакции
Культура клеток культура клеток
Среда 199 исследуемый материал
Среда 199
Результат: в исследуемом материале содержится вирус, потому что
___________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторное занятие №8.
МИКРООРГАНИЗМОВ». УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ - УИРС.
Цель: контроль усвоения теоретического материала и практических
навыков по разделу: «Физиология микроорганизмов».
УИРС 1 этап.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ:
Теоретические вопросы и вопросы для самоподготовки
к занятиям №№ 5-7.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
1. Ответить на 20 вопросов ЭВМ-контроля или по теме.
2. Каждому студенту рассказать о препарате, предложенном
преподавателем:
состав, принцип работы и применение питательных сред - Ру, Левенштейна-Йенсена, Эндо, Левина, Плоскирева, Олькеницкого, Раппопорта, Китта-Тароцци, Вильсона-Блера, Игла, 199;
характер роста бактерий на жидких и плотных средах, «пестрый ряд»;
применение, постановка и учет методов Фортнера, Горовец-Власовой, Перетца, Аппельмана, Грациа, использование трубок Вейон-Виньяля, культур клеток - фибробластов, HeLa;
оценить методы индикации вирусов - РГА, ЦПД, «цветная проба», включения;
применение, постановка и учет реакций фаголизиса и фаготипирования, получение и применение бактериофагов.
3. УИРС - I этап:
1) – посев-отпечаток большого пальца на среду Эндо,
2)– посеять волос на МПА,
3)– посев тампоном мазка из носа на ЖСА.
У всех посевов подписать свой номер и поместить в термостат.
РАЗДЕЛ 3. ЭКОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ.
Лабораторное занятие № 9.
ГОСТ для воздуха
Эндо
Учет: 1 БГКП содержится в воды.
Заключение:
ГОСТ Р 512332-98 для воды
Сульфитный агар.
ВСА – это среда для
Заключение:
потому, что
Работа №7: УИРС II этап
Результаты посева:
А) волоса на МПА: - нет роста, есть рост (ОМЧ).
Колонии одного вида (величина, форма, цвет), несколько видов. Приготовить мазки, окрасить по Граму, промикроскопировать, зарисовать.
Б) отпечатка пальца на Эндо - нет роста, есть рост (ОМЧ).
Колонии одного вида (величина, форма, цвет), несколько видов.
Количество Лак + колоний Приготовить мазки, окрасить по Граму, промикроскопировать, зарисовать.
В) посева мазка из носа на ЖСА. - нет роста, есть рост (ОМЧ).
Количество лецитиназо(+) колоний- . С них приготовить мазок по Граму, промикроскопировать, зарисовать.
Поставить антибиотикограмму. Для этого приготовить взвесь данной культуры в 0,5 мл физ.раствора и вылить ее на чашку с МПА. Пинцетом
наложить диски с антибиотиками, подписать свой номер. Сдать в термостат.
Мазки в окраске по Граму со среды:
МПА Эндо ЖСА
Подпись преподавателя
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое экосистема?
2. Что такое микробиоценоз?
3. Что лежит в основе антагонизма бактерий?
4. Что такое комменсализм?
5. Что такое дисбиоз?
6. Причины развития дисбиозов?
7. Препараты, для лечения и профилактики дисбиоза кишечника.
8. Какие препараты относятся к пробиотикам?
9. Представители резидентной и транзиторной микрофлоры кожи.
10. Микрофлора полости рта: резидентная и транзиторная.
11. Микрофлора дыхательных путей.
12. Микрофлора толстого кишечника: резидентная и транзиторная.
13. По каким показателям оценивают санитарное состояние воздуха?
14. По каким показателям оценивают санитарное состояние
хирургического материала?
15. Санитарно-показательные микроорганизмы воды, методы их
определения.
16. Санитарно-показательные микроорганизмы почвы, методы их
определения.
17. Методы определения общего микробного числа (ОМЧ) воздуха,
воды, почвы, пищевых продуктов.
18. Методы и среды для определения БГКП в воде, молоке, мясе,
почве.
19. ГОСТы для воздуха различных помещений, питьевой воды,
молочных продуктов.
20. Заболевания, передающиеся через воздух, воду, пищевые
продукты, почву, предметы обихода.
Дополнительная информация.
Лабораторное занятие № 10
Лабораторное занятие № 11.
И рестрикционный анализ.
ПЦР в основе имеет 3 этапа:
а)
б)
в)
Основной этап – проводится в аппарате , где имеются комплементарные праймеры, полимеразы и нуклеотиды, а также задается определенный температурный и временной режим. Цикл может задаваться раз, в результате чего образуются миллионы копий исходной ДНК.
Последний этап проводится с помощью
Рестрикционный анализ основан на
Сравнивая полученные нуклеотиды изучаемой ДНК с нуклеотидами контрольной ДНК (известного возбудителя), можно говорить об идентичности или различии возбудителей.
Дополнительная информация.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Борисов, Л.Б.Медицинская микробиология, вирусология, иммунология: учебник / Л.Б.Борисов. - М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2002. -736 с.
2. Букринская, А. Г. Вирусология /А.Г.Букринская.- М.: Медицина, 1986. -336 с.
3. Букринская, А.Г. Молекулярные основы патогенности вирусов / А.Г. Букринская,. В.М.- Жданов. - М.: Медицина, 1991. -235 с.
4. Вирусология: в 3-х т. /под ред Б. Филда, Д.Найна. – М.: Мир, 1989.
5. Медицинская микробиология / под ред. В.И.Покровского, О.К.Поздеева. - М.:ГОЭТАР МЕДИЦИНА, 1999.-1200 с.
6. Медицинская микробиология: учеб. Пособие / под. ред. А.М.Королюка и В.Б.Сбойчакова. - СПб.,1999. - 272 с.
7. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология: учебник.
/ под ред Л.Б.Борисова, А.М.Смирновой. - М.: Медицина, 1994. - 528с.
8. Микробиология: учебник./ А..А.Воробьев [и др.]; под ред. А..А.Воробьева. - М.:Медицина, 1998. - 336 с.
9. Руководство к лабораторным занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии, иммунологии / под ред. Л.Б.Борисова. - М.:Медицина,1993.-240 с.
10. Справочник по микробиологическим и вирусологическим методам исследования / под. ред. М.О.Биргера. - М.:Медицина, 1982. - 462 с.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
МОРФОЛОГИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ, ГЕНЕТИКА И ЭКОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ
Малый практикум для самостоятельной работы студентов
Методическое руководство
Рекомендовано центральным координационным методическим советом
ГОУ ВПО «Ижевская государственная медицинская академия»
Ижевск
УДК 576.8.094.095(076.5)
ББК 28.4я 73
М 79
Составители: канд. биол.наук, ст. преп. Т.Г. Чабашвили, д-р биол. наук, проф. В.Н.Марков.
Рецензенты: зав. кафедрой биологии с экологией ГОУ ВПО ИГМА д-р мед. наук, проф. Н.Н.Чучкова;зав. кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии ГОУ ВПО ИГМА канд. мед. наук, доцент О.В. Малинин
Одобрено центральным координационным методическим советом
ГОУ ВПО « Ижевская государственная медицинская академия»
М 79 Морфология, физиология, генетика и экология микро-организмов. Малый практикум для самостоятельной работы студентов: Методическое руководство / Сост. Т.Г.Чабашвили; В.Н.Марков. - Ижевск, 2005 - с.
Методическое руководство составлено в соответствии с программой по микробиологии, вирусологии и иммунологии для студентов лечебных медико-профилактических и педиатрических факультетов высших медицинских учебных заведений (Москва, 2000 г.) и программой по