Особенности восприятия детьми 5 лет народных культур людей других национальностей
Анализ методического пособия «Дошкольная педагогика» (С.А. Козлова, М.Ф. Кулешова) приводит авторов исследования к выводу о том, что сложность решения проблемы интернационально-патриотического воспитания дошкольников связана с возрастом детей - все лишь зарождается: и гуманизм, и коллективизм, и трудолюбие, и чувство собственного достоинства.
Важной составной частью работы по патриотическому воспитанию дошкольников является приобщение их к традициям и обычаям народа, страны, искусства. Не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине.
Педагоги и психологи, изучающие особенности воспитания дошкольников, утверждают, что детям доступны патриотические чувства, хотя выражаются они, прежде всего, в любви к матери, к семье, к семейным традициям, к родному городу, к родному народу [13].
Великий русский ученый К.Д. Ушинский выдвигал мысль о необходимости народности в воспитании детей. Он утверждал, что народность – могучее средство умственного и нравственного воспитания подрастающего поколения. Народная культура - это первый шаг ребенка к культуре общечеловеческой. Игнорировать элементы народной культуры в жизни и в детском саду - это, по мнению Ушинского: «…не значит воспитывать душу, а скорее разрушать ее … это не образование, а дикость, вандализм, потому что только вандалом свойственно не иметь истории, разрушать ее памятники, истреблять все, и не создать ничего» [13; 85].
Базовым этапом в формировании у детей людей к Родине следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения [14].
Отношение ребенка к человеку другой национальности начинает формироваться примерно с 4 лет. Общение с людьми разных национальностей - важнейшее средство и условие воспитания дошкольников. Приобретение детьми опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми разных национальностей вполне возможно, благодаря многонациональному составу детей дошкольного возраста в дошкольных организациях [7].
Проблемой взаимоотношений людей разных национальностей занимается новая отрасль психологии - этнопсихология. Она изучает факты, закономерности и механизмы проявления психической типологии, ценностных ориентации и поведения представителей той или иной этнической общности. Она описывает и объясняет особенности поведения и его мотивы внутри общности и между этносами.
Один из элементов формирования национального самосознания - обряд инициации (у девочек и мальчиков). Инициация, исчезая из родовой практики под влиянием изменяющейся картины этноса, обретает новую жизнь в форме предрассудков, мифов или волшебных сказок.
Национальная культура отражает конкретные особенности групп людей, живущих достаточно продолжительное время на одной и той же территории и имеющих родство. Родная культура входит в сознание человека так, как гены его отца и матери в его тело. Только глубоко проникнув в какую-то культуру, человек может воспринимать и по достоинству оценивать другие. Ведь невозможно постигать, понимать и любить все одновременно.
Ценность этнических и эстетических идеалов очень важна для формирования личности ребенка именно в дошкольном возрасте, когда все впитывается не на уровне знаний, а на уровне образа жизни. Педагог детского сада имеет большие возможности для воспитания детей в духе родной культуры [19].
Общение детей происходит в разнообразной деятельности: и в быту, в игре, учебной, трудовой деятельности. Объединение ребят в процессе деятельности на основе общности интересов, взаимных симпатий является основным педагогическим условием успешного формирования детских взаимоотношений [14].
Педагог А.Д. Жариков в книге «Растите детей патриотами» отмечает, что интернационально – патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста [9].
Таким образом, авторы исследования делают вывод: общение с людьми разных национальностей - важнейшее средство и условие воспитания дошкольников. Приобретение детьми опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми разных национальностей вполне возможно, благодаря многонациональному составу детей дошкольного возраста в дошкольных организациях.
Приложение 6
Пример оформления пункта 1.3.
Содержание, формы и методы работы по воспитанию патриотических чувств у детей 5 лет в процессе ознакомления с жизнью башкирского народа
Авторы исследования изучили методическую литературу по вопросу нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Работа по патриотическому воспитанию дошкольников включает целый комплекс задач: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; развитие интереса к башкирской культуре; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о России, ее столице; знакомство детей с символами государства; развитие чувства ответственности, гордости за достижения Родины; формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям [16].
Педагоги – методисты (Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Козлова С.А., Алешина Н.В., Гасанова Р.Х., Рыбалова И., Соболева И., Разумихина Г., Атемаскина Ю., Зацепина М., Иванова Т.В. и др.) указывают на то, что эти задачи должны решаться во всех видах детской деятельности – на занятиях, в играх, в труде, в быту, так как воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь - в детском саду и дома, его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Быть патриотом - это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов. Если взрослые поистине любят свою Родину, преданы ей, умеют наряду с критикой замечать и показывать ребенку привлекательные стороны, можно надеяться на эффективность воспитательно-образовательной работы.
Авторы исследования познакомились с Программой-руководством по работе с детьми старшего дошкольного возраста (автор Р.Л. Агишева) «Я - Башкортостанец», в которой раскрыты: содержание, показатели развития дошкольников к концу года, общие организационно- методические рекомендации по реализации программы, примерный тематический план и др. Из этой программы авторы исследования планируют включить в свою практическую работу с детьми: вопросы и задания для обследования; этапы ознакомления с национальным костюмом; познавательные сведения из истории башкир [40].
Интерес авторов исследования вызвали методические рекомендации Р.Х. Гасановой, Т.Б. Кузьмищевой «Фольклорная педагогика в воспитании дошкольников», где представлена методика использования башкирского фольклора в разных видах деятельности. Из этой программы авторы исследования планируют включить в свою практическую работу с детьми такие виды работы, как: знакомство с куклой Айгуль в национальном костюме, игру-занятие «В гости к Айгуль», занятие «Обучение детей умению отгадывать загадки», развлечение «В гости к бабушке».
За основу опытно-экспериментальной работы с детьми по теме исследования будет взято учебно-методическое пособие «Ознакомление детей дошкольного возраста с жизнью башкирского народа на занятиях по познавательному развитию» (авторы О.И. Мударисова, Е.В. Рубцова), в котором предложена система познавательных занятий на темы: жилище башкирского народа; труд башкир; предметы быта башкирского народа; башкирские национальные блюда; устное народное творчество - башкирская сказка «Лиса-сирота», «Волк и коза»; башкирский национальный костюм; башкирская обувь; башкирские народные музыкальные инструменты [30].
Программа «Ляйсан» (сост. Р.Ю. Дулатова) содержит подборку стихотворений поэтов Башкортостана, башкирские пословицы и поговорки, которые авторы исследования планируют использовать при проведении режимных моментов в воспитательно-образовательном процессе детского сада [21].
Таким образом, анализ методической литературы помог авторам исследования отобрать содержание, разнообразные формы и методы ознакомления детей с жизнью башкирского народа, что поможет организовать и провести эффективную опытно-экспериментальную работу по теме исследования в условиях ДОО.
Приложение 7
Пример оформления заключения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Авторы исследования убедились в актуальности темы. Действительно, идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности в культурной, идеологической, политической, экономической, военной и других. Поэтому нравственно-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.
Анализ практической работы педагогов в детском саду привел авторов исследования к выводу о том, что многие воспитанники не знают своего домашнего адреса, телефона, название улицы, на которой живут; не понимают значения фраз «большая и малая Родина»; не знают башкирских сказок, праздников, национальных блюд и т.д.
Педагоги дошкольных образовательных организаций не всегда проводят работу по данной теме в соответствии с местными условиями и особенностями воспитанников, не учитывают: отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста, дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов, рациональное сочетание разных видов деятельности.
Работы таких ученых, как: В.А. Сухомлинский, В.Г. Нечаева, Н.Ф. Виноградова, В.А. Крутецкий, С.А. Козлова, О.С. Ушакова и других подтвердили правильность определения объекта, предмета и цели исследования.
Авторами исследования решены следующие задачи:
1. Дан анализ психолого-педагогической литературы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
2. Выявлены особенности восприятия детьми 5 лет народных культур людей других национальностей.
3. Проанализированы современные образовательные программы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
4. Раскрыты содержание, формы и методы работы по воспитанию патриотических чувств у дошкольников в процессе ознакомления с жизнью башкирского народа.
Организация опытно-экспериментальной работы по теме исследования
будет успешной, если:
- вести работу по диагностике знаний детей 5 лет о жизни башкирского народа;
- учитывать возрастные, психологические и индивидуальные особенности детей данной возрастной группы;
- разработать содержание, формы, методы и приемы работы по воспитанию патриотических чувств у детей 5 лет;
- создать развивающую предметно-пространственную среду в группе для организации работы по патриотическому воспитанию.
- вести планомерную, систематическую и целенаправленную работу по патриотическому воспитанию дошкольников.
- взаимодействовать с родителями воспитанников.
Опытно-экспериментальная работа по воспитанию патриотических чувств у детей в процессе ознакомления с жизнью башкирского народа будет проведена в средней группе МАДОУ детский сад № 237 Октябрьского района Городского округа города Уфа Республики Башкортостан.
Приложение 8
Примеры оформления списка использованной литературы
1. Книга под фамилией одного автора:
Курбатов В.И. Искусство управлять общением. – Ростов н/Д.: издательство «Феникс», 2000. – 352 с.
2. Книга под фамилиями двух авторов:
Ларьина О.А., Шкотова О.А. Социальная работа: Учеб. пособие / Под ред. И.С. Росина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2010. - Ч. 1. - 175 с.
3. Книга под фамилиями трех авторов:
Лыкова И.А., Касаткина Е.И., Пеганова С.Н. Играют девочки: гендерный подход в образовании: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014. – 96 с., ил.
4. Книга под фамилиями четырех авторов:
Михайлова З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста: Учебное пособие /Михайлова З.А., Носова Е.А., Столяр А.А., Полякова М.Н. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 384 с., ил.
5. Книга под фамилиями более 4 авторов:
Финансы предприятий: Учебник для вузов / Н.В. Колчина, Г.Б. Поляк, Л.П. Павлова и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2001. – 447 с.
6. Книга под редакцией:
Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2014. - 46 с., ил.
Законодательные материалы
Конституция Российской Федерации. – М.: Приор, 2004. – 32 с.
Словари, справочники
Философский энциклопедический словарь / Под ред. Е.Ф. Губского. – М.: Инфра-М, 2004. – 578 с.
Вечканов Г.С. Микро - и макро-экономика: энциклопедический словарь. – СПб.: Лань, 2000. – 352 с.
Статья в журнале
Коломиец Л.К. Программа социального развития // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 1. - С. 4.
10. Современная образовательная программа
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика - Синтез, 2011. – 336 с.
Электронные ресурсы
Соловьева Л.Н. Устойчивое развитие: Миф или реальность? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.ust-razvitie.narod.ru.
Приложение 9
Требования к оформлению курсовой работы
№ | Объект | Параметры | Соотв. + Не соотв. - |
Название темы | Соответствует утвержденной тематике | ||
Размер шрифта | 14 (таблицы – 12) | ||
Название шрифта | Times New Roman | ||
Межстрочный интервал | 1,5 | ||
Абзац | 1,25 | ||
Поля (мм) | Левое - 30 мм, правое - 1,5 мм, верхнее и нижнее – 20 мм | ||
Общий объем работы | 20 - 25 страниц печатного текста | ||
Объем введения | 2 - 3 страницы | ||
Объем основной части | 10 - 15 страниц | ||
Объем пунктов | 4 - 5 страниц | ||
Объем заключения | 2 страницы | ||
Объем списка литературы | 2 страницы | ||
Нумерация страниц | Сквозная, в правой верхней части листа, арабскими цифрами, начинается с введения (стр. 3, шрифт – 12). | ||
Последовательность структурных частей работы | Титульный лист, Оглавление, Введение, список сокращений (при необходимости), Основная часть (глава, пункты, подпункты - при необходимости), Список использованной литературы, Приложение (при необходимости). | ||
Оформление введения | Введение включает: актуальность, объект, предмет, цель, гипотезу, задачи, методы, этапы, практическую значимость исследования, структуру курсовой работы. | ||
Оформление структурных частей работы | Каждая структурная часть начинается с новой страницы. Заголовок главы равняется по центру (14, прописные, полужирные). Наименования параграфов приводятся с абзацным отступом с прописной буквы (14, строчные, полужирные). Точка в конце наименования не ставится. Расстояние между заголовками оглавления, введения, главы, заключения, списка использованной литературы и дальнейшим текстом - 2 интервала; пунктами, подпунктами и текстом - 1 интервал. | ||
Количество и оформление литературы. Ссылки на литературу | не менее 20 библиографических, справочных, литературных источников, интернет – ресурсов. Ссылки на литературу: ставим номер в соответствии со списком литературы: [7]. Ссылки на несколько источников проставляем через запятую: [7, 13, 15]. Если есть цитата - указываем не только номер источника из списка, но и страницы, на которых изложен материал. Номер источника и номер страницы разделяем знаком «точка с запятой»: [7; 39]. Количество ссылок в тексте должно соответствовать списку использованной литературы. | ||
Наличие приложения | не обязательно |
Нормоконтроль выполнил: руководитель курсовой работы ______________________
С результатами нормоконтроля ознакомлен: студент (ка)___________________
Замечания устранены: ___________________ Дата___________________
(подпись руководителя)
Приложение 10
Пример оформления списка сокращений
ДОО – дошкольная образовательная организация
ООД – организованная образовательная деятельность
НОД – непосредственно образовательная деятельность
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт
ФГТ – федеральные государственные требования
МАДОУ – муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение
ЗОЖ – здоровый образ жизни