Обработка научной информации для написания курсовой работы

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А

Методические рекомендации к написанию

и оформлению курсовой работы

Специальность 44.02.01

Дошкольное образование

Уфа – 2015

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Тема курсовой работы……………………………………………………...3
  1. Введение курсовой работы………………………………………………...5
  1. Обработка научной информации………………………………………….9
  1. Заключение курсовой работы…………………………………………….11

Приложение 1. Оформление титульного листа………………………………...12

Приложение 2. Оформление оглавления курсовой работы…………………...13

Приложение 3. Оформление введения курсовой работы……………………...15

Приложение 4. Оформление пункта 1.1………………………………………...18

Приложение 5. Оформление пункта 1.2………………………………………...21

Приложение 6. Оформление пункта 1.3………………………………...............23

Приложение 7. Оформление заключения курсовой работы…………..............25

Приложение 8. Примеры оформления списка литературы……………………27

Приложение 9. Требования к оформлению курсовой работы………………...28

Приложение 10. Оформление списка сокращений…………………………….29

ТЕМА» курсовой работы

Исследование начинается с постановки проблемы. Чтобы определить научную проблему, надо хорошо знать современное состояние науки и потребности практики. Как правило, студент еще не обладает такими знаниями, поэтому ведущая роль в определении

проблемы принадлежит научному руководителю. В рамках проблемы может быть сформулировано несколько тем (направлений) исследований.

Тема очерчивает круг исследовательской работы и вытекает из анализа того, что описано в литературе и реализовано в опыте педагогов.

Определив тему, можно дать первый вариант формулировки названия работы. Часто понятия «тема» и «название» используют как синонимы. Эти два понятия действительно отражают почти одно и то же. Тема отражает суть исследования, его основное направление.

Название – это конкретизация темы, точная формулировка того, что сделано в исследовании. В начале исследования определяется тема как более широкое понятие, а уже потом, когда будет решен вопрос, в чем будет заключаться работа, - формулируется название.

Название – это «визитная карточка» работы. Отражение в нем смысла исследования – признак хорошей научной работы. Если название не соответствует содержанию работы, то это говорит об отсутствии у студента четкого представления о смысле исследования или о его небрежном отношении к работе.

НАЗВАНИЕ курсовой работы должно включать:

1. Проблему (формирование…; обучение…; воспитание…; развитие…; предупреждение…; использование…; обогащение…; влияние…; ознакомление…; изучение…; педагогические условия… и т.п.).

2. Возраст детей (например, дети 6 года жизниили 6 лет, но не старшего дошкольного возраста, т.к. дети подготовительной группы имеют отличные от старшей группы ЗУН).

3. Пути и формы решения проблемы (в процессе…; с использованием…; на материале…; в условиях ДОО…; в организованной образовательной деятельности…; на занятиях по… и т.п.).

Примерные варианты названий курсовых работ:

* Развитие логического мышления у детей 7 года жизнив процессе обучения решению арифметических задач.

* Воспитание положительных нравственных качеств у детей 5 лет на материале русских народных сказок.

* Обогащение словаря детей 4 года жизнив процессе ознакомления с предметным миром.

* Формирование пространственных ориентировок у детей 6 лет с использованием дидактических игр и упражнений математического содержания.

* Ознакомление детей 5 года жизнис творчеством К.И.Чуковского в организованной образовательной деятельности ДОО.

* Воспитание гендерной культуры у девочек подготовительной группы в условиях ДОО.

* Воспитание детей 6 лет в процессе ознакомления с произведениями Л.Н.Толстого.

* Ознакомление детей 5 года жизнис произведениями декоративно-прикладного искусства на занятиях по изобразительной деятельности.

* Воспитание у детей 7 года жизнипривычки к ЗОЖ на занятиях по физической культуре.

* Формирование экологических знаний у детей 5 лет в процессе организации наблюдений на прогулке в условиях ДОО.

* Педагогические условия организации познавательного общения с детьми 6 лет в условиях ДОО.

* Воспитание у детей 5года жизни уважения к старшему поколению семьи.

* Организация работы ДОО с родителями в период подготовки детей к школе.

* Педагогические условия использования учебно-наглядных пособий для детей в образовательной практике ДОО.

* Оказание родителям консультативной помощи в подготовке детей к школе.

* Взаимодействие ДОО и семьи в патриотическом воспитании детей 7 года жизни.

* Воспитание отзывчивости у детей 4 года жизни в сюжетно-ролевой игре.

* Сотрудничество педагогов и родителей в развитии коммуникативной компетентности детей 7 года жизни.

* Использование художественной литературы как средства обогащения нравственных представлений у детей 5 года жизни.

* Использование игровых технологий в обучении детей 6 лет.

* Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 3 лет в условиях ДОО.

* Особенности педагогического взаимодействия с детьми 6 лет в самостоятельной деятельности в условиях ДОО.

* Особенности применения методов интерактивного обучения в работе с детьми 7 года жизни в условиях ДОО.

* Использование поисковой деятельности для активизации познавательных вопросов у детей 7 года жизни.

* Формирование исследовательских умений у детей 6 лет посредством экспериментирования.

* Развитие познавательной активности детей 6 лет средствами познавательных игр. * Развитие вопросительной активности младших дошкольников в ходе познавательного общения.

* Формирование исследовательских умений детей 6 лет в проектной деятельности. * Изучение особенностей развития любознательности детей 5 лет в условиях ДОО. * Формирование полиэтнической культуры детей 7 года жизни в организованной образовательной деятельности ДОО.

* Интеграция логико-математического и речевого развития детей 6 летв условиях ДОО. * Использование арт-педагогики и профилактика здоровья детей 6 лет средствами искусства.

* Физическое развитие детей 6 лет и приобщение их к ЗОЖ в условиях ДОО.

* Использование познавательных книг математического содержания и рабочих тетрадей в логико-математическом развитии детей 5 лет.

* Развитие математических представлений у детей 6 года жизни на материале познавательных сказок математического содержания.

* Развитие связной речи как средства коммуникативной компетентности детей 7 года жизни в организованной образовательной деятельности ДОО.

ВВЕДЕНИЕ» курсовой работы

(Указанная ниже нумерация пунктов в самом тексте курсовой работы не указывается, ответы на эти пункты введения просто начинаются с красной строки).

1.Актуальностьисследования – необходимость понять, зачем нужно изучать данную проблему, для чего нужны изыскания в этом направлении, что могут дать результаты исследования для теории и практики обучения и воспитания дошкольников.

2. Практическая актуальность исследования (противоречие – с одной стороны актуальность темы не вызывает сомнений, а с другой стороны):

а) показать недостатки в обученности, воспитанности детей, которые следует устранить (это констатация того, что меня не устраивает);

б) оценка качества педагогического процесса – показать недостатки в образовательном процессе, которые привели к недостаткам в уровне обученности и воспитанности детей.

3.Научная актуальностьтемы – показать степень разработанности проблемы в теории, на практике, указать на недостаточно изученные аспекты, предварительно сгруппировав изученную литературу (педагогическая, психологическая, методическая).

4.Объектисследования – это педагогическое пространство (процесс, явление, область), в границах которого содержится то, что именно будет изучаться.

Объектом исследования в сфере дошкольного воспитания могут выступать: педагогический процесс; система работы в ДОО по данной проблеме; деятельность педагога в определенных условиях и направлениях; деятельность воспитанников во всем многообразии; взаимодействие ДОО и семьи; система подготовки специалистов по…

Например, объектом исследования является:

* педагогический процесс в ДОО, направленный на …(тема);

* образовательный процесс по физической культуре в ДОО;

* связная речь дошкольников;

* экологическое воспитание детей дошкольного возраста;

* культура речевого общения дошкольников;

* образовательный процесс по изобразительной деятельности в ДОО.

5. Предметисследования – это конкретная часть объекта, это конкретизация того, на что направлено воздействие (предмет находится внутри объекта, именно на него направлено исследование).

Точное определение предмета конкретизирует деятельность студента, избавляет его от попыток «объять необъятное». Как правило, предмет в большой степени совпадает с темой исследования (раскрывает ее).

Предметом могут выступать: содержание образования воспитанников в области…; формы и методы деятельности педагога, организующего…; пути и средства, факторы совершенствования обучения и воспитания детей в процессе…

Например:

ТЕМА исследования – развитие связной речи у детей 6 лет на занятиях по обучению рассказам из личного опыта.

ОБЪЕКТ исследования – связная речь дошкольников.

ПРЕДМЕТ исследования – использование разнообразных методов и приемов развития связной речи у детей 6 лет на занятиях по обучению рассказам из личного опыта.

6.Цельисследования – это прообраз будущего результата, т.е. ответ на вопрос, что я хочу получить в конце своего исследования.

Формулировка цели исследования начинается с существительного: обоснование (теоретическое)…, аспект (историко-современный)…, основы (теоретические)…; проверка (экспериментальная)…, разработка…, система работы…и т.п.

Например:

ЦЕЛЬ исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка системы работы по развитию связной речи у детей 6 лет.

7.Гипотезаисследования – это научное предположение. В описании актуальности исследования была определена проблема. Теперь необходимо выдвинуть предположение, как ее можно решить. Гипотеза и есть предположение, догадка, представляющая собой возможный ответ на вопрос о решении проблемы. Однако проблема – очень широкое понятие, которое конкретизируется в предмете исследования. Поэтому гипотеза – это предположение о путях преобразования предмета исследования, о создании условий для его развития и совершенствования (желательно представить одно утверждение и 3 – 4 предположения).

Например:

организация занятий по обучению рассказам из личного опыта позволит повысить эффективность процесса развития связной речи у детей 6 лет, если:

а) вести диагностику уровня сформированности связной речи;

б) учитывать возрастные и индивидуальные особенности речевого развития детей 6 лет;

в) внести изменения в организацию и содержание занятий по обучению рассказыванию;

г) создать развивающую предметно-пространственную среду для обогащения словаря детей;

д) объединить работу педагогов и родителей для решения данной проблемы.

8. Задачиисследования – это шаги по достижению цели. Описание их решения должно составить содержание глав исследования (количество задач совпадает с количеством пунктов оглавления).

Задачи начинаются с глаголов (формулируются в виде поручений): изучить, описать, установить, выявить, определить, проанализировать и т.п.

Например:

ЗАДАЧИ исследования:

1. Предложить анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.

2. Раскрыть этапы развития связной речи у дошкольников (или – раскрыть особенности восприятия детьми 6 лет произведений художественной литературы).

3. Описать процесс развития связной речи у детей 6 лет на занятиях по обучению рассказам из личного опыта.

4. Провести диагностику уровня сформированности связной речи у детей экспериментальной группы.

5. Организовать опытно–экспериментальную работу по теме исследования.

6. Проанализировать результаты экспериментальной работы с детьми.

9.Методыисследования. Необходимо перечислить теоретические и практические (эмпирические) методы, которые будут использованы в исследовании.

Например:

МЕТОДЫ исследования:

теоретические: анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, сравнение,

моделирование, классификация, систематизация, обобщение;

эмпирические: наблюдение, опрос, анкетирование, интервью, беседа,

тестирование, рейтинг, самооценка, изучение передового

опыта, эксперименты (констатирующий, формирующий,

контрольный), занятия, дидактические игры и т.п.

10. Этапы исследования:

1 этап (указать учебный год) – поиск, анализ, систематизация имеющейся по данной проблеме научной литературы;

2 этап (указать год) – разработка содержания, форм, методов и приемов работы по…(тема); проведение опытно-экспериментальной работы; обработка и анализ результатов.

11. Практическая значимостьисследования – это возможность использования его результатов в практике образовательного учреждения, а также для продолжения исследования. Прежде всего определяется практическая значимость того нового знания, которое получил студент в процессе исследования.

В курсовой работе нужно указать, какими педагогами, при работе с какими детьми и в каких учреждениях могут быть использованы новые идеи, положения, рекомендации проведенного исследования, а также какие проблемы могут быть темой и предметом последующих изысканий.

Например:

предложенное исследование и его результаты могут быть внедрены в практику ДОО для подготовки воспитателями докладов к педагогическим советам, семинарам-практикумам по теме «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста», консультаций для родителей и т.п.

12.Структуракурсовой работы.

Курсовая работа имеет следующую структуру: введение, 1 главу, 3 (4) параграфа, заключение, список использованной литературы, приложение.

В параграфе 1.1.

дается краткое психолого-педагогическое обоснование данной проблемы:

* ссылки + цитаты;

* основные теоретико-методические понятия, связанные с темой исследования;

* освещение альтернативных взглядов ведущих методистов и педагогов – практиков на пути решения проблемы – ссылки + цитаты нескольких авторов

(Приложение 4).

В параграфе 1. 2.

раскрываются психологические аспекты данного исследования – как с психологической точки зрения детьми конкретного возраста воспринимается решение данной проблемы (Приложение 5).

В параграфе 1. 3.

дается анализ современных образовательных программ по разделу, который раскрывается в научном исследовании (этого параграфа в курсовой работе может и не быть – на усмотрение руководителя).

В параграфе 1.4.

предполагается освещение методики, системы работы, созданной на основе теоретического исследования проблемы – анализ системы занятий, игр, упражнений, уроков, внеклассных мероприятий, учебно-дидактических пособий, тренингов и пр. в методической литературе (Приложение 6).

С с ы л к и н а а в т о р о в

1. При ссылке на высказывание ученого после кавычек в квадратных скобках указывается номер источника, под которым книга дана в списке литературы, а затем номер страницы, с которой взято высказывание.

Н а п р и м е р. Интересные мысли относительно экспрессивного момента, определяющего стиль высказывания, находим у М. М. Бахтина, который считал, что «…эмоция, оценка, экспрессия чужды слову языка и рождаются только в процессе его живого употребления…» [26; 121].

2. Если в тексте указывается отдельная фраза ученого, то после написания этой фразы в кавычках, ставятся квадратные скобки, в которых печатается только номер источника, под которым книга дана в списке литературы.

Н а п р и м е р. Рассмотрение образности поэтической речи, как особой разновидности языка, по выражению Л. П. Якубинского, «генетически восходит к Аристотелю» [15].

3. Скобки не ставятся, если в начале абзаца указывается автор и название его книги или статьи.

Н а п р и м е р. Педагог М. М. Кольцова в книге «Ребенок учится говорить» охарактеризовала путь развития обобщений у детей. По ее данным…..

4. Ссылки на работы давно умерших общеизвестных ученых целесообразно давать по прижизненным публикациям труда, что позволит при хронологическом перечислении поставить фамилию на положенное место. Если это невозможно, и доступен только современный источник, то нужно дать в ссылке после инициалов и фамилии автора номер источника в списке литературы в квадратных скобках.

Н а п р и м е р. Текст……………П. Ф. Лесгафт [27].

5. Если в тексте курсовой работы указываем на то, что проблемой занимались несколько ученых, то их фамилии указываются в скобках без указания литературных источников.

Н а п р и м е р. Многие исследования, посвященные проблеме текста, как ранние (М.М. Бахтин, Б.В. Томашевский, А.А. Потебня), так и более поздние (И.Р. Гальперин, А.А. Леонтьев, Н.И. Жинкин и др.), анализировали его как явление, имеющее закономерности своей организации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ» курсовой работы

В курсовой работе не предусмотрена организация опытно-экспериментальной работы, поэтому делаются выводы по анализу педагогической, психологической и методической литературы, которую изучил, описал и проанализировал студент.

В заключении желательно отметить:

1. Подтвердил ли анализ литературы актуальность проблемы.

2. Указать фамилии ученых, анализ работ которых представлен в данном исследовании.

3. Подтвердилось ли противоречие, которое выдвигалось во введении в практической актуальности.

4. Помогло ли изучение литературных источников подтвердить правильность определения объекта, предмета, цели и задач исследования.

5. Какие предположения можно сделать по поводу организации опытно – экспериментальной работы при написании ВКР по данной теме.

6. Указать, с какими детьми, в какой образовательной организации будет проводиться опытно-экспериментальная работа (Приложение 7).

Приложение 1

Образец оформления титульного листа

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УФИМСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….………………...........................3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ……

1.1. Наименование пункта….....………..................................................6

1.2. Наименование пункта ……...…...………………………………..10

1.3.Наименование пункта …...……….………….……………………13

1.4. Наименование пункта .…………...................................................15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................45

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............................................48

ПРИЛОЖЕНИЕ......................................................................................................50

Примечание:

  1. Заголовок «ОГЛАВЛЕНИЕ» - 14 (полужирный, прописными – заглавными).
  2. Заголовки введения, главы, заключения…. – 14 не ж., прописными.
  3. Заголовки пунктов – 14
  4. Нумерация страниц - 12

Пример оформления оглавления

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….………………….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВОСПИТАНИЯ

ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по

нравственно-патриотическому воспитанию детей

дошкольного возраста……………………………………………...6

1.2. Особенности восприятия детьми 5 лет народных культур

людей других национальностей...……..…...…………………….10

1.3. Анализ современных образовательных программ

по нравственно-патриотическому воспитанию

дошкольников…………………………….………….………...…..13

1.4. Содержание, формы и методы работы по воспитанию

патриотических чувств у детей 5 лет в процессе

ознакомления с жизнью башкирского народа...............................15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............................................20

ПРИЛОЖЕНИЕ......................................................................................................23

Приложение 3

Пример оформления введения

ВВЕДЕНИЕ

Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности - в культурной, идеологической, политической, экономической, военной и других. Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства.

В условиях вступившего в силу ФГОС дошкольного образования перед работниками образовательных организаций стоит задача пересмотра структуры, содержания и организации проведения всех видов детской деятельности, в частности, по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ДОО.

Анализ практической работы педагогов в детском саду привёл авторов исследования к выводу о том, что многие дети не знают своего домашнего адреса, телефона, названия улицы, на которой живут; не понимают значения фраз «Большая и малая Родина»; не знают стихотворений, рассказов, сказок башкирского народа и т.д.

Педагоги дошкольных образовательных организаций не всегда строят свою работу по данной теме в соответствии с местными условиями и особенностями детей, не учитывают: отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста, дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов; рациональное сочетание разных видов деятельности.

В педагогической, психологической и методической литературе вопрос о воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста представлен в работах таких ученых, как: К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, В.А. Крутецкий, С.А. Козлова, О.С. Ушакова, Н.Ф. Виноградова, Н.В. Алешина, В.Г. Нечаева и др.

Объектом исследования является процесс нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Предметомисследования является ознакомление детей 5 лет с жизнью башкирского народа через разные формы организованной образовательной деятельности в условиях ДОО.

Цельисследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка системы работы по ознакомлению детей 5 лет с жизнью башкирского народа.

Тогда можно выдвинуть следующую гипотезу: ознакомление с жизнью башкирского народа будет способствовать воспитанию патриотических чувств у детей 5 лет, если:

· вести диагностику сформированности у детей 5 лет знаний о жизни башкирского народа;

· учитывать возрастные, психологические и индивидуальные особенности детей данной группы;

· разработать содержание, формы, методы и приемы работы по воспитанию патриотических чувств у детей 5 лет в процессе ознакомления с жизнью башкирского народа.

Задачи исследования:

1. Дать анализ психолого-педагогической литературы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

2. Выявить особенности восприятия детьми 5 лет народных культур людей других национальностей.

3. Проанализировать современные образовательные программы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

4. Раскрыть содержание, формы и методы работы по воспитанию патриотических чувств у детей 5 лет в процессе ознакомления с жизнью башкирского народа.

5. Провести диагностику уровня сформированности у детей 5 лет знаний о жизни башкирского народа.

6. Организовать опытно - экспериментальную работу по теме исследования.

7. Предложить анализ результатов опытно-экспериментальной работы.

Методы исследования:

теоретические: анализ, синтез, конкретизация, сравнение, обобщение, классификация

имеющейся литературы;

эмпирические: наблюдение, беседа, эксперименты (констатирующий, формирующий,

контрольный); фронтальные и индивидуальные формы работы.

Этапыисследования:

1 этап (сентябрь 2015 г. - февраль 2016 г.) – поиск, анализ, систематизация имеющейся по

данной теме литературы;

2 этап (сентябрь 2016 г. - март 2017 г.) – разработка содержания, форм и методов

воспитания патриотических чувств у дошкольников; организация опытно-

экспериментальной работы; обработка и анализ результатов.

Предложенное исследование и его результаты могут быть внедрены в практику ДОО

для подготовки воспитателями докладов к педагогическим советам, семинарам-практикумам по теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», консультаций для родителей и т.п.

Курсовая работа имеет следующую структуру: введение, 1 главу, 4 параграфа, заключение, список использованной литературы, приложение.

Приложение 4

Пример оформления пункта 1.1.

ГЛАВА 1.

Содержание, формы и методы работы по воспитанию патриотических чувств у детей 5 лет в процессе ознакомления с жизнью башкирского народа

Авторы исследования изучили методическую литературу по вопросу нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.

Работа по патриотическому воспитанию дошкольников включает целый комплекс задач: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; развитие интереса к башкирской культуре; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о России, ее столице; знакомство детей с символами государства; развитие чувства ответственности, гордости за достижения Родины; формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям [16].

Педагоги – методисты (Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Козлова С.А., Алешина Н.В., Гасанова Р.Х., Рыбалова И., Соболева И., Разумихина Г., Атемаскина Ю., Зацепина М., Иванова Т.В. и др.) указывают на то, что эти задачи должны решаться во всех видах детской деятельности – на занятиях, в играх, в труде, в быту, так как воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь - в детском саду и дома, его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Быть патриотом - это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов. Если взрослые поистине любят свою Родину, преданы ей, умеют наряду с критикой замечать и показывать ребенку привлекательные стороны, можно надеяться на эффективность воспитательно-образовательной работы.

Авторы исследования познакомились с Программой-руководством по работе с детьми старшего дошкольного возраста (автор Р.Л. Агишева) «Я - Башкортостанец», в которой раскрыты: содержание, показатели развития дошкольников к концу года, общие организационно- методические рекомендации по реализации программы, примерный тематический план и др. Из этой программы авторы исследования планируют включить в свою практическую работу с детьми: вопросы и задания для обследования; этапы ознакомления с национальным костюмом; познавательные сведения из истории башкир [40].

Интерес авторов исследования вызвали методические рекомендации Р.Х. Гасановой, Т.Б. Кузьмищевой «Фольклорная педагогика в воспитании дошкольников», где представлена методика использования башкирского фольклора в разных видах деятельности. Из этой программы авторы исследования планируют включить в свою практическую работу с детьми такие виды работы, как: знакомство с куклой Айгуль в национальном костюме, игру-занятие «В гости к Айгуль», занятие «Обучение детей умению отгадывать загадки», развлечение «В гости к бабушке».

За основу опытно-экспериментальной работы с детьми по теме исследования будет взято учебно-методическое пособие «Ознакомление детей дошкольного возраста с жизнью башкирского народа на занятиях по познавательному развитию» (авторы О.И. Мударисова, Е.В. Рубцова), в котором предложена система познавательных занятий на темы: жилище башкирского народа; труд башкир; предметы быта башкирского народа; башкирские национальные блюда; устное народное творчество - башкирская сказка «Лиса-сирота», «Волк и коза»; башкирский национальный костюм; башкирская обувь; башкирские народные музыкальные инструменты [30].

Программа «Ляйсан» (сост. Р.Ю. Дулатова) содержит подборку стихотворений поэтов Башкортостана, башкирские пословицы и поговорки, которые авторы исследования планируют использовать при проведении режимных моментов в воспитательно-образовательном процессе детского сада [21].

Таким образом, анализ методической литературы помог авторам исследования отобрать содержание, разнообразные формы и методы ознакомления детей с жизнью башкирского народа, что поможет организовать и провести эффективную опытно-экспериментальную работу по теме исследования в условиях ДОО.

Приложение 7

Пример оформления заключения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Авторы исследования убедились в актуальности темы. Действительно, идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности в культурной, идеологической, политической, экономической, военной и других. Поэтому нравственно-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.

Анализ практической работы педагогов в детском саду привел авторов исследования к выводу о том, что многие воспитанники не знают своего домашнего адреса, телефона, название улицы, на которой живут; не понимают значения фраз «большая и малая Родина»; не знают башкирских сказок, праздников, национальных блюд и т.д.

Педагоги дошкольных образовательных организаций не всегда проводят работу по данной теме в соответствии с местными условиями и особенностями воспитанников, не учитывают: отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста, дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов, рациональное сочетание разных видов деятельности.

Работы таких ученых, как: В.А. Сухомлинский, В.Г. Нечаева, Н.Ф. Виноградова, В.А. Крутецкий, С.А. Козлова, О.С. Ушакова и других подтвердили правильность определения объекта, предмета и цели исследования.

Авторами исследования решены следующие задачи:

1. Дан анализ психолого-педагогической литературы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

2. Выявлены особенности восприятия детьми 5 лет народных культур людей других национальностей.

3. Проанализированы современные образовательные программы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

4. Раскрыты содержание, формы и методы работы по воспитанию патриотических чувств у дошкольников в процессе ознакомления с жизнью башкирского народа.

Организация опытно-экспериментальной работы по теме исследования

будет успешной, если:

- вести работу по диагностике знаний детей 5 лет о жизни башкирского народа;

- учитывать возрастные, психологические и индивидуальные особенности детей данной возрастной группы;

- разработать содержание, формы, методы и приемы работы по воспитанию патриотических чувств у детей 5 лет;

- создать развивающую предметно-пространственную среду в группе для организации работы по патриотическому воспитанию.

- вести планомерную, систематическую и целенаправленную работу по патриотическому воспитанию дошкольников.

- взаимодействовать с родителями воспитанников.

Опытно-экспериментальная работа по воспитанию патриотических чувств у детей в процессе ознакомления с жизнью башкирского народа будет проведена в средней группе МАДОУ детский сад № 237 Октябрьского района Городского округа города Уфа Республики Башкортостан.

Приложение 8

Примеры оформления списка использованной литературы

1. Книга под фамилией одного автора:

Курбатов В.И. Искусство управлять общением. – Ростов н/Д.: издательство «Феникс», 2000. – 352 с.

2. Книга под фамилиями двух авторов:

Ларьина О.А., Шкотова О.А. Социальная работа: Учеб. пособие / Под ред. И.С. Росина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2010. - Ч. 1. - 175 с.

3. Книга под фамилиями трех авторов:

Лыкова И.А., Касаткина Е.И., Пеганова С.Н. Играют девочки: гендерный подход в образовании: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014. – 96 с., ил.

4. Книга под фамилиями четырех авторов:

Михайлова З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста: Учебное пособие /Михайлова З.А., Носова Е.А., Столяр А.А., Полякова М.Н. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 384 с., ил.

5. Книга под фамилиями более 4 авторов:

Финансы предприятий: Учебник для вузов / Н.В. Колчина, Г.Б. Поляк, Л.П. Павлова и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2001. – 447 с.

6. Книга под редакцией:

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2014. - 46 с., ил.

Законодательные материалы

Конституция Российской Федерации. – М.: Приор, 2004. – 32 с.

Словари, справочники

Философский энциклопедический словарь / Под ред. Е.Ф. Губского. – М.: Инфра-М, 2004. – 578 с.

Вечканов Г.С. Микро - и макро-экономика: энциклопедический словарь. – СПб.: Лань, 2000. – 352 с.

Статья в журнале

Коломиец Л.К. Программа социального развития // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 1. - С. 4.

10. Современная образовательная программа

От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика - Синтез, 2011. – 336 с.

Электронные ресурсы

Соловье

Наши рекомендации