Упр. 1. Прочитайте предложения. Назовите словосочетания прилагательных с зависимыми словами. С некоторыми прилагательными составьте предложения.
Вариант 1
1. Каждая башня московского Кремля оригинальна по своей архитектуре. 2. Станция метро «Маяковская» удивительно современна по оформлению. 3. Спектакль интересен по режиссёрскому замыслу. 4. Эти работы совершенно новы по теме и методу исследования.
Вариант 2
1. Городской воздух беден кислородом. 2. Оля больна ангиной. 3. Грипп опасен осложнениями. 4. Девушка хороша собой. 5. Город интересен своей архитектурой.
Вариант 3
1. Славянские языки понятны русскому человеку. 2. Алексею с детства противны были ложь и трусость. 3. Здоровью моему полезен русский холод (Пушкин). 4. Этот человек неприятен мне своим поведением. 5. Мой друг близок мне по своим взглядам и вкусам. 6. Больному вреден сырой климат.
Вариант 4
1. Задача трудна для младших школьников. 2. Занятия спортом полезны для людей всех возрастов. 3. Для этих птиц не страшны морозы. 4. Смысл его речи был для всех понятен. 5. Воспоминания о матери для него очень дороги.
Вариант 5
1. Она была сердита на Женю. 2. Мне кажется, вы несправедливы к своему другу. 3. Чёрствый человек равнодушен к чужому горю.
Упр. 2. Измените предложения так, чтобы в роли сказуемого было употреблено прилагательное с дополнением в творительном падеже. В случае затруднения пользуйтесь материалом для справок.
Образец: В Западной Сибири много нефти. – Западная Сибирь богата нефтью.
1.В пустыне мало воды и растительности. 2. Ребёнок простудился. 3. Санкт-Петербург – город знаменитый. В нём много замечательных архитектурных памятников. 4. Этот писатель известный, он написал много исторических романов. 5. Статья молодого учёного интересная, в ней много тонких наблюдений за поведением животных.
Материал для справок: беден/бедна (чем?), знаменит/знаменита (чем?), болен/больна (чем?), известен/известна (чем?), интересен/интересна (чем?).
Упр. 3. Прочитайте предложения слева и справа. Укажите, в каких из них прилагательные выражают признак абсолютный, не зависящий ни от каких условий, а в каких – признак относительный, актуальный только по отношению к данному объекту.
Обратите внимание, что абсолютный или относительный признаки могут выражать лишь прилагательные со значением величины, размера, роста, интенсивности признака, эти прилагательные указывают признак, который может быть измерен.
1. Мой сын еще маленький: ему всего три года. | Сыну уже десять лет, но он ещё мал для больших походов. |
2. Статья была большая, но читалась легко. | К сожалению, ваша статья велика для нашего журнала, её нужно сократить. |
3. В старой части города улицы очень узкие. | Улицы старой части города стали узки для транспорта. |
4. Это платье - короткое. Такие уже не носят в этом сезоне. | Это платье тебе коротко. Надо попросить другой размер. |
Упр. 4. Из двух предложений составьте одно по образцу.
Образец: Эта комната маленькая. В ней нельзя заниматься спортом.
– Эта комната мала для спортивных занятий.
1. Эти упражнения сложные. Неопытный гимнаст их не выполнит. 2. Эта ваза дорогая. Мы не сможем её купить. 3. Стол очень низкий. Ребёнку нельзя сидеть за этим столом. 4. Вода слишком горячая. В такой воде мыть ребенка нельзя 5. Детские туфли маленькие. Подросток не может их носить. 6. Эта мебель высокая. Она не подойдёт для комнаты с низким потолком.
Упр. 5. Прочитайте предложения. Обратите внимание, что несоответствие признака может быть выражено следующей конструкцией: прил. + чтобы + инфинитив, например: стар, чтобы бегать.
1. Дед уже стар, чтобы работать. 2. Ты слишком молод, чтобы меня учить. 3. Он ещё слаб, чтобы идти на занятия. 4. Мальчик еще мал, чтобы заниматься хоккеем.
Упр. 6. Сравните пары предложений. Определите, в каких из них выражается постоянный признак, вневременное качество, а в каких – временный признак, недлительное состояние.
Мама у него больная. – Мама у него больна. 2. Движения у него всегда спокойные. – Лицо его сейчас спокойно. 3. Время было голодное. – Крупный зверь нападает на мелкого, только когда голоден. 4. Небо над пустыней обычно безоблачное. – Широкий горизонт моря был пустынен, небо над ним безоблачно (М. Горький). 5. Учитель у нас строгий. – На этот раз учитель был строг. 6. Глаза у неё всегда печальные. – Отчего эта женщина так печальна? 7. Певец поёт хорошо, но голос у него слабый. – Он только что вышел из больницы и ещё очень слаб.
Упр. 7. Вставьте вместо точек подходящие по смыслу полные или краткие прилагательные.
Здоровый – здоров.
а) – Почему ты так легко одет? Ты не боишься простудиться?
– Что ты, я … и закалённый.
б) – У тебя сегодня плохой вид. Ты болен?
– Нет, я совершенно … .Только устал немного.
в) – Разве тебе врач разрешил уже вставать с постели?
Конечно, я уже совсем … .
Больной – болен
а) – Пётр, почему вы в пятницу не были на занятиях?
– Я был …
б) – Ваш дедушка ещё работает?
Нет, он уже старый совсем … .
Спокойный – спокоен
а) – Какой характер у твоей сестры?
– Она …, сдержанная и не любит торопиться.
б) – Тебе сейчас выступать. Волнуешься?
Нет, я … .
Счастливый – счастлив
а) – И почему ему всегда везет?
Просто он …
б) – Ну как, он доволен, что приехала жена?
– Он на седьмом небе. Он просто … .