Обучение аудированию детей-инофонов
Аудирование – рецептивный вид речевой деятельности, представляет собой одновременное восприятие и понимание речи на слух.
Аудирование – самый трудный для учащихся вид устной речевой деятельности, который требует больших интеллектуальных усилий со стороны воспринимающих иноязычную речь.
Основой внутреннего механизма аудирования являются следующие психические процессы:
• восприятие на слух и узнавание
• внимание
• вероятностное прогнозирование
• смысловая догадка
• сегментирование речевого потока и группировка
• информативный анализ на основе вычленения единиц смысловой информации
• завершающий синтез, предполагающий разного рода компрессию и интерпретацию воспринимаемого сообщения.
Аудирование составляет основу общения, с него начинается овладение устной коммуникацией. Оно складывается из умения дифференцировать воспринимаемые звуки, интегрировать их в смысловые комплексы, удерживать их в памяти во время слушания, осуществлять вероятностное прогнозирование и, исходя из ситуации общения, понимать воспринимаемую звуковую цепь.
Аудирование включает в себя следующие аудитивные навыки, интеграция которых обеспечивает владение этим видом речевой деятельности:
1) слухо-произносительные навыки;
2) рецептивные лексико-грамматические навыки.
Цели обучения аудированию
Овладение аудированием даёт возможность реализовать воспитательные, образовательные и развивающие цели. Оно позволяет учить учащихся внимательно вслушиваться в звучащую речь, формировать умение предвосхищать смысловое содержание высказывания и таким образом воспитывать культуру слушания не только на иностранном, но и на родном языке. Воспитательное значение формирования умения понимать речь на слух, оказывающее в то же время и развивающее воздействие на ребёнка, заключается в том, что оно положительно сказывается на развитии памяти учащегося и, прежде всего, слуховой памяти, столь важной не только для изучения иностранного языка, но и любого другого предмета. Аудирование вносит свой вклад и в достижение образовательной цели, обеспечивая возможность понимать высказывания, как бы элементарны они ни были, на языке другого народа.
Аудирование служит и мощным средством обучения иностранному языку. Оно даёт возможность овладевать звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодикой. Через аудирование идёт усвоение лексического состава языка и его грамматической структуры. В то же самое время аудирование облегчает овладение говорением, чтением и письмом, что является одной из главных причин использования аудирования в качестве вспомогательного, а иногда и основного средства обучения данным видам речевой деятельности.
Система упражнения на развитие навыков аудирования
Аудитивные умения вырабатываются при выполнении различных действий и операций, связанных с этим видом речевой деятельности. Полное и точное понимание осуществляется в результате доведения до автоматизма всех процессов аудирования.
1. Повторение иноязычной речи за диктором
а) в паузу,
б) синхронно на том же языке.
Это упражнение считается базовым. Оно развивает все четыре механизма аудирования. Ведь чтобы выполнить его, надо услышать текст, разбить его на синтагмы, узнать знакомые слова и структуры, а это и есть развитие речевого слуха. Чтобы повторить, их предварительно надо запомнить, а это – развитие памяти. Если же «по дороге» часть услышанного «растеряли», то это можно восполнить благодаря догадке, исходя из знания лексической и грамматической сочетаемости, контекста, здравого смысла, а это и есть вероятностное прогнозирование. И наконец, собственно прогнозирование, а значит, и артикулирование.
2. Упражнения на развитие речевого слуха.
Развивая речевой слух, можно использовать аудирование со зрительной опорой, т. е. с применением печатного текста или иллюстраций к нему.
Широко используется в практике обучения иностранным языкам и направленное аудирование. Это аудирование на узнавание конкретных слов, структур, извлечение конкретной информации. Можно предложить учащимся после прослушивания текста вставить пропущенные слова, артикли, предлоги, дописать начало или конец предложения и т. д.
3. Упражнения на тренировку памяти.
а) Согласиться с утверждениями или опровергнуть их после прослушивания текста. Вместо утверждений можно использовать вопросы. Такое аудирование называют подготовленным аудированием.
б) Прослушать текст / сообщение, а затем сравнить его с печатным и найти расхождения.
в) Запомнить все даты, имена, географические названия
и т. д., употреблённые в тексте, и повторить их в той же последовательности.
г) Прослушать слова и сгруппировать их по какому-либо
принципу или признаку, стараясь не пропустить ни одного слова.
д) Прослушать слова и повторить лишь те из них, которые
относятся к какой-либо одной теме.
4. Упражнения на тренировку вероятностного прогнозирования.
а) Подобрать как можно больше определений к словам.
б) Составить возможные словосочетания с существительными / глаголами / наречиями / прилагательными.
в) В рамках конкретных ситуаций составить наиболее типичные словосочетания / клише и перевести их.
Задание будет более сложным, если устойчивые сочетания переводить вразброс с родного языка на иностранный и наоборот.
г) Упражнения в логическом развитии замысла, который
предполагают умение закончить фразу, текст и т. д..
д) Определить содержание по заголовку, иллюстрациям,
ключевым словам, вопросам и т. д..
Как видно из приведённых упражнений, формирование необходимых навыков аудирования возможно не только при работе с собственно аудиотекстами, но и на этапе формирования грамматических, лексических навыков, а также навыков чтения, устной речи и письма.
Ожидаемые результаты
Учащийся должен уметь:
• понимать на слух содержание законченного по смыслу аудиотекста, в котором используются в основном эксплицитные способы выражения содержания;
• достигать необходимых уровней понимания в различных сферах и ситуациях общения в соответствии с заданными параметрами социальных и поведенческих характеристик общения;
• понимать основное тематическое содержание, а также наиболее функционально значимую смысловую информацию, отражающую намерения говорящего;
• понимать семантику отдельных фрагментов текста и ключевых единиц, определяющих особенности развития тематического содержания;
• понимать основные цели и мотивы говорящего, характер его отношения к предмету речи и собеседнику, выраженные в аудиотексте эксплицитно.
Беляева Е.В.