Чтобы понять причину противоречивости, полярности порождаемых культурой ценностей, необходимо представлять принцип её функционирования, структуру, типы взаимосвязи её элементов.

В нашем понимании культура состоит из «ядра», «элементов» и « защитного пояса». Определяющим фактором своеобразия культуры является «ядро», которое формируется на протяжении всего процесса этногенеза и приобретает устойчивость и сложную систему защиты, что позволяет ему не подвергаться ассимиляции и исчезновению. Оно аккумулирует в себе некую информацию и передает её из поколения в поколение, гарантируя историческую воспроизводимость и самоидентичность социума, удерживает от распада и хаотического перемешивания системы с другими культурами и делает ее самобытной, а также восприимчивой к инновациям. «Ядро» культуры укоренено в этнической истории происхождения народа и свидетельствует о его возрасте, условиях возникновения на Земле, историческом опыте проживания. Это то, что мы привыкли называть характером, духом, менталитетом народа или совокупностью психоэмоциональных, интеллектуальных особенностей, которые определяют отношение этноса к миру.

Факторы, формирующие «ядро», могут относиться к явлениям природы, как, например, климат; могут представлять собой социальные факторы, такие, как религия, законы или принципы правления; могут олицетворять историческую преемственность и традиции, характеризующие любое общество, т.е то, что Монтескьё называет примерами прошлого. Дух нации - это не одна, а совокупность сторон, слагаемая из исторических, социальных и моральных причин.

Огромную роль играет эмоциональный фактор в формировании особенностей сознания этноса. Та или иная социальная система, выбрав свой путь, вырабатывает не только идеологическое, но и психологическое обоснование своего существования.

Каждая культура порождает внутри себя определенную эмоционально-психологическую атмосферу, через призму которой воспринимается окружающий мир. Этнопсихология утверждает, что установка «свои-чужие» действует не только на уровне отдельных индивидов, определяя их отношение к миру, она применима к социокультурным организмам.

Итак, психоэмоциональные установки, формируемые «ядром» культуры, определяют ответ на вопрос, почему одни культуры ассимилируются, растворяются в культурах других этносов прекращают свое дальнейшее развитие, другие воспринимают только отдельные черты чужой культуры, перерабатывая их в своем « плавильном котле», а третьи достаточно устойчивы к влиянию из вне и отторгают любые попытки проникновения других культур. Можно сказать, что в значительной степени это зависит от определенного эмоционального настроя культуры.

Принятая в обществе система ценностей несет смыслообразующую и целевую функцию. Она служит тем эталоном, с которым сверяется человеческая деятельность.

«Ядро» культуры обладает высокой устойчивостью потому, что окружено особым « защитным поясом»(« оболочкой»). Состоит он из системы социальных, нравственных и интеллектуальных традиций, обрядов, норм, ритуалов, стереотипов, представляющих основную сторону жизни населения.

Традиции (от лат. tradition- передача, повествование, предания предшествующих поколений потомкам) - элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенных цивилизациях, обществах, социальных и этнических группах в течение длительного времени. В качестве традиций выступают нормы поведения, ценности, идеи, обычаи и обряды.

Понятие « традиции» указывает на повторение почти в идентичной форме ценностных значений на протяжении нескольких поколений или же в течение длительного времени в рамках одного общества или регионов, имеющих в какой-то степени общую культуру.

В традициях и традиционных ценностях проводится граница между « своим» и «чужим», определяется группа, с которой индивид связан и сознательно идентифицирует себя и круг лиц, которому он реально противостоит.

«Защитный пояс» препятствует воздействию на «ядро» культуры со стороны внешней среды, предохраняет его от трансформации и разрушения, а также обеспечивает адаптационные механизмы, возможность приспособления к меняющимся условиям материального и духовного бытия данного общества. НО в то же время некоторые сообщества - созидатели и носители великих культур- исчезли именно потому, что «защитный пояс» не позволил им адаптироваться к новым условиям. В этом проявляется функция социального иммунитета и защиты.

Механизм формирования «защитного пояса» достаточно сложен, а его качество определяется совокупностью ряда факторов: временной фактор ( чем более развита культура, тем жестче механизм защиты); исторические условия проживания ( чем более интенсивный натиск извне, тем в большей степени культура стремится оградить себя от внешнего влияния); сформировавшиеся психологические установки по отношению к «своим-чужим», определяющие степень взаимодействия с внешнем миром.

Условно можно выделить три типа « защитного пояса»: 1)жесткий - традиции, нормы создают барьер, не позволяющий другой культуре воздействовать на « ядро», а значит, и систему национальных ценностей;2) эластичный, не отторгающий элементы другой культуры, но « переплавляющий» их в соответствие с национальными архетипами;3) неустойчивый, когда «чужая культура», воздействуя на «ядро», практически ассимилирует национальные ценности, подменяя их другими, - такая культурная, или информационная, экспансия практически лишает возможности культуру развиваться дальше.

Наши рекомендации