Гносеологическая – получение нового знания
Гносеологическая – получение нового знания
Аксеологическая – ценностная
Теоретико-методологическая функция – изучение новых процессов
Социализирующая – позволяет усваивать нормы, ценности, стандарты
Прогностическая.
2 вопрос. Основные методы исследования политического:
Метод Диалектический (3 закона: единство и борьба противоположностей, переход количества в качество, отрицание отрицания)
Миросистемный подход (весь мир как единая система, которая состоит из ядра, полуперефирии, перефирии)
Синэргетический подход ( синэргия – когда соц – политическая система начинает развиваться в соответствии с определенными принципами, главным критерием которым является экономичность затрат)
Биополитический метод ( Биополитика – такое направление, задача которой выявить биологические основания политического поведения, которые проявляются вне зависимости от культуры, от социально – политических факторов)
52 вопрос. Итак, книга Фромма "Анатомия человеческой деструктивности" посвящена философскому переосмыслению самой острой проблемы нашего времени - природе агрессивного поведения.Автор попытался рассмотреть проблему деструктивности с глобальных позиций, а не только с точки зрения отдельной научной дисциплины.
Как мы видим, Э. Фромм различает два вида агрессивности: "доброкачественную" и "злокачественную". Первая отчасти восходит к миру человеческих инстинктов. Она представляет собой врожденную способность к реагированию на внешнюю опасность либо нападением, либо бегством. Вторая коренится в человеческом характере, в человеческих страстях, за которыми стоят побуждения отнюдь не природного, но экзистенциального свойства. К формам злокачественной агрессии (деструктивности) в рассматриваемой теории отнесены садизм и некрофилия. По мнению Фромма, инстинкты категория чисто натуралистическая, тогда как страсти, укорененные в характере человека, категория социобиологическая и историческая. Страсти вовсе не обеспечивают физического выживания, но они не менее стойки и глубоки, нежели инстинкты. Они образуют фундамент человеческого интереса к жизни, человеческих порывов.
Дифференцированное исследование феномена агрессии позволило ученому доказать, что биологически запрограммированной у человека является лишь оборонительная (доброкачественная) агрессия. Наиболее крайние проявления жестокости - деструктивность - социальный продукт. Этот вывод имеет огромное методологическое значение для всех социальных наук, в том числе и криминологии: если злокачественная доля агрессии не является врожденной, а значит, она не может считаться неискоренимой.
Вопрос № 51 Социально- психологические основания агрессии (К. Лоренц)
Конрад Лоренц (1903 -1989) -- выдающийся австрийский ученый, лауреат
Нобелевской премии, один из основоположников этологии, науки о поведении животных.
В данной книге автор прослеживает очень интересные аналогии в поведении различных видов позвоночных и вида Homo sapiens
Утверждая, что агрессивность является врожденным, инстинктивно
обусловленным свойством всех высших животных - и доказывая это на множестве убедительных примеров, - автор подводит к выводу:
"Есть веские основания считать внутривидовую агрессию наиболее
серьезной опасностью, какая грозит человечеству в современных условиях культурноисторического и технического развития."
Агрессия, свойственна не только животным, но и человеку, однако в отличии животных, у которых этот инстинкт направлен, прежде всего, на сохранение жизни и рода, на человека агрессия оказывает пагубный характер.
В первых главах своей книги, Лоренц описывает простые формы внутривидовой агрессии, делая вывод о том, что порог агрессивности у животного ниже всего в том месте, где оно чувствует себя увереннее всего. То есть готовность животного к борьбе бывает наивысшей в наиболее знакомом ему месте. С удалением от этой знакомой точки боеготовность убывает по мере того, как обстановка становится все более чужой и внушающей страх. Важнейшей функцией внутривидовой агрессии является внутривидовой отбор полового соперничества, направленный на сохранение вида, защиту и вскармливание нового поколения. Ещё Ч.Дарвин писал, что выбор наилучших, наиболее сильных животных для продолжения рода - в значительной степени определяется борьбой соперничающих животных, особенно самцов. Так агрессивность, лежащая в людях, по мнению Лоренца, является результатом внутривидового отбора, оставленный в наследство нашими предками десятки тысяч лет назад. Будучи одетыми, социально организованы, сумев ограничить себя внешними опасностями в виде голода, холода, движущим фактором селективного отбора стала война, которая должным образом развивает качества воина, а это на сегодняшний день является чуть ли не идеальным типом современного мужчины.
Лоренц говорит о спонтанности агрессии. Агрессия является подлинным инстинктом - первичным, направленным на сохранение вида. Главная опасность инстинкта состоит в его спонтанности. Если бы он был лишь реакцией на определенные внешние условия, тогда можно было бы изучить и исключить факторы, порождающие эту реакцию. Лоренц опирается на мнение З.Фрейда, о том, что недостаточность социальных контактов и особенно их исчезновение благоприятствует возникновению агрессии.Коме того, агрессия будет тем выше, чем лучше знают друг друга члены данной группы, чем больше они друг друга понимают и любят. Это явление Лоренйц доказывает на примере с аквариумными рыбами. Тем не менее, по мнению автора, выход агрессии может идти через переориентированное, смещенное действие. Например, человек, сильно расстроившийся по какому-либо поводу, бьется головой об стенку и стучит кулаком о стол, молодожены, сорясь, бьют посуду и т.д.
Отдельная глава книги посвящена ритуальному поведению животных: начиная от насекомых и заканчивая человеком. Ритуал является своего рода продуктом процесса эволюции. Ритуал, как последовательность определенных действий, направлен на торможение агрессии, направляют ее в безопасное русло. Ритуалы, возникшие в ходе истории человеческой культуры, не коренятся в наследственности, а передаются традицией. Лоренц делает функциональные аналогии ритуалов животных и человека. Одной из важнейших санкций, которую выполняют культурно - и эволюционно-возникшие ритуалы является то, что они действуют как самостоятельные, активные стимулы социального поведения. Любое отклонение от форм общения, поведения, характерные для определенной группы, вызывают агрессию, потому члены такой группы вынуждены выполнять все нормы социального поведения. В повседневной жизни назначение социальных норм и ритуалов, по мнению Лоренса, состоит в торможении агрессии и в создании социального союза. Разные культурные группы обладают своими социальными нормами и ритуалами.
Неспособность понять жесты и ритуалы другой культуры возбуждает в нас недоверие и страх, что может привести к открытой агрессии. Лоренц утверждает, что человеческий смех в первоначальной форме был церемонией умиротворения пли приветствия. Улыбка и смех, по его словам, отражают различные степени возбуждения. У ближайших: родственников - шимпанзе и гориллы - нет приветственной мимики, зато она есть у многих макак, которые качестве жеста скалят зубы и время от времени чмокают губами, крутят головой из стороны в сторону, сильно прижимая уши. Некоторые люди на Дальнем Востоке, приветствуя улыбкой, делают то же самое, точно такими же образом, а когда улыбаются, то держат голову так, что лицо обращено не к тому, кого приветствуют, а чуть в сторону мимо него.
В главе «Великий парламент инстинктов» Лоренц пытается показать, как происходит взаимодействие между различными автономными инстинктами, каким общим правилам подчиняются эти взаимодействия, какова структура взаимодействий в таком поведении.
Отдельную главу своей книги Лоренс посвящает анализу социальной организации крыс, по мнению автора, эти животные обладают особой формой социальной организации, сходной человеческой и проявляют особую агрессию отличную от других видов животных, а именно - коллективная борьба одного сообщества против другого. С человеческим обществом обстоит дело также как с обществом крыс, которые также социальны и миролюбивы внутри замкнутого клана, но сущие дьяволы по отношению к сородичу, не принадлежащему к их собственной партии. Затем автор приводит аналогии в социальном поведении диких гусей и человека. Он утверждает, что такие сложные нормы поведения как влюбленность, дружба, иерархические устремления, ревность, скорбь у человека и у серых гусей одинаковы, так как каждый такой инстинкт выполняет особую роль в сохранении вида, которая у гусей и у людей одинакова.
В главе о моралеподобном поведении, Лоренц рассказывает о тормозящих механизмах, которые сдерживают агрессию у различных общественных животных и предотвращают ранение или смерть сородича. Эти механизмы наиболее важны и потому более развиты у тех животных, которые в состоянии легко убить существо примерно своего размера. Волк может один укусом вспороть другому яремную вену. Если бы надёжные запреты не предотвращали это - давно бы не стало волков. Если у животных включаются механизмы торможения, то у человека - мораль и ответственность. Возник запрет убийства в религии, в культуре и т.д. Тем не менее, возросла легкость убийства, даже техника убийства стала намного утонченнее. Расстояние, на котором действует все огнестрельное оружие, спасает убийцу от раздражающей ситуации, которая в другом бы случае оказалось бы в чувствительной близости от него, во всей ужасной отвратительности последствий. «Эмоциональные глубины нашей души не принимают к сведению, что сгибание указательного пальца при выстреле разворачивает внутренности другого человека». Ни один психически нормальный человек не пошел бы на охоту, если бы ему пришлось убивать дичь зубами и ногтями. Происходит отгораживание чувств. Так человек не решающийся дать вполне заслуженный шлепок наглому ребенку, способен нажать пусковую кнопку ракетного оружия или открыть бомбовые люки, обрекая сотни самых прекрасных детей на смерть. Автор рассуждает о человеческой агрессии, о применении орудий труда и использовании их в качестве оружия, об «инстинкте смерти» (термин ввел Фрейд) свойственном человеку на протяжении всех этапов своего культурного развития.
Биополитика - такое направление политической науки, задача которого выявить биологическое основание политического поведения, которое проявляется вне зависимости от культуры, от социально-политических фактора.
Это направление начинает свою историю с выхода в 1964 году статьи американского политолога Л. Колдуэлла « Биополитика: наука, этика, социальная политика». Первая биополитическая школа сложилась в США. Сегодня идеи биополитики активно развиваются и в отечественной науке. Особенностью биополитики является её интерес к проблемам социальности, связанным с исследованием эволюционно-древних механизмов распознания « свой-чужой», обуславливающих этнические и политические конфликты; с выявление механизмов, регулирующих восстановление социального равновесия; с изучением воздействия различного рода коммуникаций на формирование стиля доминирования-подчинения; с выяснением механизмов корреляции видов социальной агрессивности и с анализом особенностей функционирования политической системы.
Биополитика основывается на ряде дисциплин, среди которых особое место занимают биосоциология и этология, и развивает следующие направления:
1. Природа человека: философский фундамент биополитики. Мыслители разных эпох задавались вопросом, – каков человек по своей природе? Добр он или зол? Консервативен ли он или пластичен по своей природе? Рождается ли он с определенными моральными стандартами, представлениями о мире, врожденными знаниями языка или человек в момент рождения представляет собой tabula rasa, “глиняную табличку”, поверх которой может быть нанесен любой текст?
2. Эволюционно-биологическое происхождение человеческого социума и его политических систем. Данная конкретизация натурализма в биополитике восходит к знаменитой дарвиновской книге “Происхождение человека” (хотя биополитики не согласны со многими положениями этой книги). Это направление биополитических исследований тесно смыкается с антропологией (особенно политической антропологией), социологией малых групп, социальной психологией, теорией менеджмента и призвано ответить на следующие вопросы:
Как возникли в ходе биологической эволюции человекообразных обезьян, гоминид и далее первобытных людей политические системы (вначале орды и племена, далее государства)? Что может эволюционно-биологическое прошлое политики рассказать нам о ее настоящем и будущем (память генов и др.)?
3. Этологический подход к социальному поведению и политической деятельности человека. Этология в целом определяется как одно из направлений биологии, посвященное изучению поведения животных. В приложении к человеку речь идет о вопросе – в каких отношениях индивидуальное и коллективное поведение людей уподобляется поведению животных. В этой связи упомянем, что Оскар Хайнрот, известный немецкий этолог начала XX века и учитель знаменитого Конрада Лоренца, говорил, что “животные – это крайне эмоциональные люди, обладающие очень небольшим интеллектом” Биополитики весьма интенсивно исследуют это направление, ища корни человеческой агрессивности, национализма, расизма, вообще разделения “своих” и “чужих” не только в социокультурных факторах, но и в древних поведенческих тенденциях человека, унаследованных им у животных.
4. Физиологические факторы: влияние на человеческое социальное (политическое) поведение. Позволяет рассмотреть, как влияют физиологические (соматические) состояния людей на политику. Рассматривается целый ряд параметров, включая рост и вес человека, время полового созревания, интеллектуальный уровень, структура и функционирование мозга, биоритмы, исследование роли наследственных факторов и функционирование нервной системы. Исследования коррелируются с рядом других показателей, в том числе и экологии: загрязнение окружающей среды тяжелыми металлами - марганцем, свинцом - изменяет поведение человека, усиливая девиантные проявления.
5. Вклад биологии в решение конкретных политических проблем. В английском языке это направление обозначается термином biopolicy, в то время перечисленные выше направления соответствуют термину biopolitics. Именно практически-ориентированные аспекты биополитики рассматриваются как наиболее значимые Биополитической Интернациональной Организацией и некоторыми другими биополитическими центрами, и это не удивительно, так как соответствующие биологические разработки не могут оставить равнодушными ныне и тех людей, которые никогда не слышали о биополитике или не желают ею интересоваться. С самого начала американские биополитики уделяли много внимания “разрушительной силе ядерного оружия” и проблемам утилизации радиоактивных отходов. Говоря в предшествующем пункте о влиянии металлов на мозг и уровень преступности, мы фактически коснулись такой важнейшей грани biopolicy как ее экологическая составляющая. В свете нарастающего загрязнения окружающей среды, уничтожения биоразнообразия Влавианос-Арванитис считает политику, направленную на сохранение планетарного биоразнообразия (биоса в ее словоупотреблении, от греч bios- жизнь) основным направлением деятельности руководимой ею Биополитической интернациональной организации.
Научные интересы политической антропологии и биополитики часто пересекаются, тем не менее, есть существенные различия. Биополитика в большей степени ориентирована на исследования этологического аспекта как детерминанты социального и политического поведения человека и на анализ значения биосоциальных механизмов регуляции политических взаимодействий.
( Политическая антропология- дисциплина, изучающая политическое поведение. Политические и властные институты народов мира в историческом динамике этнографическими методами)
( Политическая антропология- « наука о человеке политическом»)- Панарин.
Вопрос № 20, 21, 23 Биологические основы политического поведения. Биополитика - такое направление политической науки, задача которого выявить биологическое основание политического поведения, которое проявляется вне зависимости от культуры, от социально-политических фактора.
Данные научных исследований свидетельствуют о наличии общего биосоциального фундамента общественного поведения человека. Для того чтобы можно было понять механизмы, регулирующие политическое поведение, необходимо разобраться в том, каковы особенности общественного поведения, которое во многом регулируется биологическими особенностями.
Если количество эгоистов превышает определенную меру, то животные начинают погибать (вид погибает). Живые существа не могут жить долго, находясь в состоянии стресса, и наступает преждевременная смерть- система распадается.
Переориентирование агрессии - свойство живого организма выразить свою агрессию не на тот объект, который причинил, а на тот, кто либо является чужим, либо не сможет ответить адекватно (Лоренц « Агрессия»).
Каждая конкретная этническая культура характеризуется самобытной ценностной системой, которая отличает её социального носителя от субъектов других культур. Именно на эту особенность указывают большинство исследователей. В основе культуры - сложная многоуровневая, исторически сформировавшаяся система ценностей и ценностных ориентаций, задающих своеобразие этноса.
Рассматривая культуру как систему, необходимо не только проанализировать её элементы, но и попытаться проследить их структурную взаимосвязь, диалектику их взаимодействия. В то же время должны учитывать, что это всего лишь её внешние признаки. Культура же - это общность каких-то глубинных, «интимных» свойств, которые не поддаются поверхностному анализу и расчленению, они глубоко укоренены в психологии народа.
Поскольку воздействие культуры на социум осуществляется не только посредством воздействия на умы людей, то и постижение общества как творца и носителя определенного типа культуры возможно не одним лишь разумом, но и совокупностью всех интеллектуальных и душевных сил.
Культура- это не нечто статичное, постоянно воспроизводящее само себя, но живой динамичный организм, постоянно развивающийся и уже, поэтому содержащий в себе противоположные и противоречивые элементы.
Огромную роль играет эмоциональный фактор в формировании особенностей сознания этноса. Та или иная социальная система, выбрав свой путь, вырабатывает не только идеологическое, но и психологическое обоснование своего существования.
Каждая культура порождает внутри себя определенную эмоционально-психологическую атмосферу, через призму которой воспринимается окружающий мир. Этнопсихология утверждает, что установка «свои-чужие» действует не только на уровне отдельных индивидов, определяя их отношение к миру, она применима к социокультурным организмам.
Итак, психоэмоциональные установки, формируемые «ядром» культуры, определяют ответ на вопрос, почему одни культуры ассимилируются, растворяются в культурах других этносов прекращают свое дальнейшее развитие, другие воспринимают только отдельные черты чужой культуры, перерабатывая их в своем « плавильном котле», а третьи достаточно устойчивы к влиянию из вне и отторгают любые попытки проникновения других культур. Можно сказать, что в значительной степени это зависит от определенного эмоционального настроя культуры.
Понятие « традиции» указывает на повторение почти в идентичной форме ценностных значений на протяжении нескольких поколений или же в течение длительного времени в рамках одного общества или регионов, имеющих в какой-то степени общую культуру.
В традициях и традиционных ценностях проводится граница между « своим» и «чужим», определяется группа, с которой индивид связан и сознательно идентифицирует себя и круг лиц, которому он реально противостоит.
«Защитный пояс» препятствует воздействию на «ядро» культуры со стороны внешней среды, предохраняет его от трансформации и разрушения, а также обеспечивает адаптационные механизмы, возможность приспособления к меняющимся условиям материального и духовного бытия данного общества. НО в то же время некоторые сообщества - созидатели и носители великих культур- исчезли именно потому, что «защитный пояс» не позволил им адаптироваться к новым условиям. В этом проявляется функция социального иммунитета и защиты.
Механизм формирования «защитного пояса» достаточно сложен, а его качество определяется совокупностью ряда факторов: временной фактор ( чем более развита культура, тем жестче механизм защиты); исторические условия проживания ( чем более интенсивный натиск извне, тем в большей степени культура стремится оградить себя от внешнего влияния); сформировавшиеся психологические установки по отношению к «своим-чужим», определяющие степень взаимодействия с внешнем миром.
Условно можно выделить три типа « защитного пояса»: 1)жесткий - традиции, нормы создают барьер, не позволяющий другой культуре воздействовать на « ядро», а значит, и систему национальных ценностей;2) эластичный, не отторгающий элементы другой культуры, но « переплавляющий» их в соответствие с национальными архетипами;3) неустойчивый, когда «чужая культура», воздействуя на «ядро», практически ассимилирует национальные ценности, подменяя их другими, - такая культурная, или информационная, экспансия практически лишает возможности культуру развиваться дальше.
Аналитические рассуждения, основывающиеся на применении в исследовании закона единства и борьбы противоположностей, должны учитывать следующие его характеристики:1) противоречие есть такое соотношение, при котором противоположности взаимообусловливают друг друга и проникают друг в друга 2) противоречие-это не просто отношение, а процесс 3) адекватно воспроизвести противоречие возможно только в системе теоретических рассуждений
Синтетический подход к исследованию противоречий предлагает: 1) рассматривать противоположности как единое целое, как необходимое условие развития 2) учитывать, что каждая противоположность на некотором этапе может определять качественное состояние объекта.
Власть как явление представляет собой единство субъект-объектных отношений. Элита и контрэлита как противоположности взаимообусловливают друг друга, и качественное состояние той или иной противоположности на определенном этапе определяет особенности власти.
Рассматривая закон отрицания отрицания, можно сформулировать такие методологические выводы:
Диалектическое понимание отрицания ориентирует на рассмотрение предыдущего уровня развития в качестве генетического и реального основания последующего, поскольку при переходе к более высокому уровню знания определенные идеи предыдущего уровня обязательно сохраняются в структуре нового знания, конкретизируясь и обогащаясь. Отсюда следует важный методологический вывод: нельзя эффективно развивать новую теорию, не вводя в неё хотя бы некоторых утверждений старой теории, но не в первоначальном значении, а с учетом нового содержания.
Диалектический метод предполагает:
Развитие политического мира происходит по нелинейным законам. Темпы и направление его развития однозначно не заданы, а предполагают возможность развития в различных направлениях, в том числе и реверсивном. Новое понимание проблемы управления сложноорганизованными системами допускает возможность существования непредсказуемых зон и ситуаций, свободных от контроля, где особую роль играют случайность и субъективный фактор.
Системно анализируя действительность, опасно полагаться на простые аналогии. Уместно привести слова И. Пригожина, который отмечает, что «очень часто отклик системы на возмущение оказывается противоположным тому, что предсказывает наша интуиция... Единственной специфической особенностью сложных систем является то, что наше знание о них ограниченно, и неопределенность со временем возрастает»'.
Мир-системный анализ исследует социальную эволюцию систем обществ, а не отдельных социумов, в отличие от предшествующих социологических подходов, в рамках которых теории социальной эволюции рассматривали развитие прежде всего отдельных обществ, а не их систем. В этом мир-системный подход сходен с цивилизационным, но идет несколько дальше, исследуя не только эволюцию социальных систем, охватывающих одну цивилизацию, но и такие системы, которые охватывают более одной цивилизации или даже все цивилизации мира. Этот подход был разработан в 1970-е гг. А. Г. Франком, И. Валлерстайном, С. Амином, Дж. Арриги и Т. дус Сантусом. В качестве важнейшего предшественника мир-системного подхода, заложившего его основы, обычно рассматривается Ф. Бродель. Поэтому не случайно, что ведущий центр мир-системного анализа (в г. Бингхэмптон, при Университете штата Нью-Йорк) носит имя Фернана Броделя.
В целом можно сказать, что историческая судьба различных социальных групп определяется особенностями их пространственно-временного континуума; чем более медленную временную ритмику избрала та или иная группа, тем выше вероятность того, что ее традиционное пространство будет сужаться в результате вторжения более динамичных групп. В этой закономерности проявляется одна из самых драматических сторон современного социального бытия.
В России проблема хроно- и геополитики всегда выступала крайне остро по причине промежуточного в цивилизационном отношении (между Востоком и Западом) положении страны. Во временном отношении это — драматизм чередования застойного и катастрофичного (прерывного времени); в пространственном — угроза незапланированных геополитических сдвигов. Всякая крупная общественная реформа как бы ослабляет скрепы, фиксирующие положение стран на осях Восток—Запад, Север—Юг; отсюда — неожиданные возмущения и сжатия геополитического пространства — вплоть до угрозы распада страны — в качестве косвенного последствия самых благонамеренных реформационных начинаний. Проблема пространственно—временной стабилизации страны, перехода от циклично -прерывного времени к линейному и от неустойчивого геополитического положения к устойчивому выступает как важнейшая из стратегических задач современной реформы.
Власть: понятия и ресурсы.
Власть. Понятие.
Вопрос 24. Политическое сознание: структура, сущность.
Политическое сознание.
Политическое сознание представляет собой одну из основных форм общественного сознания, возникая вместе с появлением политической власти и государственности. Это наиболее общая категория, характеризующая субъективную сторону политики. По своему содержанию она охватывает чувственные и теоретические, ценностные и мотивационные представления граждан, опосредствующие их связи с властными институтами. В наиболее общем смысле политическое сознание - это совокупность всех существующих в данную эпоху теоретических и стихийно возникающих у людей политических представлений и установок. Основные подструктуры политического сознания.
В зависимости от субъектов политическое сознание может быть:
• массовым (выражает общественное мнение, настроение и действие масс);
• групповым (обобщает установки и мотивы политического поведения конкретных классов, слоев, элит);
• индивидуальным (содержит систему информационных, мотивационных и ценностных компонентов, обеспечивающих познание личностью политики и участие в ней).
Политическое сознание (прежде всего групповое и массовое) представляет собой сочетание установок, сформировавшихся вне этого сознания (в сфере идеологической и политической деятельности), и выводов, полученных в результате самостоятельного анализа политической практики. Усвоенные установки выступают как политические стереотипы, т.е. упрощенные, эмоционально окрашенные универсальные образы политических объектов и явлений. Важнейшим слагаемым политического сознания выступают политические ориентации как нормативные представления людей о соответствии их стремлениям целей политической практики и приемлемых для них средств достижения этих целей. При этом разные, находящиеся в одинаковых условиях общности, ввиду многозначности выполняемых ими социальных ролей и функций, зачастую придерживаются противоположных политических ориентаций. В формировании массового политического сознания той или иной общности большую роль играет социальный опыт, как собственный, так и опыт предшествующих ей социальных формирований и групп. Этот опыт доходит до каждого поколения через определенную систему идеологических представлений, традиций, ценностей. Любая идеология, воздействуя на массовое сознание, опирается на элемент социального опыта.В то же время противоречащие друг другу слагаемые этого опыта оказывают различное по силе воздействие на отдельные элементы и структуру политического сознания.
С ролевой точки зрения, политическое сознание выполняет следующие функции:
а) регулятивную (дает ориентиры с помощью идей, представлений, убеждений и т.п. относительно политического участия);
б) оценочную (способствует выработке отношений к политической жизни, к конкретным политическим событиям);
в) интегрирующую (содействует объединению социальных групп общества на основе общих ценностей идей, установок);
Под политическим сознанием понимаем сознание участников политического процесса, всех тех сил которые борются за власть и ее осуществляют. К нему относятся также мотивы, которые стимулировали политическую активность, оценки, потребности, осмысленные интересы, социальные ожидания и притязания. Прежде, чем человек, представитель нации, социального слоя, региональной группы включается в политический процесс и борьбу за власть, в его сознании постепенно формируется политическая установка, т.е. состояние готовности или предрасположенности к действию. Таким образом, политическим сознанием обладают не только те, кто активно включился в политический процесс, а и те индивиды и группы, у которых сформировались политические ориентации, нормативные представления, соответствующие их политическим целям и средствам достижения этих целей. Поскольку политическое сознание не является однородным, перед политологами возникла необходимость типологизации сознания, прежде всего, по критериям объективности отражения и условиям формирования. При этом выделяют следующие уровни: теоретический, эмпирический, обыденный и массовый. Теоретический уровень политического сознания представляет собой совокупность ценностных ориентаций, нормативных представлений, стремлений, осмысленных политических целей, идеологических установок. Формируется этот уровень на основе научного исследования политических отношений и процессов, претензий на раскрытие объективных закономерностей, действующих в политической сфере. Необходимо подчеркнуть, что теоретически обоснованные идеи, представления, установки и цели отнюдь не всегда являются истинными. Вместе с тем, именно теоретический метод анализа позволяет проникать в сущность политических явлений, улавливать глубинные взаимосвязи, отсеивать случайное, прослеживать закономерное. Эмпирический уровень политического сознания основывается на фиксации реалий политического бытия, практического опыта людей. При характеристике этого уровня необходимо отметить, что эмпирический путь формирования политического сознания не обязательно неверный. Индивид, обладая достаточной эрудицией, общей и политической культурой, нередко схватывает глубинные характеристики, тенденции, процессы. Однако, эмпирический уровень политического сознания, в отличие от теоретического, все же не в полной мере свободен от эмоций, социальных чувств Обыденное сознание отражает лишь весьма поверхностные процессы и отношения, не способно проникать в сущность, изобилует эмоциональной окрашенностью, деформировано стереотипами, мифами, предрассудками, иллюзиями. Под массовым сознанием политологи подразумевают совокупность идей, представлений, чувств, которые не в полной степени адекватны реальным, политическим событиям, процессам, историческим фактам и личностям. Для носителей массового сознания типичны конформизм, отчуждение от политической жизни, нигилизм и цинизм. При отсутствии индивидуальных осмысленных ориентаций на цивилизованное участие в политической жизни, они (носители черт массового сознания), подвержены эмоционально-взрывной реакции и деконструктивной активности, характерной для охлократии.
Формирование политического сознания вообще и тем более его обыденного, массового уровня - это не только самостоятельное осмысление общественными субъектами фактов, событий, личностей, идеологических ценностей, но и результат воздействий как обстоятельств, обусловленных политическим режимом, так и целенаправленных идейно-воспитательных усилий. Тоталитарно-авторитарные режимы сознательно и целенаправленно создают условия для формирования на массовом уровне определенных, убеждений, верований, мифов.
При рассмотрении общественно-политических условий, благоприятствующих росту мифического потенциала в политическом сознании, следует учитывать функции мифа на двух уровнях: общественных целей и единичного восприятия .На уровне группы миф, как разновидность деформированного политического сознания, выполняет важную для режима интегрирующую функцию. Навязанные представления предназначаются для осознания индивидом своей принадлежности к "передовому классу", "самому прогрессивному, самому гуманному и справедливому общественному строю", или же свою принадлежность к "великой богоизбранной нации". Мифы используют и для того, чтобы организовать общественное сознание вокруг какого либо одного события, не затрагивающего реальные интересы людей. Концентрируя внимание на этой проблеме, власть придержащие отвлекают людей от проблем социально-экономических.
Политическое сознание, формирование которого осуществлялось в условиях целенаправленно внушаемых мифов, порождает психологию "человека-винтика", основными принципами которого являются:
а) не думать;
б) если действовать, то лишь подчиняясь начальству;
в) ни за что не отвечать.
Ворпрос 25, 37
САКРАЛИЗАЦИЯ (от лат. sacer - посвященный богу и sacrum - священное) - 1) наделение какого-либо объекта (вещи, явления, животного, человека) священным содержанием, необычным качеством. Понятие "С." выражает представление о разделении мира на профанный (светский, о<