Запрос учителя: Выявить причину не успешности Лизы Осотиной.
Примерная схема изучения особенностей развития детского коллектива.
- на основе наблюдений в ходе подготовки и реализации мероприятий, бесед с классным руководителем собрать наиболее полную информацию о классе;
- подобрать и провести 1-2 социометрических игры, в ходе которых данная информация может быть уточнена и проверена;
- дать характеристику класса, проиллюстрировать примерами из наблюдений и бесед по предложенной схеме. по предложенной схеме.
Параметры | Показатели | Метод |
Композиция группы: разновозрастная, русскоговорящая Дана характеристика класса | Количественный, возрастной и половой состав класса. Всего 26 детей из них 13 мал. и 13 дев. Возраст 8-9 лет. | Беседа с классным руководителем. Состоялась 24.04.2014г. После уроков. |
Социометрическая структура группы Звёзды – 3 человека Предпочитаемых – 4 чел. Принятых – 16чел. Отвергаемых – 3чел. | Характеристика лидеров и отверженных членов класса. Лидеры хорошо учатся и поведение достойное. Отверженные неуспешны в учёбе, внешние данные неряшливы, страдает поведение. | Наблюдение, беседа с классным руководителем. |
Коммуникативная структура группы младшие школьники с высоким уровнем успеваемости более общительны, стремятся занять руководящую позицию, находятся в центре всеобщего внимания, максимально приближены к учителю, нежели их сверстники с низким уровнем академической успеваемости –в основном круговая - в ней одинаковыми возможностями располагают все без исключения члены группы | Характеристика коммуникативных лидеров и отверженных членов класса. Краткая характеристика лидеров: отличница, любознательная, активная, полненькая, стеснительная Маша, Даша - отличница, активная, внимательная, коммуникабельная, Вероника успешная, шабутная, немного задира и Илья как самый юркий и спортивный поведение желает быть лучше – болтун. Активны и подвижны. Пользуются авторитетом знаек. Имеют много друзей. Общительны, эмоциональны: характерны богатство и яркость эмоциональных проявлений, естественность и непринужденность поведения, чуткое, внимательное отношение к людям, доброта и мягкосердечие. Активна и Ясковец М. общительная но навязчивая с чужим мнением мало считается единственный ребёнок в семье. | Наблюдение, беседа с классным руководителем. Игра. |
Структура социальной власти (формальная, неформальная)Формальная структура социальной организации представляет собой совокупность взаимосвязей и отношений в форме узаконенных безличных требований, стандартов, образцов и норм поведения. Неформальная структура содержит в себе как неформализованные служебные и деловые связи, так и социально-психологические зависимости, возникающие в ходе общения людей. | Характеристика лидеров класса. Лидер как бы олицетворяет систему предпочитаемых группой целей и ценностей, является их носителем, активным проводником в жизнь. За ним признается право вести за собой, быть последней инстанцией в оценке различных групповых ситуаций и обстоятельств. Это учитель и Даша Минина как всеми одобряемая рассудительная девочка и староста или старшина выбранный классом на год. Неформальная группа девочек – Винкс – лидер Маша Федоровская – посещает спортивные танцы, музыкальную школу – делает шпагат на полу и часто выступает. Матвей – неформальный лидер мальчиков как самый сильный | Беседа с классным руководителем. |
Оценка общей активности - высокая. Эти дети отличают неиссякаемой энергией, активны в достижение целей. Они не могут долго оставаться без дела, даже на отдыхе находят себе какое-либо занятие, проводят отпуска в походах или спортивном лагере. Их тянет к активной, предпочтительно физической деятельности. В коллективе, берут на себя роль лидера. Умеют сплотить людей, правиль-но распределить обязанности, увлечь их за собой. Таких лидеров легко слушаются, им подчиняются, с их требованиями считаются. | Активность членов класса в целом, стремление участвовать в жизни школы, класса. Судя по карте занятости во внеурочной деятельности самые активные это Едемская Е. Вычеков Э. Каштанов А. Минина Д. Митрофанов Б.Савин М. Усиков И. Харитонов А. Печинская Э. Ясковец М. В разных достижениях школы имеют грамоты и медали 4 чел. В общешкольных мероприятиях выполняются на 90% Быстро принимают решения три человека. Сами они лучше себя чувствуют на людях, в одиночестве скучают, ищут общества, охотно принимают участие во всех групповых мероприятиях. На физкультуре активно играют в мяч и со скакалкой; на уроке русского языка тянут руку и правильно отвечают; на перемене рассказывают все новости и делятся впечатлениями; на английском языке уже активно с произношением читают и рассказывают задания. | Наблюдение в ходе деятельности. Зависит от учителя активность мл. школьника. Если сравнить с 2А то эти дети более спокойны и боле эрудированны в знаниях. Активность на уроках просматривалась в поднятии рук – 10 человек из 26 . |
Интересы и предпочтения отряда - даётся каждому проявить себя, включать всех в учебную и др. деятельность. Планируют деятельность. Радуются общим и индивидуальным победам. Самые предпочитаемые это командные игры. Экскурсии. Праздники. Ходят в творческую мастерскую. | Интересы членов класса. Необычное оформление журнала путешественника. Презентации по разным темам. Кружки школьные и вне школьные. Физкульт - минутки. Игры на сплочение, правила и законы класса, составленные общими усилиями. Активно любят участвовать в спектаклях, хорошо поют три чел., любят стихи, загадки и конкурсы придумывают сами. | На основе бесед, анкетирования. Методика Выбор - выявление направленности потребностей Методика если бы я был волшебником.- назвать три самых заветных желания Методика мой герой |
Эмоциональная стабильность и благополучие членов отряда, совместимость членов группы, психологический климат. Дружеское общение. Совместная работа на высоком уровне. | Количество конфликтов, умение договариваться сотрудничать. Конфликты имеют место и умение договаривается слабое; пока всё зависит от реакции педагогов. Зависимы от настроя классного руководителя. | Наблюдение в ходе подготовки и реализации мероприятий. Методика я в круге |
Группы риска : Леворукие 1человек Носят очки 4 чел. Тревожные 9 гип.ак 1 Откл. Поведения 1 Учащиеся "группы риска" - это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, психологов и других специалистов. Отверженные три ребёнка. трудности в развитии эмоциональной сферы, на диагностическом этапе определили особенности семейного воспитания | Характеристика группы риска в классе(отверженные, наличие акцентуаций характера и т.п.). к числу которых относятся слабая успеваемость и затруднения в общении с другими людьми. Низкая успеваемость - типичное явление для гиперактивных детей таких как Усиков И. - письменные работы выглядят неряшливо и являются результатом невнимательности. У него нередко отмечается агрессивность, упрямство, лживость. Лиза О. Недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти, зеркальность письма, пропуск и перестановка букв, оптические ошибки.(переученная леворукая девочка и тревожная.) | Наблюдение в ходе реализации социометрических игр, подготовки и реализации мероприятий с классом. ( анкеты, Мониторинг развития познов.УДО для 1- 2 кл.Ясюкова Л.А. Групповые диагностики в школе тест Тулуз – Пьерона 1 и 2 урок; тест Равена ( серии А и В) 1 и 2 урок; Гештальт – тест Бендера, тест Коха «Дерево» ; тест « Рисунок семьи» ; « Дом дерево человек» ; « Варежки»; |