Гимнастика как средство физического воспитания

Введение

Гимнастика является одним из действенных и универсальных средств физического воспитания. Это система специфических упражнений и методических приемов, применяемых с целью физического воспита­ния, образования, спортивной подготовки, оздоровления, восста­новления, лечения, приобретения жизненно необходимых навыков прикладного, производственного или оборонного значения. Благо­даря доступности, эффективности и эмоциональности упражнений в занятиях гимнастикой наилучшим образом решаются многие задачи, типичные для физического воспитания в целом, но вопло­щаемые в специфических для гимнастики формах.

Гимнастика для школьников способствует развитию костной структуры и внутренних органов, укрепляет иммунитет. Уроков физкультуры недостаточно для ведения здорового способа жизни, поэтому ребенка нужно приобщать к физическим упражнениям в домашних условиях.

Гимнастика для школьников вовсе не предполагает сложные упражнения на подобии спортивной гимнастика. Это комплекс упражнений, похожий на производственную гимнастику. Ведь ученики сидят за школьной партой, потом сидят дома, делая уроки, после уроков сидят за компьютером. Если ученик не занимается спортом, и ведет сидячий образ жизни, который сопряжен с умственным и психологическим напряжением, его здоровье может серьезно ослабеть. Психическое и половое развитие предполагает гармоническое сочетание физической нагрузки и умственной деятельности. На уроках физкультуры можно делать упражнения на брусьях, перекладине, акробатические движения на матах, но для этого нужны снаряды, обеспечение безопасности с помощью квалифицированного инструктора.

Выбранная тема курсовой работы обусловлена тем, что младший школьный возраст самый благоприятный для заклады­вания фундамента основных двигательных навыков и физических качеств. Этот возраст считают лучшим, поскольку все показатели физических способностей обнаруживают высокие нормы прироста. В особенности это относится к быстроте, ловкости, гибкости, не­которым видам выносливости. Дети этого возраста проявляют жи­вой интерес к физическим упражнениям, хорошую готовность к обу­чению, активность ижелание заниматься.

Цель курсовой работы рассмотреть особенности организации и методику проведения занятий по гимнастике с школьниками младших классов.

Объектом выступаетметодика проведения гимнастики с младшими школьниками.

Предмет исследованияорганизация и методика проведения занятий в 1-4 классах.

Цель: раскрыть особенности применения различных форм и методов проведения и организации гимнастики в младших классах.

Задачи:

1. Определить особенности проведения занятий по гимнастике;

2. Раскрыть сущность проведения занятий по гимнастике с младшими школьниками;

2. Рассмотреть комплекс упражнений для детей младшего школьного возраста.

Методы исследования: наблюдение, изучение и обобщение передового тренерского и преподавательского опыта, теоретический анализ научно-методической литературы.

Структура исследования. Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы.

Гимнастика для детей младшего школьного возраста

Содержание занятий гимнастикой в младших классах

В системе средств физического воспитания в школе одно из основных мест принадлежит гимнастике. Гимнастические упражне­ния входят в содержание всех основных форм занятий физической культурой в школе. Они являются важнейшей частью содержания уроков физической культуры, воспитательно-оздоровительных ме­роприятий в режиме школьного дня, внеклассной работы, спортив­но-оздоровительных праздников и соревнований, массовых спортив­но-гимнастических выступлений, вечеров художественной самодея­тельности и т. п.

Занятия гимнастикой в школе направлены на содействие гармо­ничному формированию растущего организма, укрепление здо­ровья и повышение работоспособности учащегося, овладение им важнейшими двигательными навыками и умениями, а также но­выми видами движений, развитие физических качеств, овладение нормативами комплекса ГТО. Кроме этого, занятия гимнастикой направлены на воспитание у учащихся привычки к систематиче­ским занятиям физической культурой и спортом, смелости, настой­чивости, дисциплинированности, чувства дружбы и товарищества, навыков гигиены и культурного поведения. Реализация этих задач осуществляется путем целенаправленного использования всех форм занятий гимнастикой и каждого занятия в отдельности.

Со­держание занятий гимнастикой в школе определяется Государст­венной программой по физической культуре. Гимнастика составляет один из основных разделов этой программы, и ее учебный материал распределен по годам обучения с учетом возрастньк возможностей, физической подготовленности, половых различий и состояния здо­ровья школьников.

Программой для учащихся 1-4-х классов предусмотрены теоре­тические сведения, сообщаемые в процессе практических занятий, в двигательном режиме школьника, закаливании, о правильной осанке, рациональном дыхании при выполнении упражнений, требования гигиены при уходе за телом и одеждой. В практическую часть программы для учащихся этого возраста включены простей­шие виды построений и перестроений, размыканий, поворотов, передвижений в строю, а также выполнение отдельных строевых команд, относительно большой круг ОРУ без предмета и с предме­тами, специальные упражнения для формирования правильной осанки. Отводится большое место упражнениям в ходьбе, беге, танцевальным шагам, различным видам прыжков и метаний, ла­заний и перелезаний, а также акробатическим упражнениям и уп­ражнениям в равновесии.

Необходимо отметить, что уже на уроках с учащимися 2-х и 3-х классов вводится элементарная снарядовая гимнастика (брев­но, гимнастическая скамейка), которая расширяется и усложняется и 4-м классе, где такие снаряды, как конь, козел, брусья, низкая перекладина, бревно и др., используются для выполнения сравни­тельно более сложных гимнастических упражнений. Учащиеся этого возраста должны овладеть пятью гимнастическими упражне­ниями комплекса ГТО первой и второй ступени. Программой пре­дусматривается контроль за степенью овладения практическим материалом. Он производится периодически оценкой качества кон­кретных двигательных навыков: уметь выполнять основные движе­ния руками, ногами, туловищем, уметь выполнять перекат, уметь лазать по гимнастической скамейке, бревну и т. п.

2.3. Комплекс упражнений по гимнастике для детей младших классов 

В данном параграфе рассмотрим комплекс упражнений для проведения занятий по гимнастике для младшего школьного возраста.

1. Комплекс ОРУ без предметов:

· Ходьба и её разновидности: с высоким подниманием колена, руки на поясе;в полуприседе, руки в стороны;с поочередными наклонами туловища.

· Бег.

· Покачаем руками:И.п.- ноги на ширине плеч, руки внизу, отведены назад.1-4 – раскачивание рук вперед- назад, поднимая их всё выше и выше.

· Погреемся:И.п. – ноги на ширине плеч, руки в стороны, ладонями кверху.1- со словами «РАЗ»- туловище влево, руками обхватить себя за плечи( ноги несдвигать);2- повернуться прямо , руки в стороны. Повторить 5 раз в каждую сторону.

· Присядем пониже:И.п.- основная стойка (О.С.). руки в стороны.1-2 –присесть, руками обхватить колени, голову наклонить вперед.3-4 – выпрямиться, руки в стороны, прогнуться. ( 6-8 раз)

· Стройные березки:И.п.- о.с.1-2 – подняться на носки, поднять руки через стороны вверх, посмотреть на них.3-4 –опуститься на всю ступню, руки через стороны вниз ( 6-8 раз).

· Весёлый мячик:И.п.- о.с., руки на поясе.На 8 счетов- прыжки на месте, легко на носках; на 8 счетов- ходьба на месте.

· Ходьба на месте.

2. Комплекс ОРУ « Силачи»:

· Ходьба друг за другом, свободно размахивая руками.

· Ходьба с высоким подниманием коленей, руки на поясе.

· Ходьба.

· Непродолжительный бег, до 2 мин.

· Ходьба и перестроение в круг для выполнения ОРУ.

· И.п.- ноги на ширине плеч, руки к плечам, пальцысжаты в кулаки, смотреть прямо.1- руки в стороны, пальцы выпрямить, ладони вниз;2- с напряжением. Руки к плечам, пальцы сжать вкулаки ( 10-12 раз).

· Тук- тук.И.п.- ноги на ширине плеч, руки на поясе.1-3 - наклонится вперед, со словами « тук- тук» постучать правым кулаком о левый;4- выпрямится, руки на пояс, хорошо прогнуться- вдох.

· И.п.- лечь на живот, ноги вместе прямые, руки согнуты.1-2 - поднять руки вверх- в стороны; поднять ноги – прогнуться;3-4 - вернуться в и.п.- выдох.Повтор 8 раз.

· Ходьба на месте.

· Ходьба «змейкой» со сменой направо

3. Комплекс упражнений №1для формирования правильной осанки «Ровная спина»:

Разошлись по залу.

· И.П.- встать к стене, касаясь её затылком, лопаткой, ягодицами, пятками и локтями. Сохраняя принятое положение, сделать шаг вперед, шаг назад; повторить несколько раз.

· И.П. – то же. Ходьба по залу в различных направлениях; возвращение в и.п.. Встать на свои места в две шеренги.

· И.П.- основная стойка. Согнуть правую ногу вперед, руки в стороны, хлопок в ладоши за спиной, хлопок под ногой, вернуться в и.п.. То же сгибая левую ногу вперед. Повтор 10 – 12 раз.

· И.П.- основная стойка. Присесть на носках, колени развести. Сина прямая, руки вперед- в стороны- положение приземление при прыжке; вернуться в и.п. Повтор 10-12 раз.

· И.П.- основная стойка. Полуприсед, руки назад, махом рук вперед небольшой прыжок вверх. Мягкий присед с сохранением равновесия; вернуться в и.п. Повтор 10 – 12 раз.

· То же упражнение, но прыжок вверх и на полшага вперед.Перестроение в одну ширенгу – вторая ширенга делает 2 шага вперед.

· Бег в чередовании с ходьбой.

5. Комплекс упражнений № 2для формирования правильной осанки:

· И.П. – касаясь её затылком, лопатками, ягодицами и пятками. Сохраняя принятое положение, сделать шаг вперед. шаг назад; повторить несколько раз.

· И.П. – упор стоя на коленях. Спина слегка прогнута. Наклоняя голов вперед, согнуть спину, вернуться в и.п. (кошечка).

· И.П. – стоя, ноги врозь. Наклон туловища влево, левая рука скользит вниз, правая вверх. Вернуться в и.п.. То же вправо. ( насос).

· И.П. – стоя, ноги врозь, руки в стороны. Повороты туловища вправо и влево.

· И.П. – сидя на полу, ноги прямые, руки вверх. Наклоняясь и опуская руки вперед, поднять правую ногу и коснуться пальцев рук носком вернуться в и.п.. То же левой ногой.

· И.П. - стоя на носках, левая нога перед правой, руки на поясе. Прыжки, меняя положение ног.

· Ходьба на месте.

6. Полоса препятствий « Разведчики»:

1круг

Первая скамейка: ходьба на носках, руки вверх, соскок вперед.

Вторая скамейка: ходьба, руки в стороны, соскок влево.

Наклонная скамья: на четвереньках переход на гимнастическую стенку.

Стенка: по третьей рейке от пола, лицом к стене, приставным шагом.

«По кочкам»: бег с прыжками через набивной мяч с приземлением в квадрат на обе ноги, поворот налево.

Длинная вращающаяся скакалка: пробежать под скакалкой.

2 круг

Первая скамейка: ходьба, высоко поднимая колени и с хлопком под поднятой коленкой, соскок вперед с хлопком над головой.

Вторая скамейка: ходьба, руки на поясе, соскок вправо.

Наклонная скамья: на четвереньках, переход на гимнастическую стенку.

Стенка: первые два пролёта - передвижение правым боком к стенке, лицом вперед; следующие два пролёта – левым боком к стенке, спиной вперед.

По кочкам: то же упражнение, как и в 1 круге.

Скакалка: пробежать под скакалкой

7. Комплекс упражнений с гимнастической палкой:

· И.П. – ноги вместе, руки с палкой внизу. 1-2 – подняться на носки, палка вверх, посмотреть на неё – вдох. 3-4 – опустить палку - выдох.

· И.П. – ноги на ширине ступни, палка за спиной на лопатках.1 – наклон влево- выдох.2 – выпрямится, прогнуться- выдох.

· И.П.- сидя на полу, ноги вместе прямые, руки с палкой перед грудью.1-4 –прокатить палку по ногам до носков, наклон головы к ногам- выдох.5-8 – прокатить палку в обратном направлении, поднять палку к груди, прогнуться- выдох.

· И.П. – стоя, ноги вместе, руки с палкой над головой.1 – поднять согнутую левую ногу, руки вперед.2 – с палкой, прижать колено к груди – выдох.3 - опустить ногу.4- поднять руки с палкой вверх – вдох.Прыжки.

· И.П.- стоя . ноги вместе, палка перед грудью.1 – прыжок, ноги в стороны, палку вверх.2 – ноги вместе, палку к груди.

· Бег в высоким подниманием коленей, руки с палкой вытянуты вперед перед грудью.

8. Подвижные игры с мячом.

· Мяч соседу.

Играющие стоят в кругу, лицом к центру. На расстоянии 1 шага друг от друга, передают мяч то вправо, то влево, но обязательно соседу. Водящий, находящийся за кругом, старается коснуться мяча, не задевая играющих. Тот, у кого он коснётся мяча. Становится водящим.

· Точно в мишень ( подвижная цель).

Играющие образуют большой круг и становятся друг от друга на расстоянии 2-3 шага . Перед носками игроков, стоящих в кругу, проводится черта. В круг выходит водящий, игроки стараются попасть в водящего мячом. Водящий, бегая внутри круга, увёртывается от мяча. Игрок, который попал в водящего мячом, становится на его место.Игрокам нельзя переступать черту. Если водящий поймает мяч, то это попаданием не считается.

· Мяч в воздухе.

Играющие становятся в круг. Выбирается водящий и встаёт в центр круга с мячом в руках. Он высоко подбрасывает мяч вверх и называет имя одного из детей, тот в свою очередь должен подбежать и поймать мяч, а водящий бежит на его место.Если ребёнок поймал мяч, он становится водящим и также бросает мяч.Если же он не успел поймать мяч, дети разбегаются, а ребёнок, подняв мяч с земли, кричит : «Стоп!» и бросает мяч в ноги одному из играющих. Тот в кого попали мячом ,становится водящим, игра продолжается.

9. Подвижные игры

· К своим флажкам.

Играющие делятся на 4 команды и становятся в кружки. В центре каждого – игрок с цветным флажком в поднятой руке. Все остальные разбегаются по площадке, становятся к стене и закрывают глаза. В это время игроки с флажками тихо и быстро меняются местами.

По сигналу «Все к своим флажкам!», дети открывают глаза, ищут свои флажки и быстро бегут к своему флажку и образуют кружки. Побеждает команда, сделавшая это быстрее.

Класс смирно!

Кол- во играющих : 20- 30 человек.

Место: зал, площадка.

Значение: игра помогает усвоить строевые команды и перестроение, воспитывает внимание и быстроту реакции.

Играющие строятся в одну ширенгу. Руководитель даёт различные команды. Нужно выполнять только те, перед которыми будет сказано слово «Класс!». Ошибающиеся делают шаг вперед, но продолжают играть. В конце игры отмечают самых внимательных.

· Путаница

Дети стают в круг и берутся за руки. Водящий отворачиваются и игроки начинают запутываться перелезая, как только можно, не РАЗМЫКАЯ рук.

Затем водящий должен распутать этот клубок, так же не размыкая рук.

· Два мороза

Кол- во играющих: 20-30- чел.

Место: зал, площадка.

Подготовка: На противоположных сторонах зала отмечаются двумя параллельными линиями два « дома».

Два водящих- «морозы»- становятся посередине площадки. Остальные располагаются за линией «дома».

Два «мороза» говорят:

Мы два брата молодые,

Два мороза удалые;

Я – мороз красный нос,

Я – мороз синий нос.

Кто из вас решится

В путь дороженьку пустится?

Дети отвечают:

Не боимся мы угроз

И не страшен нам мороз!

С этими словами дети бегут в противоположный дом. Морозы пятнают их « замораживают». Пойманные дети отходят в сторону. После нескольких перебежек «морозы» меняются. Выигрывают те, которых не поймали.

Правила:

1.Перебегать только после фразы- « …и не страшен нам мороз».

2. Нельзя возвращаться в дом.

· У ребят порядок строгий

Ученики ходят по залу и говорят слова:

У ребят порядок строгий,

Знают все свои места,

Ну трубите веселее:

Тра- та-та, тра- та- та!

По окончании слов, подаётся команда « Становись!». Все должны построится в колонну и идти в колонне на пяточках, руки за головой, спина прямая. Ученики, прошедшие в колонне с плохой осанкой ( опустив голову, сгорбившись), проигрывают.

· Запрещенное движение

Дети повторяют за ведущим все движения, кроме одного запрещенного ( прыжка или, например, хлопка).

Заключение

Благодаря своим методическим особенностям, гимнастика является самым доступным средством физического воспитания, средством избирательного и всестороннего воздействия на двигательную, а через нее и на другие функции организма, психические и личностные свойства занимающихся. Именно поэтому ею занимаются в детских садах, в средних общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях, в средних и высших учебных заведениях разного профиля.

Гимнастика также выступает как научная дисциплина и изучает закономерности физического развития и совершенствования человека с помощью характерных для гимнастики средств, методов и форм организации занятий.

В ходе подготовки к урокам гимнастики следует продумать, какой метод организации учащихся целесообразнее использовать при выполнении тех или иных упражнений.

Наиболее оптимальные формы проведения гимнастики в 1-4 классах являются простей­шие виды построений и перестроений, размыканий, поворотов, передвижений в строю, а также выполнение отдельных строевых команд, относительно большой круг ОРУ без предмета и с предме­тами, специальные упражнения для формирования правильной осанки. Отводится большое место упражнениям в ходьбе, беге, танцевальным шагам, различным видам прыжков и метаний, ла­заний и перелезаний, а также акробатическим упражнениям и уп­ражнениям в равновесии.

Список использованной литературы

1. Алексеев, С.В. Физическая культура и спорт в Российской Федерации: новые вызовы современности: Монография / С.В. Алексеев, Р.Г. Гостев, Ю.Ф. Курамшин. - М.: Теор. и практ. физ. культ., 2013. - 780 c.

2. Багнетова, Е. А. Гигиена физического воспитания и спорта. Курс лекций / Е.А. Багнетова. - М.: Феникс, 2016. - 256 c.

3. Барчуков, И.С. Физическая культура и физическая подготовка: Учебник. / И.С. Барчуков и др. - М.: Советский спорт, 2013. - 431 c.

4. Борисова В. В., Шестакова Т. А. Оздоровительный фитнес в системе физического воспитания дошкольников и младших школьников / В. В. Борисова, Шестакова Т. А. - Москва: Машиностроение, 2015. - 899 c.

5. Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - М.: Академия, 2016. - 224 c.

6. Грибачева, М. А. Программа интегративного курса физического воспитания для учащихся начальной школы на основе футбола / М.А. Грибачева, В.А. Круглыхин. - М.: Человек, 2016. - 248 c.

7. Губа, В. П. Научно-практические и методические основы физического воспитания учащейся молодежи / В.П. Губа, О.С. Морозов, В.В. Парфененков. - М.: Советский спорт, 2016. - 208 c.

8. Дубровский, В. И. Гигиена физического воспитания и спорта / В.И. Дубровский. - М.: Владос, 2014. - 512 c.

9. Елизарова, Е.М. Физическая культура 2-4 классы. Уроки двигательной активности. / Е.М. Елизарова. - М.: Советский спорт, 2013. - 95 c.

10. Ефименко Н.Н. Новые подходы к физическому воспитанию и оздоровлению детей дошкольного и младшего школьного возраста / Н.Н. Ефименко // Мультиурок. – 2017.

11. Игнатов Д.М. Исследование специфических условий и факторов, определяющих развитие двигательных качеств учеников начальных классов / Д.М. Игнатов // Перспективы науки и образования. – 2014. - №4(10). – С. 88-91.

12. Ильин, Е. П. Психофизиология физического воспитания / Е.П. Ильин. - М.: Просвещение, 2016. - 224 c.

13. Каинов, А.Н. Физическая культура 1-11 классы: комплексная программа физического воспитания учащихся В.И. Ляха, А.А. Зданевича. / А.Н. Каинов, Г.И. Курьерова. - М.: Советский спорт, 2013. - 171 c.

14. Качашкин, В. М. Методика физического воспитания / В.М. Качашкин. - М.: Просвещение, 2015. - 304 c.

15. Кобяков Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни. - Ростов на/Д: Феникс, 2014. - 256 с.

16. Кучер В. А., Григус И. М. Применение подвижных игр и их влияние на организм школьников / В. А. Кучер, И. М. Григус // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2013. - №1. – С. 39-42.

17. Лесгафт, П. Ф. Психология нравственного и физического воспитания. Избранные психологические труды / П.Ф. Лесгафт. - М.: Институт практической психологии, МОДЭК, 2016. - 416 c.

18. Лях В.И. Физическая культура. 1-4 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. / В.И. Лях, М.: Просвещение, 2013. – 190 с.

19. Макеева В. С. Профессионально-личностное развитие учителя в процессе физического воспитания / Макеева В. С.. - Москва: РГГУ, 2015. - 103 c.

20. Мартынова, Е.А. Физическая культура. Планирование работы по освоению образовательной области детьми 2-7 лет по программе "Детство". / Е.А. Мартынова и др. - М.: Советский спорт, 2013. - 302 c.

21. Матвеев А.П. Методика физического воспитания в начальной школе / А.П. Матвеев. - М.: Книга по Требованию, 2014. - 248 c.

22. Муллер, А.Б. Физическая культура: Учебник и практикум для СПО / А.Б. Муллер, Н.С. Дядичкина, Ю.А. Богащенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 424 c.

23. Османов Р. З., Гунажоков И. К. Принципы построения процесса физического воспитания в общеобразовательной школе / Р. З. Османов, И. К. Гунажоков // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2013.

24. Патрикеев, А. Ю. Гимнастика и подвижные игры в начальной школе / А.Ю. Патрикеев. - М.: Феникс, 2014. - 95 c.

25. Патрикеев, А. Ю. Летние подвижные игры для детей / А.Ю. Патрикеев. - М.: Феникс, 2014. - 224 c.

26. Патрикеев, А.Ю. Физическая культура. 3 класс: рабочая программа по учебнику А.П. Матвеева. / А.Ю. Патрикеев. - М.: Советский спорт, 2013. - 52 c.

27. Прокофьева, В. Н. Практикум по физиологии физического воспитания и спорта / В.Н. Прокофьева. - М.: Феникс, 2016. - 192 c.

28. Решетников, Н.В. Физическая культура: Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын, Р.Л. Палтиевич, Г.И. Погадаев . - М.: ИЦ Академия, 2013. - 176 c.

29. Секерин, В.Д. Физическая культура (для бакалавров) / В.Д. Секерин. - М.: КноРус, 2013. - 424 c.

30. Ситник, Б. А. Летние забавы. Энциклопедия подвижных игр / Б.А. Ситник. - М.: Суфлер, Феникс, 2013. - 567 c.

31. Физическая культура и физическая подготовка: Учебник. / Под ред. В.Я. Кикотя, И.С. Барчукова. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 431 c.

32. Физическая культура, спорт и здоровье в современном обществе: сборник научных статей Всероссийской с международным участием очно-заочной научно-практической конференции / под ред. Г. В. Бугаева, О. Н. Савинковой. — Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2016. — 466 с.

33. Фирсин С. А., Маскаева Т. Ю. Материально-технические условия организации и проведения занятий по физкультуре и спорту / С. А. Фирсин, Т. Ю. Маскаева. // Человек. Спорт. Медицина. – 2015. – С. 159-162.

34. Якубович, М. А. Коррекция двигательных и речевых нарушений методами физического воспитания / М.А. Якубович, О.В. Преснова. - М.: Владос, 2016. - 288 c.

35. Ярлыкова О.В., Пешехонова Е.С. Развитие физических качеств младших школьников на уроках физической культуры / О.В. Ярлыкова, Е.С. Пешехонова // Таврический научный обозреватель. – 2016. - №1. – С. 92-94

36. Ярлыкова О.В., Чубукова В.В. Влияние подвижных игр на развитие физических качеств младших школьников во внеурочной деятельности / О.В. Ярлыкова, В.В. Чубукова // Таврический научный обозреватель. – 2016. - №1. – С. 99-100.

Введение

Гимнастика является одним из действенных и универсальных средств физического воспитания. Это система специфических упражнений и методических приемов, применяемых с целью физического воспита­ния, образования, спортивной подготовки, оздоровления, восста­новления, лечения, приобретения жизненно необходимых навыков прикладного, производственного или оборонного значения. Благо­даря доступности, эффективности и эмоциональности упражнений в занятиях гимнастикой наилучшим образом решаются многие задачи, типичные для физического воспитания в целом, но вопло­щаемые в специфических для гимнастики формах.

Гимнастика для школьников способствует развитию костной структуры и внутренних органов, укрепляет иммунитет. Уроков физкультуры недостаточно для ведения здорового способа жизни, поэтому ребенка нужно приобщать к физическим упражнениям в домашних условиях.

Гимнастика для школьников вовсе не предполагает сложные упражнения на подобии спортивной гимнастика. Это комплекс упражнений, похожий на производственную гимнастику. Ведь ученики сидят за школьной партой, потом сидят дома, делая уроки, после уроков сидят за компьютером. Если ученик не занимается спортом, и ведет сидячий образ жизни, который сопряжен с умственным и психологическим напряжением, его здоровье может серьезно ослабеть. Психическое и половое развитие предполагает гармоническое сочетание физической нагрузки и умственной деятельности. На уроках физкультуры можно делать упражнения на брусьях, перекладине, акробатические движения на матах, но для этого нужны снаряды, обеспечение безопасности с помощью квалифицированного инструктора.

Выбранная тема курсовой работы обусловлена тем, что младший школьный возраст самый благоприятный для заклады­вания фундамента основных двигательных навыков и физических качеств. Этот возраст считают лучшим, поскольку все показатели физических способностей обнаруживают высокие нормы прироста. В особенности это относится к быстроте, ловкости, гибкости, не­которым видам выносливости. Дети этого возраста проявляют жи­вой интерес к физическим упражнениям, хорошую готовность к обу­чению, активность ижелание заниматься.

Цель курсовой работы рассмотреть особенности организации и методику проведения занятий по гимнастике с школьниками младших классов.

Объектом выступаетметодика проведения гимнастики с младшими школьниками.

Предмет исследованияорганизация и методика проведения занятий в 1-4 классах.

Цель: раскрыть особенности применения различных форм и методов проведения и организации гимнастики в младших классах.

Задачи:

1. Определить особенности проведения занятий по гимнастике;

2. Раскрыть сущность проведения занятий по гимнастике с младшими школьниками;

2. Рассмотреть комплекс упражнений для детей младшего школьного возраста.

Методы исследования: наблюдение, изучение и обобщение передового тренерского и преподавательского опыта, теоретический анализ научно-методической литературы.

Структура исследования. Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы.

Гимнастика как средство физического воспитания

1.1. Гимнастика как учебная дисциплина

В курсе гимнастики познается ее значение как учебного пред­мета в обязательном школьном и профессиональном образовании, в системе специального среднего и высшего образования. Гимнасти­ческие нормативы включены в содержание всех ступеней комплекса ГТО и БГТО. Гимнастика в советском физкультурном движении развивается как важное средство массовой физкультурно-оздорови­тельной работы с населением.

Как научная дисциплина, гимнастика является частью науки о физическом воспитании и изучает закономерности физического развития и совершенствования человека с помощью характерных для гимнастики средств, методов и форм организации занятий. Научные исследования в области массовых видов гимнастики связаны, прежде всего, с обоснованием эффективности и доступности упражнений, оценкой их влияния на занимающихся. При этом кроме педагогических методов исследования применяется ряд фи­зиологических, психологических, биомеханических и математиче­ских методов.

В заключение можно отметить, что гимнастика, являясь учебным предметом в институтах физической культуры, может квалифици­роваться как учебная дисциплина ярко выраженной профессио­нально-педагогической направленности, существенная часть спе­циальной профилирующей подготовки преподавателей физической культуры.

Наши рекомендации