Задание № 6. НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ
Ниже вразброс дана сконструированная нами библиографическая информация об источниках. Выполните их правильное библиографическое описание.
1. Мельников В. И. «Информационная безопасность и защита информации». Учебник для вузов; второе издание, место издания - г. Москва, издательство «Проспект», 2008 год. Объем – 219 стр.
2. Статья А. Я. Савельева «Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования», опубликованная в журнале «Высшее образование в России», 2001 год, № 5, стр. 18 -27.
3. Автореферат диссертации кандидата технических наук В.А. Глухова «Исследование, разработка и построение системы электронной доставки документов в библиотеке»; г. Новосибирск, 2001 год, объём- 18 стр.
Задание № 7. НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ
К представленному тексту напишите аннотацию.
Выберите наиболее показательный отрезок для цитирования. Оформите цитату: 1) как самостоятельное предложение; 2) помещённую после двоеточия; 3) включённую в текст после подчинительного союза.
Речь нужна всем, и можно сказать, что главная профессия, связанная с речью, - это сама жизнь человека. Но есть профессии трудовые – старинные и новые, которые требуют и высокого уровня владения речью, и знания её теории, хотя бы некоторых аспектов теории речи. Это, во-первых, профессии, предметом которых служит речь, и профессии, в которых речь служит орудием, К первой группе относятся профессии редактора, актёра, оратора, учителя, преподающего родной или иностранный язык, риторику, культуру речи; переводчика, писателя, журналиста. Для этой категории специалистов речь выполняет роль не только предмета, но и средства, Ко второй группе относятся политики, преподаватели, лекторы по неязыковым предметам, психологи-консультанты, режиссёры, юристы, дипломаты. В этом перечне, разумеется, представлены не все профессии.
Для профессионального успеха бывает особенно важно владеть определёнными сторонами или разделами теории и практики речи: так, переводчику, особенно синхронному, важно в совершенстве владеть речью на двух языках как минимум, причём перекодировать содержание переводимой речи не по порядку слов, а целыми предложениями, и перекодировать моментально.
Политик должен быть хорошим оратором, знать теорию и практику риторики, иметь хорошо поставленный голос, владеть быстротой реакций, уметь разгадывать скрытую мысль в речи своих оппонентов. Жизнь показывает, насколько важно для политика владеть культурой речи, как, впрочем, и общей культурой, быть эрудитом.
Актёр должен развить в себе безотказную память, готовность памяти, способность входить в образ, ему необходимо тончайшее владение голосом, интонациями, жестами, мимикой, Необходимо знание литературы и её теории, поэтики, сценической речи.
Дипломату, помимо общей культуры речи, высокого уровня её развития, нужно знать несколько языков, не только знание, но м чутьё этикета, моментальные речевые реакции и умение разгадывать мысль собеседника ещё в большей степени, чем политику.
(Львов М. Р. Основы теории речи. – М.: Наука, 2003. – С.170 – 171).
Задание № 8. ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ РЕЧИ
1. Найдите и исправьте ошибки, допущенные автором заявления. Отредактируйте текст.
Директору фирмы «Морская звезда»
Попову Н.Л.
от П.К. Горелик,
проживающего по адресу:
236000 г. Калининград,
Солнечный бульвар, д.5, кв. 8
заявление
Прошу Вас оформить меня на работу матросом 1-го класса.
-------------------Горелик П. К.
2. Составьте резюме, предполагая, что вы претендуете на одну из должностей: а) начальник отдела сбыта коммерческой фирмы; б) торговый представитель-продажа продуктов питания, бакалейная группа; в) инженер- механик судоремонтного завода; г) программист крупной фирмы; д) секретарь-референт; е) менеджер по продажам коммерческой фирмы; ё) экономист торгового предприятия.
3. Составьте письма-приглашения с предложением принять участие: а) в выставке технического оборудования; б) в студенческой научной конференции; в) в выставке-продаже бытовой техники.
ВАРИАНТ № 2
Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ
1. Расставьте ударение в словах. Укажите возможные варианты.
Кремень, по средам, планерный, прожил, хитро, исчерпать, закупорить, заплесневеть, иначе, корысть.
2.Укажите, какими звуками обозначается сочетание ЧН:[ЧН] или [ШН]?
Горчичный, огуречный, пасечник, конечно, скворечник, подсвечник, девичник, к шапочному разбору, нарочно, сливочный.
3.Вместо точек ставьте нужную букву, Ё или Е.
Никч…мный, ман…вры, ос…длый, бл…клый, з…в, не ров…н час, оп…ка, ист…кший кровью, недоум…нный, скабр…зный.
Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
1. Произведите синонимические замены иностранных слов.
Инцидент, коллаж, триптих, нумизмат, эпатировать, тривиальный, утилитарный, фатальный, эксцентричный, регресс.
2. Устраните речевую избыточность и тавтологию.
1. На комбинате разработаны новые приборы и научные разработки в области тонкой химической технологии. 2. Студент грамотно составил свою автобиографию. 3. Жара в июне месяце стояла неимоверная.
3. Составьте словосочетания с паронимами.
Игривый – игристый, дельный – деловой, огненный – огневой.