Характеристика Шумерской цивилизации
Благоприятные условия.
Уже в 4 тысячелетии до н.э. стала развиваться ирригация – система оросительных каналов и заградительных плотин.
В 4 тысячелетии до н.э. возникают первые города, имеющие характер городов-государств. В центре города располагался храмовый комплекс, венчал который зиккурат – многоступенчатая пирамида. Рядом находился дворец правителя, а далее – глинобитные жилые постройки. Основные постройки строились из глины или сырцового кирпича (глина и солома).
В 3 тысячелетии до н.э. стала использоваться бронза, и начался бронзовый век.
Шумеры были основным населением уже в 6 веке до н.э, но они не были коренными обитателями.
Между 3 и 2 тыс. до н.э. население нижней Месопотамии говорили по шумерски, а в нижней – на аккацком. Все жители называли себя черноголовыми.
Шумерские племена жили сельскохозяйственным трудом. Земледелие как главное занятие было построено на развитой оросительной системе. Но начинает развиваться ремесло, растет специализация и постепенно начинается торговля с соседскими государствами.
На определенном этапе понадобился учет этой разнообразной деятельности и около 3300 года до н.э. в древнем Шумере возникает письменность. Сначала было рисуночное письмо, прошло около 400 столетий и рисунки постепенно стали оформляется в клинообразные значки. Данное письмо было названо клинописью. Клинопись послужила основой для многих других видов и типов письменности.
В первой половине третьего тыс. до н.э. в Шумерии существовало несколько политических центров. Встречаются два титула – Лугаль и Н. С. Лугаль – ниоткого независимый глава города-государства. Н.С. – правитель, который признал над собой власть другого. Не один Лугаль не являлся царем над всеми городами Двуречья. Было несколько попыток создания объединенного гос-ва, что удалось при Саргоне Акацком (Саргон Древний) кот. объединил шумер и аккат. Саргон смог создать единую ирригационную систему, профессиональное войско, в кот. особое значение придавалось мобильным лучникам. Благодаря этой армии Саргон добился больших успехов во внешней политике, подчинив себе ряд государств. В шумере сформировалась служивая знать – чиновники.
Благодаря объединению Двуречья стала активнее развиваться торговля, гражданская жизнь. Однако простые люди ничего не выиграли от этого объединения и в 2200 г. гос-во рухнуло, однако затем возникло другое объединенное государство и т.д.
В новом гос-ве все граждане были объявлены государственными работниками. Эта система просуществовало около 100 лет и вновь наступил период раздробленности. В это время на передние позиции выдвигается Вавилон, кот. продержался на верху власти полторы тысячи лет.
В истории Вавилона выделяют три периода: старовавилонский (царь Хаммурапи, кот. способствовал тому, что Вавилон превратился в столицу огромного гос-ва. Хаммурапи создал первую в мировой истории законодательную систему, 282 статьи – защита частной собственности, устоев патриархальной семьи. Принцип Таллиона – воздаяние равным за равное, особое положение воинов, получавшие за службу землю), средневавилонский (вторглись племена Касситов, установили свою власть продержавшуюся около 220 лет. главное достижение –успехи в коневодстве, конно-колесничная тактика ведения боя), нововавилонский (Новохудоносор 2 – укрепил границы своего государства, разрушил Иудейское царство, Финикию и другие территории; вершина могущества вавилонского государства, был сооружен величественный зиккурат Этоменанки посвящ. богу Мордуку; разбиты сады Семерамиды).
В результате войн с Персией Вавилон был подчинен Персии.
Коротко:
самая древняя цивилизация
впервые человек освоил планирование, рабство
придумали мифы, множество божеств, главное божество – Мордук, еще Анур, Энли, Энки
изобрели письменности, эпос, библиотеки
идея царственности, сакрального характера царской власти
культура имеет земную ориентированность
Египет
Название происходит от греческого слова «Айгюптус», которое в свою очередь – одно из наименований Мемфиса. Египтяне называли свою страну «Кимет», по цвету почвы или «Тамери».
Египет в начальный период развивался изолировано, из-за географического положения. Одна из древнейших цивилизаций. Уже в 6 тыс. лет появились первые зачатки цивилизации. В более-менее зрелом виде – 4 тыс. до н.э.
В многотысячелетней истории Египта можно выделить несколько периодов:
1. Додинастический период, продолжался примерно с 5 тыс. до н.э. до 3. 100 года до н.э.
2. Период «раннее царство», начало – около 3 .100 года до н.э. до 2 649 год. до н.э, 1, 2 династия.
3. Период «древнее царство», начало – 2 649, конец – 2 150 – 3, 6, династии.
4. Первый переходный период, 2150, 2040 год.
5. Среднее царство, 2040, 1640 год. до н.э.
6. Второй переходный период 1640Ю 1552
7. Новое царство, 1552, 1069 года, до н.э.
8. Третий переходный период 1609 1012 год.
9. Поздний период. 712 - 525
10. Персидское господство
11. Греко-римское господство 332 – 30 годы до н.э.
12. 640 г. н. э. – зависимость от арабской державы
Около 3. 100 года происходит объединение Юга и Севера. Во многом было связано с необходимостью создания единой ирригационной системы.
Примерно 3. 100 год – появление письменности, что связано с нуждами государства.
Именно в Египте впервые в мировой истории возникла система единого государства, отличавшаяся стабильностью и долговечностью. В основе этой стабильности лежит наличие института фараона.
Первые пирамиды – при фараонах 3-ей династии. Пирамида Джосера. Пирамида Хеопса – при 4 династии. Пирамиды перестали возводить в эпоху среднего царства; саркофаги хоронили в скалах – «долина царей». Тутмос 1 основал.
Система управления в Древнем Египте.
В начале древнего царства сложилась всеобъемлющая система администрации. Три уровня власти: нижний уровень – писцы, главы поселений, управители царского-храмового комплеса. Региональный принцип – управление номами, в центре нома – номовый храм, ном простирался на десятки км. вдоль Нила. В период образования – 42 нома. Региональное управление – номархи и жрецы. Высший уровень власти – различные гос. чиновники. Фараоны – визир (чати), руководитель царских работ. Особенностью центрального аппарата считается то, что фараон концентрировал в своих руках все ветви власти – и гос. управление и что-то еще :(
Администрация была грамотна. Особым почетом пользовались жрецы. Они занимались врачеванием, астрономией, руководили работами. Существовала своего рода полиция. Важный институт – армия. Армия имела отряды пехоты и лучников. Рядовые египтяне призывались только в случае войны.
Особенностью соц. структуры Египта было отсутствие общины. Существовало множество вельможных хозяйств.
В период среднего царства ситуация меняется. Формируется рынок, мерилом ценностей выступало зерно, денег не было, позже – медь, серебро или золото.
В период нового царства – первая в мировой истории империя. Был проведен целый ряд реформ, независимые прежде номархи превратились в чиновников.
Образ жизни древних египтян.
У древних египтян было около 2, 500 богов. Наиболее почитаемые солнечные божества – Ра, Хепри, Атон. Бог Птах - творец мира и богов. Бог Амон Ра – главное божество фиванской династии, создатель мира и покровитель власти. Бог земли – Гек(?), бог мудрости – Тот, богиня неба – Нут и др. Особенность религии – сохранение верований, свойственных фетишизму и чему-то еще.
Жрецы Гелиополя выделили божественную девятку: девять главных богов: Атум-Ра, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Сет и Нифтида, Сида и Осирис. Осирис – владыка загробного мира, брат Сета. Управлял Египтом в определенный период истории, был убит Сетом.
Эхнотон, Аминхатеп 4 – попытка введения единобожия. Бог – солнечный диск – Атон. Но реформа встерчена была вштыки жрецами и народом.
Образ жизни и основные достижения.
Большое значение имели селхоз работы и семья. Была распространена грамотность.
Наука египтян была наглядна и конкретна: геометрия, начала алгебры, календарь, деление суток на 24 часа, астрономия, возникло учение о кровообращении, специализация врачей и тд. Египтяне первыми изобрели стекло. Жан Франсуа Шампольон первый египтолог. «Египет – древняя матерь нашей культуры» .
Древняя Индия.
В районе реки Инд существовала цивилизация, современная Древнему Шумеру и Древнему Египту, возрастом около 5000 лет. Можно выделить следующие этапы развития Индии:
1. Индская цивилизация (протоиндийская, харапская) 3 тысячелетие до н.э.
2. Арийский этап (связан с приходом на Индостан племен древних Ариев и появлением арийской культуры):
a. Ведийский период,
b. Брахманийский период,
3. Буддийский этап (сер. 1 тысячелетия до н.э.)
4. Индуизм (2я половина 1 тысячелетия н.э.)
Протоиндийская цивилизация демонстрирует пример нетипичной для древнего мира городской цивилизации. (2500-1700 г. до н.э.). О высоком уровне развития этой цивилизации говорит существование прекрасно спланированных городов, имелась канализация, улицы пересекались под прямым углом, угловые дома имели акругленные углы, дома были двух и трехэтажными. Всего было раскопано около 1000 городов. В наиболее крупных проживало от 40 до 100 тыс. человек. Города обносились мощными стенами.
Умели выращивать рис, пшеницу, многие овощи и самые различные культуры, хлопок; большое внимание уделялось саоводству. Использовалось водочерпательное колесо, деревянный плуг, 2 и 4 колесные повозки; были одомашнены многие породы животных. Металл известен не был.
Были обнаружены терракотовые фигурки, печати и даже шахматные фигурки.
Язык харапцев до сих пор не расшифрован. Была развита торговля.
Было выявлено 400 рисуночных знаков.
Поклонялись Богине-матери.
Индоарийская цивилизация. Этап высокого духовного развития. Возникла в долине Ганга. Об этой цивилизации можно судить по литературным памятником, т.к. в пане материальной культуры не осталось примечательных следов. Уже владели железо, что позволяло успешно обрабатывать землю. Были оставлены священные книги – веды («знание»). Письменность появилась во 2 тысячелетии до нашей эры.
Веды включают 4 сборника – риг веда (книга гимнов), само веда, яджур веда (Эсборники молитвенных заклинаний и обрядов), атхарва веда (книга песнопений и магических заклинаний. Внутри вед – самхиты, брахманы, араньяки и упанишады.
Самая главная – риг веда. Здесь представлены основные энциклопедические знания, представлен пантеон, представления о мире и его происхождений.
Космогонические мифы – рассказывают о происхождении всего многообразия, существующего на Земле. Миф о Курушу. В результате его жертвоприношения: из глаз – звезды, изо рта-воздух, из рук – живее существа, и т.д.
Мифология. Всего в риг веде есть описание 3339 богов (число может отличаться, но всегда кратно 3, типа 3 царства). Дьяус – бог неба, Иадити – плоородия, Варуна и Митра (стражи порядка), Иднра и рутра – воздух, земля – акме и т.д. сть представления о рае для праведников. Начинают формироваться зачаточные представления о варнах .
Среди всех божеств почиталс Индра – бог грома, глава пантеона. Также Агни – бог огня и домашнего очага, и Сури – бог Солнца. Главное в культе – принесение в жертву животных.
В начале 1 тыс до н. э. начинается брахманийский период. Это этап раннеклассового общества. Выделяется 3 главных бога: Брахма, Вишну и Шива. Миф о Курушу был изменен. Брахма – создатель мира. Брахма считается прародителем каст: изо рта – брахманы, из плеч - шатрии, из бедер – вайшьи, из стоп - шудры. Происходит расслоение народа на касты (варны), между которыми запрещен переход. Только в Индии такая система была завершена. Основных сословий – 4 (брахманы (белые), шатрии (красные) – военная знать, вайшьи (желтые) – ремеселенники и торговцы, шудры – неполноправные, должны служить трем первым варнам).
Новое в духовном плане. Прежнее понятие рая уходит. Появляется понятие Сансара (вечный круг перерождений), Карма и Мокши – духовное освобождение от перерождений.
Появились тексты: упанишады, эпические произведения и проч. Выделяются: самхиты, брахманы, араньяки (лесные тексты) и упанишады. Представители 3 варн изучали саммиты, позже, в брачном возрасте – брахманы, в зрелости – араньяки, позже – упанишады (высший уровень сакральных текстов). Появляется древнеиндийский эпос Махапхарата, о Раме, Мхагавакитта (основные положения учения о йоге).
В конце 1 тысячелетия до н.э. – индуизм. 3 основные ценности: дхарма (закон, добродетель), артха (польза, благополучие), кама (любовь). Только соблюдение этих 3 ценностей способно дать освобождение от сансары.
В середине 1 тысячелетия до н.э. возникли 2 религиозные системы – джайнизм и буддизм. Джайнизм был основан принцем Махавира. Джанизм отрицал святость вед и вводил 5 основных запретов: ахимс (не навреди живому), правдивость, не укради, воздержись от привязанности, обет целомудрия. Главная книга Джайнизма – 3 жемчужины. Джайнизм возник в противовес элитарности. Буддизм провозгласил возможность духовного освобождения блаблабла. Также был антиэлитарен. Создатель Ситхарха Гаутам.
4 великих истины: вся жизнь есть страдание, существуют причины страданий – наши желания; страдания можно прекратить – загасив желания, то есть погрузиться в нирвану; существует путь достижения нирваны – восьмеричный путь (правильное понимание истин, правильная решимость, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное внимание, правильное сосредоточие).
Расцвета древнеиндийская культура достигла в период Ушанского царства – в Золотой век др. Индии (победа индуизма над остальным). Официальный язык – санскрит. В 99 г н.э. в Риме появилось первое Индийское посольство.