Б) Ф. Шиллер; г) Г. Гессе
14. Естественные языки имеют следующие признаки:
а) не имеют автора;
б) полностью зависят от воли людей;
в) практически не подлежат изменению;
г) не подвержены ассимиляции.
15. Назовите мыслителя, полагавшего, что мир человеческой культуры является продуктом мыслительной деятельности людей, а символ – единственный инструмент культурного освоения действительности:
а) А. Бергсон; в) Э. Кассирер;
б) К. Ясперс; г) Ж.-П. Сартр.
16. Фактор культурной динамики, при котором осуществляется соединение разнородных элементов, в результате чего возникает новое культурное явление:
а) диффузия; в) интеграция;
б) синтез; г) централизация.
17. Автор труда «О начале человеческой истории»:
а) Розин; в) Поршнев;
б) Т. де Шарден; г) Энгельс.
18. Как называется эволюционное состояние биосферы, когда разумная деятельность человечества и техника становятся решающим фактором ее дальнейшего развития:
а) ноокомплекс; в) ноосфера;
б) техносфера; г) социосфера.
19.Концепцию элитарности культуры разрабатывал:
а) Ф. Ницше; в) А. Моль;
б) М. Фуко; г) Ч. Пирс.
20. Что с точки зрения славянофилов делает русскую культуру целостной и органичной:
а) срединное положение между Востоком и Западом;
б) православие;
в) рационализм;
г) изолированность от Запада.
Тест 4
1. В чем состоит специфика социокультурного знания:
а) носит энциклопедический характер;
б) отличается прагматическим характером;
в) ему присущи ценностные установки;
г) характеризуется дидактическими установками.
2. Как называется работа отечественного историка Л. Гумилева, в которой культура рассматривается как «кристаллизированная пассионарность»?
а) «Письма для поощрения гуманности»;
б) «Этногенез и биосфера Земли»;
в) «Сущность христианства»;
г) «Элементы человеческой культуры».
3. Познавательная функция культуры обеспечивает:
а) воспроизведение действительности в мышлении человека;
б)процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса;
в) практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе;
г) способность концентрировать социальный опыт множества поколений людей.
4. Назовите мыслителя, который полагал, что религия является важным фактором, обеспечивающим целостность общества:
а) Э. Дюркгейм; в) М. Вебер;
б) М. Бубер; г) В. Дильтей.
5. Что лежит в основе марксистской концепции генезиса человека и культуры:
а) труд; в) пассионарность;
б) рефлексия; г) игра.
6. Культурное действительное – это:
а) первозданная природа; в) природное, преобразованное человеком;
б) образ жизни человека; г) проявление духовной жизни.
7. Каким мыслителем ХIХ века было введено в понятийный аппарат гуманитарного знания противопоставление аполлонического и дионисийского начал:
а) З.Фредом; в) Н.Данилевским;
б) Ф.Ницше; г) А.Шопенгауэром.
8. Каким мыслителем ХIХ века было введено в понятийный аппарат гуманитарного знания противопоставление аполлонического и дионисийского начал:
а) З.Фредом; в) Н.Данилевским;
б) Ф.Ницше; г) А.Шопенгауэром.
9. Государство западных цивилизаций:
а) подчиняет себе индивида;
б) находит гармонию между человеком и государством;
в) интересы гражданина доминируют над интересами государства;
г) государство стоит на страже интересов каждого гражданина.
10. Согласно теории швейцарского ученого К. Юнга наличие духовной культуры обусловлено:
а) наличием культурной среды;
б) экологическими причинами;
в) воздействием социальных причин;
г) проявлением силы человеческого интеллекта.
11. Как называется труд французского мыслителя П. Тейяра де Шардена:
а) «Древнее общество»; в) «Первобытная культура»;
б) «Феномен человека»; г) «Золотая ветвь».
12. Кто из культурологов свои основные идеи общую концепцию культуры изложил в трех фундаментальных работах «Наука о культуре», «Эволюция культуры», «Понятие культурных систем: ключ к понимаю племен и наций»:
а) Б. Малиновский; в) М. Мид;
б) А. Радклифф-Браун; г) Л. Уайт.
13. Что с точки зрения Шиллера «дает человеку свободу, как в физическом, так и в моральном отношении»:
а) разум; в) игра;
б) страсть; г) созерцание.
14. Развитие семиотического направления в культурологии связано с именем:
а) М. Мид; в) К. Юнга;
б) З. Фрейда; г) Л. Уайта.
15. С каким периодом развития культуры связывал М. Петров возникновение универсально-понятийного культурного кода:
а) первобытное общество; в) культура до XVII века;
б) античность; г) культура после XVII века.
16. Фактор культурной динамики, для которого характерна приверженность общества неизменным традициям и резкое ограничение или запрет нововведений:
а) застой; в) консерватизм;
б) традиционализм; г) стабильность.
17. Ученый, который считал, что результатом эволюции должна стать «Сверхжизнь», т.е. полное окончание всех эволюционных процессов:
а) Гердер; в) Т. де Шарден;
б) Тейлор; г) Л. Уайт.
18. Кто из мыслителей ХХ века полагал, что человеческий разум становится мощной геологической и космической силой:
а) П. Сорокин; в) Н. Бердяев;
б) В. Вернадский; г) П. Флоренский.
19. Постструктурализм отрицает:
а) отношение к культуре как к тексту;
б) интерпретация текста;
в) исследование динамики, изменчивости культурных текстов;
г) универсальность новоевропейской метафизической и научной традиции.
20. Для русской духовности характерно:
а) склонность к компромиссу;
б) стремление к преобразованию мира;
в) стремление к совершенствованию души;
г) формирование личностной автономии.
Тест 5.
1. Как называется фиксируемый общественным сознанием простейший элемент культурного процесса, несущий какой-либо смысл или образ культуры:
а) культурный индивид; в) культурная единица;
б) культурный человек; г) культурное начало.
2. Преставление о культуре как игре было разработано:
а) Ю.Лотманом; в) Й. Хейзингой;
б) К. Юнгом; г) Л. Уайтом.
3. Коммуникативная функция культуры позволяет:
а) воспроизводить действительность в мышлении человека;
б) получать новое знание о человеке и о мире;
в) усваивать культуру посредством общения;
г) определить (регулировать) различные стороны, виды общественной и личной деятельности людей.
4. Как называется определенное поведение людей, отвечающее сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации:
а) дисциплина; в) порядок;
б) самоорганизация; г) подчинение.
5. Как называется совокупность вещественных и личностных элементов культуры, с которыми взаимодействуют социальный субъект и которые оказывают влияние на его жизнедеятельность, формируют его потребности, интересы и ценностные ориентации:
а) культурные элементы; в) культурный слой;
б) культурные средства; г) культурная среда.
6. Возникновение культуры как надприродного способа деятельности:
а) полностью отрицает влияние природы;
б) не исключает ее единства с природой;
в) не представляется возможным без влияния природы;
г) не происходит вне природы.
7. Назовите один из признаков «осевого времени», выделенный К. Ясперсом:
а) появление мировых религий; в) появление техники;
б) появление искусства; г) возникновение философии.
8. Модель идеального типа культуры:
а) никогда не воплощается в реальности;
б) частично воплощается в обществе;
в) полностью воплощается в обществе;
г) ее просто не существует.
9. Для восточных культур характерно признание принципа:
а) «чем древнее, тем вернее»;
б) « чем новее, тем лучше»;
в) допускается в некоторых сферах доминирование новаций над традициями;
г) требование активного реформирования экономики.
10. Как называется полное сомнений размышление, анализ собственного психического состояния:
а) саморазвитие; в) самопознание;
б) рефлексия; г) познание.
11. Книга «Первобытная культура» написана:
а) Э. Тайлором; в) Б. Малиновским;
б) Г. Спенсером; г) Ю. Лотманом.
12. Назовите представителей функционализма:
а) Ю. Лотман, М. Бахтин, М. Каган;
б) Э. Тайлор, Г. Спенсер, Дж. Фрезер, Л. Морган;
в) Б. Малиновский, А. Радклифф-Браун;