Б) Ф. Шиллер; г) Г. Гессе

14. Естественные языки имеют следующие признаки:

а) не имеют автора;

б) полностью зависят от воли людей;

в) практически не подлежат изменению;

г) не подвержены ассимиляции.

15. Назовите мыслителя, полагавшего, что мир человеческой культуры является продуктом мыслительной деятельности людей, а символ – единственный инструмент культурного освоения действительности:

а) А. Бергсон; в) Э. Кассирер;

б) К. Ясперс; г) Ж.-П. Сартр.

16. Фактор культурной динамики, при котором осуществляется соединение разнородных элементов, в результате чего возникает новое культурное явление:

а) диффузия; в) интеграция;

б) синтез; г) централизация.

17. Автор труда «О начале человеческой истории»:

 
  Б) Ф. Шиллер; г) Г. Гессе - student2.ru

а) Розин; в) Поршнев;

б) Т. де Шарден; г) Энгельс.

18. Как называется эволюционное состояние биосферы, когда разумная деятельность человечества и техника становятся решающим фактором ее дальнейшего развития:

а) ноокомплекс; в) ноосфера;

б) техносфера; г) социосфера.

19.Концепцию элитарности культуры разрабатывал:

а) Ф. Ницше; в) А. Моль;

б) М. Фуко; г) Ч. Пирс.

20. Что с точки зрения славянофилов делает русскую культуру целостной и органичной:

а) срединное положение между Востоком и Западом;

б) православие;

в) рационализм;

г) изолированность от Запада.

Тест 4

1. В чем состоит специфика социокультурного знания:

а) носит энциклопедический характер;

б) отличается прагматическим характером;

в) ему присущи ценностные установки;

г) характеризуется дидактическими установками.

2. Как называется работа отечественного историка Л. Гумилева, в которой культура рассматривается как «кристаллизированная пассионарность»?

а) «Письма для поощрения гуманности»;

б) «Этногенез и биосфера Земли»;

в) «Сущность христианства»;

г) «Элементы человеческой культуры».

3. Познавательная функция культуры обеспечивает:

а) воспроизведение действительности в мышлении человека;

б)процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса;

в) практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе;

г) способность концентрировать социальный опыт множества поколений людей.

4. Назовите мыслителя, который полагал, что религия является важным фактором, обеспечивающим целостность общества:

а) Э. Дюркгейм; в) М. Вебер;

б) М. Бубер; г) В. Дильтей.

5. Что лежит в основе марксистской концепции генезиса человека и культуры:

а) труд; в) пассионарность;

б) рефлексия; г) игра.

6. Культурное действительное – это:

а) первозданная природа; в) природное, преобразованное человеком;

б) образ жизни человека; г) проявление духовной жизни.

7. Каким мыслителем ХIХ века было введено в понятийный аппарат гуманитарного знания противопоставление аполлонического и дионисийского начал:

а) З.Фредом; в) Н.Данилевским;

б) Ф.Ницше; г) А.Шопенгауэром.

8. Каким мыслителем ХIХ века было введено в понятийный аппарат гуманитарного знания противопоставление аполлонического и дионисийского начал:

а) З.Фредом; в) Н.Данилевским;

б) Ф.Ницше; г) А.Шопенгауэром.

9. Государство западных цивилизаций:

а) подчиняет себе индивида;

б) находит гармонию между человеком и государством;

в) интересы гражданина доминируют над интересами государства;

г) государство стоит на страже интересов каждого гражданина.

10. Согласно теории швейцарского ученого К. Юнга наличие духовной культуры обусловлено:

а) наличием культурной среды;

б) экологическими причинами;

в) воздействием социальных причин;

г) проявлением силы человеческого интеллекта.

11. Как называется труд французского мыслителя П. Тейяра де Шардена:

а) «Древнее общество»; в) «Первобытная культура»;

б) «Феномен человека»; г) «Золотая ветвь».

12. Кто из культурологов свои основные идеи общую концепцию культуры изложил в трех фундаментальных работах «Наука о культуре», «Эволюция культуры», «Понятие культурных систем: ключ к понимаю племен и наций»:

а) Б. Малиновский; в) М. Мид;

б) А. Радклифф-Браун; г) Л. Уайт.

13. Что с точки зрения Шиллера «дает человеку свободу, как в физическом, так и в моральном отношении»:

а) разум; в) игра;

б) страсть; г) созерцание.

14. Развитие семиотического направления в культурологии связано с именем:

а) М. Мид; в) К. Юнга;

б) З. Фрейда; г) Л. Уайта.

15. С каким периодом развития культуры связывал М. Петров возникновение универсально-понятийного культурного кода:

а) первобытное общество; в) культура до XVII века;

б) античность; г) культура после XVII века.

16. Фактор культурной динамики, для которого характерна приверженность общества неизменным традициям и резкое ограничение или запрет нововведений:

а) застой; в) консерватизм;

б) традиционализм; г) стабильность.

17. Ученый, который считал, что результатом эволюции должна стать «Сверхжизнь», т.е. полное окончание всех эволюционных процессов:

а) Гердер; в) Т. де Шарден;

б) Тейлор; г) Л. Уайт.

18. Кто из мыслителей ХХ века полагал, что человеческий разум становится мощной геологической и космической силой:

а) П. Сорокин; в) Н. Бердяев;

б) В. Вернадский; г) П. Флоренский.

19. Постструктурализм отрицает:

а) отношение к культуре как к тексту;

б) интерпретация текста;

в) исследование динамики, изменчивости культурных текстов;

г) универсальность новоевропейской метафизической и научной традиции.

20. Для русской духовности характерно:

а) склонность к компромиссу;

б) стремление к преобразованию мира;

в) стремление к совершенствованию души;

г) формирование личностной автономии.

Тест 5.

1. Как называется фиксируемый общественным сознанием простейший элемент культурного процесса, несущий какой-либо смысл или образ культуры:

а) культурный индивид; в) культурная единица;

б) культурный человек; г) культурное начало.

2. Преставление о культуре как игре было разработано:

а) Ю.Лотманом; в) Й. Хейзингой;

б) К. Юнгом; г) Л. Уайтом.

3. Коммуникативная функция культуры позволяет:

а) воспроизводить действительность в мышлении человека;

б) получать новое знание о человеке и о мире;

в) усваивать культуру посредством общения;

г) определить (регулировать) различные стороны, виды общественной и личной деятельности людей.

4. Как называется определенное поведение людей, отвечающее сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации:

а) дисциплина; в) порядок;

б) самоорганизация; г) подчинение.

5. Как называется совокупность вещественных и личностных элементов культуры, с которыми взаимодействуют социальный субъект и которые оказывают влияние на его жизнедеятельность, формируют его потребности, интересы и ценностные ориентации:

а) культурные элементы; в) культурный слой;

б) культурные средства; г) культурная среда.

6. Возникновение культуры как надприродного способа деятельности:

а) полностью отрицает влияние природы;

б) не исключает ее единства с природой;

в) не представляется возможным без влияния природы;

г) не происходит вне природы.

7. Назовите один из признаков «осевого времени», выделенный К. Ясперсом:

а) появление мировых религий; в) появление техники;

б) появление искусства; г) возникновение философии.

8. Модель идеального типа культуры:

а) никогда не воплощается в реальности;

б) частично воплощается в обществе;

в) полностью воплощается в обществе;

г) ее просто не существует.

9. Для восточных культур характерно признание принципа:

а) «чем древнее, тем вернее»;

б) « чем новее, тем лучше»;

в) допускается в некоторых сферах доминирование новаций над традициями;

г) требование активного реформирования экономики.

10. Как называется полное сомнений размышление, анализ собственного психического состояния:

а) саморазвитие; в) самопознание;

б) рефлексия; г) познание.

11. Книга «Первобытная культура» написана:

а) Э. Тайлором; в) Б. Малиновским;

б) Г. Спенсером; г) Ю. Лотманом.

12. Назовите представителей функционализма:

а) Ю. Лотман, М. Бахтин, М. Каган;

б) Э. Тайлор, Г. Спенсер, Дж. Фрезер, Л. Морган;

в) Б. Малиновский, А. Радклифф-Браун;

Наши рекомендации